Законы, достойные каннибала

Александр Вишневецкий
               
  «Правители не должны выпускать из поля зрения евреев, предотвращать их проникновение в оптовую торговлю, следить за ростом их населения и лишать их возможности, где бы то ни было замышлять нечестивые деяния».
                Фридрих Великий (Король Пруссии, 1712-1786)
   
Ни в одной другой стране проявления еврейского рабства не были столь позорными, как в Пруссии во  «времена просветителя» Фридриха Второго «Великого». Фридрих внимательно следил, чтобы соблюдались законы, препятствующие расширению  прав евреев. В 1750 году этот король издал свод законов, в которых ввел разнообразные унизительные налоги для евреев,  которые ограничили как их экономическую, так и демографическую деятельность. Жизнь евреев была еще более затруднена  жестокими постановлениями регламента 1756 года.  Этот регламент  короля свидетельствовал, что он недалеко отошел от средневековых церковных законов против евреев. Чиновник министерства иностранных дел,  экономист, прусский историк  Христиан Вильгельм фон Дом, опубликовал в 1781 году трактат «Об улучшении гражданского существования евреев», в котором дал общую картину бесправия 200 тысяч евреев в Пруссии и в других странах Германии. Автор обратился к немецким правительствам с призывом взять на себя инициативу и предоставить еврейским общинам те же права, что и другим социальным группам. Трактат фон Дома является убедительным документом, рисующим картину бесправия немецких евреев на исходе 18 столетия, основанную на официальных документах. В нем сказано:
"… Имеются страны, где евреи вообще не имеют права жить, только путешествующие  могут в них остановиться за определенную плату, не более чем на одну ночь, под защитой местной власти. Во всех других странах обычно пускают евреев на неприемлемых  условиях, не как граждан. Обычно  пускают селиться еврейским семьям в стране, ограничиваясь заданным заранее числом, но и им разрешают жить не иначе, чем в определенных районах и за большую плату. Во многих странах  условием разрешения евреям селиться является наличие  оговоренного капитала. Поэтому большие еврейские массы скапливаются перед запертыми воротами городов и их гонят  безжалостно от всех границ.
Если  у еврея несколько сыновей, он может передать его право жить в стране, где они родились, только одному сыну, остальные сыновья, должны быть им отосланы в другие страны, страдая там. Если у него есть дочери, то это  дело судьбы, удастся ли ему выдать их замуж среди малочисленных  семей евреев, живущих  в стране. Отсюда видно, что еврею, семейному человеку, редко выпадает счастье жить вместе со своими детьми и внуками и заботиться  о них. Даже самый состоятельный должен дробить свое состояние, потому что он должен расстаться со своими детьми и выделить им определенную часть состояния, чтобы они имели, на что жить в других странах. Когда еврей получает право на проживание в  стране, он должен ежегодно вновь  покупать это право за большую мзду. Он не должен вступать в брак без специального разрешения, которое не каждый может получить; понятно, что за это он должен опять платить. Появляется у него ребенок, растет  гора налогов....
Сколько бы еврей  не платил за разные права, его заработки чрезвычайно ограничены. Он не может служить  государству ни в гражданской, ни в военной областях. Важнейшая продуктивная деятельность, работа на земле, ему запрещена. Цех ремесленников считал бы для себя неуважением, чтобы еврей стал его членом и, поэтому евреи устранены от ремесел. Только маленькая часть, наиболее способных из них, смогла преодолеть все ограничения и достичь более высокой степени в науке и искусстве…  Что касается всего населения, то оно не может им простить вину за еврейское  происхождение, и в этом  никакие таланты и качества не помогут. У несчастного еврея не остается иного выбора, кроме  как взяться за торговлю.  Но в этой торговле ему надо выстоять и платить ряд налогов ".
Политический деятель Франции О.  Мирабо, посетивший Берлин в год смерти Фридриха  (1786), отзывался о некоторых мероприятиях короля в области законодательства о евреях как о законах, «достойных каннибала».
Согласно регламентам 1750 и 1756  годов  евреи в королевстве Пруссия разделялись на две большие части: «покровительствуемые евреи»  и «терпимые евреи», и в зависимости от этого подвергались различным ограничениям. «Покровительствуемые евреи» были  разделены на 3 группы, в соответствии с  правами, которые дарованы каждой группе - обще-привилегированные, ординарные и экстраординарные:
1. Обще-привилегированные, наиболее состоятельные евреи, могли жить со своими семьями и заниматься деятельностью по профессиям везде, где  евреи имели право проживать. Такие же  права имели их  дети. Среди евреев это была самая малочисленная группа.
