Коронование русского духа. С Пушкиным воедино

Лариса Бесчастная
                Негеральдическое дополнение к толкованию герба России


                «…Там русский дух, там Русью пахнет…»
                А.С. Пушкин
                Из пролога к поэме
                «Руслан и Людмила»

                ><><
            
            Ай, да Пушкин! Ай, да «наше всё»! Никогда бы не подумала, что его сказки помогут мне разгадать тайну веков, морочащую неслабые умы юмористов. Да и тайну не абы чего, а нашего герба!
            Ай, да мы! Нет, нет, Александр Сергеевич, я к вам ни в коем разе не примазываюсь! Но таки, если бы не вы, сударь, я бы так не вдохновилась, не полезла бы в словари и толстенные книжки, не задумалась бы о невероятных вещах. Всё-таки я женщина – а нам, женщинам, думать вредно, от этого морщинки на лбу разводятся.
            Но в ваших сказках столько разных намёков и откровенных указок! Н-да… сказка ложь, да в ней намёк. А ещё повод для скачек фантазии и обуздания её логикой.
            Ну, и чему ты улыбаешься, досточтимый читатель? Сомневаешься, что от женской логики будет прок? Так на то я и женщина, чтобы хитрость применить и позаимствовать этой самой логики у философов и писателей мужеского полу! Главное, не перепутать, от кого понесла.
            Итак, начинаю свои изыскания. И, пожалуйста, не пугайтесь посторонних скрипов – это мои полушария работать будут – оба два. Потому как я равнополушарная – это не к тому сказано, что черепок мой полностью укомплектован, нет, это означает, что я обладаю сочетанием образного и логического мышления в равных долях, потому как физик-лирик, да вдобавок ещё и переученная левша.
            Да, вот ещё что! Я буду иногда сбиваться со стиля и перескакивать по мыслям – потому прошу вас делать скидку на женскую непоследовательность…
            
            
                ><><

                «Идея нации есть не то,
                что она сама думает о себе во времени,
                но то, что Бог думает о ней в вечности»
                (В.Соловьёв).

            С чего же мне начать-то? По женской логике, пожалуй, начинать лучше всего с конца. То есть сразу раскрыть тайну третьей короны на гербе России – той, которая вместо головы венчает пустое место. Как ты думаешь, досточтимый читатель, что бы это значило? Что в России голов не хватает? Гм… тут надо разобраться, каких  именно голов: умных, дурных, трезвых… или как…
            А вот некоторые юмористы уже разобрались и даже шутят по этому поводу, мол, русские все безбашенные, непредсказуемые и видят всё как-то не так, не реалистично. Как ни странно, в некотором смысле они правы. Ибо эта центральная, главная, корона, возвеличивает то, что видит только зоркое сердце: Душу народа. И даже больше чем Душу – некую тайную суть, питающую эту Душу – ту самую, что не только удерживает «евразийские контрасты» в единстве, но и превращает слабость в силу, а силу в мягкость или в неожиданно мощный ответный отпор агрессии. Туманно? Ну, что же, не стану спорить, это так, и сей факт весьма чётко постулировал Фёдор Тютчев:
            
            Умом Россию не понять,
            Аршином общим не измерить:
            У ней особенная стать –
            В Россию можно только верить.
            
