Встреча

Виктор Бабарыкин
Встреча
Автобиографический рассказ УВОВ
о Маловой Марии Антоновне

      Прожив короткую жизнь по интернатам, Олег никогда не знал материнской ласки, он видел только заботу воспитателей в детском саду и в школе-интернате для детей инвалидов г. Новочеркасска.
      После окончания школы Олег остро почувствовал, как ему не хватает родителей, которые помогли бы ему в трудную минуту.
      Одна по территории дома-интерната, не торопясь, шла аккуратно одетая женщина с чемоданом в руках. На ней была черная юбка, пиджак серого цвета, на котором были приколоты планки боевых наград. Увидев её, Олегу показалось, что её знает целую вечность.
      Прошло несколько недель, и однажды Олег увидел её сидящей на лавочке в тени, она была чем-то очень расстроена. Подъехав к лавочке он обратился к ней:
      - Здравствуйте.
      - Добрый день!
      - Чем Вы так расстроены?
      - Просто никогда не думала, что на старости лет буду проживать в доме престарелых.
      - Мне кажется, что совсем неплохо проживать в интернате, нас три раза кормят горячей пищей, есть крыша над головой и чистая, свежая постель. Скажите, пожалуйста, как Вас зовут?
      - Меня зовут, Мария Антоновна Малова.
      - А меня Олегом. Проживаю в интернате более десяти лет. Мне тоже было с начала тяжело, находится в этих стенах. – Продолжал говорить Олег, смотря в глаза Марии Антоновне. – По началу я не знал никого из проживающих здесь, кроме ребят, которые учились в школе интернате.
      - Да Олег, может ты и прав, но мне сейчас очень, неспокойно как-то.
      После первой встречи Олег прикипел душой к Марии Антоновне. Наблюдая со стороны за Марией Антоновной, он думал, может и его мама выглядит также. Они стали чаще встречаться и разговаривать. И очередная встреча состоялось после концерта в фойе кинозала.
      - Мария Антоновна, понравился Вам концерт, где были исполнены песни и военных лет? Мне особенно понравилась песня «День Победы».
      - Ты знаешь Олег, я всё это вынесла на своих плечах. Жизнь была не простая. Если рассказывать и всей жизни не хватит.
      - Мария Антоновна расскажите пожалуйста немного о себе. Мне очень хочется узнать о Вас побольше.
      - Я родилась в 1922 году, в Ростовской области, Тацинском районе в хуторе, в хуторе Сенной. Семья моя была большая – только детей одиннадцать, я самая младшая. Когда родились я, мои родители были уже не молодыми – отцу – 62, а матери – 52. Им приходилось очень трудно прокормить большую семью. В 1937 году, когда мне исполнилось 15 лет, наша семья переезжает на другое место жительства – в хутор Какичев, недалеко от города Белая Калитва.
      - Да, ваше детство прошло не сладко. Пришлось много поработать в хозяйстве и на общественный работах.
      - Ты прав, в детстве я была не подарок. Родителям пришлось много раз краснеть за мои поступки. Частенько со своими сверстниками сначала натворишь, а потом попадает в школе, а потом и дома, бывает, добавят. – Рассказывает Мария Антоновна. – А когда стала постарше, после семилетки, пошла работать в колхоз. Выполняя свою работу, мне приходилось одновременно заканчивать, курсы трактористов.
      Училась не одна, на курсах были и другие девушки, которые изучали устройство трактора «Универсал».
      - Нравилось Вам работать на тракторе?
      - Да, нравилось. Мои педагоги говорили, что я смышлёная девушка, да и характер у меня боевой.
      - Мария Антоновна, я видел, когда вы шли по территории интерната у вас на пиджаке были петлички от наград.
      - Да, я принимала участие в войне с апреля 1942 по май 1945 год.
      После этих слов Олег и Мария Антоновна разошлись по своим делам. Олег размышлял, вот если у меня была такая мать… Ко мне однажды приезжала мать, которая очень похожа ростом и возрастом, при рождении написала отказ. И общаясь с Марией Антоновной, Олег представлял, что это его мать.
