Кавказский старт евразийского проекта

Игорь Шевырёв
Кавказский старт евразийского проекта

Игорь Шевырёв

Недавняя смена власти в Абхазии запустила многоступенчатый процесс евразийской интеграции на Кавказе: в Евразию возвращается Грузия, но финальная «битва» предстоит в Азербайджане и решающее слово в ней, вероятно, скажет Казахстан.

Смена власти в Абхазии хотя формально и выглядит госпереворотом, но не имеет ничего общего с «цветными революциями». И тем более, было бы крайне ошибочно проводить «майданные аналогии» с украинскими событиями. Например, в Абхазии нет «гражданского общества», вскормленного на гранты, которое было основным «движителем» украинского евромайдана. США и Евросоюз — традиционно основные спонсоры «цветных революций» по всему миру — для своих «игр» в Абхазии вообще не имеют существенных «зацепок». Единственная страна, имеющая доминирующее влияние в Сухуми — это Россия. Но Москва, как известно, в «оранжевые сценарии» не играет. И вообще: наверное, больше, чем кто-либо из остальных «игроков» заинтересована в стабильности и безопасности Кавказского региона. Тем более, имея полный контроль за состоянием дел в республике, Москве тактически было бы бессмысленно использовать какие-либо «революционные средства» для влияния на местные власти в республике.
Таким образом, смена власти в Абхазии — исключительно результат местных политических «разборок». Столкнулись две группы интересов. С одной стороны, неэффективная, коррумпированная власть, которую с 2011 года в Сухуми представлял экс-президент Александр Анкваб. С другой стороны, жителям Абхазии в условиях слабости местных демократических институтов в республике для защиты своих прав ничего иного не осталось, кроме как пойти на свержение власти. Но сразу отметим факт: смена власти в Абхазии прошла быстро, мирно, без насильственных действий и без крови. Что, например, резко контрастирует с многомесячным стоянием на евромайдане в Украине, который привел не только к расколу страны, но и разжег в ней гражданскую войну.
На первый взгляд, всех политиков в Абхазии можно считать «пророссийскими». И, казалось бы, какая разница Москве, кто в Сухуми будет президентом: будь-то Александр Анкваб, или же его вероятный «сменщик» Руслан Хаджимба. Тем не менее, разница между обеими указанными «пророссийскими» лидерами все-таки имеется. И эта разница, как видим, оказалась весьма существенной. Раз уж дело зашло до досрочных президентских выборов в результате госпереворота. По некоторым сведениям, уже за неделю до «переворота» Анкваб находился на 7-й российской военной базе, дислоцированной в республике, куда также прибыл помощник российского президента Владислав Сурков. Москва вела с Анквабом длительные напряженные переговоры, но договориться так и не удалось. В итоге, Анкваб, лишенный поддержки РФ, оказался смещен. В Сухуми готовятся к досрочным выборам, назначенным на 24 августа.
Анкваб и Хаджимба уже конкурировали друг с другом в 2011 году, во время предыдущих президентских выборов. На тот момент победил Анкваб, сейчас имеет все шансы взять «реванш» Хаджимба. Тем более что и внешние условия за истекшие три года изменились существенно. Тогда Анкваб успел воспользоваться поддержкой основательно «хромавшей» на тот момент администрации Дмитрия Медведева. В 2011 году сохраняла свою актуальность «грузинская угроза» Саакашвили, которой часто пользовались абхазские власти для укрепления своей легитимности. Однако, с 2012 года, после возвращения Владимира Путина на президентский «пост» и ухода с большой политики Михаила Саакашвили, ситуация на Кавказе стала быстро меняться. Администрации Владимира Путина оказалось гораздо проще найти общий язык с абхазским чекистом Хаджимбой, в то время как Анкваб все чаще стал проявлять несговорчивость. К тому же, Анкваб также не шел на контакт с партией Иванишвили в Тбилиси, которая начала делать шаги для налаживания конструктивного партнерства. В общем, предпосылки к смене власти в Абхазии возникли отнюдь не сейчас.
Что дальше? Разумеется, позиции РФ в регионе не ослабнут. Произошедший госпереворот хоть и не был «инспирирован» Москвой, но также не сыграл ей во вред. В Абхазии по-прежнему нет и не может быть альтернатив евразийской интеграции. Вопрос стоит только об ускорении интеграционных процессов. При Анквабе отношения между Москвой и Сухуми протекали вяло, вполне вероятно, что при будущем абхазском президенте евразийской интеграции Абхазии (и Грузии) будут приданы существенные импульсы.
Можно выделить два основных последствия, к которым приведет смена власти в Абхазии: во-первых, в экономике и во-вторых, во внешней политике.
В экономике — будет разблокирована абхазская железная дорога, являющаяся основным стратегическим достоянием республики, но «законсервированная» еще со времен распада Советского Союза.
Во внешней политике — речь идет не только о непосредственном евразийском прорыве Абхазии, но и вообще появляется реальный шанс к воссоединению Грузии. Равно как и полновесному вовлечению Абхазии в процессы на Кавказе вообще. Коалиции «Грузинская мечта», поддерживаемой бизнесменом Бидзиной Иванишвили, всего за один год удалось выполнить ту сложную стратегическую задачу, которую «молодой команде» Саакашвили не удалось реализовать даже за 10 лет президентства.