            Да, мы такие! Нелегко понять нас азиату, а среднему европейцу это и вовсе не под силу. Ну, разве могли понять французы, почему русские сожгли Москву, лишь бы она не досталась завоевателю? А ведь, как писал Иван Ильин «Россия победила Наполеона именно этой совершеннейшей внутренней свободой… Нигде люди не отказываются так легко от земных благ… ради высшей цели, нигде не забываются так окончательно потери и убытки, как у русских». А как насчёт штампа, что, мол, русские ленивы? И тут им невдомёк, что трудолюбие у нас редкостное и «пашем» мы также самозабвенно и оголтело, как и воюем, но только тогда, когда видим в этом смысл, идею.  Доказательством тому мощнейшая блиц-индустриализация,  масштабные стройки и освоение земель. Но что европейцу никогда не понять, так это то, почему, когда нам плохо – мы смеёмся и сочиняем остроумные анекдоты, да ещё и приговариваем: «Чем хуже – тем лучше!». Да потому, что, когда терять нечего, наступает настоящая свобода!
            Кажется, я увлеклась, а у читателя уже давно вскочил вопрос: да чем же таким особенным Душа отличается от Духа?
            Отвечаю!
            По мнению философов «душа» и «дух» различаются тем, что Душа связана с телом, а Дух же свободен и вездесущ. Он запросто может проникнуть всюду, добираясь до вершин мироздания, становясь совершенным, или отдаться личности, определяя смысл её жизни и способ существования. Дух не переносит покой, он творец и он вечен, он творит и полнит Душу, делает человека духовным. Душа – внутренний мир человека, она может быть пустой, и каждый сам её наполняет, а Дух общий, он определяющая направление движущая сила. То есть Дух это жизненная сила, не всегда подвластная разумению. Разные ипостаси его иногда называют народным духом, воинским духом, духом времени, коллективным бессознательным, менталитетом.
            Короче говоря, Душа – это индивидуально, это воплощаемая в жизни идея, смысл каждого человека, а Дух – это энергия среды, сила и наполнение идеи личности, гражданина – это общее для народа, то, что создаёт и собирает народность. Дух народа – это Божий промысел, выраженный национальной идеей.
            Уф, вроде бы внятно выразилась, распояснила всё…
            Что? Опять вопрос? Что такое национальная идея? И вообще, что есть нация?!
            Минуточку, минуточку, сейчас в словарях пороюсь… Вот! Нашла!
            «Национальная идея» в философии – это систематизированное обобщение национального самосознания. Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации.
            «Нация» – это историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки. Потому-то жители России – будь они «дома» по национальности хоть татарами, хоть бурятами, хоть евреями – за пределами Державы все «русские».
            Иными словами: «русский» – это больше, чем  национальность.
            Русский – это дух, язык, традиции, ценности и идеалы!
            Всё? Вопросов больше нет? Ах, есть! Ну и что теперь? Причём тут Пушкин?! Вот это вопросик! Да он же «наше всё»! Ладно, дорогой мой читатель, расскажу, но только чуть позже. Сначала поведаю тебе о символах нашего герба…
            
            
                ><><

                «Миром правят не мысли и слова, а символы»
                (Конфуций)

            Вернёмся к центральной короне на гербе России. Она считается символом  евразийской империи. Так ли это? Многие ли догадываются, что это не только венец композиции, не только имперский символ самодержавия – это нечто большее? Уверена, что немногие, поскольку рациональное мышление мешает принять символ в контексте эзотерики и значимости герба, являющимся, по сути, обереговым знаком. Ибо сотворение всех Знаков ведо'мо свыше, даже, если «творцы» их того не ве'дают.
            Что есть герб? По толкованию энциклопедического словаря  «герб» – это эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее исторические традиции владельца, а точнее, его Рода. Ну а Род в формате государства – это нация.
            Наш герб родился во времена правления великого князя Ивана III, вошедшего в историю как Иван Великий – собиратель русских земель вокруг Москвы и символизирует независимость, могущество и единство Российского государства. На ветрах времён и в перипетиях истории, с ростом империи территориально герб преображался  и упрощался, пока не стал таковым, каким мы его видим сейчас – лаконичным, без лишних деталей, слаженным и собранным из одних лишь символов.
            
