Речной флот в Тавде

Светлана Ефимова 2
                По рекам ходят, говорят, а не «плывут».
                И мы идём себе неспешным ходом
                судёнышка с регистром пароходным,
                что впрямь на честном слове на плаву.
                В.Ермолаев. По  Тавде-реке.
               
        Десять лет назад Тавдинская строительная верфь Свердловского районного управления Обь-Иртышского речного пароходства отметила своё 75-летие. Трудности, постигшие страну на стыке второго и третьего тысячелетий, не обошли стороной и единственное в области подобное предприятие.  В преддверии значимой даты собравшиеся  за круглым столом на то время представители администрации ОАО «Свердловское районное управление», обсуждая  настоящее и будущее  Тавдинского речного флота, в завершение продуктивной встречи констатировали: перспективы есть.
       Сегодня  Судоверфь могла бы отметить свой 85-летний юбилей. Номинально это право перешло к образованному в 2004 году ООО «Тавдинский речной флот», хотя строительством  судов оно теперь не занимается. А вот раньше…
       Еще в конце XIX века англичане братья  Вардропперы задумали первую в наших краях судостроительную верфь. Возвели её в деревне Жиряково. В советское время, в 1929 году, часть оборудования и лесопилку (баржи строили деревянные) перевезли в Тавду. Так, на  левом берегу реки, где прежде стояли вековые деревья, появилось первое и единственное в области судостроительное предприятие, а рядом – посёлок Судоверфь. «Рабочие днём работали на строительстве верфи с кузнечным, столярным, паросиловым цехами, а вечерами, ночью строили по берегам озера – левобережной старицы Тавды – землянки, которые до окон находились в земле, а выше делались засыпными. В 1931 году уже построены три каркасных барака… С 1933 по 1936 годы в посёлке Судоверфь были построены детские ясли, пожарное депо, пекарня, магазин, столовая, дом специалистов, контора, больница, баня, стадион…»(С) После Великой Отечественной войны, в связи с нехваткой рабочей силы, 4-5 лет на предприятии, наряду с обычными рабочими, работали заключенные. В 1953 году судостроительная верфь получила новое оборудование, а с 1961 года, поскольку резко сократился спрос на деревянный несамоходный флот, перешла на строительство металлических судов: рейдовые и сухогрузные трюмные баржи, брандвахты, паромы, дебаркадеры…
        Намереваясь   серьёзно углубиться в богатую историю Тавдинской  судостроительной верфи, я договорилась о встрече с Н. Д. Максимцевой, инженером экономистом ООО «Тавдинский речной флот» (работающим пенсионером).  На встречу была приглашена также бывший работник предприятия (старший инспектор отдела кадров) Лидия Сахарова. Нина Дмитриевна и Лидия Дмитриевна не один десяток лет  работали  в речном хозяйстве, по сути, знают тонкости  и особенности работы предприятия в большом временном промежутке.
-В семидесятые годы из Муромцево Омской области к нам перебазировали  эксплоучасток (20 буксировочных теплоходов), и мы занялись новым видом деятельности: грузоперевозками, а немного позже  - и пассажирскими перевозками. В 1977 году открылись пассажирские линии: Тавда-Тобольск,Гари-Новосёлово, Гари – Новый Вагиль, Таборы – Новосёлово, - рассказывает Н.Д.Максимцева.
Л.Д.Сахарова добавляет:
- Раньше «Облречтранс» (они занимались пассажирскими перевозками) и «Обь-Иртышское речное пароходство» (в состав которого и входило  «Свердловское РУ») были самостоятельными единицами.   «Облречтранс» передали в  «Свердловское РУ». 
У нас была пристань Каменск-Уральский, Нижний Тагил, Свердловск, Гари. Здесь, напротив Моторного, была пристань, которой руководил  Григорий Иванович Мышкин.
