13. Супруг царицы Тамар

Ирина Воропаева
Сборник очерков «Если будете в ненависти жить».
***
Иллюстрация: Вардзия. Пещерный монастырь на юге Грузии, в Джавахетии.
Фреска в храме Успения Пресвятой Богородицы «Царь Георгий III и его дочь царица Тамар». 1180 г.
***

«Лев, служа Тамар-царице, держит меч ее и щит.
Мне ж, певцу, каким деяньем послужить ей надлежит?
Косы царственной — агаты, ярче лалов жар ланит.
Упивается нектаром тот, кто солнце лицезрит.
Воспоем Тамар-царицу, почитаемую свято!
Дивно сложенные гимны посвящал я ей когда-то.
Мне пером была тростинка, тушью — озеро агата.
Кто внимал моим твореньям, был сражен клинком булата».
     Шота Руставели о царице Тамар.


    Стоит отдельно рассказать о судьбе последнего остававшегося в живых сына князя Андрея, Юрия Андреевича. Когда во Владимире на Клязьме убивали его отца, он находился в Новгороде, где Боголюбский посадил его князем.

    Господин Великий Новгород, узнав о происшествиях в «низовских» землях, немедленно отказал малолетнему сыну убитого Боголюбского, Юрию Андреевичу, от княжения, но, покорный суздальцам, взамен в 1175 году, когда во Владимире укрепились молодые братья Юрьевичи, принял князем малолетнего же сына князя Михалка Юрьевича. А едва девятилетнего Юрия Андреевича увезли сначала вМоскву к матери, а потом, после ее гибели, на Северный Кавказ к материнской родне, которая впоследствии устроила брак «сына царя рузов» с молодой и прекрасной царицей Грузии Тамар из династии Багратидов.

    Потому что Тамар была прекрасна, и хроника подробно рассказывает о ее поклонниках, сходивших с ума от любви к ней. Поэт Шота из Рустави (Руставели) восхвалял всеми обожаемую царицу так: «Косы царственной — агаты, ярче лалов жар ланит. Упивается нектаром тот, кто солнце лицезрит»…

Говорят, слагая свою поэму «Витязь в тигровой шкуре», полную любовных переживаний, приключений и волшебства, Руставели  вдохновлялся своей прекрасной повелительницей… и он тоже был в нее влюблен…

Согласно преданию, впрочем, плохо выдерживающему критику, но от этого не менее интересному, Шота Руставели – это двоюродный брат Тамары, царевич Демна (Дмитрий), пытавшийся завоевать царский трон, захваченный в плен, ослепленный и брошенный в тюрьму, но вернувший и свободу, и зрение (или вообще каким-то образом избежавший страшного увечья), и, покоренный несравненными достоинствами своей царственной сестры, под чужим именем служивший Тамар как ее придворный и песнотворец…

    Для общего сведения еще можно добавить, что титул грузинских царей в Византии был «царь абхазов», а сами подданные (и это записано в хронике) называли Тамар царицей востока и запада, севера и юга… вообще по- грузински царь – «меле», а царица должна титуловаться «дедопали», то есть жена царя, но Тамар однозначно титуловали «меле», то есть собственно царь (царица), и этот титул она сохранила в обоих своих браках, ведь еще ее отец сделал ее своей соправительницей.

    Вот цитата из поэмы Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (в переводе Н.А. Заболоцкого):

Жил в Аравии когда-то царь от бога, царь счастливый,
Ростеван, искусный воин и владыка справедливый.
Снисходительный и щедрый, величавый и правдивый,
Был он грозный полководец и мудрец красноречивый.

Кроме дочери, владыка не имел другого чада.
Дочь его звездой сияла и была ему отрада.
Славных витязей царевна с одного пленяла взгляда.
Чтоб воспеть ее достойно, мудрецов немало надо.

Тинатин ей дали имя. Лишь царевна подросла
И затмила свет светила блеском юного чела,
Царь собрал своих вазиров, знатоков добра и зла,
И завел беседу с ними про высокие дела.

Царь сказал: «Когда под старость сохнет роза, увядая,
Вместо этой старой розы расцветает молодая.
Вот и я не вижу света, меркнет взор, изнемогая.
Справедливого совета жду от вашего ума я.

Жизнь моя к концу подходит, старость хуже всякой боли.
Завтра, если не сегодня, я умру по божьей воле.
Для чего и свет, коль мрака не избегнуть в сей юдоли!
Пусть же дочь, мое светило, воцарится на престоле».

    В завязке сюжета поэмы прослеживаются явные параллели с современной поэту реальностью: Ростеван, решивший короновать свою дочь при своей жизни ввиду отсутствия у него сыновей – это грузинский царь Георгий III, а царевна Тинатин – сама царица Тамар. В дальнейшем акценты меняются, прообраз Тамар угадывают в возлюбленной главного героя – Нестан, а главный герой поэмы, Тариэль – прообраз второго жениха Тамар, ее возлюбленного Давида Сослана. В такой трактовке друг Тариэля Автандил – сам Шота, ставший верным слугой Тамар?

    В общем, царица Тамар - это была особенная, завидная невеста.