            Какие же символы входят в герб, и какова их смысловая нагрузка?
            Орел символизирует власть, господство, верховенство и прозорливость...
            Ски?петр – символ пастырской власти, Держава – золотой шар, символ монархической власти. Кстати, название это произошло от древнерусского "държа" — власть. Кроме того, скипетр служит символом мужского начала, то держава – женского.
            Трижды в композиции нарисована корона – но не просто корона, а «шапка Мономаха» и по сути – митра, архиерейский и архимандритский головной убор. Как утверждают словари, в переводе с греческого Митра – «повязка, носимая на голове». Ах, ах, ах, в переводе с греческого! Гм… А, может быть, греки тоже русские, только забыли об этом?
            Ведь если, мы разберёмся в слове МитРА, то найдём в нём русскую бороду. Известно, что РА – древнейшее славянское божество, символ Солнца, а МИ-ТЪ-РА – «тот, кто божественно независим». Да  и в древневосточных религиях, как утверждает религиозный словарь, Митра – бог Солнца, договора, согласия.
             Все короны связаны «инфулами» –  «повязками молящих». Этим термином нашими предками были названы налобные повязки из белой или красной шерсти, надевавшиеся жрецами, да и всеми молящими о защите или о мире.
            И, наконец, остановимся на древнейшем символе многих народов, коим является Крест. Он был известен задолго до распятия Иисуса Христа и поначалу означал встречу Солнца и Луны во время весеннего равноденствия и символизировал Воскресение Солнечного Бога. В эзотерическом смысле это символизировало равновесие Света и Тьмы, круговорот времени и единство четырёх сторон света и четырёх стихий – энергии пространства обитания. Сущность символа Крест – хранитель всей Вселенной – Бог!
            
            А случайны ли цвета нашего герба? Никак нет! Золото (желтый цвет) - символ богатства, справедливости и великодушия. Серебро (белый или серый цвет) - символ чистоты и невинности. Червлень (красный цвет) - символ храбрости, мужества и неустрашимости. Лазурь (голубой, синий цвет) - символ красоты, мягкости и величия.
            То есть используемые в рисунке герба цвета тоже глубоко символичны.
            Итак, всё, что мы видим глазами – символы. А пустота под главной короной, под «шапкой Мономаха», под Митрой, над «повязкой молящего» – она тоже символична? Ещё как символична! Стоит только внимательно вглядеться в абрис этой «пустоты», и зоркому глазу явится колокол под маковкой храма и било его, похожее на стрелку, указующую на проявление русского духа в борьбе Света с Тьмой, Правды с Кривдой, с драконами внутри нас. И тогда зоркое сердце увидит неявную суть – русский дух, русскую Душу и того, кто сумел Словом явить это чудо народам – Поэта.
            
            
                ><><
                «Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть,
                единственное явление русского духа:
                это русский человек в его развитии, в каком он,
                может быть, явится чрез двести лет.
                В нём русская природа, русская душа, русский язык,
                русский характер отразились в такой же чистоте,
                в такой очищенной красоте, в какой отражается
                ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».
                (Николай Гоголь)

            Пушкин стал живым средоточием русского духа, «его истории, его путей, его проблем, его здоровых сил и его больных, чающих исцеления узлов» – в унисон с Гоголем заявил Иван Ильин.
            Чем же он так выделяется это «русский дух», что о нём задумались лучшие наши философы и писатели? Самобытностью, сотворённой экзотическим тандемом Европы и Азии! В основе её: терпимость, уважение иной культуры, дружелюбие, стремление к справедливости и поиск общих идеалов, целей и стратегий взаимодействия. Отсюда и сформировались всецелость, всепримиримость, всечеловечность, отмеченные русскими мыслителями. А Достоевский заметил, что именно «Пушкин угадал самую основную суть того, что народ наш считал и считает за высшую нравственную красоту души человеческой: это – тихое, кроткое, спокойное (непоколебимое) смиреннолюбие…».
            Более того, Пушкин не только выделил, но и донёс это до сознания всего народа своими поэмами и сказками. Что за прелесть эти Пушкинские сказки!
            «Там русский дух, там Русью пахнет…» – Как точно сказано о русских сказках и былинах! Но что таится за этой фразой? Всё! Всё, что трудно выразить словами – надо просто откликнуться всеми чувствами, всеми фибрами души. Не верите? А вы перечитайте пролог к поэме «Руслан и Людмила», да и всю поэму не помешает прочувствовать. И если вам за словом «пахнет» почудятся лапти или портянки – увы, у вас всё очень запущено, или вовсе нет русского духа. Потому что здесь «пахнет» не в значении издавать запах, а в значении что чувствуется, ощущается, ожидается.
            
