Погромы гражданской войны

Александр Вишневецкий
               

«Но разве со стороны бога не было ошибкой
поселить евреев в России, чтобы они мучились, как в аду?»
Исаак Бабель "Как это делалось в Одессе" 1923 г.
 
"Антисемитизм жив и понемножку, осторожно снова поднимает свою гнусную голову». Максим Горький, газета "Новая жизнь", лето 1917 года.
 
 Девяносто лет тому назад вслед за разрушительной мировой войной и революцией в Российской империи вспыхнули погромы. Слово «погром» появилось после беспорядков направленных против евреев в 1881-1882 годах в Российской империи. Причем, это  слово затем стало международным и описывает любое насилие безотносительно его масштабов и мотивов.
    Погромы гражданской войны (1918-1921 годы)  значительно отличались от предшествующих дореволюционных еврейских погромов в царской России тем, что эти погромы организовывались и проводились властями и их вооруженными силами с привлечением населения, в то время как предыдущие погромы  только провоцировались властями, а исполнялись забитыми массами городского и сельского населения. В силу сказанного, в годы гражданской войны  несоизмеримо выросли масштабы погромов и число жертв.
    Несмотря на то, что соответственно выросли и силы еврейской самообороны в городах и местечках, противостоять регулярным армиям и крупным организованным бандам им практически не удавалось. Отсюда и многочисленность жертв погромов, оцениваемых от 50 до 100 тысяч человек погибших евреев, около 200 тысяч раненых и искалеченных, несколько десятков тысяч изнасилованных женщин и девушек, 300 тысяч детей сирот. Эти цифры даны по минимальной оценке.
    Применяемые методы уничтожения и пыток не поддаются никакому описанию по своей чудовищности  и разнообразию. Это и повешение, и удушение, отрезание отдельных органов, выкалывание глаз, порка, утопление в колодцах и реках, сжигание и захоронение заживо, уничтожение холодным оружием и при помощи ручных гранат, укладывание на рельсы с последующим пуском по ним паровоза. Трагедию, пережитую евреями в годы гражданской войны можно поставить в один ряд с трагедией времен Богдана Хмельницкого, и только Холокост превосходит по своим масштабам это бедствие еврейского народа с числом погибших в ней  только в Украине около 1,7 миллиона человек. Необходимо также учесть, что погромам Гражданской войны  предшествовали страшные гонения на евреев, сопровождаемые изгнанием, насилием, грабежами, убийствами, взятием заложников  в годы Первой мировой войны в районах западных границ Российской империи, как при отступлении российских войск, так и при захвате новых территорий. Тогда эти гонения, охватившие несколько сот тысяч евреев, были связаны с обвинениями в адрес евреев, что знание немецкого языка (благодаря идиш) позволяет евреям  быть немецкими шпионами, а также обвинениями в обогащении за счет торговых операций. Позднее, к 1916 году евреев стали обвинять в подстрекательствах к бунту и революционной пропаганде. Все перенесенное евреями за годы мировой и гражданской войны вместе взятое представляло страшную картину уничтожения и разорения экономических и общественных устоев еврейского населения на территории бывшей Российской империи.
Хотя погромы гражданской войны  имели место повсеместно на территории бывшей Российской империи, но наибольший размах и жестокость они приобрели в Украине. Шесть армий сражались в годы гражданской войны в Украине - это белая армия, армия большевиков, петлюровцы, польская армия, махновцы и Антанта. Каждая внесла свою лепту  в уничтожение еврейского населения. По некоторым данным, за время гражданской войны деникинцы совершили 213 погромов, «петлюровцы» - около тысячи. Наиболее жестокими были деникинские (белогвардейские)  погромы. Более ста погромов было совершено Красной армией. Уже  10 мая 1918 года частями Красной Армии был устроен погром в Новгороде - Северском. «Прославилась» погромами  конница Буденного и украинские красные формирования Щорса. Во время польско-советской войны 1920 года части Первой конной армии, потерпев поражение, в ходе отступления устраивали погромы, грабили и убивали еврейское население.
 Каковы причины  этих зверских погромов?  В первую очередь они давали возможность грабить, добывать пищу и одежду. В условиях разрушенной мировой войной и революцией экономикой все армии Гражданской войны занимались самоснабжением путем грабежей. Мало того, многие шли служить в армии и в бандах именно с целью грабежа. Но, это в свою очередь приводило к разложению армий в моральном отношении и в плане дисциплины.
