Часть 1.
На фото - курсанты полицейской академии в стенах Торговой галереи. Дуомский собор. Стены замка Сфорческо. Вид из окна самолёта на Альпийские пики. Милан, Италия. Фото автора.
Поездка в Милан была не плановой. Просто в середине зимы захотелось немного тепла. И совместить полезное с приятным - прикупить кое-что из вещей после только что отшумевших «Дней Миланской моды».
Начало февраля – не самое лучшее время для полётов над Европой. То мощные циклоны с Атлантики, то ветер–суховей с Африканского континента, с Сахары.
Встречаясь с холодным сырым воздухом Северной Европы в Альпах, образуются облака, которым не перешагнуть через пятикилометровые горы. И облака оседают туманом в предгорьях.
Вот и нам это было отчётливо видно на подлёте к Милану. С огромной высоты были видны бесконечные снежные вершины Альп. А потом мы нырнули в гущу тумана.
Город расположен как бы в чаше, всего в 50 км от Альпийского предгорья.
Туман был таким сильным, что самолёт сел только со второго захода на посадку.
Поездка была семейной. Поэтому заказали билеты на самолёт, отель и индивидуального гида с авто. Чтобы за 4 дня максимально всё посмотреть, что можно.
В аэропорту гид нас любезно встретил, посадил в минивэн, и через 50 минут мы уже были в центре Милана, возле своей гостиницы «Аmbasciaton». После размещения отправились на экскурсию по городу.
Время близилось к 10 часам утра. Туман только начинал рассеиваться. Мы направлялись к замку Сфорцеско – колыбели города, его крепости.
Первые впечатления были очень приятными. Тепло, как будто осень задержалась! Мягкий свежий воздух. И сам город, спокойный и приветливый.
Сразу поразило то, что в городе с 3-х миллионным населением нет пробок, как бывает в столичных городах. Наш гид Владимир объяснил, что в Милане почти везде одностороннее движение. Всё продумано так, чтобы не создавать заторов.
Итак, Милан, столица Ломбардии, самой северной части Италии, и второй по величине город после Рима. Сегодня это одна из мировых столиц моды и промышленного дизайна.
Именно в Милане находятся фондовые биржи и центральные офисы национальных банков и страховых компаний.
По внешнему виду Милан напоминает среднеевропейские города. Архитектура – как в Москве, Барселоне, Будапеште. То есть монументальные строения 18-19 веков.
В связи с тем, что после Второй мировой войны 50% зданий было разрушено, облик города изменился. Но не сильно. Всё было отстроено заново.
Что касается уличного освещения, к которому я ещё не раз вернусь, то, как и в Австрии, и в Мюнхене, оно пострадало. Как и Мюнхен, Милан являлся городом зарождения фашистского движения, основанного 23 марта 1919 года.
Поэтому в августе 1943 года, во время «недели ада», 870 британских самолётов сбросили 1430 тонн кассетных и зажигательных бомб.
И после войны, конечно, никто не морочил голову по поводу фонарей. Систему освещения создали заново, не восстанавливая. Но об этом чуть позже.
Итак, мы подъезжали к бывшей крепости Висконти, расположенной в самом центре Милана, и расширенной в эпоху итальянского Возрождения в 15 веке Франческо Сфорца.
Здесь немного остановлюсь на истории Милана.
Милан был основан кельтами примерно в 400 году до н.э. Предполагают, что и название дали они, и означает оно «святилище племён кельтов». Но есть и другие трактовки.
Милан расположен в плодородной долине реки По, на пересечении многих дорог, в том числе, соединяющих юг Италии с Альпийскими странами. Поэтому город не раз становился центром военных действий.
В раннем средневековье он опустошался многочисленными варварскими племенами: остготтами, лангобардами. Пока не приобрёл независимость, став герцогством.
И только в 1450 году был завоёван Франческо Сфорцо, который сделал Милан одним из главных городов Италии эпохи Возрождения.
Именно в это время почти 30 лет своей жизни здесь жил и творил Леонардо да Винчи. В городе много мест, напоминающих о нём. Например, «Национальный Музей Науки и Техники имени Леонардо да Винчи» на площади Ла Скала (Plazza della Scala).
На этой площади, мимо которой мы проезжали, установлен ему памятник. А музей этот - об истории научной эволюции и технического прогресса. Но имеются рукописи Леонардо.
Но самой большой достопримечательностью, связанной с его творчеством в Милане, является фреска «Тайная вечеря», которой была украшена стена монастыря Санта Мария дела Грация!
К сожалению, туда билеты надо заказывать за 2-3 месяца, а наша поездка была спонтанной. Пришлось довольствоваться тем, что мы могли постоять возле стен этого монастыря и насладиться созерцанием его.
