Автомобиль - это роскошь или средство передвижени

Игорь Вайсман
               

      Похоже, масштабы заболевания катарактой и глаукомой в нашей стране гораздо больше, нежели полагают медики. Судите сами!
      Стоит женщина на остановке, рядом мужчина курит, дым попадает ей в ноздри, она возмущается и бранится. Но рядом стоят машины, из выхлопных труб которых выходят газы, в сотни раз большие по объему и не уступающие по вредности табачному дыму. Однако же женщина их не замечает!
      Идем дальше. 12 ноября в Уфе на площади имени В.И.Ленина состоялась акция в поддержку антитабачного закона. А всего по России прошло 13 таких акций. Участники держали в руках плакаты: "Табак - легальный наркотик", "400 тысяч смертей ежегодно в России на совести табачной промышленности", "Позор табачным лоббистам-предателям". А рядом мимо митингующих по главной городской магистрали в это время сновали армады автомобилей всех видов и марок. Они дымили так, что куда там курильщикам за ними угнаться. Но их то активисты и не увидели!
      Поднимаемся выше. Правительство Дмитрия Медведева внесло в Государственную Думу законопроект "О защите населения от табака". Вспомнило про население! А как насчет защиты его же от выхлопных газов? "Простите, таких газов не заметили!"
      Может быть вред от выхлопных газов ничтожен против никотина, потому-то их и не замечают? А давайте спросим эксперта?
      "При равных объемах вредность табачного дыма и выхлопных газов от машин сопоставимы, - утверждает преподаватель экологии, профессор Рашит Хазиахметов.- Наш организм практически не защищен от вредных газов и они почти полностью поступают в легкие и оттуда в кровь. Выхлопные газы, среди прочего, отравляют сердечно-сосудистую систему, а газ от сжигания дизельного топлива способствует раку легких. Кроме того, резиновая крошка, в огромных количествах образующаяся от стирания шин об асфальт, увеличивает объем пыли в воздухе, которая адсорбирует вредные вещества, находящиеся в нем, и вместе с ними проникает в наши легкие.
      Однако, объемы табачного дыма и выхлопных газов несопоставимы. Последних больше в сотни тысяч раз. Поэтому вред от табака носит локальный характер, а от выхлопных газов - массовый. Загрязнение воздуха - одно из самых опасных явлений. И никто не придает значения этой проблеме! Больше того - население почти поголовно пересаживается в автомобили, а городские власти идут ему навстречу, расширяя дороги и уничтожая деревья."
      Специалисты Всемирного фонда природы подсчитали, что за год активной работы личный автомобиль выбрасывает в атмосферу количество углекислого газа равное его весу.
      А что говорят обо всем этом первые лица республики и города?           "К нам постоянно обращаются жители северной промзоны с жалобами на неудовлетворительное состояние очистных сооружений предприятий химической промышленности, - говорит глава Администрации Уфы Ирек Ялалов. - Однако главным источником загрязнений уже второй год подряд является городской парк автомобилей, находящихся в личном пользовании. С увеличением их числа суммарное количество вредных веществ, выбрасываемых подвижными источниками загрязнения, превысило количество выбросов от источников стационарных."
      Выступая с Посланием к Государственному Собранию, президент Башкортостана Рустэм Хамитов отметил, что на протяжении последних трех лет наблюдается заметный рост количества выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от автомобильного транспорта. Воздух в республике насыщен сотнями химических соединений, при том, что более половины мощностей газоочистных установок эксплуатируется свыше двадцати лет и эффективность их работы невысока.
      И вот, несмотря на такие выводы, наша республиканская и городская власть принялась энергично расширять дороги и рубить деревья вдоль них.
      Хочу еще напомнить тем, кто запамятовал или не в курсе, что автомобиль - не только источник ядовитых газов, но и орудие убийства. По словам главного государственного инспектора БДД МВД по РБ Динара Гильмутдинова, с начала текущего года на улицах и дорогах республики в авариях погибли 636 человек, 5474 получили увечья. Это население целого села! "Количество аварий пропорционально росту числа транспортных средств, находящихся в личном пользовании, - отмечает главный госинспектор. - Сегодня республика переходит барьер в один миллион четыреста тысяч автомобилей, находящихся в личном пользовании, в Уфе - четыреста тысяч авто".
      По словам генерального прокурора России Юрия Чайки, за первое полугодие 2014 года только на территории Центрального и Северо-Западного федеральных округов в ДТП погибло и ранено более 45 тыс. человек. По данным МВД, «в настоящее время уголовные дела об авариях в ДТП с человеческими жертвами составляют более 60% от общего числа расследуемых полицией дел».
     «Каждый день сообщения ГАИ как сводки с фронтов: убитые, раненые», - отмечает Виктор Коклюшкин. По словам сатирика, то что творится на российских дорогах впору назвать войной: только в 2013 году  по статистике 27 тысяч человек погибло и 358 тысяч покалечено.
      По данным Роспотребнадзора, в 2013 году из-за загрязненного воздуха заболело около 4 млн россиян, умерло 18 тысяч. «Убийца – автотранспорт, - сказал член-корреспондент РАН Алексей Яблоков. – Я считаю, что эти данные еще и занижены. Особенно опасны машины, которым больше 10 лет, - их в нашей стране более 50%. Плюс некачественное топливо. Примерно 30% АЭС торгуют недоочищенным бензином!»