      Время шло медленно, Олег продолжал жить своей жизнью. Встречаясь в различных местах дома интерната с Марией Антоновной, Олегу хотелось узнать подробнее о её жизни.
      Стоял теплый апрельский день, кое где на деревьях начинали появляться набухшие почки, начали цвести фруктовые деревья. Территория интерната готовилась утонуть в зелени.
      В такой день Олег сидел возле корпуса на лавочке и читал книгу «Август 44 года» и Олег от неожиданности вздрогнул, потому что с ним кто-то поздоровался. А это была Мария Антоновна.
      - Здравствуй Олег! Чем занимаешься?
      - Добрый день, Мария Антоновна! Сижу и читаю книгу про «Смерш». Это книга про шпионов, которых засылали на территорию СССР. Вы не хотите почитать?
      - Олежек, мне самой пришлось видеть на войне столько горя, что читать про неё очень трудно.
      - Мария Антоновна, а кем вы были на войне?
      - После начала войны, большинство мужчин ушли на фронт, и нам женщинам и старикам пришлось за двоих, а кое, где и за троих.
      - Мария Антоновна, а вы успели уйти в тыл?
      - Когда нас с техникой эвакуировали, мой трактор попал под бомбёжку. Олег знаешь, как было страшно. Немецкие самолёты подлетели с солнечной стороны и начали планомерно расстреливать людей шедших по дороге. В первые же минуты на дороге появились раненые и убитые и не только люди, но и домашний скот.
      Мы двигались с техникой, лично я отправлялась в тыл на тракторе «Универсал». При налёте фашистских самолётов, мой трактор был уничтожен, и мне пришлось вернуться домой к моим пожилым старикам. Вернувшись в отчий дом, мы с подругами записались на трёхмесячные курсы водителей.
      Была зима и нам приходилось ходить на занятие через небольшую речку. – У Марии Антоновны навернулись слёзы. – Однажды возвращаясь домой с занятий, я испытала смертельный ужас. Девчонки убежали в перед, а я чуть задержалась переходя реку, подомной треснул лёд и я провалилась по пояс в ледяную воду. Хорошо подруги успели подбежать и вытащить за рукава телогрейки.
      - Чем ухнулось Вам это купание?
      - После я очень сильно болела. Мама ели выходила, отпивала различными настойками – вишнёвка и др., делала расстилки и грела на русской печи. Вот так я сумела выбраться из могилы, кто меня видел в те тяжёлые дни, говорили мои родные и близкие: - "Она умрёт". – Но благодаря моим родителям я не только выздоровела, но и закончила, курсы водителей.
      - Что дальше произошло?


      - После получения повестки из военкомата, - продолжала говорить Мария Антоновна, - 12 апреля 1942 года, меня призвали в Красную Армию. Нас собрали под Ростовом в городе Батайске. Продержав ещё три месяца в учебке, меня направляют в в/ч 425 ВНОС – воздушное наблюдение.
      - Мария Антоновна, и как у нас сложилась жизнь после прихода в в/ч на службу?
      - Особенно было трудно в начале июля 1942 года, началось вторая волна наступление немецких войск на Ростов и полная оккупация области.
      - Мария Антоновна, для вас начались тяжёлые дни службы, как вы вынесли тяжесть испытаний?
      - Олег, во первых в мои обязанности входила перевозка солдатского имущества, продовольствия и бойцов. Иногда приходилось быть кинопередвижкой, когда не было больших наступлений или оборонительных сражений.
      Первая моя машина – полуторка, самая распространённая в Красной Армии. Самую первую машину я потеряла, а вернее мне её уничтожил враг возле станицы Багаевской, Ростовской области, в это время наши войска отступили до города Грозного.
      Мне пришлось наравне с другими девушками нашего дивизиона и ребятами вытаскивать машины из грязи или снега, ремонтировать их походных условиях – под бомбёжкой, или защищать, когда нас начали обстреливать немцы. Мне пришлось даже освоить пулемёт.
