К вопросу о портрете Ташунке Уитко

Андрей Ветер Нефёдов
Ташунке Уитко (имя вождя северных Оглалов) переводится на русский язык как Неистовая Лошадь. О его жизни слагаются легенды, но о подлинных и неопровержимых фактах можно говорить только, если речь идёт о последних пяти-семи годах его жизни. Соплеменники называли его Странным Человеком.
«Он невысок, полученные раны сделали его лицо уродливым» («Denver Daily Tribune», 20 мая 1877 г.). Фрэнк Гроард, любимый следопыт генерала Крука, прожил среди Оглалов несколько лет и прекрасно знал Неистовую Лошадь: «Он выделялся внешностью. У него были песочного цвета волосы и очень лёгкое телосложение. Скулы у него высокие, как обычно у индейцев. И он был неразговорчив. Он выглядел молодо, значительно моложе своих лет. На одной стороне его лица хорошо виднелись пороховые следы». Красное Перо (Виака Лута): «Его нос был прямым и тонким. Его волосы были очень длинные, прямые и мягкие» (Интервью Элеоноре Хинмэн, 8 июля 1930 г.). Маленький Убийца (Чикала Кте): «Неистовая Лошадь был невысок. Его волосы были не чёрные, а коричневые, как у белых людей.  У него был длинный прямой нос. Его глаза были чёрные, как у всех Лакотов» (Интервью Элеоноре Хинмэн, 12 июля 1930 г.). Джон Нейхардт в мае 1931 году взял интервью у Чёрного Лося (Хеха Сапа) и превратил этот большой разговор в книгу «Говорит Чёрный Лось»: «Неистовая Лошадь никогда не танцевал, и никто не слышал, как он поёт. Несмотря на это, все любили его, исполняли все его желания и шли туда, куда он указывал. В сравнении с другими людьми он был невысок и на вид щуплый. Лицо его было худощавым, а глаза словно пронизывали каждый предмет, на который он смотрел». Эли Рикер записал 21 августа 1907 года большое интервью с Робертом Пахом, одним из служащих агентства Красного Облака: «Мистер Пах сказал, что Неистовая Лошадь вёл себя не так, как другие. Например, он никогда не раскрашивал себя». Лютер Стоящий Медведь (в детстве его звали Ота Кте, то есть Много Выстрелов или Много Убивает) написал в своих воспоминаниях «Мой народ Сиу»: «Неистовая Лошадь был очень скромный человек и никогда не носил нарядной одежды. Когда он участвовал в битве, он не носил живописный головной убор из орлиных перьев, только чучело сокола украшало его волосы с левой стороны головы».
Нет причины сомневаться в том, что в последние годы своей военной жизни Ташунке Уитко не надевал пышного головного убора из орлиных перьев, но не вижу причины, почему он, став в юные годы прославленным воином, не мог носить традиционного для всех Оглалов пышного убора из перьев. Кроме того, не надо забывать, что старейшины назначили Ташунке Уитко Носителем Рубахи — самое высокое положение воина в племени. Каждый статус имел свои регалии. Про Носителей Рубах известно только, что их облачали в специальные длинные рубахи, украшенные скальповыми прядями. Можно допустить, что им вручались также и головные уборы. Про внешний вид Носителей Рубах нет никакой информации.
Я не случайно высказываю предположение о том, что у Неистовой Лошади мог храниться головной убор с юных лет или со времён Носителя Рубахи. У Эли Рикера есть упоминание о том, что Ташунке Уитко отдал во время капитуляции свой головной убор лейтенанту Кларку. Эли Рикер, автор множества интервью со старожилами Дикого Запада, опубликованных в двухтомнике «Голоса Американского Запада» записал слова Вильяма Гарнета: «Лейтенант Кларк встретил их милях в двух от агентства. Вожди опустились на землю в ряд и сказали Кларку приблизиться и поздороваться с ними за руку… Неистовая Лошадь вручил Кларку военный головной убор, военную рубаху, трубку и расшитый бисером кисет с табаком и кинни-киником. Кларку объяснили, что он должен облачиться в индейскую одежду. Новые друзья помогли ему в этом. Он выглядел импозантно».