В смысле грабежей и разбоя  евреи были наиболее привлекаемым объектом. Евреи на территории  бывшей “Черты оседлости” составляли  большинство торговцев, и их грабили как торговцев, а убивали как евреев.
 Волна еврейских погромов в Украине носила беспрецедентный характер. Ощутимое отсутствие политической воли у главарей, военных знаний, дисциплины у подчинённых привёло украинское войско с его попутчиками – атаманами с их бандами в привычное для них, по многовековой истории Украины,  направление еврейских погромов. Сказалось то, что власть президента Симона Петлюры в Украине оказалась  слабой  и не смогла контролировать ситуацию. Не лучше складывалась ситуация и в деникинской армии, где казачество перестало быть подконтрольным командованию. Как в белогвардейской армии Деникина, так и войсках Петлюры и примкнувшим к ним бандам культивировалась мысль, что евреи враги украинского и русского народа и поддерживают большевиков. Организаторы и зачинщики погромов не наказывались, несмотря на то, что Петлюра по истечении многих месяцев погромов решился, наконец, на издание документа призванного прекратить погромы. Скорей всего, такой документ не был направлен на защиту евреев, а  позволял надеяться на дальнейшую помощь западных стран, осуждающих еврейские погромы.
Особенно страшными и многочисленными были погромы 1919 года. 15 февраля 1919 произошел «бесшумный» погром в  Проскурове. В отместку за провалившийся большевистский переворот в этом городе, организованный без участия евреев, местный атаман Семисенко за несколько часов без стрельбы  вырезал со своей бандой и повесил около  полутора тысяч евреев. Банда атамана Григорьева, за  несколько дней в Елисаветграде уничтожила около 2000 евреев. В Фастове терские казаки белогвардейского  полковника Белгородцева за три дня в сентябре 1919 года убили до 1500 евреев. Киевский “тихий погром” 17-20 октября 1919  отличался отсутствием массовых беспорядков. Группы белогвардейцев обходили еврейские дома и квартиры, требуя денег и драгоценностей, и все это сопровождалось пытками, изнасилованиями,  а также убийствами. В грабежах Белой армии и в погромах петлюровцев на Украине  принимали участие не только войска, но и местные жители, крестьяне прилегающих сел. Необходимо отметить, что и  на российской территории деникинцы организовали значительное число  погромов. Они  происходили в Балашове, Царицыне, Белгороде, Тамбове, Козлове, Ельце и в ряде других городов и населенных пунктов. Рейд корпуса Мамонтова сопровождался розыском и убийствами евреев.
Конечно, делать какие-либо обобщения по поводу вины всего украинского или русского населения в связи с еврейскими погромами было бы ошибочным. Как и в любых трагических событиях имелось достаточно много людей, как осуждающих погромы, так и готовых прийти на помощь и спасти невинные жертвы, порой с риском для собственной жизни. Случаев, когда местное население, как украинское, так и русское  с большим риском для себя спасали евреев, особенно детей, было немало. Но,  справедливо будет также отметить  глубоко укоренившиеся в народной среде на территории бывшей Российской империи проявления антисемитизма. Весьма сомнительным, как всегда в истории, является утверждение о том, что избавлением от евреев можно решить какую-либо наболевшую проблему, многочисленные исторические факты свидетельствуют об обратном. Достаточно указать на попытки современной Испании и Португалии вернуть себе хотя бы часть евреев, покинувших эти страны для более эффективного и полноценного развития экономики и благосостояния.
Погромы в Украине в годы гражданской войны, не были вовремя достаточно полно оценены и осуждены мировой общественностью, они стали своеобразной  репетицией Холокоста, унесшего 6 миллионов жизней. Современные попытки приукрасить образы Петлюры и Деникина вряд ли возможны. Слишком много свидетельств злодеяний войск, ими возглавляемых, ложатся позором и презрением на их плечи. Тем из читателей, кто интересуется этой страницей истории, я бы посоветовал прочитать в Интернете  книгу Юрия Финкельштейна "Загадка Симона Петлюры, или парадокс антисемитизма" и книгу З.С. Островского «Еврейские погромы 1918-1921 года», дающие более полную и развернутую картину событий того времени, опирающиеся на массу документальных свидетельств.