Еврейские одеяния в Европе

                        
   Религиозные законы всегда оказывали влияние на одеяния евреев, их  одежда регламентировалась строгими предписаниями иудаизма. Так в Торе сказано: «Да не будет одежды мужской на женщине, и да не наденет мужчина женское платье, ибо мерзость пред Богом, Всесильным твоим, всякий делающий это (Втор 22:5)».Из старинной традиционной еврейской одежды сохранился до нашего времени лишь талис,  надеваемый религиозными евреями по субботам, праздникам и   во время молитв.
  В средние века еврейские и христианские ученые обсуждали вопросы одежды. Они полагали, что одежда женщин и мужчин должна значительно  отличаться. Еврейская одежда в основном соответствовала  одежде той страны, где жили евреи, сказывалось изгнание из страны Израиля и проживание в течение сотен лет  среди других народов. Нельзя игнорировать и тот факт, что климатические условия проживания в Европе существенно отличались от условий земли Израиля, и это не могло не сказаться на одежде.  Еврейские мужчины в Европе во время поездок одевались, как местное население и вынуждены были  носить христианские одеяния, особенно в тех случаях, когда их путь совпадал с паломниками, направляющимися к святым местам. В опасные времена, или в путешествиях женщинам советовали носить  мужскую одежду, а в случае войны даже приклеивать бороды.
До 13 столетия,  пока власти не принуждали евреев носить специфическую одежду, они одевались как неевреи. Брюки вообще не была известны в средние века. Мужчины носили короткие платья и цветные чулки до колен (гольфы). Обувь была на деревянной подошве с каблуками, которые защищали от грязи и пыли на дорогах. Голова обычно была покрыта, у мужчин шляпой или кепкой, у женщин капюшоном или шарфом.  Раввины средневековья  установили принцип, что евреи не должны носить свою особую одежду до тех пор, пока такая одежда не указывает на их принадлежность к христианской или мусульманской вере. Известно, что у евреев Франции в то время не было даже обычая покрывать голову во время молитвы. Но позднее появилось решение, что нельзя молиться с непокрытой головой, как неевреи это делают. Специфичным явлением было и то, что происходило привыкание к одежде настолько, что евреи не меняли ее даже тогда, когда она изменялась у народов, среди которых они жили. Так евреи, живущие среди славянских народов, придерживались кафтанов, когда они уже перестали быть национальной одеждой у славян. Также треуголка у английских евреев осталась даже тогда, когда христиане ее перестали носить. Своеобразными были и прически у евреев. Они подрезали бороды и волосы на  висках и пудрили волосы головы по обычаю местных жителей. Черная краска одежды  была принятой у евреев в средние века, потому что она подчеркивала траур и покорность. Евреи любили украшать свою одежду, и это вызывало зависть у окружения. Были даже случаи нападений на евреев из-за выделяющейся одежды в Англии. Это привело правителей к мысли усложнить им жизнь за ношение такой одежды большими налогами. Раввины также боролись с излишествами в одежде, указывая в своих постановлениях, что можно носить и что нельзя. Но это мало влияло.
После крестовых походов, во время которых имели место погромы и гибель целого ряда еврейских общин Европы (особенно в северной Франции и Рейнской области), а также  массовые убийства евреев и мусульман в Палестине, положение этих меньшинств ухудшилось. К этому времени  папы и церковно- религиозные круги  с их слепой  фанатичной  ненавистью к евреям  издали  ряд законов и запретов, направленных против евреев. Они стремились не только запереть евреев в гетто и еврейских кварталах  городов, но и  заставить одеваться в такие одежды, чтобы можно  было их высмеять и унизить.
Введение унизительных признаков в одежде у евреев «заслуга» арабов, которые, начиная с 8 века новой эры, принуждали евреев носить желтые пояса, а в 11 веке даже колокольчики на одежде. Эти знаки отличия для евреев они перенесли в отвоеванные ими Европейские страны. В Германии в 12 столетии евреи должны были носить остроконечные шляпы.
