Озеро Берриесса. Глава I. Психология

Юрген Хольтман
От автора. Персонажи и события, упомянутые в рассказе, являются исключительно плодом авторского воображения и их сходство с реальными людьми и событиями, является случайным и непреднамеренным


Округ Напа, Калифорния, США

27 сентября 2014 года

Сегодня я прощаюсь с Темой. Окончательно и бесповоротно. Я много раз пытался это сделать, но Тема – огромная, сильная, яркая, элегантная, стильная и необычайно притягательная демонесса – никак меня не отпускала. А теперь отпустила. Совсем.

Благодарить за это нужно…, ну, естественно, Всевышнего (куда ж без него – Всемогущего - то), а также моих небесных покровителей – святую Терезу из Лизьё и святого Франциска Ассизского. Хотя я и более не являюсь прихожанином Святой Римско-католической Церкви и теперь принадлежу к третьей крупнейшей христианской деноминации США – бывших католиков – они мне по-прежнему покровительствуют. Пока я сам от них не откажусь. Чего я делать вовсе не собираюсь. Ни сейчас, ни потом. Ну, и Христа, конечно, поблагодарить надо. Спаситель все-таки. В очень многих смыслах.

Но это всё сущности небесные. Бестелесные. Которые без вполне конкретной и земной помощи вряд ли бы меня «отцепили» от Темы. И помощь пришла (хотя, понятное дело, «небесная канцелярия» к э тому руку приложила). У этой земной помощи есть лицо – очень симпатичное, надо отметить; фигурка – тоже очень даже ничего; и, конечно же, имя.

Ингрид Сарофф. Русская по отцу, немка по матери. По-русски говорит так, что самые рафинированные питерские интеллигенты обзавидуются. Хотя родилась и выросла в самых что ни на есть США. В городе Санта-Моника, на самом берегу Тихого океана.

Блондинка (натуральная, надо отметить). Среднего роста, стройная (фитнесом занимается с рвением олимпийских чемпионок). Сорок один год, разведена, уже взрослая дочь только что поступила в её альма матер – UCLA. На факультет психологии, понятное дело.

Строго говоря, обращаться к ней надо «доктор Сарофф». Причем у нее степень не Ph.D., a M.D. Доктор медицины, то есть. Которая в её профессии психолога, психотерапевта и психиатра в одном флаконе ценится на порядок выше.

Вообще-то у неё частная практика в Сан-Франциско (причем весьма доходная); однако мой работодатель – одна из крупнейших софтверных компаний мира – сделала Ингрид такое финансовое предложение, от которого отказываются только сумасшедшие.  К которым доктор Сарофф, безусловно, не относится.

Ценность моего проекта для работодателя – я его называю просто Корпорация, хотя название этой компании всемирно известно – измеряется 12-значным числом. В долларах. Поэтому президент Корпорации Ларс Густаффсон – или просто Ларри, как он любит, чтобы к нему обращались – очень сильно заинтересован в том, чтобы моя производительность была максимальной. В результате помимо астрономических подъемных и галактического по размеру оклада (не говоря уже о совершенно безумных бонусах) я получил целую свиту.

Личных повара, домработницу, инструктора по фитнесу, врача-терапевта (специалиста и по традиционной, и по нетрадиционной медицине), целый сонм охранников, личную помощницу… и личного психолога и психотерапевта. Удовольствие, честно скажу, маленькое, ибо за все свои предыдущие 48 лет жизни я привык к приватности и уединению. А тут такой кагал…

Первый мой… эээ… сеанс психоанализа состоялся вовсе не на кушетке в офисе Ингрид. И уж тем более не в моей постели. И даже не в фешенебельном ресторане на 39-м пирсе в Сан-Франциско. Ингрид для всего этого примитива была слишком креативной.

Нимало не спрашивая моего согласия (и уж, тем более, согласия моей охраны), она заехала за мной вечером в пятницу на своей «сухопутной яхте» - грандиозного размера кабриолете «Кадиллак» шестьдесят-какого-то-там года. Контракт с Корпорацией позволял ей не беспокоиться даже о заоблачных ценах на бензин.