            Пушкин писал для своего народа, который он хорошо знал и постоянно изучал его самобытность и национальный характер.
            «В характере народа, – писал поэт, – не бояться ни усталости, ни физических страданий; в характере этой нации наблюдается терпение и деятельность, весёлость и грусть, в нём соединились самые резкие контрасты…Народ, который, тому сто лет, отстоял свою бороду, отстоит в наше время и свою голову».
            Вот так, в нескольких деталях, понятных соотечественникам-патриотам, высказал Александр Сергеевич свои умозаключения. А патриотами России он считал тех, кто заботится о будущем благе Отечества, и знает историю Руси и России, ибо, по его убеждению, «гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». При этом Пушкин не закрывал глаза на действительность, в чём открыто признавался: «Я далеко не в восторге всем, что вижу вокруг себя…, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал».
            Свой живой интерес к народному творчеству поэт-сказочник поясняет этими строками: «Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу».
            Да, Пушкин действительно «наше всё», потому что был русским по духу поболее некоторых чистопородных славян, с вожделением равняющимся во всём на Европу. Он считал это «европейничаньем» и об его отношении к сему явлению весьма красноречиво говорят эти стихи:
            
             «И горд и наг пришёл разврат,
            И перед ним сердца застыли,
            За власть – отечество забыли,
            За злато – продал брата брат.
            Рекли безумцы: нет свободы,
            И им поверили народы.
            И безразлично, в их речах,
            Добро и зло, всё стало тенью –
            Всё было предано презренью,
            Как ветру предан дольный прах».
            
И к своим, российским, либералам Александр Сергеевич относился с сарказмом, указывая на их иррациональное презрение к собственному Отечеству:

            Ты просвещением свой разум осветил,
            Ты правды чистый лик увидел,
            И нежно чуждые народы возлюбил,
            И мудро свой возненавидел…
            
            После чтения этих строк, читатель не удивится, узнав, что Пушкин и революции не приветствовал. Он был убеждён, что «лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений». А «европейничество», он считал врагом исконной нравственности и духовности русского народа.
            Вот таким он был – наш Александр Сергеевич, поднявший русский дух на такую высоту, откуда его почуял бы всякий приблизившийся к России. Кроме того он ввёл в обиход понятие «народность» в литературу, пояснив, что народность в писателе есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками.
            Что же вмещает в себя это ёмкое понятие – народность?
            
            
                ><><

                «Не интерес составляет главную пружину,
                главную двигательную силу русского народа,
                а внутреннее нравственное сознание,
                медленно подготовляющееся в его духовном организме,
                но всецело охватывающее его, когда настанет
                время для его внешнего практического
                обнаружения и осуществления».
                (Николай Данилевский)
      
            Что есть русский народ, как тело нации и хранитель русского духа?
            Достоевский считал русских «народом-Богоносцем», а Ильин в известной работе «Что сулит миру расчленение России» назвал Россию живым, исторически выросшим и культурно оправдавшимся организмом, не подлежащим произвольному расчленению.  Его прекрасно дополнил Данилевский, сделав акцент на единоверии граждан: «недостаток кровного родства восполняется для них родством духовным: не будучи славянами, они – православные». При этом русская культура, по его мнению, не только «выше европейской по уровню достижений, но, прежде всего – полнокровнее, гармоничнее благодаря особому народному «внутреннему сокровищу духа».
            И что же это за никем не отъемленное сокровище?
            Это особый Дух сердечного созерцательного чувства, которым дышат русские сказки, песни, сказы и былины, это Любовь, о которой  в книге «Что сулит миру расчленение России» Иван Ильин написал, что она «есть основная духовно-творческая сила русской души. Без любви русский человек есть неудавшееся существо… Там, где начинается любовь, там кончается безразличие, вялость … человек собирается и сосредотачивается... Любимое содержание... становится живым центром души, важнейшим в жизни, главным предметом её».
            Ещё русский дух зиждется на  неписанных нравственных нормах и заповедях, кои для русских выше законов. Но главным, обобщающим всё и вся русские мыслители считают Русскую идею Царства Божия. Ибо, как сказал преподобный Серафим Саровский в беседе с Н.А. Мотовиловым, спасённым им молитвой от неизлечимой болезни и ставшим его последователем, «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего».
            