      После этих слов Мария Антоновна, поднялась и вышла в сторону дверей корпуса. Немного отойдя от Олега, остановившись начала говорить.
      - Все военные годы, я прошла без единого ранения, даже царапинки не было, только пришлось лежать в госпитале, когда через Днепр и Вислу переправлялись.
      Развернувшись, пошла дальше по своим делам, а Олег смотрел ей вслед и думал, какой она была в молодости. Он ещё долго сидел на лавочке и размышлял о своей жизни. 
      В последнее время Олег стал частенько пробовать занять чем-то свою однообразную жизнь. Он стал потихоньку заниматься творчеством – декоративно-прикладным искусством. Олег выжигает и одна из тем – про Великую Отечественную войну.
      Этим же вечером Олег занялся творчеством, на столе лежало полузаконченная работа. Дверь при этом была открыта, и Олег не заметил, как в неё вошла Мария Антоновна. Работая над картиной, сразу не обратил внимания, что за ним, кто-то наблюдает. Повернув голову, Олег увидел, как она внимательно смотрит.
      - Добрый вечер, Мария Антоновна!
      - Добрый вечер. Мне понравилось, как ты творишь.
      - Спасибо. Стараюсь не ударить в грязь.
      - Да, такими работами можно гордиться.
      - Нет, это работы для души.
      Мария Антоновна опять начала вспоминать:
      - После освобождения Ростовской области, я участвовала в разгроме Белгород - Харьковской группировки противника, участвовала в освобождении Донбасса, Левобережной Украины, освобождала Киев. – Немного помолчав она продолжила. – Особенно тяжело, почему-то было в ноябре 1943 г., когда участвовала в отражении контрнаступления противника в районе Житомира…
      - Но некоторые фронтовые эпизоды и сейчас перед глазами. Это было в Польше. – Начала говорить Мария Антоновна, после некоторого молчания, держа в руке гранённый стакан с чаем. – Я пошла на ферму за молоком и со мной увязалось парочка – парень и девушка. Шли мы через поле, первой шла высокая, светловолосая девушка, за ней парень, а за ними я.
      Неожиданно девушка остановилась и сказала: - "Что не пойдёт первой и поменяется местами со мной." – После сказанных слов я поменялось местами с девушкой. И тут же раздался выстрел, девушка упала замертво. Этот случай говорит, что меня оберегал кто-то с выше.
      - Шёл уже 45-й год, и никому не хотелось умирать, а где Вы заканчивали войну?
      - В Германии, но то, что я там видела, не изгладится из памяти никогда. В апреле 1945 года в районе города Дрездена была окружена нашими войсками 30 тыс. немецкая группировка. Немцы отчаянно сопротивлялись, бои шли днём и ночью, несли огромные людские потери и наши и немцы. – Встав со стула Мария Антоновна подошла к самовару и начала наливать кипяток, продолжая говорить. – В мои должностные обязанности входило возить боеприпасы к линии фронта, а с фронта – наших раненых солдат.
      Однажды меня остановил патруль и попросил, чтоб я ехала на некотором расстоянии от других машин. Старший патруля произнёс следующие: - "Девушка, вашей машине нельзя оставаться в колоне, любой выстрел и полгорода взлетит, отъезжайте подальше, где нет людей." – После его распоряжения я заехала в какой-то переулок, а там наших погибших солдат не счесть, как дрова лежат, аж сердце до боли зашлось. Так жалко было смотреть на всё происходящие, им жить и жить, скоро может победа, а они гибнут… - замолчала и своим платком начала вытирать слёзы.
      - Мария Антоновна, а где вы встретили День Победы?
      - День Победы встретила в Дрездене. Как все радовались, целовались, обнимались, стрельба шла всю ночь. Такие столы накрыли, чего там только не было, танцевали и пели. Никогда не забуду этот день.
      Поговорив ещё немного, они разошлись. Олег стал готовиться ко сну. Мария Антоновна, пошла в свою комнату, отдыхать.

                Виктор Бабарыкин,
март – 2010 г.