Что такое правда?

Ольга Барсукова -Фокина
  Теплый летний день. Окна в московском доме расположенном недалеко от Садового кольца, но на улице которая оканчивается тупиком,  открыты. Легкий ветерок чуть колышет занавески. Солнечные лучики бегают по комнатам, ныряют под кровати, забираются на потолок. Невесомый белый пух кружится в воздухе. Белые облака медленно плывут по небу. И только громкие детские голоса  во дворе нарушают этот покой и негу. Шум мегаполиса сюда практически не доходит. 
  В кухне у плиты, в квартире на 2-ом этаже,  стоит женщина лет шестидесяти, может чуть больше. на плите что-то булькает, шипит, парит.  Хлопает входная дверь и в кухню врывается девочка лет восьми, девяти. Ее волосы растрепаны, платье разодрано в двух местах. Она падает на стул, вытирает руки о платье и спрашивает: - Бабушка, а разве правда может быть разной? Правда, же одна?
  Она болтает ногами,  берет с тарелки  хлеб с маслом, от которого  с удовольствием откусывает большой кусок.  Соскакивает, хватает кружку, наливает чай, быстро прихлебывает, закашливается.
  Бабушка поворачивается, вытирая руки о фартук, и недовольно качает головой.
  - Не можешь подождать пять минут? Опять кусочничаешь?  Беда мне с тобой. Сядь нормально, а то чай опрокинешь на ноги.
  - Бабушка! Ответь мне!
  - Вот привязалась! Тут, одним словом не ответишь.  Вопрос на первый взгляд  простой, но на самом деле сложный. Вроде правильное высказывание – «Что не истина, то ложь». Но есть еще и такое – «Свет показывает тень, а правда – загадку».  Не помню, кто так сказал, но сказал правильно.  А с чего это ты вдруг этим заинтересовалась?
  - А мы играли во дворе с ребятами в войнушку. Половина были «фашистами», половина «нашими».  «Фашисты»  начали нас побеждать.  Туда просто Витька с Сережкой попали, мы по считалочке делились, чтобы никому не обидно было, они туда и попали. А они знаешь, какие сильные! Мы начали «фашистам»  говорить, что они не могут нас победить, потому, что это будет неправда. Ведь в  войне же  мы  победили - русские? Значит, они должны нам поддаться! А они не захотели. И тут к нам подошел дед Вася из 4 подъезда, спросил, из-за чего мы спорим. Мы сказали. А он говорит, что у каждого человека или народа всегда  своя правда. Тогда победили те, на чьей стороне была сила и уверенность в победе. Но, победа в войне, не всегда победа в целом. Он что-то еще говорил, о правоте, но я не поняла. А, правда и правота это не одно, и тоже?
  Бабушка садится  к столу и задумывается. Потом качает головой, и хмыкает:   
  - Нашел Вася с кем философствовать.  Он  прав, конечно. Но, то, что он  вам сказал, для вас еще слишком рано.  Не понять, вам пока. Малы еще, да и глупы, а тема серьезная. Ладно, попробую растолковать, чтобы ты поняла на простых примерах, что такое правда и что такое правота.   Вот  ты сейчас прибежала со двора, руки не помыла, села к столу, схватила хлеб и начала есть. Я на тебя начала ругаться. Ты считаешь, что я не права, потому, что ты хочешь, есть и не хочешь ждать обеда, и руки ты вытерла о платье. Это и есть твоя  правота. Ты же считаешь, что права? Или нет?
  - Конечно! Обеда еще ждать надо минут десять, а я есть хочу! У меня живот болит от голода.
  - Ну, вот. А я, ругая тебя за это считаю, что я права. Платье  у тебя  грязное, как и руки. А от грязи, которая попадет на хлеб, а потом в твой живот ты можешь заболеть. Если ты наешься хлеба, то не станешь, есть суп, а суп есть надо каждый день, чтобы нормально работал твой желудок. А то он у тебя от сухомятки и болит. Да и мое время, потраченное на приготовление обеда, получается потрачено зря. Видишь, у нас с тобой  у каждого своя правота и правда. Теперь поняла?
  - Ну-ну-ну, да.
  - Видимо нет. Попробую еще объяснить.  Знаешь,  2 человека могут говорить разные вещи, но и тот и другой  будет говорить  правду и будет по-своему прав.   Допустим мы с тобой, пришли в музей и смотрим на одну и ту же картину.  На картине изображена роща, озеро, тропинка, небо, облака и под одним из деревьев скамья.  Я, рассматривая эту картину, обращаю внимание на тропинку, которая ведет к роще и скамью, и даже долго пытаюсь разглядеть, сидит ли кто на этой скамье или нет.  Именно это меня заинтересовало в этой картине. На все остальное я не обращаю внимание. Так, скользнула взглядом и все. И когда меня потом  кто-то спросит,  что изображено на этой картине, я вспомню именно о скамье и роще. И это будет моя правда. Потому, что это там есть. Я сказала правду.  Именно так я ее увидела, эту картину. А тебе в этой картине, допустим, понравится  озеро.
   - Почему мне озеро?
   - Ой, зря я тебе все это говорю.  Это сложно даже порой для взрослого. Не понимаешь ты ничего.
   - Я понимаю! Понимаю, бабушка! Говори.
   - Ладно, может, и сама до конца в этом разберусь.  Пусть не озеро, а голубое небо, солнце и облака. И эти облака отражаются в озере. И ты запомнила только это, потому, что эти облака как лодочки на воде, и тебе очень понравились.  А на рощу ты вообще не обратила внимания, и поэтому скамьи не увидела. И, описывая эту картину, ты тоже будешь права. Потому, что это твоя память, твое восприятие этой картины.  Получается, мы обе с тобой правы, но каждый по-своему.  А тот, кто рисовал эту картину и знает ее в деталях, скажет, что мы с тобой не правы. Прав он, потому что он опишет ее такой, какой он ее видит и нарисовал. Правда, на его стороне.  Или ты видишь впервые какого-то человека. Рассказывая кому-то о нем,  описывая его внешность,  ты скажешь именно  то, что ты  в нем запомнила. Например, густые брови у человека или круглое лицо, или  большой нос. А другой человек запомнил не брови, а глаза потому, что они глубокие, или маленькие.  Подбородок узкий или квадратный.  И он будет говорить, что ты не права, и правда, на его стороне. Ты же в свою очередь будешь доказывать обратное. Вы оба говорите правду, но у каждого она своя. Человек один, но вы видите его по-разному. Поняла?
  - Поняла. Но, ты мне так и не сказала,  с «фашистами» и «нашими» кто прав? Мы же – «красная армия»?
  -  Так, я распинаюсь перед тобой битый час, а воз и ныне там. Года через  3-4 мы с тобой об этом еще раз поговорим. А сейчас давай быстро мыть руки и обедать!
  - И все равно победить должны были мы!
  Бабушка смеется, обнимает внучку, целует ее в макушку, а потом тяжело вздыхает, садится на табурет и надолго задумывается о том, что же действительно такое Правда?