Перед глазами картина из  раннего детства:
     Я  среди множества людей на  открытой (огромной, как мне тогда казалось!)  палубе парохода, идущего посередине большой и спокойной реки, устремляю взгляд на высокий  «каратуновский» берег, где на самом краю  обрыва  едва виднеется женская фигурка. Очень долго виднеется, потому что катер, как мне кажется,  почти не движется…
Или:
     Рыбаки, расположившиеся тёплым летним утром на плотах у берега, противоположного  заливу посёлка Заморозково… Я пробираюсь босиком по скользким брёвнам. Стрижи. Щурогайки. Медленно и мощно буксир тянет по воде  «косяк»  древесины… Наверно, как раз тогда, ещё в детском подсознании, зародились,  и лишь  несколько лет назад появились на свет строчки песни о родном городе, которую сегодня исполняет наш замечательный певец и музыкант Виктор Миронов  «Поплавок и островок, солнце в жёлтых косах,/ Белоснежный катерок и дымок на плёсах…»
- Флот насчитывал  до 100 единиц,  – вспоминает Нина Дмитриевна. – Буксировали плоты – леса раньше много сплавлялось по реке. Флот Свердловского районного управления Обь-Иртышского пароходства перевозил около миллиона тонн груза ежегодно. Была построена кислородная станция, свой кузнечный цех, котельная (на дровах). Котельную впоследствии мы передали  городу, она до сих пор функционирует. Был свой лесопильный цех (он сгорел): делали деревянные поддоны, комплекты 8-ми квартирных домов и отправляли на тюменский север. Был столярный цех – его разобрали. Осталось о былом только сожалеть…. Вот  на фото здание диспетчерской, мы его тоже разобрали уже. А  какая раньше была связь – всё свистело и пикало! – улыбается Нина Дмитриевна.
-  Да, узел связи был ещё тот! С Омском связывались. Я до смерти боялась, когда меня туда призывали: всё шипит, воет – ничего не понятно, - подтверждает Лидия Дмитриевна.– Если говорить о флоте, то сдавали в аренду на север в основном  буксирные суда, они работали на перевозке грузов на малых реках в районе Сургута.
-  Строительством и ремонтом барж и всех судов  мы занимались  вплоть до 90-х годов. Вот баржа пришла пораненная после навигации, - показывает фото Н.Максимцева. – У нас есть затон, суда зимуют  в нем: раньше приходила техника, углубляли его, теперь он постепенно затягивается, мелеет…
      Глядя на вид, открывающийся  из окна кабинета, я отмечаю  про  себя, что огромная территория, принадлежавшая некогда известному на всю область предприятию, заросла сорной травой. Когда-то здесь стояли  цехи, краны, шло строительство и ремонт, работали сварщики, судостроители, маляры…
       Самое время представить вашему вниманию воспоминания ветерана Свердловского районного управления  Обь-Иртышского речного пароходства В.П.Путиловой. Родилась она на посёлке Судоверфь в 1942 году, мама работала здесь же в больнице, отец – в пожарном депо. В 1962 году Валентина Петровна устроилась на предприятие сварщиком. Называет фамилии первых директоров: Маковей, Коротков. Рассказывает:
- В котельно-сварочном цехе я работала 5-6 лет. Строительство барж шло под открытым небом на стапелях около реки: сваривали блоки – так называемые «котлы», затем на стапелях их стыковали, приваривали друг к другу. Затем  спускали со стапелей на воду. Одну такую баржу грузоподъёмностью около  1000 тонн изготавливали за  два-три месяца.
Вспоминает Валентина Петровна и то, как трудилась мастером ОТК, как избрали её освобожденным председателем профсоюзного комитета (ездила даже  на Съезд Профсоюзов в Москву!), как впоследствии работала  инженером отдела кадров.
