Почему американцы обращаются к психологам Часть 1

Тина Хеллвиг
Ежегодно около 40 миллионов американцев  страдают тревожными расстройствами, наполняя их жизнь страхом и неуверенностью. Тревожные расстройства часто сопровождаются другими психическими или физическими заболеваниями, в том числе алкоголизмом или злоупотреблением психоактивными веществами, которые могут скрадывать симптомы тревоги или усугублять их. В некоторых случаях, тревожные расстройства невозможно вылечить, если предварительно не избавиться от этих проблем.

Все тревожные расстройства обладают своим набором симптомов, но все эти симптомы группируются вокруг общей характеристики - непомерного иррационального страха и ужаса. Какие виды тревожных расстройств существуют?

Паническое состояние

«Для меня приступ паники – это почти как пережить насилие. Я чувствую себя оторванным от реальности. Я чувствую, как бесповоротно теряю контроль. Мое сердце колотится со страшной силой , я чувствую, что не могу дышать, появляется непреодолимое ощущение, будто все валится на меня».

«Это началось 10 лет назад, когда я закончил колледж и начал работать. Я сидел на рабочем семинаре в гостинице, как вдруг невесть откуда на меня это накатило. Я чувствовал, будто умираю».

Паническое состояние – это настоящая болезнь, которая успешно лечится. Она характеризуется внезапным приступом ужаса, обычно сопровождаемого сердцебиением, потоотделением, слабостью , потерей сознания или головокружением. Во время подобных приступов человек ощущает прилив жара или озноб; у него дрожат или немеют руки; появляется тошнота, боль в области грудной клетки или ощущение удушья . Приступы паники вызывают ощущение нереальности, страх обреченности или потери контроля.


Страх перед собственными необъяснимыми физическими симптомами сам по себе является симптомом панического расстройства. Люди принимают приступ паники за сердечный приступ или припадок безумия, или считают, что находятся при смерти. Они не могут предсказать, где и когда приступ снова настигнет их, а в промежутках между приступами многие безумно боятся и опасаются следующего.


Приступ паники может случиться в любой момент, даже во сне. Обычно в течение 10 минут приступ идет на убыль и заканчивается, но некоторые симптомы могут длиться гораздо дольше . Более 6 миллионов взрослых американцев страдают паническим состоянием, причем случаи расстройств среди женщин встречаются в 2 раза чаще, чем среди мужчин. Приступы паники зачастую начинаются в позднем подростковом или в раннем взрослом возрасте, но не у всех, кто пережил приступ паники, развивается паническое расстройство. У многих, проявившись однажды, приступ паники больше никогда не повторяется. Предрасположенность к приступам паники может передаваться по наследству

Синдром навязчивых состояний (СНС)

«Я ничего не мог делать без ритуалов. Они вторглись в каждый аспект моей жизни. Счет буквально засасывал меня. Я должен мыть голову три раза, а не один, потому что «3» – это счастливое число, а «1» – нет. Я дольше читаю, потому что должен пересчитывать строчки в абзаце. В код сигнализации я должен вводить цифры, которые не составят в результате «несчастливое» число».

«Я знал, что ритуалы бессмысленны, и глубоко их стыдился, но не знал, как с ними совладать, пока не прошел терапию».

Люди, страдающие синдромом навязчивых состояний, переживают настойчивые неприятные мысли (навязчивые мысли) и используют ритуалы, чтобы контролировать тревогу, вызываемую самими этими мыслями. В большинстве случаев , все заканчивается тем, что ритуалы начинают контролировать жизнь человека. Например, если человек одержим боязнью бактерий и грязи, у него вырабатывается компульсия все время мыть руки. Если у него развивается навязчивый страх, что кто-то может проникнуть в дом, то перед тем как лечь спать, он многократно закрывает и перепроверяет замки. Опасение конфуза в обществе заставляет людей компульсивно причесываться перед зеркалом, иногда их «затягивает» зеркало и они не могут оторваться от него. Выполнение таких ритуалов – занятие не из приятных. В лучшем случае, это приносит временное освобождение от тревоги, вызванной навязчивыми мыслями.