Если у Ташунке Уитко не было своего военного головного убора из перьев орла, то чей же убор он подарил лейтенанту Кларку? Скорее всего, в эту запись закралась ошибка. Газета «Chicago Tribune» от 8 мая 1877 писала, что лейтенант Кларк получил головной убор из рук Пса, а не от Неистовой Лошади: «Пёс, выдающийся вождь, снял с себя пышный головной убор и военную рубаху и надел их на лейтенанта Кларка, показывая тем самым, что они отныне не нужны ему». Газета «New York Herald» от 7 мая 1877 не уточняет, кто именно вручил Кларку убор из орлиных перьев: «Выкурив трубку мира, Неистовая Лошадь сел на землю и сказал: “Хочу, чтобы мы сидя пожали друг другу руки, ибо это означает, что наш мир продлится”. После этого он представил лейтенанту Кларку основных вождей и главных людей племени, чтобы они могли обменяться рукопожатиями. Военный головной убор, скальповая рубаха, пони и бизонья накидка были подарены лейтенанту Кларку как выражение наилучших пожеланий». Капитан Джон Бурк написал 6 мая 1877 в своём дневнике: «В знак добрых намерений Кларку индейцы подарили военный убор, военную рубаху, обрамлённую скальпами, бизонью шкуру и пони». Как мы видим, он тоже не уточнил, кто вручил лейтенанту Кларку свой головной убор. Пёс (Шунка Блока): «Ташунке Уитко никогда не носил на голове военный убор из перьев. Шаман по имени Бизонья Стружка наделил его особой силой, которая работала, если он носил на себе свисток из кости орла, одно орлиное перо и круглый камешек с отверстием посередине. Этот камень Неистовая Лошадь носил под левой рукой на длинном кожаном шнурке, надетом через плечо. Единственное его перо в волосах было взято из самой середины орлиного хвоста» (Интервью Элеоноре Хинмэн, 7 июля 1930 г.).
Шаман Оглалов Стружка-От-Рогов с детства дружил с Неистовой Лошадью. Он был старше вождя года на четыре, может, на пять. Он изготовил для Ташунке Уитко орлиный свисток и все прочие амулеты, охранявшие вождя в бою, и научил его совершать перед началом сражения необходимые магические ритуалы. Эли Рикер законспектировал разговор с Бизоньей Стружкой, состоявшийся 14 февраля 1907 года: «У Неистовой Лошади не было военного убора из перьев. Он никогда не раскрашивал себя, как это делали многие воины. Он рисовал только красную зигзагообразную линию, тянувшуюся со лба сбоку от носа к подбородку. Он рисовал её одним пальцем. Свою лошадь он натирал сырой землёй перед сражением… Изготовлением оберегов для Неистовой Лошади занимался Стружка. Он предсказал вождю, что тот будет убит ножом, пока его будут держать за руку. Так Стружка сказал во время интервью. Именно Стружка рекомендовал Неистовой Лошади не носить головного убора, не раскрашиваться, рисовать только знак, означающий молнию… У Стружки хранится перо Неистовой Лошади и его магический мешочек, сделанный из кожи, в котором хранится высушенное сердце орла и какие-то клыки. Этот амулет Стружка дал Неистовой Лошади после того, как в него стрелял Нет-Воды».
Может ли то означать, что Неистовая Лошадь носил головной убор до того, как получил рекомендации от Бизоньей Стружки? Ведь Стружка не сразу стал его духовным наставником и не всегда был рядом с ним. Например, в битве в долине Маленького Большого Рога духовным наставником Неистовой Лошади был шаман по имени Ункче Ханска, хотя в эти годы Неистовая Лошадь уже пользовался амулетами, полученными от Стружки. Нет никакой информации, когда именно вождь получил обереги от своего шамана, но точно известно, что некоторые из амулетов Стружка сделал для Неистовой Лошади после того, как вождь увёз жену человека по имени Нет-Воды и тот выстрелил в Неистовую Лошадь в упор из револьвера, чтобы отомстить. Но у нас нет никакой информации, чем пользовался Неистовая Лошадь в качестве оберегов до этого случая. Бизонья Стружка рекомендовал ему не носить головного убора, но когда именно он дал эту рекомендацию? Все имеющиеся свидетельства относятся к периоду 1870—1877 гг., то есть к временам после покушения Нет-Воды. Нет ни одного рассказа о том, как одевался Ташунке Уитко, отправляясь в бой возле форта Фил-Кирни зимой 1866 года. Пёс уверяет, что «Неистовая Лошадь никогда не носил на голове убор из орлиных перьев». Остаётся поверить ему и признать, что Эли Рикер сделал ошибку, занося на бумагу слова Вильяма Гарнета о том, что Ташунке Уитко надел свой головной убор на лейтенанта Кларка во время капитуляции. 
Хрестоматийным стало утверждение, что Неистовая Лошадь не носил никаких украшений и не принимал участия племенных праздниках. Головной убор из перьев относится, конечно, к украшениям, хотя в большей степени перья указывают всё-таки на статус воина, на множество совершённых им подвигов. В последние годы Ташунке Уитко носил на голове одно орлиное перо. Наверняка у него были проколоты уши, потому что у Оглалов это принято делать в раннем детстве. В проколотых ушах он носил серьги. Мы не знаем, какие серьги: металлические кольца или костяные подвески.
Короткий Бизон: «Он обычно носил ожерелье из раковин ирокезского производства. Это было его единственное украшение» (Интервью Элеоноре Хинмэн 13 июля 1930 года). Об этом нашейном украшении из раковин не упоминает больше никто.
Сюзан Бордо в книге «Моими собственными глазами» рассказала: «Однажды мы со свекровью поехали в торговую лавку и повстречали там Неистовую Лошадь. Свекровь указала мне на него. Он был приятной наружности, симпатичный молодой человек лет тридцати шести или что-то около того. У него была не очень тёмная кожа, карие глаза, длинные светло-коричневые волосы. С затылка свисали бусы до самого пояса, а косы были оплетены мехом. Суконное одеяло прикрывало его частично, голубые ноговицы были тоже тряпичные, а мокасины украшены бисером. Он был среднего роста и стройный». Из этого фрагмента видно, что он вождь украшал себя бусами. Этот эпизод относится к короткому резервационному периоду, к последним дням жизни Неистовой Лошади. Что изменилось во взглядах знаменитого вождя? Откуда взялись бусы в волосах, если он никогда не носил никаких украшений? Расшитые бисером мокасины тоже указывают на желание выглядеть красиво. Осмелюсь предположить, что Ташунке Уитко добавил бисер и бусы к своим прежним нарядам просто потому, что появилась такая возможность. На северных равнинах он не мог зайти в торговую лавку. Кроме того, в условиях постоянных военных действий он считал себя обязанным отдавать всё лучшее соплеменникам. На это указывал Чёрный Лось в своих воспоминаниях: «Лично для себя он довольствовался малым, не владел табунами, как подобало вождю. Говорят, когда дичи было мало и народ начинал бедствовать, он вообще ничего не ел. Странный он был человек». В резервации, где за жизнь не надо было драться и многое можно было купить в магазине, Неистовая Лошадь, судя по некоторым свидетельствам, начал вести себя не так, как прежде. Возможно, он изменил своё отношение и к одежде. Если раньше он носил только одежду из кожи, теперь стал надевать рубаху, жилетку, суконные ноговицы.
Изменилось ли его поведение, когда он сдался белым людям?
Бизонья Стружка: «Неистовая Лошадь был тихим человеком. Он ходил на советы вождей и только слушал. Его не назовёшь разговорчивым ни на совещаниях, ни в какое другое время» (Интервью Уолтеру Кэмпу, 11 июля 1910 г.). «Неистовая Лошадь молчалив, у него репутация человека, который вообще никогда не разговаривает. У него упрямое и решительное лицо, судя по нему, вождь не знает, что такое слёзы» («New York Herald», 7 мая 1877 г.) .
Как индейцы, так и белые люди запомнили его тихим. Он не кричал, не спорил, его недовольство выражалось в том, что он уходил от собеседника. Ташунке Уитко старался избегать ссор. Пёс в интервью Элеоноре Хинмэн подчеркнул: «Он был очень тихий человек, покуда дело не касалось схватки». После капитуляции он прилагал все силы, чтобы не конфликтовать ни с кем, но его провоцировали постоянно. Обстановка была создана такая, чтобы давить на Ташунке Уитко со всех сторон. Его хотели принудить к поездке в Вашингтон, где состоялось бы подписание соглашения о перемещении Оглалов и других Лакотов в новую резервацию. Неистовая Лошадь открыто выступал против перемещения племени. Военное командование наседало на него, обрабатывало его друзей и соратников. Многие из его вчерашних боевых товарищей пошли на уступки и, оправдывая себя, упрекали Ташунке Уитко в упрямстве. 
Маленький Большой Человек, один из ближайших сподвижников, внезапно стал противником Неистовой Лошади. К середине августа лейтенант Кларк написал генералу Круку: «С Маленьким Большим Человеком нет проблем», хотя все офицеры ждали неприятностей именно от этого вождя. Капитан Джон Бурк сделал запись в дневнике в день капитуляции северных индейцев: «Маленький Большой Человек кажется мне хитрым дикарём. В его внешности много силы. Сдаётся мне, что это будет трудный подопечный». Маленький Большой Человек почему-то быстро пошёл на контакт с белыми людьми. «Маленький Большой Человек был известен среди офицеров как платный шпион», — написал лейтенант Генри Лемли в письме Брининстулу от 17 июня 1925 года. Ходили слухи, что белые люди обещали Маленькому Большому Человек назначить его главным вождём в резервации. Это утверждение невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. Сержант Картер Джонсон из Третьей Кавалерии дал Эли Рикеру большое интервью. В том числе он сказал: «Маленький Большой Человек рассказывал индейцам, что его принуждали зарезать Неистовую Лошадь». В каком смысле принуждали? Когда принуждали? Я бы не доверял этим словам Джонсона, так как он сообщил Рикеру много неверной информации. Например, он сказал: «Один из охранников проткнул Неистовую Лошадь штыком насквозь. Тело немедленно перенесли в помещение гауптвахты. Он умер через три дня». Известно, что Ташунке Уитко скончался в тот же вечер, но Картер говорит, что «через три дня». Таких мест в его интервью предостаточно, чтобы усомниться в его словах про Маленького Большого Человека, но возможно, лейтенант Кларк и подговаривал его первым ударить Ташунке Уитко. Что бы там ни было, какие бы планы ни выстраивались, именно Маленький Большой Человек схватил Неистовую Лошадь за обе руки сзади, после чего солдат нанёс удар штыком.
Достоверно, что генерал Крук снискал себе славу тем, что воевал против индейцев, привлекая на свою сторону других индейцев. И если в начале своей карьеры на фронтире он натравливал друг на друга враждебные племена, то к 1877 году он научился сталкивать лбами соплеменников. Он и его подчинённые умело интриговали среди вождей Лакотов, суля им всевозможные блага. И вожди с готовностью брали в руки оружие, чтобы воевать против своих. Даже на территории резервации, где не было войны, противостояние внутри племени лишь усиливалось. Маленький Большой Человек тому яркий пример.
Шаман Бизонья Стружка сказал, что зерном раздора послужила женщина, что Неистовая Лошадь якобы запретил Маленькому Большому Человеку переспать с какой-то женщиной и что их противостояние в тот день чуть ли не вылилось в драку. Никаких подробностей. Бизонья Стружка сказал только это. Что бы ни послужило причиной их ссоры, бывшие братья по оружию разошлись. Вильям Келли, рядовой Четырнадцатого пехотного полка, был свидетелем того, как Неистовая Лошадь и Маленький Большой Человек ругались прилюдно во время еженедельной распределения крупного рогатого скота. Маленький Большой Человек обратился к чиновнику через переводчика, чтобы ему отсчитали его часть бычков, а Неистовая Лошадь пусть возьмёт своих отдельно. «Ташунке Уитко, услышав это, пришёл в ярость, отказался брать свою часть стада и ускакал со своими людьми в стойбище». 
Описанная ситуация слишком непонятна, чтобы как-то комментировать её. Возможно, Маленький Большой Человек хотел получить свою долю первым, а формально Неистовая Лошадь был старшим по званию (как это указывалось в официальных армейских документах), поэтому ждал, что ему предложат первым взять бычков. Но могло крыться и что-то иное за этим эпизодом. Лейтенант Кларк отправил генералу Круку отчёт: «Некоторые из наших подопечных ведут себя слишком нетерпеливо во время распределения продовольствия». Но он не упомянул ни одного имени. Впрочем, газета «Cheyenne Leader» написала, что «Неистовая Лошадь отказался взять предназначенные для его племени продукты и не брал ничего, пока распределением занимался лейтенант Джонсон».
Для меня важны здесь слова, что Ташунке Уитко «пришёл в ярость». На глазах у всех! Это означает, что он был уже не прежний Ташунке Уитко. Но, быть может, в этой сцене что-то преувеличено? Мог же вождь молча уехать с раздачи? Он мог быть раздражён и оскорблён, но это не означает, что он кричал и хватался за оружие. Никто не написал, как именно вождь «пришёл в ярость». Впрочем, вполне понятно, что к концу июня, когда имел место этот инцидент, Неистовая Лошадь начал терять самообладание. Жизнь в агентстве Красного Облака потихоньку сводила его с ума. Я могу легко допустить, что нервы Неистовой Лошади сдали именно из-за Маленького Большого Человека, про которого говорили, что его язык был ядовит. Известен случай, когда оскорблённая им девушка бросила ему в лицо две горсти песка во время многолюдного праздника. Маленький Большой Человек мог вывести из равновесия кого угодно. Мог потерять самообладание и Неистовая Лошадь. Но не стоит забывать, что обычно он держал себя в руках. Когда в резервации два соплеменника пытались спровоцировать его на драку и застрелили его коня, он не ответил им, ушёл, потому что обещал, что после капитуляции никогда не возьмёт в руки оружия. Нелегко было ему держать своё слово, но он держал его. 
В книге «На границе с Круком» Джон Бурк, не раз наблюдавший за вождём в резервации, написал про него: «Его лицо выражало достоинство, но одновременно было угрюмым, тусклым, меланхоличным. Он держался флегматично, как человек, понявший, что надо отдаться судьбе, но предпочитал сделать это, замкнувшись в себе. Индейцы отзывались о нём только с глубоким уважением».
К сожалению, не существует ни одной фотографии Ташунке Уитко. Он якобы боялся магической силы фотоаппарата. Его биографы пишут, что вождь верил в то, что фотография крадёт душу человека, но я не нашёл ни одного воспоминания, где были бы приведены эти слова Неистовой Лошади. Косвенным свидетельством того, что Неистовая Лошадь не позволял фотографировать себя, можно считать письмо (15 апреля 1926 г.) доктора Макджилликади, адресованное Вильяму Гарнету, где он пишет: «До меня дошли слухи, что кто-то клянётся, что имеет его фотоснимок. Я с трудом верю в это, потому что помню, что сам тщетно пытался снять его в 1877 году». Нам остаётся лишь фантазировать, включить своё воображение, чтобы мысленно нарисовать портрет Неистовой Лошади, исходя из  описаний мемуаристов.