И повезла меня кататься по Сан-Франциско и его окрестностям. Черный джип Гранд Чероки с охраной уныло поплелся следом. С личным врачом не поспоришь…

«Я внимательно прочитала все твои произведения, посты в дневниках, статьи и так далее…» - спокойно и уверенно начала Ингрид. Мы с первых минут знакомства перешли на «ты». Говорила она исключительно по-русски.

«И переписку?» - максимально вредным тоном осведомился я. Хотя вопрос был, безусловно, риторическим.

«И переписку» - спокойно подтвердила психолог. «В подписанном тобой контракте есть пункт, согласно которому ты разрешаешь Корпорации контроль за твоей частной жизнью в масштабах, необходимых для обеспечения твоей физической и психологической безопасности»

Я согласно кивнул. «Было такое»

«Я вчера разговаривала с Ларри…»

«Еженедельный доклад?»

«Что-то вроде того. Ты же знаешь, что твой проект – важнейший для корпорации. Стратегический»

«И?»

«Ларри спросил, все ли он тебе предоставил для того, чтобы твой проект был завершен максимально эффективно и в кратчайшие сроки»

«И что ты ответила?»

«Что у тебя есть все, кроме одного. Но очень важного»

«Чего же?»

«Тебе нужна женщина рядом. Любящая женщина»

«Любящая и любимая, наверное»

«Со вторым у тебя нет проблем. Даже перебор. И немалый. Ты даришь даже слишком много любви, выматывая себя. Принимать любовь ты не умеешь – вот в чем твоя проблема. И очень серьезная»

«Ты уверена, что я не обойдусь профессионалкой? На деньги Ларри – да и на мой оклад – можно такую ультра-профи нанять…»

«Не твой случай. Не с твоим уровнем духовного развития и не с твоими духовными потребностями. Тебе нужны отношения, построенные на любви – а не на профессиональных обязанностях. И потом – ты же органически не переносишь проституток. Никаких»

«И что ты предлагаешь?»

«Какое-то время с тобой буду спать я…»

Я чуть не поперхнулся декаффеинизированным латте с ореховым сиропом

«Ты серьезно?»

«Абсолютно»

«Но это же…»

«Нарушение профессиональной этики?»

«Ну да. Вам же запрещено спать с пациентами…»

«В регулярной практике да. Но в твоем случае все ровно наоборот. И ты прекрасно понимаешь, что дело не в сексе. Ни для тебя, ни для меня эта сторона отношений не играет определяющей роли»

«А в чем же?»

«Места, не занятые нами…» - задумчиво произнесла Ингрид…

«Немедленно займет наш враг…» - закончил за неё я. «И какой же именно?»

«Ты сам прекрасно знаєшь»

«Тьма?»

«Да» - спокойно и уверенно подтвердила Ингрид. «Тьма, Призраки и все прочие прелести, с которыми ты воевал всю свою сознательную жизнь. И потом…»

«Что потом?»

«Ты мне просто нравишься. Честно. Причем очень даже. И я тебя хочу. Просто хочу. Как женщина мужчину. Это не любовь, нет; и замуж я за тебя не собираюсь даже в самих отвязных мечтах… мы для этого слишком разные. Но какое-то время пожить с тобой… я очень даже с удовольствием»

«Ларри не против?»

«Это не его дело» - безапелляционно отрезала Ингрид. «И потом – для него ключевой показатель эффективности – твое психологическое и эмоциональное благополучне. Деньги мне платят именно эа это. Если мне для этого нужно с тобой спать – да не вопрос. Но это очень кратковременное решение проблемы»

«Почему?» - совершенно искренне удивился я.

«Потому» - вздохнула Ингрид, умело пилотируя свою «сухопутную яхту», «что это все искусственно. В иной ситуации – если бы мы познакомились на какой-либо вечеринке, например – ты не стал бы со мной спать»

«А ты?»

«У меня другие эмоциональные и духовные потребности, нежели у тебя» - улыбнулась Ингрид. «Я не хочу возвращаться в пустой дом. Хочу, чтобы меня кто-нибудь ждал. Или я кого-нибудь ждала. Хочу объятий, нежности, ласки, заботы…Секса, впрочем, я тоже хочу»

Она вдруг замолкла, затем продовжила

«Я очень толерантна относительно продолжительности отношений. И у меня нет таких уж жестких критериев выбора мужчины. Все что заполняет пустоту - годится»

«Впрочем» - добавила она – «это на сегодня. Что будет через десять лет, я не знаю. Тем болем, через двадцять…»

«А мне… мне что нужно?»