    Теперь о свадьбе Тамар и Юрия. Выбор приближенных Тамар только кажется необъяснимым, на самом деле тут все логично. Юрий был очень знатен, что бесспорно говорило в его пользу, и одновременно, как человек, оторванный от родины и не имеющий там никакой поддержки, не мог представлять угрозы ни Тамар, ни ее окружению. Для роли мужа полновластной царицы такой жених годился как нельзя лучше, так как можно было не опасаться, что он будет играть в политике самостоятельную роль. Впрочем, в последнем двор Тамары ошибся…

    Как написал один современный публицист (с долей юмора, свойственного всем современным публицистам): «Так произошел первый грузинско-российский контакт. Этому контакту свойственны все признаки последующих: непонятно откуда взявшаяся переоценка и затем разочарование.» Выше уже упоминалось, что контакт был на самом деле не первым, ну да не в том дело…

    Грузинская хроника «История и восхваление венценосцев», примерно 1222 года, пишет о свадьбе Тамары и Юрия так:
    «Чтобы милость и благосклонность патронессы, благой и сладкой, к рыцарям и воинам была полной, собрались озабоченные [вопросом] и сговорились подыскать подходящего для нее жениха и принести его в качестве мужа ей. Он должен был напоминать времена богатырей-голиафов, или кровопролития из-за женщин среди эллинов-язычников, или удаление в пустыню влюбленных, потерявших разум из-за женщин… Надлежало, чтобы явились герои из героев, или мужи, добрые и прекрасные вояки, проливавшие кровь подобно язычникам из-за возлюбленных, или подобные льву и солнцу влюбленные, удалившиеся, как звери, [в пустыню] из-за этого превышнего солнца, более светлого и блистательного, чем те, которых изображали и представляли солнцем и светилами. Но трудно было думать об этом, ибо среди рожденных не было равной ей, думаю, что и не родится никогда. … Тогда выступило одно из главных влиятельных лиц Тбилиси, взысканный царями эмир Картлийский и Тбилисский, по имени Абуласан, который сказал: «Я знаю царевича, сына великого князя русского Андрея, он остался малолетним после отца и, преследуемый дядею своим Савалатом, удалился в чужую страну, теперь находится в городе Кипчакского царя Севенджа.» Выслушав это, позвали одного из влиятельных лиц, великого купца Занкана Зоровавеля и отправили туда. Меняя в пути лошадей, он не замедлил явиться туда, забрал с собою и доставил раньше условленного времени юношу доблестного, совершенного по телосложению и приятного для созерцания. … Некоторые, правда, с горечью в душе, предлагали выдать Тамару за него. Она же, твердая в вере истинной, чтобы этого не случилось в самом деле, совершенно отказывалась от брака и просила освободить ее вообще от необходимости выйти замуж. Но царица Русудана и военные настояли на своем, вынудили у нее согласие и устроили свадьбу, сообразную с ее олимпийским величием и царственностью…»

    Хотя Тамар выражала вялый протест (бог знает почему, в хронике это не уточняется), сватовство оказалось слажено. Помимо вельмож, тут постаралась также младшая сестра царицы, Русудан, вдова сына Константинопольского императора Андроника I Комнина - Мануила Комнина (это не тот могущественный Мануил I Комнин, который был шурином Юрия Долгорукого, а куда менее удачливый представитель императорского дома Комнинов). Русудан как раз недавно бежала из Византии в связи с произошедшим в Константинополе переворотом.

Стоит отметить, что дед Тамары, Деметре I, некогда выдал свою дочь за Киевского великого князя Изяслава II Мстиславича (а эта царевна была ведь теткой Тамар, сестрой ее отца), так что прецедент русско-грузинских браков существовал…

В общем, свадьба состоялась. В хронике она описана как великолепное торжество. Однако царственные супруги не поладили и через несколько лет (примерно два с половиной года) бездетного брака разошлись, причем, как говорят, Тамар в целях расторжения своего супружества обвинила мужа в порочности, не подобающей мужчине и царю (царица была настроена решительно и из перечисленных пороков самым пустяковым являлось беспробудное пьянство)… и она, избавившись от Юрия, от которого откупилась дарами, с тем, чтобы он уехал куда-нибудь подальше, снова вышла замуж, за еще прежде знакомого ей молодого человека, родственника Багратионов, аланского (то есть осетинского) царевича Давида Сослана (причем свахой снова выступила ее сестра Русудан), и тогда уж познала радости взаимной любви и родила двоих детей, царевича и царевну…

Все эти подробности содержат грузинские источники, они часто столь возвышенно-поэтичны, будто речь идет не о земной женщине и ее неудачном замужестве, а о небожительнице… Летописцы писали, что Георгий Русский был «изгнан из видимого рая» и «был несчастен не столько в виду низвержения его с царского престола, сколько вследствие лишения прелестей Тамар», а причиной расторжения брака указали козни сатаны (это, так сказать, официальная версия): «Сатана, войдя в сердце русского [князя], именуемого скифом, возбуждал его досаждать словами Тамаре, этому солнцу государей и блистательной молнии. Кроткая и приятная, разумная и сметливая Тамара целых два года, а то и больше, терпела ниспосланное ей испытание. … Не питая доверия к сделавшемуся органом дьявольского служения князю, доселе милостивая и не гневавшаяся Тамара, проливая слезы, отправила его в изгнание, причем снабдила его несметным богатством и драгоценностями. Хотя он и заслужил это, она не предала его смерти, равно как, будучи щедрою, подобно солнцу, не ограбила его. Посаженный в корабль, он прибыл в Константинополь и жил там некоторое время».

    Впоследствии Юрий Андреевич пытался завоевать Грузинское царство с помощью восставших против власти Тамары имеретинцев и сванов, однако не преуспел, - его войска разбили, сам он попал в плен к новому мужу царицы, но был милостиво отпущен ею на свободу… есть еще одно краткое сообщение хроники о том, что русский князь пытался с кем-то где-то воевать, а затем история о нем обрывается, его дальнейшая судьба и конец его жизни остались неизвестны…
(2012 г.)
*********
Продолжение: http://www.proza.ru/2014/06/17/1545

Содержание сборника: http://www.proza.ru/2014/06/17/1550