Лунная красавица, её муж И, поэт Ли Бо и нефритовы

Олег Гуцуляк
Лунная красавица, её муж И, поэт Ли Бо и нефритовый Заяц

Великим героем и помощником людей был стрелок Хоу И. Когда десять солнц-воронов взбунтовались против воли родителей – богини солнца Си-хэ и бога востока Ди-цзюня, и устроили бедствия, от которых земля и реки пересохли и даже скалы потрескались, – по просьбе бога востока стрелок И убил девять солнц и спас землю от чудищ. Но когда под похвалы людей герой вернулся на небеса, чтобы доложить об успешном завершении дела, Ди-цзюнь стал его остерегаться: «Не стану отрицать – ты лишь выполнял мое задание, но я не могу больше тебя видеть, ведь ты убил моих сыновей». Он обрек стрелка Хоу И с его женой Чанъэ (Чан Э) покинуть небо и вернуться на землю, которой так хорошо послужили.

Чанъэ злобствовала, что вынуждена страдать из-за мужа и отправила его на гору Куньлунь к владычице запада Сиван Му, чтобы получить от неё элексир бессмертия. Богиня растрогалась из-за рассказа И и подарила ему шкатулку с элексиром для двоих, рассказав о правилах и времени его принятия. Как-то, когда стрелок И был на охоте, Чанъэ решила вернуть себе статус богини. Выпив весь элексир, Чанъэ стала такой легкой, что её сразу же подняло в воздух и унесло на Луну, где она потеряла свою силу.

Считается, что в полнолуние 15-й ночи 8-го месяца Чанъэ зажигает свечу и пытается отыскать на земле своего мужа. Якобы поэтому Луна в это время самая яркая. Также, якобы, на Луне растёт лавр, осенью его листья покрываются багрянцем, и тогда свет луны особенно ярок. С праздником Светлой Луны связан цикл обрядов и ритуалов. Среди них изготовление рисовых «пасочек».

Но найти любимого Чанъ Э не суждено. Лучник Хоу И взял себе в ученики некоего Фэн-мэна, который вскоре, из-за зависти к мастерству учителя, подло убил его.

Чанъ Э навеки обречена жить в соседстве с лунным Белым (Нефритовым) Зайцем Юй (Юэ) Ту и Коричневым Деревом Жизни (у корнях которого живет трехпаляя Жаба).

Заяц толчет порошок бессмертия, порошок жизни и долголетия нефритовым пестиком в агатовой ступке под деревом жизни, волшебной кассией. Он передает богине Сиван Му свои снадобья для добрых дел, чтобы самому часто не спускаться на землю, где он является в облике «старичка с Луны», целителя и покровителя любви, Юэ Лао, определяющего все брачные союзы на земле. Но «… Настоящая миссия лунного зайца … до сих пор не разгадана, так же как и многое в китайской мифологии. Он везде: в сказках, восточных рекламах, в названии будущего китайского лунохода. Одновременно его нет нигде: нет никакой отдельной сказки или целостного мифа о древнем лунном зайце. Он изображен на самых древних каменных рельефах — со ступкой и пестиком, изображен на древних погребальных знаменах, не случайно же на императорской одежде лунный заяц числился вторым императорским символом. Еще в начале I века, 2000 лет назад, китайские ученые-материалисты считали его древней рухлядью и говорили: надоел нам этот сказочный лунный заяц, отправьте его к детям … Миф о зайце исчез, как египетская «Книга Тота», содержавшая в себе древние сакральные знания. А может, и миф о лунном зайце вмещал в себя какие-то знания о секретах продления жизни? Упоминание о лунном зайце даже изъяли из древнейшей поэмы «Вопросы к Небу». Кто изъял и почему? Индийский буддийский лунный заяц задолго до Иисуса Христа пожертвовал собой, бросившись на костер во имя счастья других людей. Китайский даосский лунный заяц обречен на вечное творчество и созидание во имя спасения людей и всего живого. Он становится заячьим Прометеем Востока … Кстати, отсюда и пошли версии о вторичности китайского лунного зайца, о его индийском происхождении. В этом западные ученые были частично правы: буддийский лунный заяц конечно же пришел прямиком из древних индийских, еще добуддийских сказаний. Но этот индийский заяц не столько лунный, сколько отраженный на луне (Чит-Чанга), имеющий на земле свою «внутреннюю луну». Вспомните сказку, как индийский заяц покоряет царя слонов с помощью отражения луны. И потому у буддийского зайца нет ни лунного дерева — кассии (корицы), ни агатовой ступки с нефритовым пестиком, а главное, нет порошка бессмертия или иных целебных снадобий. Нет лунного действия, есть отраженность в луне или, наоборот, луна, отраженная на водной глади. Так что мы даже в самом Китае явно видим двух лунных зайцев. Один — вечный труженик, «усердный заяц», с утра до вечера толкущий яшмовым пестиком в агатовой ступке снадобье бессмертия, которое потом небесные боги дают страждущим. Он — «чудесный доктор» и спаситель всех болящих, продлевающий людям и животным жизнь. Это даосский вариант лунного зайца. Второй заяц — жертвующий собой, добровольно поджаривший себя на огне, дабы накормить странствующего старца. Это уже явно буддийский вариант лунного зайца» [Бондаренко В. Поиски Лунного ...]. Популярная китайская пословица «Заяц бегает за Луной» обозначает «быть обязанным кому-чему».