-Жили дружно, коллектив был хороший. Если директор бросит клич, - строили общими усилиями дамбы, чистили перед покраской баржи. Работы не гнушались, лишь бы наладилась жизнь. Посёлок строился, всё было: и школа, и даже своё подсобное хозяйство (держали  овец, свиней, коров), раз – и всё исчезло в 90-е годы, рассыпалось  вслед за переменами  в стране…
      Когда я попросила Валентину Петровну назвать имена людей, с которыми  она работала практически бок о бок, переживая, что упустит кого-нибудь, она стала перечислять: «При мне работали замечательные труженики Голубева Галина (в бухгалтерии), Клава Носова (в плавмагазине), Валя Алексеева (медсестра), Чаплыгина Маша (маляр), Татьяна Водинская (в бухгалтерии), Елисеев Анатолий (сварщик), Шура Постольникова (в бухгалтерии), Виктор Шилов (мастер котельно-сварочного цеха), Сподина Евдокия (сварщик), Алексеев Иван (капитан теплохода), Порван Николай (капитан теплохода)…Да разве всех назовешь?!»
      Возвращаясь к встрече  с Н.Максимцевой и Л. Сахаровой,  упомяну, что в преддверии праздника самые добрые слова  они просили сказать в  адрес  А.П.Кузнецова.  51(!) год  Андрей Петрович проработал на Судоверфи. Производство он знал, как никто другой, поэтому ему доверяли самые ответственные руководящие должности. Главным инженером  он работал до пенсии и ещё несколько лет, уже будучи пенсионером. «Дай Бог Вам здоровья и долгих лет жизни!» - обращаясь к Андрею Петровичу, пишет в поздравительном адресе к его Юбилею Н.Д.  Максимцева. Не  угасает память на Судоверфи и об одном из самых  уважаемых директоров – Александре Федоровиче Еремееве. В 1965 году тридцатилетний инженер-кораблестроитель стал директором предприятия и проработал на судоверфи 37 лет.
- Развивалась вся Судоверфь при Еремееве. «За время его деятельности значительно изменился облик посёлка судоверфи. Вместо старых жилых бараков возведены добротные дома…, предприятие и посёлок с городом соединила дорога с твёрдым покрытием, для учащихся начальных классов построена школа… Появились гараж, кислородная станция, цех поддонов, электроцех…, здание заводоуправления,  функционирует водопровод…было спущено на воду 530 единиц несамоходного флота. В районы  севера отгружено около 300 комплектов двухэтажных домов…В 1985 году…построено прекрасное здание речного вокзала, пассажирское движение осуществлялось вниз и вверх по реке Тавде», - зачитывает главные моменты заметки «Красный директор» из журнала «Веси» Н.Максимцева и продолжает, -  он рано ушел из жизни из-за болезни  и это всё сегодняшнее  разорение не увидел.
        В 1979 году (также при директоре Еремееве) был  разработан  проект строительства новой Тавдинской  судоверфи, который по ряду причин не воплотился в действительность. Передо мной документы, знакомящие с масштабами несостоявшегося  строительства. Могу сказать одно: новое предприятие, появись оно на  тавдинской земле, впечатляло  бы не только мощью и размахом производства, оно могло стать  визитной карточкой Тавды.
- Посмотрите, какая шикарная должна была  появиться контора,  а вот таким  был бы котельно-сварочный цех, который должен был выходить по берегу  туда,  к зданию бани, -  показывает в неопределенном для меня направлении Нина Дмитриевна. – С фасада внешне  это очень напоминало бы  фасад механического завода.
- Почему не начали строить?
-Не успели. До нас очередь не дошла, - отвечает Нина Дмитриевна.