В числе прочих распространенных ритуалов есть такие, как необходимость повторно и неоднократно проверять вещи, трогать (особенно, в определенной последовательности) или пересчитывать их. К распространенным навязчивым идеям относятся страх насилия над близкими или причинения им вреда, настойчивые мысли о совершении неприятных половых актов или мысли, запретные по религиозным убеждениям. Люди с ОКР могут быть озабочены порядком и симметрией, им трудно выбрасывать вещи (таким образом вещи накапливаются), они собирают ненужные предметы.


Определенная ритуальность свойственна и здоровым людям. Например, уходя из дома, человек может несколько раз перепроверить выключена ли газовая плита. Разница заключается в том, что люди с синдромом навязчивых идей неуклонно исполняют свои ритуалы, даже если это мешает их жизни и угнетает их. Хотя большинство взрослых, страдающих этим синдромом, осознают бессмысленность своих действий, некоторая часть взрослых и большинство детей не осознают насколько неординарно их поведение.

СНС  страдают 2,2 миллиона взрослых американцев. Эта болезнь может сопровождаться расстройством питания (анорексия, булимия, и т.д.), другими тревожными расстройствами или депрессией. Она в равной мере поражает мужчин и женщин и обычно проявляется в детстве, юношестве или раннем взрослом возрасте. У одной трети взрослых, страдающих СНС, симптомы появились в детстве. Данные исследований говорят о том, ОКР может быть наследственным заболеванием.


Посттравматический стресс (ПТСР)

«Меня изнасиловали, когда мне было 25 лет. Долгое время я говорила об изнасиловании, как-будто бы это случилось не со мной. Я прекрасно понимала, что это произошло со мной, но просто не чувствовала этого.» «Потом начали «вспыхивать» картины происшедшего. Они находили на меня, будто меня окатывали водой. Это было ужасно. Я вдруг начала заново переживать изнасилование. Меня пугало каждое мгновение. Я не осознавала, что происходит вокруг меня, я была будто в оболочке, как-будто плыла. И это было страшно. Вспышки прошлого просто выжимают тебя.»

Посттравматический стресс (ПТСР) возникает в результате какого-то тяжелого события, связанного с причинением физического вреда или угрозой физической расправы . Человек, страдающий ПТСР, - это , в большинстве случаев, жертва насилия, родственник или друг пострадавшего от насилия или свидетель насилия над кем-то из близких или незнакомых ему людей.


Впервые обративший на себя общественное внимание в связи с проблемой ветеранов войны, посттравматический стресс может быть последствием любого травмирующего события, включая ограбление, изнасилование, пытки, похищение или плен, жестокое обращение в детстве, автомобильная авария, крушение поезда, авиакатастрофа, взрыв бомбы или стихийные бедствия, такие как наводнение и землетрясение.


Люди, страдающие ПТСР, легко пугаются, становятся эмоционально нечувствительными и жесткими (особенно в отношении когда-то близких им людей); теряют интерес к тем вещами, которые прежде их радовали; им трудно быть любящими и восприимчивыми; они становятся раздражительными, более агрессивными и даже жестокими. Они избегают ситуаций, напоминающих о травмировавшем инциденте, очень тяжело переживают годовщины инцидента.


Более тяжелые симптомы ПТСР наблюдаются в тех случаях, когда событие, вызвавшее заболевание, было результатом чьего-то сознательного злого умысла, как в случаях ограбления или похищения. Большинство страдающих ПТСР снова и снова переживают свою травму: в течение дня - в мыслях, а по ночам - в кошмарных снах. Эти повторяющиеся переживания называют вспышками воспоминаний. Это могут быть зрительные образы, звуки, запахи или ощущения, которые зачастую могут быть вызваны такими безобидными явлениями, как хлопнувшая дверь или звук выхлопной трубы на улице . В моменты таких вспышек человек теряет связь с реальностью и уверен, что страшное событие повторяется снова и происходит с ним на самом деле.

От посттравматического стресса страдают около 7,7 миллионов взрослых американцев, но при этом он встречается у людей разного возраста, в том числе и у детей7. Женщины чаще страдают этим расстройством, чем мужчины. Есть данные, свидетельствующие о том, что предрасположенность к посттравматическому стрессу может быть наследственной. Это расстройство часто сопровождается депрессией, злоупотреблением психоактивными веществами и одним или несколькими видами других тревожных расстройств.


Симптомы посттравматического стресса хорошо поддаются медикаментозному и психотерапевтическому лечению.

Будет продолжено…