«Ты – совсем другое дело. Я никогда никого не любила. Да и меня, наверне, тоже»

«Даже бывшего мужа?»

«Это был брак по глупости. Или по наивности. Или по похоти – уж больно секс был хорош. Когда мы оба очухались, то очень быстро поняли, что нафиг друг другу не нужны. Правда, к тому времени Маргарет было уже два года…»

«А потом – замужем за работой?»

«Скорее – за карьерой» - несколько даже грустно усмехнулась Ингрид. «Впрочем, я нисколько об этом не жалею»

Сделала паузу, затем продовжила:

«Ты любил… И, судя по твоей переписке, еще как любил… Поэтому я тебе очень быстро надоем. Как бы я ни старалась в постели и вне её. Тебе нужно…»

«Повторение предыдущего чувства?»

«Ты сам прекрасно знаєш, что это невозможно»

«Тогда что?»

«Реверс»

«То есть?» - изумился я.

«Сколько у тебя было женщин?» - неожиданно спросила психологиня.

«Не считал» - честно ответил я.

«Думаю, не один десяток. И даже не два»

«Возможно»

«И ни с одной из них у тебя не сложились долгосрочные отношения. Кстати, как долго длились самые длительные?»

«Четыре года»

«Удивительно. Не верю»

«Они пришлись на финансовый кризи 1998 года. И еще у её ребенка от первого брака были большие проблемы. Очень большие»

«Тогда понятно. Очень длинный МЧС-проект»

Я возражать не стал.

«Тебе никогда не приходило в голову задуматься, почему твои долгосрочные отношения с женщинами не складываются. Раз за разом. Кстати, я так понимаю, во всех без исключения случаях инициатором разрыва был ты?»

«Насколько я помню, да»

«Кто бы сомневался…» - усмехнулась Ингрид. «Так все таки – задумывался или нет?»

«По сути - нет» - честно признался я.

«А поговорить с психологом не пробовал? Или это тебе даже в голову не приходило?»

«Не приходило». Мне вдруг стало очень стыдно.

«Ну да» - ядовито усмехнулась психологиня. «Мы же все, понятное дело, шарлатаны, у которых головы забиты невесть чем. Нет, понятно, когда ты разруливаешь за полчаса кейсы, которые профессиональный семейный психотерапевт неделями не может раскусить, доверие к нашему брату падает. И сильно. Но не все же мы такие. Даже в России очень неплохие специалисты попадаются. Тем более, что в твоих проблемах даже старшекурсник психфака разобрался бы. Причем без напряга»

«????». Моему изумлению не было предела. Хорошо, что кофе уже успел допить.

«Все действительно очень просто» - довольно улыбнулась Ингрид. Как кошка, которая только что скушала особо вкусную мышку. «Тебе нужно просто перестроить свой OFIR…»

«Что, простите?»

«OFIR» - Ингрид продолжала довольно и даже как-то игриво улыбаться. «Optimal Female Identification Radar»

«Это шутка?»

«Скажем так, этот термин не включен в официальные программы обучения психологов. Ибо, строго говоря, не совсем научен. Хотя практическая польза у этого термина есть. И немалая. Особенно в твоем случае»

«Поясни. Я ничего не понимаю»

«С удовольствием. Когда у тебя нет постоянных отношений – или есть отношения, которые тебя уже не устраивают и ты хочешь уже их закончить, ты подсознательна начинаешь искать нового партнера. В соответствии с критериями поиска, запрограммированными в твоем подсознании. Ты, конечно, не выбираешь рационально в females upermarket – это не твой стиль – но ты позволяешь твоему подсознанию выбирать за тебя. Результат получается…»

«Не лучше»

«На самом деле, не факт, что вообще лучше. Ибо в супермаркете рационально выбирать ты не пробовал. Поэтому тебе просто не с чем сравнивать»

«И как же запрограммировано мое подсознание?»