Вовлечение Абхазии (Грузии) к евразийской интеграции выгодно также другим странам. Для России — «абхазский коридор» позволяет укрепить собственные позиции на Южном Кавказе. В том числе, укрепить влияние в Западной Грузии. Для Армении — «абхазский коридор» станет отличной возможностью прорыва многолетней «тюркской блокады», удерживаемой Анкарой и Баку. Ирану также выгоден «абхазский коридор»: Тегеран имеет собственные планы в отношении Кавказа, которые тактически совпадают со стратегией России. В целом, Россия и Иран, присоединив к евразийской интеграции Абхазию и Грузию, смогли бы совместно эффективно противостоять общим ближневосточным вызовам, исходящим через территорию Турции. Кроме того, абхазский транспортный коридор только усилил бы транзитный потенциал Грузии, через которую уже проходит еще одна стратегическая магистраль с Востока на Запад (Баку-Ахалкалаки-Карс).
Однако, присоединение Абхазии к ЕАЭС — это только начало большой евразийской «игры» на Кавказе, которой предстоит столкнуться со многими вызовами, растущим противодействием. В конце концов, должно сказаться многолетнее запустение в регионе, которым со времен распада Советского Союза в Москве давно всерьез не занимались. Например, прорыв Арменией «тюркской блокады» может поставить в несколько уязвимое положение Азербайджан. В конце концов, не для того Баку длительное время призывал всех своих партнеров к ограниченным контактам с Арменией, чтобы в один прекрасный момент эта «стратегия» рухнула. При этом, так и не решив проблему Карабаха. На первый взгляд, некоторые основания для выводов о возможности ухудшения отношений между Тбилиси и Баку действительно, присутствуют. Тем более что уже со стороны официальных лиц уже даже прозвучали соответствующие заявления. Например, депутат Муса Гасымлы, представляющий азербайджанскую правящую партию, уже предостерег: Баку может приостановить все свои экономические проекты на территории Грузии, если будет разблокирован «абхазский коридор». Однако зайдет ли на практике эта «угроза» дальше запугиваний — большой вопрос. Особенно, учитывая желания правящей азербайджанской верхушки заработать в нынешнее кризисное время. Другое дело, — перспектива повысить для Грузии цены на газ. Учитывая, что Азербайджан для Грузии является монопольным поставщиком газа — такой вариант вполне реален.
Впрочем, в любом случае, вряд ли при нынешних раскладах дойдет до ухудшения отношений между Баку и Тбилиси именно на официальном уровне. И азербайджанский президент Ильхам Алиев, и грузинская правящая команда Маргвелашвили-Гарибашвили оказались перед общими внешними вызовами: давлением Запада и растущей «исламской угрозой». Так что, они скорее, останутся союзниками, нежели пойдут на «конфликт» друг с другом. Скорее можно было бы говорить о вероятности объединения усилий грузинской и азербайджанской оппозиций. С одной стороны, «националы» Саакашвили против своих правящих оппонентов используют исламскую карту. Например, это уже можно видеть сейчас в Марнеульском районе, где налицо попытка спровоцировать конфликт в преддверии местных выборов, назначенных на 15 июня (формально из-за снятия с предвыборной гонки одного из кандидатов, этнического азербайджанца). Ну а Марнеульский район непосредственно граничит с Гальским районом Абхазии, где грузинские спецслужбы давно пытаются подогреть протест против местных властей республики. С другой стороны, в Азербайджане Запад давно старательно взращивает исламскую оппозицию, пытаясь ее использовать в качестве плацдарма сдерживания не только Ирана, но и против России.
Промежуточные выводы выглядят следующим образом.
1. Абхазия после недавней смены власти уже в ближайшее время ускорит свое продвижение по евразийской интеграции. Причем речь идет не о вступлении в РФ (как к этому неоднократно призывали местные референдумы в республике), а именно к Евразийскому экономическому союзу;
2. Абхазия станет тем «локомотивом», который поможет присоединиться к евразийской интеграции в целом Грузии (плюс Южной Осетии, где сейчас тоже проходит предвыборная кампания). Правда, здесь сразу же сделаем важную оговорку: Абхазия в данном случае именно «ведомая», в то время как «ведущая» роль принадлежит все-таки Грузии. Потому как изначально инициатива о восстановлении абхазской железной дороги была выдвинута в 2012 году именно Тбилиси. Автор инициативы — грузинский госминистр по реинтеграции Паата Закареишвили. Но на тот момент все сразу уперлось в несговорчивость Анкваба, которого как оказалось, не удалось также уговорить и Москве.
3. Евразийская интеграция станет определяющим фактором объединения Грузии. В отличие от европейской интеграции, которая как видим, наоборот, привела к войне и расколам. Таким образом, будут решены сразу две сложные стратегические задачи: 1) возвращение к евразийской интеграции Грузии, и 2) историческое восстановление отношений Грузии, Абхазии и Южной Осетии. На основе мирного сценария, без смены госустройства и создания каких-либо политических надстроек, исключительно на основе экономического интереса, а также перед угрозами общих вызовов безопасности. Россия и ее военные базы на Кавказе также не являются преградами для русско-грузинского сближения. Более того, Москва остается важным гарантом безопасности в регионе.
4. Основным вызовом евразийской интеграции на Кавказе является политический ислам, идущий из стран Ближнего Востока. В Грузии «исламскую карту» разыгрываются оставшиеся на политическом поле страны «националы» Саакашвили. В Азербайджане — также хоть и немногочисленная, но активизировавшаяся исламская оппозиция.

