По следам грабителей Ангкор

Татьяна Ульянина-Васта
По следам грабителей Ангкор
Двое британских исследователей препарировали сеть  разграбления древностей кхмеров.
Le MONDE.FR
01 juillet 2014, par Nicolas Constans
Sur la trace des pilleurs d’Angkor
Deux chercheurs britanniques viennent de d;cortiquer en d;tail le fonctionnement du r;seau de pillage des antiquit;s khm;res.


В средние века, Ангкор был одним из крупнейших городов в мире, столицей кхмерской империи, с IX по XII век доминировавшей во всей Юго-Восточной Азии. Наследие, оставленное династией царей Камбуджадеша в Ангкоре огромно. Но с конца 1960-х до 2000-х годов, из-за войн, которые преследовали беспристанно Камбоджу, она претерпела времена беспрецедентных грабежей. Многие кхмерские статуи сомнительного происхождения затем появилась на мировом арт-рынке.

Поскольку на сегодня в стране наступило перемирие, это  дало исследователям возможность изучить, как было организовано разграбление кхмерского наследия. Многие воспринимали варварский грабёж как спонтанное проявление преступного замысла, поживиться раритетами, абсолютно не структурированное в сути процесса. Предполагалось, что торговля древностями в реальности широкая сеть без центрального командования или действительно четко определенных ролей.

Но после долгого и кропотливого анализа два британских криминалиста доказали: в Камбодже этот процесс не носил самопроизвольный характер. Они нашли несколько ключевых игроков, отвечающих за эффективность хищений а также организацию, хищнически действовавшую в Камбодже все эти годы.

Мародеры

Прибыв в Пномпень летом 2013 года, упомянутые  исследователи решили начать свое расследование с археологических памятников  Ангкор-Ват и Ангкор-Тхом. Некоторые из храмов, к примеру Преа-Кан (Preah Khan)[по-кхмерски «священный меч» - здесь и далее прим. перевод.] являлись настолько труднодоступными, что проводников невозможно было отыскать из-за степени опасности и риска передвижения.

Первоначально старики окрестных деревень, вожди, буддистские монахи и монахини вообще не желали помогать британцам, боясь наказания за свидетельские показания, либо обвинений в мародёрстве. Поэтому следователи начали работу с общего ознакомления с устройством храмов и назначением статуй. И так, шаг за шагом, была собрана необходимая информация.

Местные контакты позволили встретиться в одним из сталкеров. Местный житель, назвавшийся  псевдонимом Том, пролил свет на многие обстоятельства в деле. Вместе с партнером, он контролировал территорию на севере, границы которой были определены до улиц. Аналогичные пары работают повсеместно.

Ребёнок своей страны - Том - в одиннадцать лет уже оказался в армии. Обученный верховой езде мальчик стал связным "Красных кмеров", смог дослужиться до солдата.  После начала депортации и  массовых расстрелов, он дезертировал, бежал в джунгли, срывался  в течение трех лет, иногда используя храмы, как убежища. Прекрасное знание храмовых комплексов, после свержения вьетнамцами режима "Красных кхмеров" в 1979 г., дало возможность уставшему от войны и преступлений парню найти новое поле деятельности, столь же опасной и незаконной как и прежняя, но не имеющей альтернатив:  торговлей древностями.

Надо сказать, что его дядя пытался промышлять подобным заработком ещё когда Том был ребенком. Собственно, он и научил мальчика езде на лошади. Кроме того передал знание предмета бизнеса. Эти базовые умения позволили Тому создать свою организацию и расширить познания в области предметов искусства. Английские исследователи смогли убедиться лично в удивительной эрудиции Тома, который по впервые виденному каталогу фотографий  безошибочно определял стиль и возраст статуи.

Том собрал под своим непосредственным руководством небольшую группу мужчин. Но, чтобы иметь возможность грабить храмы - статуи были иногда довольно большими - он привлекал к делу простых сельских жителей. По его словам, Том за плату нанимал добровольцев, но если таковых не было - ничто не мешало главарю заставить выполнить работу. Группировка  позволила Тому  захватывать до десятков статуй в год.

Храмовые ценности передавались на север в город Сисопхон (Sisophon)[с санскрита - Прославленный], который по ходу расследования окажется центром трафика. К месту назначения сокровища доставлялись арбами, грузовиками или даже слонами.

Гангстеры

В Сисопхон Том имел дело с семьей, состоящей из двух братьев, род деятельности которых, следует понимать, как гангстеры: торговля антиквариатом, наркотиками, сутенерство, рекет. Кроме того, эта семья занималась контрабандой. Первые статуи доставлялись на  тайскую границу, часто  грузовиками, предоставленными военизированной фракцией, к которой принадлежал один из братьев.  Второй отвечал за регулярность платежей  тайских посредников. Сегодня первый мёртв, жители же стараются избегать второго, который находится под подозрением в организации нескольких убийств и по-прежнему  бизнес-активен.

Тайские посредники

Почему трафик шёл через Таиланд? Потому что в обычаи этой страны входит  экспорт собственных предметов антиквариата. Помимо ценностей Камбоджи.

В Таиланде посредники в основном расположены в двух городах по другую сторону границы. Люди одного из них свидетельствуют о караванах  грузовиков, зачастую принадлежащих военным, наполненных статуями  и курсирующих на  Бангкок. Очевидцы уверены, что все в городе так или иначе связаны с трафиком кхмерских храмовых сокровищ. Самые богатые обогатились на разграблении произведений искусства древнейших времён человечества.