            Подводя итог сему нелёгкому моему труду – а твоему, читатель, чтению, вернусь к символике герба  России и выделю в ней некоторые ключевые слова, дабы каждый смог сделать свой вывод.
            Вот они: верховенство и прозорливость, пастырская власть, договор и согласие, справедливость и великодушие, чистота, храбрость, мужество и неустрашимость, мягкость и величие. И венцы храмов над Европой и Азией, соединённые  «тем, кто божественно независим» под Крестом – хранителем всей Вселенной. А стержнем всей композиции является видимый лишь зоркому сердцу – русский дух, проявленный светочем – загадочной русской душой…
            
            
                ><><

                Поэт в России - больше, чем поэт.
                В ней суждено поэтами рождаться
                лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
                кому уюта нет, покоя нет.
                (Евгений Евтушенко)

             «Ах, эта загадочная русская душа! – воскликнет иной читатель-западник. – И что в ней такого особенного?». 
            Милый друг, или уважаемый недруг! Да всё в ней загадочно, раз и сами мы не можем познать её, а значит, – себя! Но что есть – то есть. И только поэты в силах хоть что-то прояснить в этой тайне – и то не все и не всегда. А лишь те, читая которых, русская душа ликует или мучается своих несовершенством, и плачет и возносится на Небеса – и не понимает, отчего такое с ней случилось, но испытывает торжество русского духа… и блаженство!
            Вот только некоторые из избранников Бога, кому доверил он Слово: Бальмонт, Некрасов, Блок, Тютчев, Есенин, Лермонтов, Волошин, Заболоцкий, Высоцкий, Пушкин…
            И много их, ой, много! Целая гвардия духоносцев России! Тех, кто, как писал Иван Ильин, способны «творить русскую самобытную духовную культуру – из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность».
            И какие-то златодавцы, стяжатели чужого добра, заботники свого ненасытного брюха и циничные лицемеры имеют наглость обзывать Россию страной рабов, пьяниц и смутьянов? Региональной страной, а то и колониальной Державой? Нести околесицу о неуспешности России, нелепо и лживо обзывать её агрессором и предрекать ей скорый конец?!
            Не дождётесь, господа!
            Пока храним мы русский дух, пока живы наши души и русский язык, пока передаём мы детям и внукам своё знание и традиции, пока укореняем в них веру и русские идеалы и ценности, – не видать вам нашей слабости и кончины.
            И не предугадать нашей реакции на ваши козни! Ибо, что по вашим меркам, должно нас ослабить и расколоть – нас только объединяет и собирает в кулак. Бог вразумляет, наставляет и хранит нас. Так было  и так будет всегда!
            
            Волхвы не боятся могучих владык,
            А княжеский дар им не нужен;
            Правдив и свободен их вещий язык
            И с волей небесною дружен.
            
            Узнали эти строки? Догадались, кто их автор? Конечно, это Пушкин!
            Поэт, которому Бог доверил Слово.
            Слово, как никогда нужное и важное во времена смут и кровавых войн.
            Чистое, светлое, правдивое и доброе Слово.
            
            
6 – 12 июня 2014 г.


            
            ПРИМЕЧАНИЯ
            
            ><>< 1. Официальное описание герба РФ в конституционном законе:
            
            Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.
            Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой.
            В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава.
            На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.
            
            ><>< 2. Иллюстрация: компьютерная графика и коллаж автора текста

            
            ПРИЛОЖЕНИЕ. Контекстный цитатник

            ><>< «Пушкин был живым средоточием русского духа, его истории, его путей, его проблем, его здоровых сил и его больных, чающих исцеления узлов… Единственный по глубине, ширине, силе и царственной свободе духа, он дан был нам для того, чтобы создать солнечный центр нашей истории, чтобы сосредоточить в себе всё богатство русского духа и найти для него неумирающие слова. Он дан был нам как залог, как обетование, как благодатное удостоверение того, что и на наш простор, и на нашу страсть может быть найдена и создана завершающая и совершенная форма. Его дух, как великий водоем, собрал в себя все подпочвенные воды русской истории, все живые струи русского духа».
            Иван Ильин

