Самоуправление и инстинкт самосохранения

Александр Вишневецкий
   Сохранение евреев как народа, несмотря на 2000-летнее изгнание, было обусловлено как его приверженностью уникальной религии c верой в единого Б-га, так и  стремлением евреев жить с сохранением своих собственных органов управления во всех сферах жизни и соответствующей системой воспитания и образования.
Примером такой системы самоуправления были еврейские местечки и города, разбросанные по всей Восточной Европе вплоть до начала Второй Мировой войны, пока подавляющее большинство  еврейского населения  в них не было уничтожено фашистами. И это, скорей всего, касается не только ашкеназийских евреев, но и сефардов (например, город Салоники в Греции, еврейские общины Болгарии и Югославии).
Для нас, ныне немногих оставшихся в живых, людей в возрасте от 70 лет и  старше: бывших фронтовиков; евреев спасшихся в эвакуации во время войны;  бывших узников гетто и концлагерей - автономные еврейские общины местечек и городов все еще являются реальностью нашей прошлой жизни и предметом постоянных воспоминаний о нашем детстве и юности. Безусловно, на наше мировоззрение и воспитание жизнь в таких общинах наложила огромный отпечаток. Это и язык идиш, который был основным языком местечек, где мы жили и на котором постоянно общались; это и соблюдение еврейских обычаев; соблюдение религиозных обрядов; наличие значительной прослойки еврейских ремесленников и их учеников; отсутствие пьянства в местечках, в отличие от окружающих сел с населением элитной нации;  бережное отношение к детям; готовность прийти на помощь в беде жителям общины  и многое другое. Изменить все это не смогла даже советская власть, невзирая на все принимаемые меры. И даже сейчас после десятков  лет прекращения жизни автономных еврейских общин в городах и местечках встреча с земляками из своего местечка или города воспринимается как встреча с близким и родным человеком. Впрочем, всего не перескажешь. Ныне, находясь в совершенно новых условиях существования и в другой языковой среде, мы по-прежнему привержены тем взглядам и принципам, которые заложили в нас эти еврейские места коллективного проживания.
Удивительно и другое. Еврейские общины местечек и городов были разбросаны на огромной территории и, тем не менее, имели место общие принципы воспитания, быта, взаимоотношений. И  даже сейчас, встречая еврея в годах из Польши, Румынии, Литвы и других стран, ощущаешь это сходство. Еврейский мир, несмотря на его распространенность по всей земле, благодаря его автономии, сумел сохранить свою самобытность и единое мировоззрение.
 
 Безусловно, эта обособленность  сыграла и негативную роль в жизни евреев Европы. В эпоху зарождения капитализма и его дальнейшего интенсивного развития начало сказываться отставание и обнищание евреев  в силу отсутствия у них современных знаний и профессий. Благодаря Гаскале (еврейскому  просвещению) евреям Центральной Европы, а затем частично и Восточной Европы удалось  преодолеть это отставание. Платой за это стала массовая ассимиляция еврейского населения в таких странах как Германия, Франция и др. Тем не менее, в Восточной Европе эти процессы шли значительно слабее, сказалось и наличие черты оседлости. Исчезновение еврейской автономии  было обусловлено  страшными и трагическими  обстоятельствами конца 19 и первой половины 20 столетия. Это и еврейские погромы в Российской империи, и  революция 1905 года, первая мировая война с насильственным изгнанием евреев из районов боев в глубь Российской империи и погромы гражданской войны. Они  привели к массовому бегству  еврейского населения из мест их постоянного проживания за пределы Российской империи и идущей ей на смену Советской власти. Затем отмена черты оседлости в 1917 году способствовала  массовому переезду евреев в города. Последовавшие далее - голодомор 1933 года, переселение части евреев в Биробиджан,  Катастрофа еврейского народа, уничтожение Еврейского Антифашистского комитета и государственный антисемитизм - окончательно подорвали автономную еврейскую жизнь. Немногие частично уцелевшие общины еврейских местечек (имеются в виду общины на территории, оккупированной Румынией в годы войны- т.н. Транснистрия) еще до развала СССР практически  прекратили свое существование. После распада Советской империи и последующей алии, и исхода в страны Запада не осталось ни одного местечка, где присутствие еврейского населения было бы ощутимым.     Появление государства Израиль дает возможность не только на сохранение нашего народа, но и шанс для дальнейшего существования  евреев как народа    в диаспоре.
Ниже дан перевод статьи великого еврейского историка Сёмена Марковича Дубнова о еврейской автономии, которая была напечатана во «Всеобщей энциклопедии» том 1 на языке идиш, Париж, 1934 год.


