Джордж Гиллеспи. Об основании верить ко спасению

Инквизитор Эйзенхорн 2
ОБ ИСТИННОМ, РЕАЛЬНОМ И БЕЗОПАСНОМ ОСНОВАНИИ ВЕРИТЬ В ИИСУСА ХРИСТА, НЕОБХОДИМОМ ГРЕШНИКАМ КО СПАСЕНИЮ
Джордж Гиллеспи

Некоторые богословы за рубежом, осуждая арминианство и еще в гораздо большей мере пелагианство, еще не присоединились к ортодоксальной доктрине, которой учат большинство прославленных протестантских писателей и в особенности лучшие богословы реформированной церкви против арминиан в статьях о смерти Христа. Они стоят на той точке зрения, что Христос умер за всех людей условно, а именно, если они будут верить в Него, то будут искуплены на условии веры. Одним из их аргументов является то, что иначе мы не сможем поощрять окаменевшие сердца верить и никогда не удовлетворим нечистую совесть, погрузив ее в отчаяние. Считая, что все на земле могут быть утешены и каждый человек может быть уверен, что Христос умер как за всех людей, так и за него лично, г-н Мур написал трактат об универсальности благодати Божией и о том, что Христос умер за всех людей, как явствует из самого названия его книги. Кроме того, г-н Солтмарш учит, что Христос, как он говорит, умер за грешников как грешников, а не как избранных, после чего намекает, что Он умер за всех грешников.
Означает ли это, как нам хотят доказать, что нет иных средств поощрить обеспокоенную и напуганную совесть, и что наши служители, с этой точки зрения, не могут дать грешнику твердого утешения и могут заставить его отчаяться в Божием милосердии? Вся неудовлетворенность и муки совести, как они думают, не могут быть удалены, если учить, что Христос умер не за всех, но лишь за избранных. Тем не менее это не так. Прежде всего, если они хотят дать грешникам утешение и поддержку на том основании, что Христос умер за всех на условии веры, они должны помнить, что если вера служит условием возрождения, то, как следует из их учения, люди не могут получить ее непосредственно в результате смерти Христа, но смерть Христа есть лишь предложение, дабы всякий, верующий в нее, мог быть спасен, и чтобы даже все люди могли быть спасены, если они поверят, - хотя если условное спасение имеет место, никто не доказал, что то или другое действительно возможно. Если сатана и нечестивые люди будут предоставлены своей воле, у Христа не будет Церкви на земле; если избранные отпадут от веры и послушания, они погибнут; если проклятые, идущие в ад, обретут благодать покаяния и веры во Христа, они будут спасены и т.д. Итак, считается, что душа может обрести твердое утешение от условного предложения или поощрения, которое они осмеливаются делать от имени Христа для всех людей: все люди могут быть спасены, если они уверуют. Разве это не правда, что любой человек на земле, который уверует, будет спасен, а который не уверует, будет проклят? Если же, скажет нечистая совесть, состояние моей веры зависит от чего-то другого, то почему Бог и Христос не обратятся ко мне и не дадут мне благодати верить? Нам говорят: доктрина, согласно которой Христос заслужил благодать веры и дает ее не всем, а только избранным, и что Бог в Своем вечном постановлении решил миновать Своей милостью большую часть человечества, и  удержать от людей благодать, без которой, как мы знаем, они не могут уверовать в Иисуса Христа, и что хотя Христос призывает уверовать в Него всех людей, которые спасаются лишь при условии веры, у Него не было мысли или намерения Своей смертью принести пользу всем людям, и дать им благодать веры, - что эта доктрина лишает людей утешения, ибо призывая их верить, она в то же время учит, что не каждый может быть спасен, потому что никто не может поверить, если Бог не даст веру, и для миллионов грешников есть только погибель.
Но можно ли обрести утешение, если знать, что все могут быть спасены, если уверуют, если нам говорят, что многие люди не могут поверить и потому не могут быть спасены? В этом они согласны с ним, и поэтому их универсальное утешение от смерти Христа за всех людей на условии веры составляет меньше чем ничего.
Истинные и безопасные основания  поощрения к вере во Христа таковы.
Во-первых, это самодостаточность Христа и Его всемогущество. Он способен спасти любого (Евр.7.25). Ты грешник? Его служение является достаточно широким и охватывает многих. Милость Бога, явленная через заслуги Христа, бесконечна, потому что Его Кровь есть Божия (Деян.20.28). Это хороший крепкий фундамент утешения, если душа, уверенная в своем греховном состоянии, а также в тщете земных благ, сосредоточит свои мысли на Христе и поймет, что Он есть единственный Спаситель, потому что Он есть достаточный Спаситель. Тогда мы можем предложить грешнику понять, что сила Крови Христа достаточна, чтобы очистить даже такие багряные грехи, как у него. Жертва Христа предназначается не «лично для меня», а для всех, кто приходит к Богу через Него. Это большая часть истинной веры – поверить, что Христос самодостаточен. Поэтому Он сказал слепым:   «веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!
Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам» (Мтф.9.28-29). