Загадка тьмы

Евгений Нейштадт
                «И свет во тьме светит и тьма не объяла его».

Этот удивительный евангельский стих я вспомнил, глядя на звездное небо.
Грандиозность этого потрясающего зрелища захватывает дух не только у меня,
но и у великих, например, у великого философа Иммануила Канта и у великого
поэта Афанасия Фета.
Но меня поразило и другое явление.
Выбрав из мириадов светил маленькую звездочку и глядя на нее, я представил
луч света, который соединяет меня с ней через бездну пространства в тысячи
световых лет. Не буду останавливаться на том, что это такое - световой год
при уже известной и запредельной скорости света. При такой скорости время
останавливается и поэтому этот луч достигает моего глаза мгновенно.
Я уже понимаю это, но меня поражает другое. Я вижу, что этот луч окружен
тьмой, которая кажется мне необъятной и беспросветной. Я вижу, вижу это.
Но стоит мне отойти в сторону на несколько шагов, как я снова вижу эту мою
звезду всегда на одном и том же месте и снова вижу этот же луч или уже другой,
но так же окруженный такой же тьмой необъятной и беспросветной.
И на какое бы место я не становился, я всегда буду видеть это одно и то же.
Что же это значит? – подумал я. Это значит, что эта необъятная и беспросветная
тьма вся пронизана лучами света, из которых я могу видеть только тот, против
которого я стою. Остальные лучи, пронзающие тьму (и может быть в разных
направлениях) мой глаз просто не воспринимает. А если это так, то что же это
за тьма, о которой сказано в евангельском стихе:
                «И свет во тьме светит и тьма не объяла его».

Я понимаю, что в этом евангельском стихе речь не о физическом, а о духовном.
Но тем более поразительно, что физическое подтверждает духовное настолько,
что невольно поражаешься беспредельной и таинственной силе этого духовного.

И не так ли и в нашей повседневной жизни увидеть ЛУЧ СВЕТА ИСТИНЫ
в хаосе тьмы, окружающей ЕГО, может каждый, где бы он не находился.

Но каждый ли? Мы прекрасно знаем, что далеко не каждый, но почему?
Потому что «эта тьма» и «темнота» - субстанции противоположные. Евангельская
тьма пронизана лучами света в отличие от известной нам темноты, в которой
света - просто нет. Перейдя от физического к духовному, мы темнотой называем
невежество, а противостоит невежеству Просвещение, в корне слова которого – Свет.

В наше время, когда объем информации возрастает в геометрической прогрессии,
количество не всегда переходит в качество и можно быть человеком хорошо
информированным  и при этом оставаться  человеком не просвещенным  и поэтому
глубоко и агрессивно невежественным.
И это не удивительно, потому что вновь повторяется евангельский сюжет:
просвещенный «одетый в сияние» Иисус и много знающие, но по существу, темные
и невежественные «книжники», которых Он назвал «гробами повапленными,
снаружи раскрашенными, а внутри полными тления». Жестокое определение
и не удивительно, что они Ему этого не простили. Но могли ли они быть другими?
Быть просвещенным – значит быть «рожденным свыше», это значит для человека
вновь обрести утраченную связь с Творцом, то есть с Истиной.
Потому что  только Просвещение может превратить темноту, лишенную света,
в изначально существующую естественную и удивительную евангельскую тьму,
                в которой  «и свет во тьме светит и тьма не объяла его».

Ни одно из созданий Творца (тварей) не утратило связь с Создателем  кроме человека.
Известно: «Всякая тварь да славит Господа». В отичие от неживого живому
особенно необходима связь с его Создателем, потому что живое, развиваясь,
непрерывно изменяется и только Создавший его знает его досконально
и поэтому может правильно направить эти изменения и этим сохранить его жизнь.

Но неужели причиной утраты человечеством связи с Творцом стал  запретный плод ?
Неужели Всеведущий Бог не знал, что человек, которого Он Сам наделил необычайной
любознательностью, откажется от возможности опробовать все и особенно запретное?
Конечно Он, которому открыто Будущее, знал это. Но Ему надо было,
чтобы связь с Ним человека  была не запрограммированной инстинктом,
как у других существ, а глубоко осознанной и выстраданной. Потому что в отличие от
других тварей, только человек наделен свободой воли, потому что создан Творцом по Его
образу и подобию, то есть, создан для творчества, которое без свободы воли невозможно.

Глубина библейских стихов поразительна и открывается тем больше, чем больше над ними
размышляешь. Например, первый загадочный стих: «В начале было Слово и Слово было
у Бога и Слово был Бог». Что это? Это малопонятный перевод Божественной мысли
на несовершенный и ограниченный человеческтй язык. Слово – какое слово? Слов много
и на разных языках они имеют разный смысл. Может быть, правильнее было заменить Слово
на Логос – Смысл. В начале был Смысл и Смысл был у Бога и Смысл был Бог. Уже лучше.
Но еще понятнее - В начале был Замысел и Замысел был у Бога и Замысел был Бог. Именно!
Любое создание, любое – всегда реализация замысла и его совершенство зависит
от совершенства замысла. Совершенство замысла Творца – очевидно и только человек,
созданный по образу и подобию Творца способен понять это и восхититься этим.

Гениальный физик Ландау сказал: «Сейчас мы можем понять то, чего не можем представить».
Это хорошо понимал Эйнштейн, написавший: ««Каждый человек, имеющий серьезный интерес
к науке, приходит к убеждению, что в законах Вселенной проявляется Дух –  Дух в огромной
степени превосходящий человека; перед Его лицом наши ограниченные силы просто ничтожны.»

С открытием торсионных полей мы уже начинаем понимать Создателя, Сверхразум которого
не можем представить. Скорость распространения любого материального носителя во Вселенной
ограничена скоростью света. В отличие от этого скорость распространения информации в
торсионном поле – неограничена, то есть для Создателя поражающие нас огромные расстояния
между звездами не существуют. А сейчас наука насчитала 172 миллиарда галактик во Вселенной,
а в каждой галактике – миллиарды звезд. И ни одна из них не забыта Создателем и не утратила
связи с Ним.
Но среди людей эта связь открыта только просвещенным. Например, гениальному философу
Мартину Буберу. Вот его удивительное свидетельство:
«Бог, конечно же, «Ужасная Тайна», которая появляется и сметает все; но Он также и тайна
самоочевидности, которая ближе ко мне даже, чем мое собственное Я…
Общим для всех соприкосновений божественного и человеческого является не форма и не
содержание, но именно ощущение встречи. «Человек получает нечто, но то, что он получает,
не форма и не содержание, но Присутствие как сила» Наше общение с Абсолютом вызывает
«невыразимое ощущение встречи». После этой встречи мы постигаем, что жизнь безусловно
значима. Это гарантировано. Ничто, ничто с этих пор не может быть незначимым. Вопрос
о  значимости исчезает сам собой... Вы не знаете, как указать или определить значение,
у вас нет для этого образа или формулы, но в то же время это более очевидно для вас,
нежели любое ваше размышление» 
И далее он же о смысле человеческой жизни:
«Творение целенаправлено, и правое в человеке есть идущее в одном направлении служение
отдаленной настолько, чтобы ее можно было предчувствовать, цели творения… Откровение
есть откровение человеческого служения цели творения, в котором человек утверждает себя.
Без утверждения, а это значит без принятия и сохранения единого направления, насколько
человек в состоянии это делать сколько потребуется (quantum satis – разумно и достаточно),
ему может быть дано то, что он называет жизнью, даже жизнь души, жизнь духа во всей
свободе и плодотворности, во всех степенях и рангах,
но экзистенцией он без этого направления не обладает.»

Что я, с детства воспитанный воинствующим атеизмом, мог знать о цели творения7
Тогда мне ставилась другая цель: «Пионер, к борьбе за дело Ленина-Сталина будь готов!»
«Всегда готов!»

И только сейчас я начинаю понимать, что истинной целью человеческой жизни является служение
цели творения, цели Творца, а не цели власти, потому что истинным хозяином человеческой жизни
является даровавший ее человеку Создатель. А ложная власть, внушающее человеку, что он обязан
жизнью не Создателю, а ей – лжет, и зная, что лжет, ведет постоянную войну с человеком и
обществом, чтобы эту свою власть сохранить любой ценой и как можно дольше.
 
В отличие от власти ложной истинная власть избирается просвещенным обществом 
для того, чтобы помогать каждому человеку в его стремлении к его истинной цели,
стремлении, которое он ощущает как призвание и тонкий лучик которого всегда окружен
тьмой необъятной и беспросветной.