               
               
                Автономия в еврейской истории
               
   Автономия в еврейской истории - это постоянный социальный фактор, т.к. еврейский народ с  древних времен всегда жил  среди чужих народов и мог сохранить свои национальные свойства только  через   самоуправление (действительное истолкование  греческого слова автономия) - это значит через собственные общественные и культурные институции. Диаспора, распространение  еврейского народа по миру, начиналась  еще во время  галута в Вавилоне. В Вавилоне изгнанные из Иудеи держались вместе, обособлено от других окружающих их народов, благодаря своей религии и жизненному укладу. Они организовывались в "команды страны", группы людей из одного города (люди Бейт - Эля, люди Бейт Лехема и другие), и руководили каждой группой старейшие. Когда  большая часть "изгнанников Вавилона" вернулись в Иудею, оставшиеся дальше жили автономно, на основе привилегий, что они получили  от персидского правительства, и позже их представители Эзра и Нехамия создали  постоянную национальную организацию в  собственной родной стране Иудее.
"Большая диаспора", которая развилась во всей  средиземноморской области Азии и Африки во времена греко-римского владычества, создала значительную сеть автономных еврейских общин (на греческом языке община называлась "синагога", но не «молитвенный дом», имевший там другое название). Каждая община выбирала свой совет из старейших, так же как греческий город свой городской совет "буле". В большом торговом городе, Александрии, еврейское самоуправление было сконцентрировано в руках верховного руководителя, который имел титл "этнарх"- народный  правитель. Известный греческий географ первого столетия, Страбон писал, что этнарх «руководил  еврейским народом и охранял его законы, как правитель  свободной страны» (Иосиф Флавий, Еврейские древности, книга 14, 7 глава). Дословно в этой главе книги Флавия об этом написано: «В самом Египте иудеи  пользуются правом жительства и гражданства, и в Александрии значительная часть города отведена этому племени. Над ними поставлен даже  их собственный этнарх, который управляет народом, разбирает  его  тяжбы и скрепляет сделки и  решения, совершенно на правах представителя самостоятельного народа. (Это сноска из книги автора данного перевода)». Когда греческие граждане в разных городах  Малой Азии попыталась помешать еврейским общинам в их автономии, евреи обратились к правителю Рима (Юлию Цезарю, позже к императору Августу). И городские управления получили сверху  строгий приказ -  не вмешиваться в дела еврейских общин,  «… и пусть  они живут согласно законам и обычаям их родителей» (там же, в книге Флавия, 14,10;16.6). Дословно в 16 книге Флавия, 6 главе об этом сказано: «Цезарь Август, верховный жрец, облаченный властью народного трибуна, объявляет: ввиду того, что народ иудейский не только в настоящее время, но и прежде, особенно при отце моем, императоре Цезаре, являл себя преданным римскому народу, я и присяжные советчики мои, по решению  римского народа, постановляем, чтобы иудеи пользовались  правом невозбранно жить по своим законам, чтобы священные деньги были неприкосновенны, посылались в Иерусалим и вручались там казначеям иерусалимским, чтобы иудеев не привлекали  в судебные заседания ни по субботам, ни накануне  суббот с девятого часа. Если кто-нибудь будет уличен в краже  священных книг или священных денег из молитвенного дома или залы  иудейского совета, тот будет обвинен в кощунстве, а имущество его поступит в римскую казну. Кто нарушит это постановление, будет жестоко наказан» (сноска автора перевода).
После того как Рим разрушил страну Израиля и был создан второй духовный центр в Вавилоне под персидским, а позднее арабским владычеством, здесь развилась еврейская автономия в централизованной форме. Во главе всех общин стоял "глава голута" (экзиларх по-гречески). Он был официальным  посредником между правительством  и еврейскими общинами во взимании государственных налогов, назначении судей (даяним) и ответственных служащих у императора по еврейским делам и т.д. Ему помогали духовные руководители  народа «главы ешив» (академические ректора) в Вавилоне, которые  создали талмудическое законоведение и позднее «гаоны» (гении), которые приспосабливали эти законы к жизни.
