Шукшинские чудики Юрия Тузова

Диана Свердловская
Наше знакомство с актером театра и кино Юрием Тузовым (http://www.proza.ru/2014/10/01/7) состоялось после окончания моноспектакля «Шукшинские чудики» по рассказам Василия Шукшина, в котором Юрий Васильевич выступает в роли автора и исполнителя.

Творчеством Василия Макаровича Тузов (http://www.proza.ru/2014/10/01/7) увлекается уже более 35 лет. «Шукшин из тех писателей, которые не просто нужны нам, они нам крайне необходимы, - считает мой собеседник. - Именно такие писатели спасают общество от деградации и морального вырождения».

По словам актера, все герои произведений писателя - люди необычные, неординарные и странноватые. Поэтому их и называют чудиками. «И что интересно, в характерах героев прослеживается одна общая черта – вечный поиск чего-то, - подчеркивает артист. - Вообще, все эти люди по своей натуре простые, добрые, доверчивые. И нам есть чему у них поучиться: мудрости, доброте, умению всему радоваться, то есть тому, чего так не хватает на сегодняшний день в нашей жизни.

- Юрий Васильевич, почему именно Шукшин?

- Его творчеством я увлекся еще в студенческие годы. В 1974 году я учился в Горьковском театральном училище. Именно в тот год не стало Василия Макаровича. На нашем курсе был поставлен спектакль «Характеры» по рассказам Шукшина в инсценировке Андрея Гончарова.

Помню, я в том спектакле исполнил на баяне «Шукшинский вальс». Кстати, этот же вальс звучит и в моем моноспектакле «Шукшинские чудики». Эту работу показал я и на родине писателя, на Алтае, куда был приглашен управлением культуры Барнаула. Наконец-то, сбылась моя давняя мечта… Вообще, Шукшин много работал. Я удивляюсь: когда он все успевал?

- А кто из шукшинских чудиков является вашим любимым?

- Мой любимый чудик - это поп из рассказа «Верую». Он рассуждает о смысле жизни, верит в нее. Что там, за гробом, попу неизвестно, поэтому он советует испытать рай и ад на земле. Живи так, чтобы потом не страшно было «раскаленные сковородки облизывать».

Жизнь, утверждает поп, должна быть короткой, как песня, тогда и умереть не жалко. Это фактический гимн жизни, ее вечному и неустанному движению вперед. И не кощунственно звучат его слова:«Верую-у!... В авиацию, в механизацию, в сельское хозяйство, в научную революцию! В космос и невесомость! Ибо это объективно-о! Если трудно, иди вперед, старайся обогнать идущих впереди, не получится - слаб в коленках, но старайся, не скули, не хнычь.

Ты человек, а значит, тебе многое дано. Кругом многообразная и интересная жизнь, приложи свои таланты и силу, преобразуй эту землю. Она ответит тебе дарами и благами, главное, веруй!»

Небольшой по объему и нехитрый по сюжету рассказ получает высокое философское звучание. Жизнеутверждающий и оптимистичный, он зовет к великим целям. Но не так все просто, надо нести веру в сердце, надо иметь душу, способную болеть, плакать, переживать.

- А в жизни вам приходилось встречаться с шукшинскими чудиками?

- Конечно! Помню, как приехал на «Шукшинские чтения» на Алтай. Сел в Барнауле в какой-то автобус: весь обшарпанный, баранка обмотана лейкопластырем, привязана какой-то веревкой к рулевой колонке, водитель в кепке… Честно говоря, в последний раз я подобный автобус видел лет 30 назад. Заплатил за билет 12 рублей, полтора часа ехал в такой давке и по такой дороге! (смеется – авт.)

Стою возле водителя, из-за тесноты чуть ли не прислонился к нему. На одном плече у меня гитара, на другом – сумка. Смотрю на шофера, на его привязанный руль, на ухабистую дорогу и думаю: вот он - один из шукшинских чудиков. И этот автобус - чудик, и водитель. Спрашиваю его: «А что, другой дороги у вас здесь нет? А он так добродушно отвечает: «Да все нормально, едем же!»

Когда добрался до места, выхожу на станции. Смотрю: сидят еще два чудика и с ними чудиха. Немного выпившие. Чудиха улыбается, смотрит на меня. Спрашиваю: «Что сидим?» «Да мы сюда каждый год приезжаем на праздник», - отвечает. А потом так вежливо обращается ко мне: «Молодой человек, дай 10 рублей!» Я говорю: «Да каждому по 10 дам в честь праздника!» Не успел я отвернуться, а их уже и след простыл. Чем не чудики? (смеется - авт.)

- Юрий Васильевич, о вас чаще говорят как об актере-просветителе…

- Это, действительно, так. Я готовлю программы для молодежи, на которых знакомлю ее с биографией тех или иных писателей, с их творчеством. К сожалению, сейчас даже в школах литература стала не нужна. С вводом единого государственного экзамена детей стали муштровать даже на этих уроках. Это ненормально.

Как-то, беседуя с внуком, спрашиваю, какие произведения Достоевского он читал. На что внук отвечает: «Зачем мне Достоевский?» От его ответа я был в шоке. «Вот, - говорит - Билл Гейтс создал компанию Microsof и стал миллионером. Он - гений. А Достоевский… Кому он интересен?»

К сожалению, сейчас все меряется деньгами, и все переводится в купюры. Неправильно это. Наше детство, юность прошли без компьютера. И мы были счастливы. Много читали, общались, ходили в кино, театр. Мы много знали.

А сейчас? Молодежь даже общаться между собой не умеет. А их игры на компьютере? Это же сплошное убийство. Больно за молодое поколение. А после моих моноспектаклей многие ребята идут в библиотеку, берут в руки книгу, влюбляются в процесс чтения. И это замечательно. Значит, мои труды не пропали даром. Так что не все еще потеряно. Вместе общими усилиями будем исправлять ошибки прошлого…

Фото автора.

Октябрь 2012 года.