В Бангкоке

Большинство оперативных данных относится к человеку в Бангкоке, которого можно представить  в качестве центрального элемента антикварного трафика. Имя ему "Янус",  в честь римского бога с двумя лицами: антиквар с легальной стороной  фасада и теневой, незаконной. На него возлагалась ответственность  за отмывание доходов от разграбления Кхмерии с целью внедрения в  арт-рынок. Внесенный в агентурные донесения  под вымышленным именем Канок (Kanok), он контролировал  связи с тайской армией, которая  способствовала перевозкем статуй.

Во время своего расследования, команда определила два основных маршрута, ведущих в Бангкок, использовавшихся  для  вывоза  антиквариата из страны. Первый, на северо-западе, с использованием Сисопхона. Это где преступление было сложнее. Второй так же шёл на север, он использовался ещё "Красными  кхмерами"  в 1970-х. (См. вставку ниже о роли военных)

Каждый промежуточный перевалочный пункт взимал свою комиссию (процент). И, как пишут исследователи: "Том заметил с определенным фатализмом, что произошло значительное увеличение прибыли высших звеньев цепи, так  один из основных акционеров - таейц Kanok - стал исключительно богатым и  сейчас  поселился в Соединенных Штатах. "

Самая высокая прибыль в отрасли дала посыл увеличить организацию. Том сообщил, что он однажды пытался обойти посредничество  двух братьев из Сисопхона, переправив статую прямо  в Таиланд, но  Kanok  отказался работать напрямую. А дяде Тома, который провернул  то же самое, не так повезло: он был застрелен вскоре после попытки избавиться от промежуточного звена.

Nicolas Nicolas (Никола Констант)



Научное издание:
С. Маккензи и Т. Дэвис, Британский журнал криминологии, azu038 2014 года. ». La publication scientifique : S. Mackenzie et T. Davis, British Journal of Criminology, azu038, 2014.. Le site du projet.

В статье анализируется рынок  кхмерских статуй сомнительного происхождения на арт-рынке в годы войны.

Грабеж на заказ
По свидетельству некоторых археологов, практика "полета по заказу" - была широко распространена в 1990-х годах, когда воры предъявляли потенциальным покупателям фотографии украденных ими  статуй, а контрабандисты устанавливали цену, с возможностью торга.
На сегодня грабители получают определенный заказ (тип, возраст) и вылетают на спецзадание. Английские агенты попали на тайского посредника, который и им предложил вступить в подобное бизнес-предприятие.

Грабеж сегодня
Все устные показания свидетелей сходятся в том,  что основная часть антикварного трафика совпала с началом  войны в 1970 году и значительно снизилась  с падением "Красных кхмеров" в 1998 году. После войны, власти значительно улучшили безопасность вокруг храмов. Однако как версию можно принять, что на сегодня большинство ценнейших вещей  уже разграблена. Тем не менее, свидетели намекают, что крупные продавцы антиквариата придержали некоторые настоящие сокровища до сего дня в подполье,  где заинтересованные покупатели могут незаметно для властей провести шоп-тур.

Камбоджа пытается восстановить мир статуй, требуя возвращения наследия ЮНЕСКО законным владельцам.
Но возвращается капля в море.  В результате двухмесячных переговоров  Сотбис наконец-то согласился вернуться две статуи, награбленных 1972 в обмен на отзыв иска к владельцу в суде США от имени Правительства Камбоджи. В апреле 2012 года по электронной почте  чиновники Сотбис были предупреждены экспертом, что выставленная на торги статуя была украдена из кхмерского храма Прасат Чен, в Кох Кер, и что ее публичная продажа может привести к юридическим претензиям: Южный округ Нью-Йорка против Джейна Левина. Указанная статуя по неоспоримым свидетельствам была варварски изуродована: верхняя часть попала на торги, тогда как ноги остались на прежнем месте, указнный кусок Правительство Камбоджи и потребовало обратно. Антикварная сеть задействованная в перепродаже статуй 10-11 века имела в своем шлейфе кроме того: камбоджийский наркотрафик и трафик работорговли. Возглавлялась "Красным кхемером" известным как Мясник и брат номер 5.
Операция по возвращению статуй носит кодовое название "Древности крови".

Участие военных
В 1998 году, воспользовавшись беспорядками, вызванными окончательным поражением "Красных кхмеров", камбоджийские генералы в чистую ограбили сердце храмовых скульптур. Бульдозерами военные  "Эвакуировали" более 30 тонн статуй и барельефов, которых  с конвоем из грузовиков вывезли для продажи в Таиланд.

Один из двух бандитов в Сисопхоне, кажется, играл ключевую роль в содееваемом.
Свидетельства, собранные двумя следователями подтвердили, что эта захватническая операция не могла быть проведена тайно. Во время конфликта, военные и военизированные группы, принадлежащие к разным лагерям заставляли население грабить кхмерские святилища в таком количестве, что скрыть факт вандализма не представляется возможным. В какой степени это движение финансировало войну пока не установлено. Точно как не установлено это и в Ираке, Афганистане, а недавно Сирии.
Спасибо Кристоф Потье и Бертрана Porte ( EFEO ).