            ><><  «Россия есть не случайное нагромождение территорий и племён и не искусственно слаженный «механизм» «областей», но живой, исторически выросший и культурно оправдавшийся организм, не подлежащий произвольному расчленению. Этот организм… есть географическое единство, части которого связаны хозяйственным взаимопониманием; этот организм есть духовное, языковое и культурное единство, исторически связавшее русский народ с его национально-младшими братьями духовным взаимопитанием; он есть государственное и стратегическое единство, доказавшее миру свою волю и свою способность к самообороне; он есть сущий оплот европейско-азиатского, а потому и вселенского мира и равновесия…».
            Иван Ильин

            ><>< «Не интерес составляет главную пружину, главную двигательную силу русского народа, а внутреннее нравственное сознание, медленно подготовляющееся в его духовном организме, но всецело охватывающее его, когда настанет время для его внешнего практического обнаружения и осуществления».
            Николай Данилевский
            
            ><>< «Там, где начинается любовь, там кончается безразличие, вялость … человек собирается и сосредотачивается... Любимое содержание... становится живым центром души, важнейшим в жизни, главным предметом её»
            И. Ильин
            
            ><>< «Народный дух, никаким правительством не руководимый 750 лет, протекших от основания Руси до времени Минина, создал единый цельный народный организм, связанный нравственно духовной связью, но не успел ещё образовать плотного государственного тела. Очевидно, что такое обращение при всякой опасности к самым тайникам народной жизни было слишком рискованно и не могло считаться нормальным порядком вещей. Без этого народного духа всякая государственность есть тлен и прах».
            Николай  Данилевский
      
            ><>< «В смутное время колебания или перехода всегда и везде появляются разные людишки... я говорю про сволочь. Во всякое переходное время подымается эта сволочь, которая есть в каждом обществе, и уже не только безо всякой цели, но, даже не имея и признака мысли, а лишь выражая собою изо всех сил безпокойство и нетерпение. Между тем эта сволочь, сама, не зная того, почти всегда подпадает под команду той малой кучки “передовых”, которые действуют с определённой целью, и та направляет весь этот сор, куда ей угодно, если только сама не состоит из совершенных идиотов, что, впрочем, тоже случается... А между тем, дряннейшие людишки получили вдруг перевес, стали громко критиковать всё священное, тогда как прежде и рта не смели раскрыть, а первейшие люди, до тех пор так благополучно державшие верх, стали вдруг их слушать, а сами молчать...».
            Фёдор Достоевский
            
            ><>< «Молодой человек! Если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений… не должно торопить времени, и без того уже довольно деятельного…Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка – копейка».
            Александр Пушкин
            
            ><>< «Народы слагаются и движутся силой иною, повелевающею и господствующею, но происхождение которой неизвестно и необъяснимо. Эта сила есть сила неутолимого желания дойти до конца, и в то же время, конец отрицающая. Это есть сила безпрерывного и неустанного подтверждения своего бытия и отрицания смерти. Дух жизни... ”реки воды живой”… “Искание Бога”... Цель всего движения народного, во всяком народе и во всякий период его бытия, есть единственно лишь искание Бога, Бога своего, непременно собственного, и вера в него как в Единого истинного. Бог есть синтетическая личность всего народа, взятого с начала его и до конца. Никогда ещё не было, чтоб у всех или многих народов был один общий Бог, но всегда и у каждого был особый. Признак уничтожения народностей – когда боги начинают становиться общими. Когда боги становятся общими, то умирают боги и вера в них вместе с самими народами. Чем сильнее народ, тем особливее его Бог. Никогда не было ещё народа без ... понятия о зле и добре... Народ – это тело Божие».
            Фёдор Достоевский
            
            ><>< «Особая предназначенность России подтверждается той охраняющей силой,   которая бдит над нею в самые тяжелые эпохи ее истории и спасает ее вопреки ее   собственным намерениям и устремлениям.   Лишь только чужеземная рука касается ее жизненных средоточий, немедленно   рождается неожиданный ответный удар, который редко исходит из сознательной   воли самого народа, а является разрядом каких-то стихийных, охраняющих ее сил».
            Максимилиан Волошин
      
***Источники:
И. Ильин. «Что сулит миру расчленение России», Н. Данилевский «Россия и Европа», Ф. Достоевский «Дневник писателя, 1880 год», Н. Гоголь «Несколько слов о Пушкине»», М. Волошин «Россия распятая» и др.