      Данная проблема привела к тому, что с 2005 года по предложению Генеральной Ассамблеи ООН в календаре добавилась памятная дата - 18 ноября - Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий.
      В Советском Союзе в борьбе с курением часто использовалась фраза о том, что несколько граммов никотина убивают лошадь. Но ведь такое количество никотина лошадь еще должна получить. По сути пример чисто теоретический. А вот со смертью животных под колесами машин дело обстоит очень даже практически. По данным начальника отдела охраны животных Министерства природопользования и экологии Глеба Егорова, с начала года в Башкирии под колесами погибло 40 лосей, 18 кабанов и 5 косуль. Учет задавленных более мелких животных Министерством не ведется. Учетом сбитых кошек и собак вообще некто не занимается.А их, очевидно, немало, учитывая практическую безнаказанность сбивших. Однажды на перекрестке мне довелось вытащить котенка буквально из под колес едущего автомобиля. Только благодаря моему появлению на дороге, водитель притормозил.
      И еще один довод не в пользу автовладельцев в сравнении с курильщиками. Из-за курильщиков деревья не вырубают в массовом порядке. И этого не заметили митингующие на площади, Правительство страны и женщина на остановке ( смотрите начало статьи ) !
      Я задал вопрос  Рашиту Хазиахметову: "можно ли утверждать, что из за огромного количества выхлопных газов у населения снижается продолжительность жизни?" "Это так бы и было, если бы люди не поглощали в больших количествах лекарства, - ответил профессор. - Обратите внимание, каких масштабов достиг аптечный бизнес, такого никогда доселе не было. Люди практически посажены на лекарства. Вот уж кому рост числа машин действительно выгоден, так фармацевтам!"
      Некоторым может показаться, что я защищаю курильщиков. Ничего подобного! Я защищаю справедливость. И мне тоже очень неприятно, когда водитель маршрутки курит за рулем, и половина пассажиров вынуждена дышать дымом. А это бывает почти всегда на дальних маршрутах. И также неприятно, когда на сиденье рядом, в той же маршрутке, садится этакая ходячая пепельница. Приходится встать и отойти в конец салона, чтобы не задохнуться.
      Когда-то возник полусерьезный вопрос: что есть автомобиль - роскошь или средство передвижения? В те времена кислорода в воздухе было побольше, чем сейчас, оттого и вопрос этот никого особо не взволновал. Но сейчас ситуация изменилась кардинально. "Одно из двух: или люди сделают так, что станет меньше дыма, или дым сделает так, что станет меньше людей",- говорит Луи Баттан. По мнению известного российского эколога Алексея Яблокова, человечество никогда не достигнет численности в 9 миллиардов, потому что из-за тотального загрязнения окружающей среды человеческий генетический материал претерпевает невиданные ранее изменения - растет число инвалидов от рождения, бесплодных и дебилов.
Так что есть автомобиль? Роскошь или средство передвижения?  Практика показывает, что он может быть и тем и другим. Неодушевленные предметы, как известно, не могут представлять добро или зло. Тем или другим их делают люди.
     Я знаю несколько очень порядочных человек, не экологов, не социальных активистов, не "зеленых". Это просто порядочные люди, не желающие причинять кому-либо вред. У них есть личный автотранспорт, но используют они его только по необходимости, когда нужно что-то перевезти или съездить туда, куда общественный транспорт не ходит. Во всех остальных случаях они передвигаются, как обычные пешеходы. Вот это пример, когда автомобиль - средство передвижения.      
     А теперь противоположный пример. Вот, что рассказали охранники, работающие на шлагбауме при въезде на промышленную базу:
- Поражаемся, до чего борзые люди пошли! На нашу базу посторонние машины могут заезжать только за грузом. Но часто происходит так: подъезжает на легковушке молодой человек, по возрасту годящийся нам в сыновья, и сигналит перед шлагбаумом. "В чем дело?" - спрашиваем. "Мне нужно в офис". "Поставьте машину и идите в офис. Это - сто метров на территории". "Ты чего, отец ( мужик, абзый, земляк ) спятил? Я, что, пешком должен идти!?"  После отказа, "гость" звонит тому, к кому приехал, и тот, встав на его сторону, принимается нас уговаривать "пропустить ребят" на машине.
     Полагаю, что такие "ребята" издеваются не только над охранниками. И чем больше их расплодится, тем больше денег мы будем тратить на поправку своего здоровья.
     Во время прошедшего в Уфе молодежного Чемпионата мира по хоккею канадские болельщики пришли в ужас от манер наших автовладельцев, их стиля вождения, полного отсутствия заботы о пешеходах и парковки. «Машины везде – на тротуарах, бордюрах, обочинах, В общем, где физически можно припарковать транспортное средство, оно там будет»- написал в своем «Твиттере» один из гостей.
     В нашей стране ведутся разговоры о введении налога на роскошь для богатых людей. А я думаю, не помешает также ввести налог тем, для кого личный автомобиль - роскошь, кто им травит всех нас без меры и создает пробки на дорогах. Разумнее всего было бы определить необходимый минимум использования личного автотранспорта. Все, что сверх минимума, облагается налогом. Как это сделать практически, думаю, соответствующие специалисты придумают.
    Я сильно сомневаюсь, что меня услышат высокопоставленные персоны, которые принимают решения, но надеюсь, что борцы с курильщиками сделают для себя соответствующие выводы.