2. "Привычные" привилегированные евреи проживали на основе "письма защиты", где были точно перечислены, где они могут жить, чем они могут заниматься, кто из их семьи пользуется этими правами.   В этой группе право на жительство мог унаследовать только один из их детей, двум только при условии, что их отец имеет достаточный капитал; остальные дети должны были иммигрировать.
3. Терпимые, "непривычные" защищенные евреи имели право  жить длительно в определенном месте и заниматься одной определенной профессией. В этой группе  права не передавались по наследству. К этой группе принадлежали доктора, художники и люди других свободных профессий.
 Остальные еврейские жители делились на разряды, по следующей нисходящей степени «терпимости» к ним. К классу "терпимых" принадлежали: представители руководства общин (раввины, канторы,  шойхеты и др.);  дети "привычных" защищенных евреев, кроме первых двух; все дети "непривычных" защищенных евреев; а также прислуга, приезжие, платящие подать за въезд,  приказчики, иногородние и им подобные. Им было запрещено в разной степени  заниматься торговлей и ремеслом и вступать в брак между собой. Только через сватовство они могли попасть  в семьи привилегированных евреев.
Любые попытки евреев расширить "границы" проживания или разрешенных профессий были невыполнимы. Также официально было запрещено множить число евреев в стране. Специальный закон нормировал число свадеб у евреев и не давал  расти еврейским общинам.  За проведением указанных законов следили служащие министерства внутренних дел и министерства финансов.
За милость пребывания в стране прибывший должен был платить особый  налог с головы за "терпимость", или за право проживания. К этому добавлялась множество других специальных налогов.  В 1766 г. был введен «серебряный» налог, обязавший всех проживающих евреев платить каждый год совместно 12 тысяч серебряных марок. В 1769 г. введен «фарфоровый» налог, обязывающий евреев покупать на королевских фабриках определенное количество фарфора и продавать его за границу.  Каждый еврей должен был к свадьбе, или при покупке дома, или при совершении других гражданских актов, покупать изделия из фарфора на королевской фабрике фарфора за определенную сумму (до 300 талеров) и продать за границу, пусть даже с потерями. Из-за  этой принудительной поддержки продукции прусские евреи потерпели убыток за восемь лет (1787-1779) в 100 тысяч талеров за проданный фарфор. Кто не мог заплатить  за навязанный товар, у него отнимали и продавали дом и при этом оставался еще долг (в 1786 году долг составил 52 тысячи талеров). Примечателен "свадебный налог" за разрешение евреям  вступать в брак. Плательщики этого налога были разделены на несколько категорий, которые платили от 20 до 80 талеров за каждую хупу и кроме того 14 талеров за свет на свадьбе. Юные люди до 25 лет, которые еще обычно не имели права вступать в брак, платили, чтобы снять этот запрет лишние 40 талеров, в случае повторного брака были дополнительные налоги. Несостоятельные люди из-за таких налогов  не могли вступить в брак. Еще больше было поборов за то, что следует за свадьбой: за приписку ребенка требовалось 160 талеров. На основе устаревшего закона еще с 1737 года, вступившие в брак евреи должны были носить бороды, чтобы их сразу можно было отделить от христиан. Известный налог «с тела» требовал плату не только с чужих, но и с местных евреев при переезде из одной прусской провинции в другую.  Была введена платная пропускная пошлина но, даже имея  такой документ, еврей не мог оставаться в определенных провинциях  Пруссии (Померания и др.) больше 24 часов.  Сурово преследовалась ссудная деятельность евреев; ограничительные меры против этого рода занятий были отчасти отменены только в 1770 году. Кроме налога за покровительство, вносимого ежегодно в размере 24 тысячи талеров, евреи платили рекрутскую подать. Были также  налоги за избрание каждые три года общинных габаев, плата за пожарников, разные виды " налогов на печати" и т.д. Евреев в Пруссии не допускали к работе на земле, хотя свободной для пахоты земли было тогда достаточно, они не имели права покупать или арендовать землю, чтобы заниматься сельским хозяйством. Цехи, хозяйничающие в городах, не подпускали евреев к ремеслу и не брали учить еврейских детей. Даже в кошерной еврейской торговле, они не имели права торговать пищей. В нескольких торговых городах (Щецин, Магдебург, Колберг, Эльбинг) они не имели права даже жить. На возможность роста еврейского населения  администрация обращала особое внимание.
Ограничение гражданских прав сказалось крайне негативно на экономическом положении евреев. Правители, правящие классы, магистраты, цехи и гильдии загнали евреев в рамки малочисленных профессий. Евреи могли заниматься только мелкой торговлей и ростовщичеством и даже к ремеслу их часто не допускали.