«На damsels in distress. Женщин – или девушек – находящихся в опасности и нуждающихся в помощи. На ходячие МЧС-проекты (даже не Галатеи). Фактически, у тебя в голове стоит фильтр, который подпускает к тебе только таких женщин. Других ты просто не замечаешь. В упор не видишь»

«А они есть – другие?» - грустно осведомился я.

«Конечно. Даже в России. Хотя в США таких, разумеется, на порядок больше. По вполне понятным причинам»

«И ты считаешь…»

«Не я» - снова улыбнулась Ингрид. «А бесстрастная статистика. Два десятка отношений за два десятка лет начинаются, развиваются и прекращаются по одной и той же схеме. Это уже даже не тенденция. А железобетонная закономерность. Твой фильтр не работает. Его срочно нужно менять. Ты это сможешь сделать быстро и безболезненно. Даже очень быстро. Одной левой»

«Почему ты в этом так уверена?»

«Потому что ты владеешь техниками перепрограммирования подсознания на таком уровне, что психотерапевты с многолетним стажем обзавидуются. Ты справился с терминальным вариантом биполярной депрессии. И массой других психологических проблем. Поэтому смена фильтра для тебя – плевое дело»

«И что мне для этого нужно сделать?» - растерянно спросил я.

«Ты это лучше меня знаешь» - спокойно ответила психологиня. «Я, кстати, с удовольствием у тебя этому поучусь. Если ты не против»

«Конечно, не против»

«Итак, с чего ты обычно начинаешь в подобных случаях?»

«Если фильтр не работает, значит, он неверный. Неправильный. Неверный фильтр основан либо на неверных предпосылках, либо на неверной логике…»

«Отлично! С чего начнем – с предпосылок или с логики?»

«С предпосылок, конечно»

«Правильно. Я тебе немного помогу. Так будет легче, быстрее и эффективнее»

Ингрид плотоядно улыбнулась. «А ты шовинист однако…»

«В смысле male chauvinist pig?» - осведомился я

«Ну, конечно, не pig… но мужской шовинист nevertheless. Пусть и весьма своеобразный»

«И чем же я заслужил сие весьма нелестное звание?»

«Твоим в высшей степени нелестным – и совершенно несправедливым – восприятием женщин. Точнее, их потребностей»

«То есть?» - я был совершенно искренне удивлен.

«Ты совершенно искренне считаешь, что все без исключения женщины – этакие эгоистичные стервы, способные и желающие только принимать любовь. Даже минимальную благосклонность которых ты должен зарабатывать какими-то совершенно драматическими поступками. Спасением их – в буквальном смысле, пигмалионством и все такое прочее…»

Я молчал. Ибо возразить было нечего. Психологиня была на 100% права.

«Откуда взялось это глубокое – и исключительно вредное – заблуждение, понятно. Доминирующая мужеподобная мама – мапа – любовь которой была исключительно условной; ее точная копия даже внешне - твой американский спонсор, которой ты обязан жизнью, образованием в UTA и многим другим, твоя первая женщина, которая была тебя старше на сколько лет?»

«На семь»

«И та еще стерва?»

«О да! Еще какая!»

«Я и не сомневалась. Вот так ты и получил свой фильтр. Годам уже к двадцати пяти?»

«Да, примерно так»

«А теперь ты подсознательно выбираешь женщин, отношения с которыми подтверждают эту твою установку. Тех, которые либо не хотят, либо не могут дарить тебе свою любовь. В таком виде и количестве, которые тебе необходимы»

Ингрид глубоко вздохнула, затем продолжила.

«Ты раз за разом повторяешь один и тот же сценарий. Ты просто вываливаешь на совершенно ошарашенную женщину такое количество любви – весьма практичной и эффективной – о которой она и мечтать не может. Особенно учитывая – как это обычно бывает у Львов – неслабую разницу в возрасте и особенно в социальном положении…»

Еще одна многозначительная пауза.   