 После завершения крестовых походов Папа Иннокентий III созвал Четвертый Латеранский собор в 1215 году для принятия мер против еретиков и иноверцев во всех странах. Решения этого собора были направлены, прежде всего,  против евреев. Христианским правителям предписывалось: "не допускать евреев к общественным должностям; не позволять им показываться на улицах в дни страстной недели, накануне католической Пасхи; следить, чтобы крещеные евреи не соблюдали обрядов прежней веры; обязывать евреев, купивших дома у христиан, платить налог в пользу церкви". В одном из канонов этого собора было сказано: "Евреи и сарацины обоих полов в каждой христианской провинции во все времена должны в глазах общественности отличаться по характеру их одежды от других людей". Тогда же  было принято решение  о том, что евреи, живущие в христианских землях, должны постоянно носить на своей одежде отличительный знак – цветную  нашивку, позорный знак на верхней одежде. Папа Иннокентий III полагал это необходимостью  оградить христиан от брачных связей с евреями. В решениях собора содержится призыв к мерам против секса между представителями разных    религий:
"В нескольких провинциях, разница в одежде отличает евреев или сарацин от христиан, но в других путаница достигла таких масштабов, что отличие не может быть воспринято. Таким образом, время от времени  происходило то, что христиане имели сексуальные отношения по  ошибке с еврейскими  или сарацинскими женщинами  и евреев или сарацин с христианскими  женщинами. Такие греховные преступления  не могут быть больше оправданы  под предлогом ошибки. Мы за то, чтобы они [иудеи и сарацины] обоих полов, во всех христианских странах и во все времена, должны  публично отличаются от остального населения видом своей одежды... ". Правда, в решениях этого собора  было также сказано, чтобы евреи не "принуждались носить такие одеяния, которые будут представлять опасность для их жизни", наверное, только такую уступку еврейским просителям удалось получить у папы. Нужно отметить, что церковные нормативные акты требовали для своей реализации соответствующих действий правителей стран, но часто эти правители игнорировали эти установки, и тогда церковь периодически их обновляла, стремясь добиться их реализации.
Что касается декрета о позорном знаке, то не была указана ни его величина, ни цвет, ни прочие подробности. Решения по виду знака были предоставлены местным властям. В большинстве случаев знак был круглой формы шириной в 3-4 пальца. Такой знак обычно имел вид большого желтого круга, пришитого к верхней одежде. У народов Европы  желтый цвет, несмотря на наличие такого цвета у золота,  воспринимался негативно, как цвет, символизирующий такие грехи как жадность, зависть, высокомерие и др. Так, например, лошадей желтого цвета  рыцари считали неполноценными. Место расположения знака тоже было разным в разных странах и местах. Отказ евреев от ношения знака строго наказывался. Тот, кто доносил на еврея, не носящего этот знак, получал его конфискованную одежду. В случае повторного нарушения на еврея налагался значительный штраф. Постановление касалось всех евреев мужского пола от тринадцати лет и старше, находящихся вне их домов, кроме случаев, когда они находятся  в поездках. Желтая заплатка была не сразу введена во всех христианских странах. Особо тяжело было церкви ввести этот знак в Провансе, в Англии и Испании. В Испании Фердинанд Третий из Кастилии (1219 год) и Хайме Первый из Арагона  (1220 год) получили разрешение от папы Гонория Третьего, чтобы совсем отложить проведение этого закона. Фердинанд пожаловался, что евреи Кастилии убегают из страны, чтобы не носить этот знак, и это может привести  его к "большому несчастью", потому что " большая часть его доходов поступает от евреев". Та же причина была у Хайме.
Ношение позорного знака периодически предписывалось европейским евреям на протяжении веков. Во Франции синод Орлеана издал очередное  напоминание о желтом знаке 8 июля 1234 года; в Испании король Джеймс Первый Арагонский приказал евреям носить желтые ленты в 1228 году. Последствия этой системы, сделавшей евреев  позором и насмешкой, были трагичными. Результатом введения этого знака было отделение евреев от других людей в качестве особой низшей расы, которую можно в любое время оскорблять и унижать. Еврей чувствовал себя униженным и беззащитным, он стал гонимым и угнетенным на каждом шагу. Средневековый знак стал прообразом желтой звезды, которую нацисты заставляли носить евреев во время Второй Мировой войны, он являлся открытым проявлением  нацистской идеологии, приведшей к гибели  европейского еврейства во время Холокоста. 