Люси Ли, жена лейтенанта Джесси Ли, оставила нам свои размышления о Неистовой Лошади. Она боялась его, считала опасным дикарём, но после его гибели сумела объективно взглянуть на Странного Человека Оглалов: «Нет сомнений, он был очень плохим человеком и совершил много ужасного, но надо сказать кое-что в его защиту. Он чувствовал, что белые люди жестоко обращались с ним и его народом, отбирая их страну и ничего не давая взамен. Он стремился избавить свой народ от этого рабства. В конце концов, его, “дикого северного индейца”, заманили предложениями и обещаниями мира и безопасности в агентство, чтобы жить там непонятной и чуждой для него жизнью. Много обещаний и гарантий было дано ему.  После долгих лет диких скитаний ему показалось, что его лишили свободы. И вот, вместо того, чтобы оставить его в покое и позволить ему начать новую жизнь, его утром, днём и ночью донимали бесконечными разговорами, пока его разум не пришёл в окончательное смятение, лишив его сна. Он сказал Крапчатому Хвосту, что вот уже двадцать семь ночей он не мог ни отдохнуть, ни уснуть.
Все его требования и просьбы удовлетворялись, но он принял доброту, адресованную ему, за страх перед ним, и он чересчур возомнил о себе. Он разозлился, когда ему не позволили отправиться на бизонью охоту, которую, кстати, не отменили, а лишь отодвинули на более позднее время. Затем его заставляли ехать в Вашингтон, чтобы встретиться с Великим Отцом, но он заявил, что ему “дела нет до Великого Отца и что он должен остаться со своим народом и заботиться обо всех”. Он подозревал каждого. Его настораживало любое слово, любой поступок. Все считали, что его поездка в Вашингтон принесёт пользу и ускорит его вливание в цивилизацию, поэтому все сильно настаивали, но это возымело обратный эффект: он решил, что кто-то задумал выманить его из племени, чтобы не позволить ему вернуться. Поэтому он отказался от поездки.
Затем началась война с Проткнутыми Носами. Власти обратились к индейцам с просьбой присоединиться к армии и отправиться на войну. Это взбудоражило всех в резервации. Неистовая Лошадь сказал: “Когда генерал Крук позвал нас в агентство, он обещал, что с нами будут хорошо обращаться и что мы будем жить в мире. Мы поверили ему и пришли сюда, открыв наши сердца для всех. Но теперь нас просят вновь покрыть наши лица кровью и отправиться на тропу войны. В то же самое время нас приглашают в Вашингтон с миссией мира”.
Он не понимал, как такое возможно. Он разозлился и совершил много необдуманных поступков. И внезапно все, чьи планы он опрокинул, ополчились против него. Пока они думали, что он будет выполнять их указания, они считали его хорошим, но теперь они решили, что в нём не было ничего хорошего и что он был слишком опасен, оставаясь на свободе. В срочном порядке были приняты меры, чтобы окружить его общину и арестовать его…» 
5 сентября 1877 года Неистовую Лошадь попытались арестовать, привезли в форт Робинсон и привели на гауптвахту. Поняв, куда он попал, он оказал сопротивление. Маленький Большой Человек обхватил его сзади, солдат ударил штыком. На следующий день бездыханное тело было отдано родителям вождя. Никто не знает, где они похоронили его. Никто не знает, сколько лет было Неистовой Лошади: не то тридцать пять, не то сорок. В музеях нет его вещей, нет его фотографии. В сегодняшнем форте-музее Робинсон установлена металлическая пластина: «Здесь был убит Неистовая Лошадь». Но вполне возможно, что она поставлена не на том месте, так как форт Робинсон перестраивался много раз, и сегодняшние бревенчатые строения, воспроизводящие для туристов «лицо» давнего времени, могли быть возведены не на прежних своих местах.
Неистовая Лошадь ушёл, не оставив следов. Только миф есть у людей. Быть может, так и надо?


-------------------

Всё остальное читайте в книге "СНЫ О НЕИСТОВОЙ ЛОШАДИ"