«У женщин послабее и попроще крыша слетает совсем и они, забыв обо всем, просто купаются, плавают, летают в твоей любви. Женщины посильнее и поумнее – хоть и тоже теряют голову, но пытаются хоть чем-то тебе ответить. И с ужасом понимают, что не могут совсем – ибо из-за этой самой разницы они просто не в состоянии дать тебе то, что тебе нужно»

Тяжкий вздох

«Ну что они могут тебе дать? Вкусную еду, которую ты и сам можешь приготовить – или кухарку нанять? Секс, который для тебя стоит на 25-м месте? Ласки – на 24-м? Восхищение и поклонение, которое с твоими достижениями тебе нафиг не нужно? Общение – а оно тебе интересно – при такой сумасшедшей разнице в масштабе личности?»

Я развел руками.

«Вот именно. И что у нас получается в результате? А получается, что очень скоро ты банально устаешь. Ибо все в одну калитку и в одни ворота. Причем отнюдь не по вине твоей избранницы. Сам знаешь, куда ведут дороги с односторонним движением»

«Знаю»

«Именно туда. В конце концов ты очень быстро сворачиваешь свой МЧС-проект и, убедившись в том, что твоя очередная Галатея совершила искомый квантовый скачок, ты, откланявшись – её покидаешь. Немного приходишь в себя – и по новой. Все то же самое. К этому добавляется еще глубоко сидящая у тебя в подсознании романтическая литература об отношениях между рыцарем и прекрасной дамой – к реальности, как ты прекрасно знаешь, не имеющая ни малейшего отношения…»

Небольшая пауза

«… плюс эта твоя явно чрезмерная христианская религиозность, от которой ты, к счастью, вроде бы начал избавляться. Неправильно понятая любовь к своему ближнему и все такое. Точнее, слишком буквально понятая…»

«И что мы имеем в результате? В плюсе – вроде бы успешный МЧС-проект. Квантовый скачок, Галатею и всё такое. Но есть и минус – и еще какой…»

«Какой же?» - изумился я.

«Гарантированно разбитое сердце, for starters. В каждом случае. Ты ведь сапожник без сапог. Другим советы даешь – и правильные – а сам настолько неадекватно все себе представляешь…»

«Например?»

«Ты ведь совершенно искренне считаешь, что женщине от тебя нужны исключительно твои действия. Что ты для неё делаешь. И что если ты для неё больше не можешь делать то, что – как ты считаешь – ей нужно, то ты для неё бесполезен и она совершенно спокойно может от тебя уйти и о тебе забыть. Ты считаешь, что отношение к тебе женщины исключительно прагматичное. Не меркантильное – покупать женщин тебе не свойственно – а чисто практическое. Ты ценен ровно настолько, насколько ты способен для неё что-то делать. Спасать, обучать, решать проблемы, устраивать, тащить вверх – квантовыми скачками. А ведь это не так. Совсем не так»

Глубокий грустный вздох.

«У женщин – вопреки твоему глубокому заблуждению – есть чувства, вообще-то. Они к тебе привязываются, да так, что твой уход для каждой из них – полная эмоциональная катастрофа. Вплоть до клиники неврозов. Плюс гарантированно несчастная жизнь…»

«А это еще почему?»

«Если ты на пару минут засунешь свой идиотский – ибо совершенно необоснованный и непонятно откуда взявшийся комплекс неполноценности – при твоей-то статистике побед на любовном фронте – то поймешь, что каждая из брошенных тобой Галатей всю жизнь потом будет каждого своего мужчину с тобой сравнивать. Ну, и какова вероятность того, что она встретит того, кто будет давать ей больше, чем ты?»

«Небольшая»

«Нулевая. Уж поверь профессиональному психологу с 15-летним стажем. Так что вовсе не факт, что твои плюсы перевешивают твои минусы»

«И что же мире делать?»

«Я уже сказала – фильтр менять. Ошибочность своих установок ты, надеюсь, уже понял»

«Понял»

«Отлично» - Ингрид заметно повеселела. «Значит, ошибочные предпосылки убраны. Приступаем к следующему шагу. Заполнению пустоты правильными установками»

«Я весь внимание»

«Это хорошо» - довольно улыбнулась психологиня. «Тебе нужно поверить – ибо логически это недоказуемо, потому что твой изощренно-извращенное рацио всегда найдет лазейку для сомнений – что тебе нужна женщина, которой вовсе не нужно, чтобы ты ее спасал, тащил куда-то вверх и даже решал её проблемы…»

«Такие бывают?»