- Тогда же планировалось построить два пятиэтажных дома в районе пересечения улиц Елохина и Ленина, наши речники жили бы сейчас в достойных условиях, - поддерживает разговор Лидия  Сахарова. - Приезжали к нам представители из проектной организации: у людей все было посажено  в огородах, а они ездили, уговаривали – пустите машину – пробурит, грунт возьмёт, жителям  говорили, чтобы они ничего не строили, но потом всё заглохло. Люди до сих пор живут на поселке в старых двухэтажных домах. Где-то в 60-м году  у нас  началось металлическое баржестроение. Тогда-то и приехал к нам молодой специалист судостроитель – будущий директор А.Ф.Еремеев из Омска, привезя с собой несколько специалистов  судосборщиков и сварщиков. А уже позднее из Муромцевского эксплутационного участка приехали сюда работать на флот специалисты-судоводители –  здесь специалистов не было. Они приехали, и для них  в то же время начали строить вот эти двухэтажные дома (в них нет никакого благоустройства, а до этого вообще стояли бараки) и стали давать им квартиры. Конечно, в то время это было новое, хорошее жилье. Позже построили несколько кирпичных домов.
      « В тяжелые 1990-е годы, когда в разы снизились объемы работы, самоликвидировалась Тавдинская судоверфь, закрылись столовая, пекарня, детские ясли, снесены из-за ветхого состояния клуб «Водник», общежитие речников, дом по улице  Школьной, первый магазин. В 1999 году 10 домов, дороги, баня, водопровод, колодцы мы вынуждены были передать городу…»(С)(Галина Мех, журнал «Веси», 2004 год)
«Просматривая архивы, знакомясь с историей города Тавды, вижу, что основным видом транспорта не одно десятилетие был именно водный. …В 1995 году сплав по реке Тавде прекратился. Поставки сырья для города стали осуществляться посредством железнодорожного и автомобильного транспорта. Не стало большой потребности в древесине, поскольку прекратил свое существование лесокомбинат, сократили объемы производства практически все предприятия города….»(С)(Юрий Лушников, «Веси», 2004год). Вот так потихоньку  Тавдинская  судоверфь приобретала  сегодняшнее лицо.
-  Раньше  у нас работали 600 человек, сейчас нет и шестидесяти, осталось меньше десяти единиц  флота: два трехсотсильных катера работают  на малых реках на Тюменском Севере –  перевозим грузы (в основном строительные), пытаемся заработать деньги; два стопятьдесятсильных работают на Тавде; есть ещё КПЛ – плавучие  краны (погрузка и разгрузка   грузов); вот только что пассажирский теплоход  «Заря - 205» пошел работать в Таборинский район по маршруту Новосёлово –Таборы – Новосёлово (мы на протяжении десятилетий обслуживаем этот труднодоступный район); начала работать переправа в Пальмино (деревня Городок).  В Тавде нынче переправы нет, -  информирует  Нина Дмитриевна.- Подготовка к навигации 2014 года,  - а это и ремонт, и оснащение флота всем необходимым, -  началась своевременно, хотя не была легкой. Но всё-таки 2 мая навигация открылась. Первым, как обычно, её начинает рейдовый теплоход.
-Как прошла навигация в 2013 году? – спрашиваю я.
- За 2013 год перевезено 35,2 тысяч тонн различных грузов. Переработано грузов (погрузка- выгрузка) 71,7 тыс. тонн. За навигацию 2013 года перевезено 14,3 тыс. человек.
- Нина Дмитриевна, предприятие давно не занимается судостроением, и называется оно теперь не Тавдинская судоверфь, а ООО «Тавдинский речной флот», хотя на сегодняшний день и самоходных единиц убавилось в разы. Отсюда мой вопрос: пока, не мечтая о процветании и даже о каком-то развитии, скажите, пожалуйста, наряду с тем, что уже  делается для выживания, что ещё можно предпринять для того, чтобы как можно дольше продержаться на плаву?
- В первую очередь, наша задача сейчас – сохранить имеющийся флот. Да, очень трудно говорить о развитии, когда… Ну, сами понимаете: работа сезонная, зарабатываем в основном в летний период. Сейчас у нас частная форма собственности, но река есть, есть мы на реке. Будем работать.
- Работать остались только оптимисты, -  резюмирует Л.Сахарова.