Следующий – Карабахский узел. Официальный Ереван уже заявлял о намерении присоединиться к ЕАЭС, и даже стать одним из учредителей евразийского экономического союза. Ереван уже является и полноправным участником ОДКБ, ЕврАзЭС и Таможенного союза. Как переход Еревана на новый уровень евразийской интеграции скажется на дальнейшем ходе карабахского урегулирования. Учитывая то, что: а) Армения и так уже имеет перевес в «карабахской игре» и б) Азербайджан по причине своей несбалансированной политики загоняется все глубже в «глухой угол» (что только усиливает в Баку реваншистские настроения). Чего ожидать от этого противостояния Карабаху, оказавшемуся вынужденно на пересечении обеих противоборствующих линий? С одной стороны, очевидно, что Армения втянуть Карабах за собой в ЕАЭС не сможет. Аналогично тому, как и в ВТО Ереван также вступил без Карабаха. С другой стороны, Карабах непосредственно в одиночку тоже вступить в ЕАЭС не сможет. Де-юре из-за своего непризнанного статуса. Тем более, что и прежний формат переговорщиков на основе США, ЕС, ОБСЕ за предыдущие годы полностью исчерпал себя и доказал свою несостоятельность. К тому же, еще и Азербайджан, старательно загоняемый западными державами в угол и усиленно накапливающий военную мощь, похоже, иного сценария для своей «реинтеграции», кроме как «силовой вариант», не рассматривает.
Таким образом, для поддержания мирных сценариев в зоне карабахского урегулирования налицо созрела потребность в новых посредниках (медиаторах), которые были бы более надежны и эффективны, в отличии от нынешних. И здесь появляется отличный шанс для Казахстана. С одной стороны, Казахстан — партнер Армении по евразийской интеграции (ОДКБ, ТС). С другой стороны, Казахстан является надежным «тюркским товарищем» для Азербайджана, для которого важно сбалансировать доминирующее влияние со стороны прозападной Турции. Таким образом, перед Астаной открывается ответственная миссия сделать то, что по тем или иным причинам до сих пор не удалось России: во-первых, вернуть к евразийской интеграции Азербайджан и, во-вторых, наконец, решить проблему Карабаха, о которую уже сломалось немало разных внешнеполитических стратегий. В конечном итоге, выполнение данных задач позволит Казахстану нарастить влияние в еще одном стратегическом регионе (наряду с китайским, исламским, среднеазиатским, тюркским направлениями) и стать реальным средоточием Евразии, замкнув на себе все стратегические магистрали региона. Кроме того, укрепление отношений с Баку позволит также Астане защитить собственные интересы на Каспии. Да и совместными усилиями Баку и Астана смогут эффективнее взаимодействовать с прозападной Турцией, продвигая евразийскую интеграцию на данном направлении. Анкара станет сговорчивее на призывы Нурсултана Назарбаева о присоединении к Таможенному союзу.
В этой связи заслуживает внимания еще одна инициатива, недавно выдвинутая президентом Нурсултаном Назарбаевым применительно к присоединению Армении к ЕАЭС: «Вступление только в рамках армянских границ, официально признанных ООН». Причем речь в данном случае вовсе не о карабахской проблеме. Как известно, Карабах и так официально не является территорией Армении. Равно как и вступление в ЕАЭС тоже не решает карабахскую проблему. А суть в том, что точно также как и в ВТО, так в ближайшей перспективе и в ЕАЭС Армения вступает официально без семи районов: Кельбаджарского, Лачинского, Кубатлинского, Джебраильского, Зангелонского, Агдамского и Физулинского. На первый взгляд, имеется некоторое подыгрывание Астаной в пользу Азербайджана. Но фактически благодаря стратегическому решению Нурсултана Назарбаева, Казахстан получает право участия в модерировании кавказских процессов, а при наиболее благоприятном развитии событий Казахстан становится решающим гарантом мира и евразийской интеграции на Южном Кавказе. При этом Армения остается ключевым российским союзником на Южном Кавказе. В то время как ключевым гарантом евразийской интеграции для Азербайджана и Карабаха становится Казахстан. Более того, полновесный выход Астаны в регион повышает шансы для мирного урегулирования карабахской проблемы. И в очередной раз, подтверждает реальность: евразийская интеграция является главным фактором мирного урегулирования карабахского вопроса (точно так же как и для мирного объединения Грузии).

На данный момент Азербайджан можно считать едва ли не самым «слабым звеном» на Южном Кавказе. Более того, Баку умудрился выпасть сразу со всех интеграционных процессов в регионе. Что в свою очередь, создает риски стать «очагом» нестабильности, источником различных угроз для всех его соседей. Причем такое положение угрожает не только интересам каспийских стран, но и фактором сдерживания в развитии самого Азербайджана. С одной стороны, в прошлом году Баку, как известно, официально отказался от «ассоциативного членства» в ЕС. Хотя декларативно от «курса на евроинтеграцию» в Азербайджане по-прежнему не отказались. С другой стороны, Азербайджан по-прежнему воздерживается и от вступления в ТС и ЕАЭС. Формально — из-за задекларированного курса на евроинтеграцию, но фактически из-за обиды на Россию по причине ее позиции в отношении карабахского вопроса.
Пожалуй, основная причина проблем Азербайджана лежит вовсе не в его «многовекторности», а скорее, в отсутствии четко сформулированных векторов. Внешняя политика Баку все чаще характеризуется крайней непоследовательностью и несбалансированностью. Иногда возникает ощущение, что в Баку внешней политикой вообще никто не занимается. Возможно, азербайджанцы слишком полагаются на силу своих накопленных нефтедолларов, а может, еще и на советы «старших» турецких «братьев». Во всяком случае, к настоящему времени Азербайджан не только умудрился стать «черным пятном» Евразии, но и испортил отношения со своими влиятельными соседями. С одной стороны, с Россией — из-за Карабаха. С другой стороны, против Ирана азербайджанцев старательно подбивают действовать турецкие «братья». А в последнее время еще и усилилась критика со стороны Запада (из-за «авторитарных методов» президента Алиева).
Как результат, Азербайджан по факту превратился в нефтегазовую «сырьевую базу», обслуживающую интересы мировых держав. Причем Баку стал даже не «придатком» США и ЕС, а прежде всего, Турции, которая получила монопольное право распоряжаться азербайджанскими ресурсами. К тому же, за счет Азербайджана турки, вероятно, построят еще и свою главную стратегическую «трубу» — проект Трансанатолийского газопровода.
Очевидно, что столь явный ближневосточный перекос в азербайджанской политике не мог не повлечь рост опасных исламских политических вызовов, которые не только подтачивают власть президента Алиева, но и являются вызовами безопасности для всего кавказского региона. Проблемы Азербайджана, в основном, носят внутренний характер (несбалансированность экономики, регионального развития, отставание в модернизации). В одиночку, Баку будет справиться очень сложно и это могло бы стать еще одной сферой для взаимодействия с Казахстаном.
Решающая битва за влияние на Кавказе только впереди, она пройдет за контроль над Каспием. И, вполне вероятно, определяющую роль в ней предстоит играть, прежде всего, Казахстану.

Опубликовано издание Caspian Bridge, 9 июня 2014 года