Такими же унизительными мерами для евреев было введение особых высоких головных уборов- колпаков, шляп и одежды, требования отращивать и носить бороды, чтобы можно  было более легко отличить евреев от неевреев. В Германии и других землях Священной Римской империи, остроконечная шляпа была первой в использовании в качестве отличительного знака. Уже в 12 веке в Германии евреев принуждают носить коническую или полусферическую  шляпу с широкими плоскими полями, и кнопкой сверху. В ходе 15-го века еврейский знак, был введен в различных формах в Германии в дополнение к еврейской шляпе, здесь  он  впервые упоминается в Эрфурте. Еврейские женщины от 12 лет и старше должны носить вуаль, когда они находятся вне их домов. В 1360 году в Риме был введен красный колпак для евреев – мужчин и красный фартук для женщин. Не везде  были определены одинаковые  одежды для евреев, в разных странах у них был разный покрой или цвет, но везде их вид носил издевательский характер. Церковный совет, который состоялся в Зальцбурге в 1418 году, приказал еврейским женщинам носить колокольчики на  платьях, чтобы об их приближении можно  было узнать на расстоянии.
В новых общинах, которые утвердились в Западной Европе, а затем и в Америке к концу  16-го века ношение еврейских  знаков больше  не навязывалось.
Приказы, которые издавали католические церковно- религиозные власти, были действенны также для Польши. Усиление религиозных антипатий к евреям привело к  стремлению католического польского духовенства законодательно закрепить более низкое социальное положение евреев по сравнению с коренным населением. Особенно это проявлялось в польских городах, где было значительное немецкое присутствие. Церковники выступали за введение унизительных отличий в одежде для евреев. Под влиянием попов король Казимир Четвертый Ягеллон о в 1454 году указал, что евреи должны носить особые одежды. Но этот приказ остался только на бумаге.  Влияние духовенства особенно ярко отразилось требованием о ношении евреями специальной одежды на  Петраковском Сейме в 1533 году. Практических результатов не имело также распоряжение, которое в 1538 году было принято в польском Сейме, чтобы евреи носили особые желтые шапки. В 1566 и 1588 годах в Литве принимались решения, запрещающие  евреям «рядиться напоказ». В 1569 году Польша соединилась  с Литвой.  Все попытки затруднить жизнь евреев последствий не имели, т.к. законы о еврейской одежде, как в Польше, так и Литве, где тогда было сосредоточена основная часть евреев Европы,  никогда не были столь строгими, как в других европейских странах.
В 16 столетии средний еврей здесь одевался также как поляк и литовец. Как из польских, так  и из литовских источников, и из сведений, что мы находим в раввинских книгах, мы видим, что в некоторых провинциях объединенной Польши евреи даже носили сабли и другие виды оружия. Богатые евреи в 16 столетии одевались как тогдашние польские помещики, они носили жупаны  с серебряными поясами, как представители польской шляхты. В этой одежде они уверенно держались позже, даже после того, как польская мода изменилась. Вообще, евреи в Польше придерживались  старых одеяний, носимых ранее поляками. Даже названия большей части одежды были почти те же на идиш, как на польском языке. Евреи среднего достатка носили жупицы (зипуны, или балахоны без рукавов). Бедняки  ходили в сермягах из грубого сукна. Во время поездок употребляли особого рода плащи, напоминающие бурки. Верхняя одежда, подшитая мехом изнутри, называлась пельцами, футерами или шубами.  Зимой женщины носили шубки на лисьем меху, а богатые еврейки украшали верхнюю одежду серебряными и позолоченными поясами и шитыми золотыми нитками воротниками. Несостоятельные евреи носили "капоты" из парусины или простого драпа, богатые из атласа, шелка с серебряными поясами. Много значения уделялось мехам, которые большей частью были из соболей, куниц, лисиц и других дорогих мехов. Без меховых шапок, отороченных мехом соболей (штраймл), почти никто не мог обходиться. Еврейские  мужчины и особенно женщины очень любили нарядную одежду, что конечно вызывало зависть и озлобление со стороны церковных и светских местных властей. Предпринимались попытки запретить евреям носить дорогую одежду, но никаких последствий они не имели. Также и руководство еврейских общин  пыталось бороться с излишествами и роскошью еврейской одежды, особенно женской. Но и эти решения не соблюдались. В какой- то степени, наличие богатой одежды у евреев является своеобразным свидетельством высокого уровня жизни евреев в Польше в 16 столетии.