Уже в 1525 году Милан, как и вся северная Италия, попадает под власть Габсбургов, одного из наиболее влиятельных монарших домов Европы.
Во времена испанского господства в Милане была создана известнейшая в Европе библиотека Амброзиана, где сегодня хранятся рукописи и рисунки Леонардо. Библиотека названа в честь святого покровителя Милана.
В 1713 году, после многочисленных перемен и переделов в испанском дворе, Милан отошёл к Австрии.
А уже в 1796 году в северную Италию вторгся Наполеон, объявив Милан столицей Цезальпинской республики.
После Наполеона Ломбардия вернулась под австрийский контроль. Милан стал центром лирической оперы. Оперный театр Ла Скала был открыт 3 августа 1778 года. По сей день Миланская опера является центром мировой оперной жизни. И билеты туда сегодня можно заказать тоже за 3-4 месяца!
Наконец, в 1859 году Ломбардия объединилась с королевством Сардиния и обрела независимость. А с 1861 года вошла в состав королевства Италия.
Почему я так подробно пишу об истории? Чтобы понять, почему сегодня Милан – это среднеевропейский город. Потому, что он всю свою многовековую историю был ближе к европейским народам, нежели к Италии. Той Италии, южной, столицами которой были Рим и Неаполь. И которые сегодня сохранили дух древней Италии.
Почти в самом центре Милана и располагается замок Сфорческо (Castello Sforzesco), который в 15 веке был расширен и укреплён стенами.
По площади он небольшой, и, говорят, сюда тайно приезжал русский император Пётр 1, чтобы в том числе, скопировать архитектуру крепостных стен. Действительно, стена с зубчиками очень напоминает стену Московского Кремля.
Сейчас в помещениях дворца собрание античных произведений искусства, на фоне которых во дворе мы и сфотографировались. Это остатки ионических и дорических колонн. А внутри – картинная галерея и другие произведения искусства античной эпохи.
Мы же решили погулять по парку, окружающему крепость.
Высокие каштаны, липы, лиственницы. Правда, без листьев. Зато поразили клумбы с цветущей виолой всю зиму, ведь в Милане было плюс 12 градусов по Цельсию!
Ещё раз хочу отметить, что в городе стоял туман практически до обеда. И когда мы вышли из стен крепости, солнце едва пробивалось лучами сквозь туман. Но было тепло, свежо и комфортно! Это не наш 20-градусный мороз, из которого мы вернулись в тёплую осень! Потому что весной эту погоду назвать нельзя. Природа ещё спала.
Повсюду вдоль крепостной стены гуляли люди, на лужайках сидели отдыхающие (был конец недели), а продавцы жареных каштанов зазывали покупателей! Мы тоже попробовали.
Нам понравилось, по вкусу жареные каштаны напоминают запечённую в углях картошку. Только слаще и насыщеннее вкус! Да ещё и горячие, на холоде хорошо согревают.
Пока ходили по парку вдоль рва, залитого водой, и наслаждались необычным вкусом каштанов, услышали украинскую речь(?!). Владимир сказал, что это приезжие рабочие из Украины, а по выходным здесь общаются. С горилкой и салом на свежем воздухе.
Ведь в Милане тоже довольно строгие законы, как и в Мюнхене, и в Вене. И просто на скамейке могут придраться полицейские. А так вроде на лужайке отдыхают.
Ну, а мы продолжили своё знакомство с Миланом.
Немножко освоившись после перелёта и подкрепившись жареными каштанами, начали осматриваться по сторонам и задавать вопросы. Прямо перед воротами, ведущими в замок, обратили внимание на красивые фонари. Они одинаковы по всему городу, на строгих кованых подставках, 4-х или 6-ти рожковые, шестигранные или конические из прозрачного стекла.
Такое ощущение, что во всей Европе договорились о внешнем виде уличного освещения! Да это и понятно. Вся Европа постоянно воевала, города переходили из рук в руки, а вместе с принесённой культурой менялась и архитектура. И архитекторов приглашали одних и тех же.
Но фонарей, в привычном для нас виде, на фонарных столбах, как уличного освещения, в Милане мало. В основном освещение улиц – либо фонарями чашеобразной формы, направленными вниз, на перетяжках между домами. Либо в виде подсветки на зданиях, направленными лучами-прожекторами на освещаемую территорию. Например, тротуар.
Забегая вперёд, скажу, что вечером бросилось в глаза именно это – подсветка на зданиях. Может быть, это условие городских властей. Так же, как и поддержание внешнего вида фасадов домов.
Продолжение следует:"Фонари Европы. Милан, Италия, ч.2" - http://www.proza.ru/2014/06/26/770