- Река – наша кормилица была - продолжает Н.Максимцева. – Как сейчас развиваться? Возможно,  туризм, но это, видимо,  в далеком  будущем….
- Почему?
-  Природа у нас  замечательная, река красивейшая, а вода уйдёт, посмотрите -  все берега в топляке! Как  такое туристам показывать? – разве что попутно рассказывать о нашей бесхозяйственности… За десятилетия лесосплава дно реки Тавды превратилось в «подводную мостовую», высота в отдельных местах достигает 3-4-х метров. Администрацией Тавдинского городского округа совместно с предприятием были организованы работы по подготовке бизнес-плана, целевого проекта, проектной документации по решению проблемы охраны окружающей среды. Проект «Очистка русла реки Тавда и береговой зоны от затопленной древесины» был принят в Министерстве природных ресурсов Свердловской области на 3 года и включен в государственную целевую программу «Экология и природные ресурсы Свердловской области». В 2005, 2006 и 2007 годах мы производили очистку русла реки. Глубокая переработка добытой древесины не производилась, к сожалению, деловая древесина шла на дрова для населения города и района. Но в результате реализации  данной программы  был получен экологический (восстановление части реки в естественном виде, сохранение береговой зоны от разрушения, восстановление безопасного судоходства) и социальный эффект (создание дополнительных рабочих мест, снабжение дровами населения).
- Почему  столь благое начинание не  имеет продолжения сегодня?
Вопрос, к  сожалению, остаётся пока без ответа.
-Юрий Деомидович Лушников, будучи  руководителем  Свердловского Районного управления речного флота, в одном из интервью сказал: «Будем стремиться и  к сотрудничеству с малыми лесопильными предприятиями Тавды, которым в дальнейшем хотим предложить заготавливать древесину в Гаринском районе». В чем здесь выгода для флота?
-  Мы могли доставлять  древесину  сухогрузами, на баржах согласно договорам, повысились бы объемы  произведенных работ, что  явилось бы немаловажным фактором нашего роста и развития. Но…что-то не получилось, хотя эта бизнес-идея выгодна для всех сторон.
-Хотелось, конечно, чтобы река – эта бесплатная дорога, не требующая ремонта, не обмелела, была судоходной и востребованной ещё долгие годы. И надо верить, что гул теплоходов на реке мы ещё услышим! – с надеждой завершает нашу беседу Н.Д.Максимцева.
- У речников приближается праздник – День морского и речного флота, в связи с этим событием  кого  из коллег вам хотелось отметить?
- Похвалить  стоит многих, и,  в первую очередь,  капитана -  механика  пассажирского  теплохода  «Заря - 205» Кошкина Александра Борисовича; капитана -  механика РТ-414 Лобанова Александра Анатольевича (он - пенсионер, но  работает, -  в данное время в районах  тюменского севера. Соотс Юрий Владимирович, тоже пенсионер, шкипер плавучего крана, сейчас тоже трудится  на севере. Саватеев Константин Николаевич, капитан-механик на переправе в деревне Городок…   Руководство  ООО «Тавдинский речной флот» поздравляет ветеранов и весь коллектив с профессиональным праздником! Желает здоровья, счастья, мира и благополучия. А также благодарит за преданность избранной профессии!
       «К нашей реке-матушке мы относимся очень трепетно и нежно: не тревожим, когда она «спит», скованная льдами, и ждём встречу с ней весной, как с самым родным существом»…
         Я уверена, каждый,  кто однажды раз и навсегда связал свою жизнь с профессией речника, не раздумывая, подпишется под этими словами  моего собеседника.
         Действительно, в речном флоте работают сильные, крепкие и мужественные люди, но, наверно, они ещё и неисправимые романтики, всем сердцем прикипевшие к реке  и любимой работе. Водная артерия для бизнесмена – клондайк,  и удивительно, почему  предприниматели  до сих пор этого не поняли!? Случись подобное -  речной флот района ждёт благополучное и завидное будущее. С праздником, речники!