Несмотря на это, в 18 столетии  среди малых и средних торговцев появился тонкий слой больших купцов, банкиров и фабрикантов. Но эта маленькая группа богачей не была характерной для экономической  жизни народа. Богатые еврейские  семьи проживали в процветающих крупных городах - Берлине, Кенигсберге, Бреслау (ныне Вроцлав). Король высоко ценил хозяйственную деятельность этих евреев. Во время Семилетней войны (1756–1763) евреи были главными поставщиками прусской армии. Король стремился заставить евреев открывать новые фабрики и заводы, им вменялись в обязанность чулочное и шляпное производство, шелковая промышленность и прочее и за это предоставлял им различные льготы. Особые привилегии предоставлялись евреям, открывавшим шелковые мануфактуры.
Всем усилиям Фридриха не допустить роста численности еврейского населения мешала его агрессивная внешняя политика. После завоевания им  в 1742 г.Силезии число евреев в Пруссии резко увеличилось. Участие Пруссии в первом разделе Польши (1772) привело опять к удвоению численности евреев в стране. Фридрих стремился всячески ограничить миграцию в Пруссию евреев из вновь присоединенных территорий.
Были моменты, когда для евреев Пруссии появилась надежда, что их правовое положение немного улучшится. Это произошло в 1786 году, когда Фридрих Второй  умер и его  место  занял Фридрих Вильгельм Второй (годы правления 1786–1797). В первую неделю его правления он передал директории свое пожелание: "чтобы как далеко возможно облегчить  положение  этой угнетенной нации" (евреев). Обрадованные добрыми словами короля, руководители берлинской еврейской общины обратились к нему с прошением (6 февраля 1787 года). Они обрисовали  несчастное положение  прусских евреев, которые "горько стонут  под давлением тяжелых налогов и еще больших унижений". Берлинские евреи просили, чтобы король приказал  создать комиссию, и чтобы комиссия вместе с делегатами еврейских общин обдумала законоположение о евреях  и выработала проект, направленный на улучшение их гражданского положения. Король удовлетворил эту просьбу, и директория  приказала еврейским общинам, чтобы они избрали депутатов, и чтобы избранные депутаты представили комиссии " предложения всего еврейства". В директории была создана "королевская  комиссия для реформирования еврейского положения". 17 мая  1787 года "депутаты  всех еврейских колоний в государстве Пруссия" представили комиссии подробный меморандум, в котором были перечислены все ограничения прав для евреев. Дальше депутаты просили, чтобы при выработке проекта реформ не придерживались  строгого «еврейского регламента» 1750 года, но чтобы вместе с еврейскими депутатами был выработан план реформ "на основе терпимости и человечности". Ближайшим выходом из этих ходатайств были две скидки  в налогах: в 1787 году был отменен "налог с тела" для прусских евреев. В 1788 году, заплатив четыре тысячи талеров, евреи были освобождены от «фарфорового» налога, в том же году была отменена пропускная пошлина. В результате второго и третьего разделов Польши (в 1793 и 1795 годах)  еврейское население Пруссии увеличилось на 53 тысячи человек. В 1796 г. Фридрих Вильгельм распространил действие прусского законодательства о евреях на новые земли. Но, значительных перемен в положении евреев за годы правления Фридриха Вильгельма не произошло.  Различные проекты еврейской реформы, обсуждавшиеся в комиссиях, созданных по приказу короля, так и не были осуществлены, в самой системе  еврейского рабства ничего не изменилось.  «Налог с тела» остался  для чужих евреев; постыдная церемония  "пропуска" еврея также осталась, потому что  при входе в квартал  города еврей  должен был документально показать,  что он гражданин Пруссии, иначе он не мог войти без оплаты.
Комиссия чиновников,  которую назначил король, получила от директории  инструкцию, пропитанную старым духом ненависти к евреям  (10 декабря 1787 года). В этой инструкции  было дано комиссии следующее указание: «Улучшение еврейского положения  должно быть точно взвешено согласно необходимости для государства». Пока евреи не откажутся  от своей обособленности, расширять их права нельзя, это  может только  принести государству  больше вреда. Вывод - надо действовать осторожно. Увеличивать евреям их права можно только  постепенно "пока дети  детей нынешних евреев станут порядочными  полностью или частично, к государству добром и к себе". После такой инструкции комиссия заседала  еще два года и в конце представила такой "проект реформ", что еврейские депутаты сообщили, что лучше уж остаться  при старом регламенте. Позорность  еврейского рабства в Пруссии  сильно бросалась в глаза, особенно в последней четверти  18 столетия. Это был резкий контраст  к большому культурному оживлению  у евреев, которое началось  еще со времен Мендельсона, жившего  в Берлине  на "правах" бухгалтера на фабрике и принадлежащего ко второму сорту "терпимых евреев", несмотря на всю его известность, как немецкого писателя и еврейского просветителя.