В 17 столетии в Польше сохранилось стремление евреев к нарядной одежде. Используется одежда из атласа, с украшениями из меха соболей, куниц, лисиц. Женские платья и белье украшаются золотыми и серебряными нитями. Головные уборы мужчин представляют «штраймл». Характерно, что «штраймл» были в те времена головным убором католического духовенства. Меховые шапки подобного рода составляли также элемент национального костюма баварских крестьян XVIII века.  Украшениями женщин служили золотые изделия, жемчужные ожерелья, серьги из драгоценных камней. Бедняки и жители сел носили длинные парусиновые сюртуки с застежками и поясами. На голове была бархатная шляпа, а под ней ермолка, также из бархата. Впрочем, многое из того, чем здесь сказано, мы можем увидеть и сегодня, посещая религиозные кварталы городов Израиля. В 17 столетии  продолжались попытки церковных и светских властей Польши   ограничить евреев в ношении дорогих нарядов. Такие же ограничительные решения проводились через кагалы. В решениях кагалов отмечалось, что роскошь в одежде » разоряет общины и отдельные лица, вызывает вражду и зависть со стороны иноверцев». В 17 столетии среди еврейства Польши и Литвы без какого-либо принуждения со стороны властей сами евреи стремятся носить одежду, отличную от одежды христиан. Хотя, понятно, что одеяния евреев во многом были и следовали местной моде. Евреи были в то время очень консервативны, и от всего, что имело отношение к их обычаям, образу жизни, они неохотно отказывались, особенно от того, к чему они давно привыкли. И как бы это интересно не выглядело, такое произошло и с особой одеждой, которую их враги насильно им навязали. Прошло достаточно много времени после отказа от принуждения носить такую одежду, но евреи продолжали ее носить. По внешности и языку евреи представляли собой культурный анахронизм и резко отличались от своих польских соседей – неевреев. Длинные бороды и пейсы все еще пользовались ритуальным почитанием у польских евреев, и хотя они никогда специально не старались одеваться иначе, чем окружающие христиане (на чем иногда настаивало католическое духовенство), у них сохранился средневековый польский костюм, в то время как сами поляки уже переняли немецкие моды. В конце 18 столетия почти везде в Европе исчезли особые одеяния, которые до этого власти вынуждали носить евреев. Французская революция конца 18 столетия привела к отмене почти везде в Западной  Европе особых одеяний, и евреи начинают одеваться  также как другие граждане соответствующих стран.
После трех разделов Польши  новые российские подданные- евреи продолжали резко  отличаться от враждебного им христианского населения своей верой, речью и  одеждой. Мужчины носили бороды и пейсы (длинные локоны на висках). Стремление поддерживать и соблюдать традиции, носить одежду отцов и породило некоторую архаичность в одежде. Религиозные ашкеназы до сих пор носят одежду, сшитую по европейской моде XIX века. И только советская власть и гибель евреев в годы Холокоста привели к практически полному исчезновению отличия евреев по одежде от других народов Европы.
Не вижу ничего зазорного в том, чтобы модельеры Израиля создали своеобразный национальный стиль одежды с учетом лучших традиций древнего Израиля и всего того положительного в одежде, что нашло отражение у евреев  Европы и Азии на протяжении многих столетий. Такая одежда отныне не будет являться символом унижения, а предметом гордости за свою страну и народ, также как мы гордимся достижениями Израиля в науке, экономике и культуре.


Рецензии