В этом мифе, как считает В. Бондаренко, закодированы истинные сведения о снадобье, помогающим нам жить дольше и не страдать от болезней. В даном случае, по мнению учёных, – об элементе силен («лунный»), отсутствие которого в организме приводит к болезни щитовидной и поджелудочной желез, печени, вызывает дистрофию сердечной мышцы. Открытию этого мы обязаны явдению, имевшему место в конце семидесятых годов ХХ века в ряде провинций Китая распространилась странная болезнь, поражающая сердечную мышцу. Болезнь уносила множество жизней. Врачи установили, что в продуктах питания в этом районе Китая отсутствует химический элемент селен. То есть «лунный». Его и назвали в честь Луны. Врачи в городе Кэшане, центре эпидемии, стали давать жителям по сто миллиграммов селена в день. «Кэшаньская болезнь» исчезла. Под «коричневым деревом» следует понимать китайскую корицу – «кассию», которую еще так и называли  «коричным деревом бессмертных-сяней». А в трактате «Тайпин юйлань» («Высочайше одобренный канон о великом покое») как утверждается «… есть даже описания видений, вызываемых воздействием соматического отвара и связанных с медиумами-сянями и самим деревом: «говорят, на луне есть коричное древо сяней. если сегодня узреешь его рождение, то этого достаточно, чтобы повстречаться с самим сянем. постепенно все это обретет форму, а затем прорастет и само коричное дерево». Характерно, что во всех этих преданиях прослеживается прямая связь между изготовлением соматического напитка бессмертия, коричным древом и существованием «сяней» — все это является изложением практики медиумов. не случайно обитательницу луны чанъэ также именуют «гуйню» — «коричной феей». Это намек на то, что под чанъэ могли подразумевать женщин-шаманок.

На многих древних рисунках лунный заяц изображен в обнимку с грибом линчжи. Считается, что под этим легендарным названием скрывается трутовик лакированный или рейши, активно используемый сегодня в качестве лекарства против рака, аллергии, гепатита и еще тысячи и одной болезни. У Чэнъэнь в романе «Путешествие на Запад» описывает, как ими питался свиноподобный Чжу Бацзе. В книге Гэ Хуна «Бао Пу-цзы» в главе «Снадобья бессмертия» утверждается, что чудесные грибы жоучжи есть не кто иные, как карлики ростом семь-восемь вершков. Встречу с ними нельзя упускать. Надо при помощи колдовства молча обойти их сзади ковылящей походкой и схватить. Затем необходимо содрать с карлика целиком кожу и проглотить его. Вскоре после этого можно надеяться средь бела дня вознестись на небо. О целебных свойствах Линчжи в Китае известно 4 тысячелетия. Согласно древним источникам гриб назывался растением, «дающим вечную молодость», или «божественной травой» и использовался только императорами или богатыми аристократами. Более 2000 лет назад в Китайской «Священной Книге о чудодейственных лекарственных растениях» гриб Линчжи назван «лучшим среди 365 самых ценнейших растений Востока», превосходящим по эффективности знаменитый женьшень. В древнем Китае гриб был настолько легендарен, что его изображение вырезали в качестве украшения на дорогой мебели, на рукоятках посохов и т. д. Также важно то, что лунный заяц толчет снадобъе нефритовым пестиком и даже в нефритовой, а не агатовой, ступке. Нефрит способствует усилению регенерации тканей, а значит, омоложению организма. В современной народной медицине довольно часто используется вода, настоянная в нефритовой посуде, которая укрепляет мышцы и кости, очищает кровь, повышает потенцию, укрепляет нервы. При нагревании нефрита его лечебные свойства усиливаются многократно. Поэтому очень полезно пить из нефритовой посуды зеленый чай, кофе и другие горячие напитки. Кроме того нефрит изменяет вкус чая и кофе, коньяка и водки , облагораживает их.

Также в китайской традиции есть предание о Боге Поэзии. В земном воплощении он был известным поэтом-отшельником и доосом эпохи Тан под именем Ли Бо (Ли Бей). Согласно мифу, поэт, катаясь в лодке, был, по обыкновению, сильно пьян, и, в попытках обнять отражение луны в воде, упал в воду и утонул. Но следует учитывать, что «человек на луне» – это женщина, волшебная лунная фея согласно китайскому мифу. Так что смерть Ли приобретает любовный или эротический оттенки, которые мало различаются в китайской традиции. Ведь это так естественно – соединение бессмертного поэта и тоскующей в одиночестве лунной феи, которая зовет его к себе, на льющее серебряный свет ночное светило.