Великий охотник Улукиткан

Александр Маевский
Каюр -эвенк Колька, после того, как мы вернули лошадей, не захотел со мной расставаться и работал дальше в бригаде рабочим. Я не сдержался и присвоил ему прозвище- Улукиткан (был такой добрый помощник эвенк- охотник и проводник- у Григория Федосеева, известного писателя и геодезиста).

Уже поздней осенью работали мы на севере Иркутской области в бассейне реки Нижняя Тунгуска. Благодаря Улукиткану, бригада редко бывала без свежего мяса- Колька ловил зайцев в петли, стрелял дичь. И очень любил, когда за едой кто-нибудь похвалит его охотничьи способности. Тут же он, как и все правильные охотники, начинал рассказывать о своих прошлых трофеях, наверняка привирая, что абсолютно естественно для всех стреляющих и "рыбачущих"...

Однажды мы ехали на вездеходе по профилю и заметили впереди какие-то две тёмные точки на снегу. Сначала решили, что охотник с собакой идёт навстречу, но, наведя бинокль, я разглядел двух лосей- далеко метров за 700 от нас. Они ,сцепившись рогами, выясняли, кто сильнее. Было начало октября, возможно, гон затянулся у самцов. Может, и лосиха где-то рядом из-за кустов наблюдала, ждала победителя. Я уж было хотел в азарте выстрелить с такого расстояния, но Колька- охотник и потомок охотников, сказал, что можно подкрасться ближе- сохатый во время драки не слышит ничего.

И правда, мне удалось, перебегая от дерева к дереву, а где и переползая, приблизиться к ним. Я подкрадывался с карабином в руках, а Улукиткан прихватил мою одностволку, заряженную патроном с пулей. Очередной раз я выглянул из-за дерева и залюбовался сохатыми. Звери стояли друг перед другом, низко опустив рога, сопели, ничего не замечая, а потом вдруг бросались навстречу сопернику. Хлесткий удар рогов, и начиналась борьба, кто кого выдавит. Потом снова расходились для следующего удара. Я несколько раз с разного расстояния прикладывал карабин к плечу, но Колька, который следовал за мной, всякий раз шептал, что рано ещё, ближе надо. Очень хотел я сфотографировать их, благо, что фотоаппарат был в сумке на поясе. Но голос предков- кровожадных неандертальцев пересилил.

Когда до зверей осталось метров пятьдесят, Улукиткан вдруг выскочил из-за моей спины, присел на одно колено и прицелился в лося. Я оторопел сначала, а потом, как чёрт из табакерки, прыгнул следом за ним, встал в полный рост над Колькой,  и выстрелил на долю секунды раньше его. От неожиданности и грохота над ухом Улукиткан дёрнул стволом ружья, и его пуля запрыгала по снегу. А звери прыгнули с профиля в лес и исчезли. Колька с досадой глянул на меня:
- Промахнулся!!! И мне не дал как следует выстрелить, напугал, бахнув возле уха... Испортил такую охоту!
Сконфуженно молчу, недоумевая, как это я промахнулся с такого расстояния.

Подходим туда и видим сбоку в кустах смертельно раненого сохатого. Он пытался вскинуться, подняться, но тут в упор прогремели три выстрела, я жал на курок, моментально передёргивая затвор и снова посылая пулю за пулей в зверя.
Улукиткан посмотрел на лося и довольно заявил:
- Всё-таки, я попал.
- Ну, ты трепло, Колька! Сам же мне показывал след от твоей пули на снегу...
- Не-е, я промахнуться не мог. Это ты смазал...
Этим вечером мы устроили пир с шашлыками и прочими таёжными мясными блюдами.
А потом по рации уведомили всех коллег, и к нам потянулись гонцы с других бригад за свежим мясом, а с базы партии специально выслали вертолёт за "гостинцем", попутно выполнив, наконец, нашу заявку.

На фотографии Колька- Улукиткан сидит впереди.