«Бывают» - успокоила меня доктор Сарофф. «Их даже больше, чем тебе кажется. Особенно в Сан-Франциско и уж тем более рядышком – в Силиконовой долине»

Сделала небольшую паузу, затем продолжила:

«Тебе нужна женщина, достаточно успешная для того, чтобы у неё все было – материальные блага, карьера, признание, положение в обществе, американское гражданство обязательно – и которая совершенно спокойно может решать свои проблемы. Ну, и масштаб личности должен быть… не то, чтобы сравнимым с твоим – это просто нереально – но достаточным, чтобы тебе с ней было постоянно интересно. Всегда. До гробовой доски»

«И это всё?» - удивился я.

«Нет, конечно» - улыбнулась психологиня. «У неё в жизни должна быть только одна проблема – отсутствие любимого мужчины. Объекта постоянной и безусловной любви…»

«Наверное, и любящего тоже?»

«В гораздо меньшей степени. Тебе нужна женщина, которой жизненно необходимо дарить любовь. Несравнимо важнее, чем получать. Которая будет дарить гораздо больше любви, чем ты ей…»

«Это будет работать?» - обеспокоенно спросил я.

«Конечно» - успокоила меня Ингрид. «Ты за четверть века настолько повысил свою эффективность в отдаче любви, что даже с учетом твоих весьма ограниченных возможностей из-за своего проекта ты сможешь дать ей столько за день, что другие мужчины и за месяц не наскребут. Но ты опять не о том…»

«А о чем я должен?»

«О том, что этой женщине абсолютно безразлично чем ты занимаешься, сколько ты зарабатываешь, что ты для неё делаешь и так далее. Ей нужно только чтобы ты был рядом и давал ей возможность тебя любить. Всегда принимал её любовь, которая, не имея выхода, буквально сжигает её изнутри. Ты же знаешь, какое это счастье – безусловно любить…»

«Знаю»

«Ну так почему же ты так упорно не позволяешь женщине обрести это счастье? Мы вообще-то умеем любить даже сильнее мужчин. Ибо более эмоциональны. Ведь глупо же ты себя ведешь…»

«Глупо»

«Так, может быть, пора прекратить дурью маяться?»

«Давно пора»

«Молодец. Наконец-то»

«А Тема? Ты же знаешь о моей тематичности…»

«Знаю. И что?»

«Разве она не должна быть в Теме?»

«Все ровно наоборот. Она категорически не должна быть в Теме»

«Почему?» - искренне удивился я.

«Потому, что Тема для тебя… неестественна»

«Почему неестественна?»

 «Потому, что ты – благодаря 20-летней войне со смертью и безумием и своим достижениям – и личным и профессиональным – приобщился к энергиям, которые сильнее Темы. Причем намного. Тема – исключительно для тех, у кого нет и не будет того, что было и есть у тебя. И еще будет»

«Для компенсаториков?»

«Не совсем. Для тех, кто, с одной стороны, задыхается в ванильном мире от энергетической недостаточности а, с другой, кто никогда не доберется до вершин, на которых ты уже побывал. Для тех, у кого масштаб личности больше ванильного, но меньше твоего. Существенно меньше»

Глубокий вздох.

«Ну не снесет тебе крышу от Темы. Некий кайф будет, конечно, но не более. Опыт ведь уже есть…»

«Есть. Я с тобой согласен. А от чего снесёт?»

Ингрид неожиданно нахмурилась. И очень медленно, осторожно подбирая слова, произнесла:

«Дело зашло уже слишком далеко. Ты пойдешь в постель, под венец и в Вечность только с женщиной, которая встанет между тобой и Смертью. И не промахнется»

«Ты уверена, что это произойдет?» - недоверчиво спросил я.

«Уверена» - спокойно подтвердила психологиня. «Как и у тебя, у меня есть кое-какие мистические способности. Провидение всенепременно сведёт тебя с этой женщиной»

Через тридцать два дня Провидение действительно сведёт меня с этой женщиной. На берегу калифорнийского озера Берриесса. Но сведёт нас с ней с одной точке времени и пространства не только бестелесное Провидение. Но и существо вполне себе из плоти и крови.

Самый загадочный серийный убийца ХХ столетия, всемирно известный как Зодиак…

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