 Когда ведущие центры еврейского народа перешли из Азии в Европу, то здесь  также автономные организации развились  в каждой стране  на свой манер. В арабской и христианской Испании, мосте между  Востоком и Западом, сначала роль экзилархов  играли еврейские финансисты или дипломаты в царских дворах (Хасдай ибн Шапрут, Шмуель Анагид и др.), но часто императоры сами вели дела с общинами. Каждый еврейский совет общины был для него как финансовый орган, который должен был поставить для него всю сумму налога от общины и часто платить заранее большие суммы на счет будущих лет. Есть тысячи писем арагонского короля Хайме 1  и его наследников (13-14 столетие) к еврейским общинам Барселоны, Сарагосы и многим другим о таких денежных делах, но также и о различных делах еврейской автономии. Община называлась по-испански "альхама" (из арабского слова аль дзшама). Раввины имели широкие властные полномочия как судьи, даяны - не только  по имущественным правам, гражданским и денежным делам, но также в духовных и криминальных делах, они могли присудить к тюрьме, пожизненным штрафам и покаранию смертью. В 1432 году большое собрание кастильских евреев выработало конституцию для управления общиной (в городе Валядолид).
Разными были  формы автономии в Италии, Франции, Германии. В Римском гетто большой совет общины (конгрега) состоял  из 60 членов, который выделил из себя исполнителей, трех "факторов" (в 16 столетии). Во Франции и Германии раввины стояли во главе  общин, вместе со светскими руководителями общин, на съездах представителей общин вырабатывались статуты или постановления  для всей страны (ваады - комитеты  в городах по Рейну - Шпеере, Вормсе, Майнце вырабатывали  постановления  в 13 столетии). Немецкие императоры пытались несколько раз  назначить  своих официальных  раввинов, как представителей  всех общин, особенно для фискальных целей - сбора налогов. Но общины  таких "еврейских мастеров" не признавали их как раввинов, а принимали их за простых служащих. Как посредников с правительством  общины имели своих ходатаев.  Один из них, Иосиф  Росгейм из Эльзаса, был крупнейшим ходатаем у немецких императоров  в первой половине 16 столетия, во времена реформации Лютера.
Широчайшую автономию создали еврейские общины в Польше. Еврейский общинный совет, который назывался "кагал", был как магистрат от еврейского города и находился около христианского городского магистрата. Кагал избирался  один раз в год, в будничные дни праздника Песах, и состоял в больших городах из пары десятков членов, которые выделяли  исполнителей  из 7 "старейших и лучших" ; остальные члены кагала функционировали как габаим- сборщики налогов, цдоки (пожертвование, с иврита) и социальной помощи. Большая община с окружающими меньшими объединялись в один округ и  несколько округов - в одну "страну " или   "арец", область страны согласно административному разделению Польши. Было 5 "стран": Великая Польша с главным городом Познань, Малая Польша с главными городами Краков и Люблин; Подолье и Галиция (главный город Львов); Волынь (главный город Остре), Литва с ее большими общинами Бреста, Гродно и Вильнюса. Каждая из этих стран имела свой  свой ваад или ландтаг, периодическое собрание ее людей общины (ваад страны), все вместе создали  к 16 столетию центральный ваад всех стран (ваад гаарцот), своеобразный еврейский парламент или конгресс. В польских актах он назывался "конгресс  жидовский". Этот конгресс собирался  один раз в год и позже реже на больших ярмарках в Люблине  и других городах. В 1623 году Литва отделилась от союза стран и создала для себя ваад ее больших общин; так  польский союз начал состоять из  4 стран и его центральный орган получил название "ваад 4-х стран", конгресс 4-х стран. Оба ваада просуществовали до 1764 года, когда польское правительство их распустило, т. к. оно уже не могло их больше использовать для фискальных целей - распределять еврейские налоги между общинами, требовать их и представлять финансовым органам страны.
Так развивалась еврейская автономия, все время в Европе господствовал принцип сословий стран, что было основан на градациях из высших и низших классов - служащих, помещиков, граждан, крестьян, рабочих. В те времена евреи были  везде не только особым народом с особой религией, но и  с особым сословием  торговцев и ремесленников, которые были исключены из христианских гражданских организаций. Но французская революция 1789 года и дальнейшее демократическое  движение  создали современную "правовую страну'', которая  была основана на принципе гражданских свобод. Там, где евреи уже были эмансипированы или боролись за эмансипацию, они отказались от старой национальной автономии и  выступали за религиозные группы, культовые - или синагогальные общины, в  составе господствующей нации. В акте  эмансипации французской  революции (1791) определенно требовали у евреев, чтобы они отказались от своих "привилегий" в общинах, и Наполеон создал "консисторию- систему", которая  сделала из общины бледную  раввинатскую организацию. Ассимиляционное движение очень помогло разрушению еврейской автономии.
Только еврейское национальное движение конца 19 и начала 20 столетия, которое остановило  поток ассимиляции, сделало идею оживления еврейской автономии в современной форме, приспособленной к современному демократическому государственному порядку. Новый принцип "защиты для национальных меньшинств", который развился  после мировой войны, поставил также проблему  еврейской автономии на новую международную основу.