Немецкое общество вообще презирало евреев, но уже тогда в кругах немецкой интеллигенции осознали,  что  евреи, невзирая на ужасные условия их жизни, проявляют  признаки  глубокой интеллектуальной и моральной культуры. Произведение фон Дома " Об улучшении гражданского существования евреев"  также убедило многих немцев, что правовое рабство и гражданское унижение - это подлинная причина еврейской обособленности. В высоких кругах берлинского общества тогда начало намечаться сближение евреев и христиан. Многие берлинские, кенигсбергские, вроцлавские евреи разбогатели на   поставках провианта во время семилетней войны. Евреи- арендаторы денег и банкиры получили возможность  влияния во дворе. Они во многом помогли регулировке королевских финансов. Для таких евреев "еврейский регламент", понятно, не имел силы. Король дал им  "генеральные привилегии, такие же, как христианским купцам". Еврейская денежная аристократия была новым творением тогдашней экономической жизни. Возникли  привилегированные богатые еврейские дома, в которых встречались христианские и еврейские аристократы. Главы еврейских семейств были заняты в больших магазинах, их жены и дети в своих чисто прибранных домах создали "салоны", следуя за лучшими аристократическими салонами в Берлине, умудрившись даже их перегнать в качестве и по вкусу. Высшее христианское общество, прусские офицеры, высокие служащие, дипломаты здесь в еврейских салонах были желанными гостями.
В 18 столетии  финансовое влияние евреев в Западной Европе становится столь значительным, что оказывается важным фактором тогдашней европейской политики.  В сочинении "Прусская монархия" Мирабо писал: «Единственные торговцы и фабриканты, располагающие в прусских провинциях большими состояниями - евреи. Среди них есть миллионеры».  Евреи финансировали в широком масштабе монархов многих тогдашних европейских государств, давая им тем самым возможность быть более независимыми в своей политике от дворянства и горожан, усиливая тенденции абсолютизма. Особенно сильна была роль евреев в финансировании армии: в поставках оружия, амуниции, продовольствия. Так, например, во время Семилетней войны король Фридрих неоднократно делал займы у евреев; с них была взыскана часть сумм для уплаты контрибуции русским в 1763 году. Все усиливающееся влияние евреев на финансы и экономику стран, и их стремление упрочить это влияние настоятельно  требовало предоставления им одинаковых прав с остальным населением.
В отношении духовной культуры мы видим в той эпохе впервые трещину между двумя главными центрами  старого еврейства, между Германией и Польшей. В Польше, где старая еврейская культура и возникающий хасидизм усиливает свои позиции, в Германии против этой старой культуры встает "просвещение" со стороны Мендельсона. Представители движения просвещения хотят обновления еврейской культуры, наиболее радикальные хотят ее разрушить. Чувство, что положение не нормально и что надо решить еврейский вопрос в духе новых стремлений столетия уже встало на повестку дня прогрессивных кругов христианского и еврейского общества. В Восточной Европе в Польше, среди густонаселенных еврейских районов такого стремления  не было. Это было связано с тем, что отношение к евреям здесь было иным. В Российской империи, куда попала значительная часть евреев после разделов Польши, только  готовились законы, ограничивающие права евреев. В этих странах имела место еврейская автономия, тесно переплетенная  с религиозными традициями. Начало эпохи просвещения привело к отходу от бывшей изоляции под ударами "просвещенного абсолютизма", который рассматривал еврейскую обособленность как преступление. Моше  Мендельсон был создателем и вождём того движения в еврействе, которое ставило себе целью вхождение в европейскую культуру и приобретение равноправия в европейском обществе. В качестве первого шага он считал овладение немецким языком и усвоение немецкого образа жизни.  В идеале ему виделась ассимиляция, когда евреи не будут отличаться от других немцев, будут "немцами, исповедующими Моисеев закон".
 Закон об эмансипации евреев в Пруссии, в частности, был принят в 1812 году.  В исторически очень короткий срок (всего за одно столетие) после наделения евреям прав большой слой европейского западного еврейства отказался от своего образа жизни, как бы специально созданного, чтобы отгородить его от других народов, и принял образ жизни окружающего европейского населения. Это был переломный момент в истории взаимоотношений евреев с другими народами. Хаскала (просвещение), возглавляемая   духовным вождем движения М. Мендельсом оказала сильное влияние на еврейство Пруссии и ряда других стран, значительно усилив ассимиляционные тенденции в его образованных и зажиточных слоях.