Двадцать две открытки с войны. 22. Надо жить!

Александр Соханский
          На обороте открытки из Берлина:

          «Привет моей дорогой семье!
          От прежних большущих писем перешёл на сокращённые, памятуя, что для вас важно получить мой привет с пожеланиями.
          Из ваших писем знаю, что дома всё в порядке. Артель дружна и закалена в боях за жизнь. Приветствую вас всех, желаю вам здоровья, сил и благополучия.
          Вы, конечно, ждёте меня домой и я тоже жду этого – «домой». Ну что же, будем ещё немного ждать. Не 100 лет сидеть мне здесь. Уверен в этом.
          Всех вас крепко обнимаю и целую.
          10.08.45. Ваш папка».

                * * *

          Строки письма Михаила жене от 28.08.1945 г. из Берлина:

          «…Ну, так. Что же сказать о себе? Жив-здоров, по дому скучаю, по жиночке и сынку. Все дела потихоньку сдаются (знаешь, здесь народ не торопится), а там и на вынос. Все давно ждут этого.
          Многим я сейчас занят. Подчас даже голова кружится от такой уймы дел, а вот о тебе и сынке помню каждую минуту.
          Тебе должна придти посылка, написанная чужой рукой. Если там будет что-нибудь несуразное, то извини, пожалуйста, потому что её посылает наша часть. Что там и к чему, ей-ей не знаю, но, кажется, курам на смех.
          Заканчиваю. Днём крепко набегался. Сейчас 12 ночи. Хочу ба-бай, а посему обнимаю милых мамусю и сыночка. Скорее в постель.
          Целую – твой – Михаил.»

                * * *

          А дела сдавались действительно «потихоньку». У командования в/ч 70648 свои планы на демобилизацию и отпуска специалистов. Так как срок действия предыдущего удостоверения о полномочиях закончился, Михаилу Николаевичу выдают очередное.
          «Удостоверение от 28 августа 1945 г. № 1481.
          Пред’явитель сего техник лейтенант Соханский Михаил Николаевич является представителем в/ч 70648 контролирующим работу участка ст.дирекция Берлин окружная по службе связи Берлинской жел.дор., которому разрешается проезд во всех поездах и отдельно идущих паровозах.
          Удостоверение действительно по пред’явлении удостоверения личности или красноармейской книжки на срок до 1 октября 1945 г.
          Командир части 70648 подполковник Голянский. Подпись. Гербовая печать «Войсковая часть 70648 Полевая почта».

                * * *

          После окончания войны по решению Потсдамской конференции 1945 года, треть Восточной Пруссии отошла Советскому Союзу. Эта территория стала частью РСФСР.
          В сентябре 1945 года в/ч 70648 награждается орденом «Красной Звезды», переименовывается в 12-й эксплуатационный железнодорожный полк и передислоцируется из Берлина в город Инстербург для восстановительных работ на железных дорогах Восточной Пруссии. 
          На следующий год, 7 апреля 1946 года, Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о создании Кенигсбергской области.
          Позднее, 4 июля того же года, область и её административный центр Кенигсберг (в переводе - Король-гора) будут переименованы в Калининградскую область и Калининград соответственно в память скончавшегося Председателя Президиума Верховного Совета СССР, бессменного с 1938 года, Михаила Ивановича Калинина.
          Город Инстербург (в переводе - замок на реке Инстере) будет переименован в город Черняховск в честь погибшего 18 февраля 1945 года генерала армии Ивана Даниловича Черняховского.

                * * *

          Письмо Михаила от 5.12.45 г. из Инстербурга:

          «Здравствуй моя золотая и любимая подруга!
          Трудно сейчас разобраться в моих мыслях. И это потому, что уходят бесследно золотые дни, а горизонт неясен. Жизнь бродячая, таскание с места на место и мысли, мысли без конца. Навязчивые, как бесконечная нитка. Тяжело. Начисто измучился и истосковался и, кажется, что нет во мне ни одной живой жилки.
          Вот рассуди сама: в октябре собрался в отпуск и вдруг – «Погоди. Вот переедем и с нового места отпустим», а я тебе письмо трахнул о выезде. Переехали. Началась работа, а я как долдон бубню  одно – «Пора, пора ехать» - «Погоди, вот наладим дело, тогда и поедешь».
          Посчитаем месяцы. Их прошло три. Жду со дня на день, сижу верхом на чемодане и искры из глаз от злости сыпятся. Потому и не пишу. Ведь ты ждёшь домой и, получив это письмо, верно, всплакнёшь с тоски и досады. Чёрт знает что, но не я буду, если мы с тобой новый год не встретим вместе. Жизнь перестроится. Всё согласовано. Беру тебя к себе. Может и трудно будет переезжать и терпеть лишения, но хуже, чем у тебя сейчас и назло выдумать нельзя.
          Хотя и получаю сравнительно немного, но паёк приличный и жизнь будет спокойнее. Надо, надо перестраиваться. Дальше не могу так.
          Вызов тебе мог бы послать ещё в ноябре, но лучше приехать и самому всё устроить, рассказать тебе твои новые условия жизни, обсудить совместно уйму вопросов.
          Тяжело тебе. Очень тяжело. Не зря я просыпаюсь в 6 часов утра ежедневно и думаю, думаю без конца о тебе. Всё продумано и решено. Быть тебе со мной при всех условиях. По-прежнему всё будем делить пополам, дружно, как и всегда.
          Тебя люблю, мой ангел, прежней сильной любовью и без тебя не мыслю жизни. Будь спокойна, моя золотая лапушка. Твой муж с твоим образом прошёл полсвета, сохранив его и вместе с ним сохранил и любовь, и добрые чувства, и всё то хорошее и прекрасное, чем мы с тобой отличались от других.
          Вероятно, с этим письмом мы приедем вместе, но не написать, значит причинить тебе боль. Всякое можешь подумать.
          Крепко, крепко поцелуй за меня моего золотого сыночка. Боже мой! Как же я соскучился по вас. Два года, целых два. С ума можно сойти. Нет. Всё. Война кончилась. Надо жить.
          Если у тебя есть что ко мне, давай телеграфом: Инстербург Литовской ж.д. телеграф.
          На работе об отъезде ничего не говори.
          Обнимаю и целую. Миша».

          Праздновать Новый 1946 год Михаил домой не приедет. Задержат безотлагательные служебные задания командования 12-го эксплуатационного железнодорожного полка по восстановлению СЦБ кенигсбергского железнодорожного узла.

          Только в апреле 1946 года Михаил встретится с семьёй в Тюмени и увезёт её с собой в Черняховск (бывший Инстербург). Через год после окончания войны. Через два года разлуки... 


          Назад: http://www.proza.ru/2014/06/14/502
          Обзор: все открытки с войны http://www.proza.ru/2014/06/03/24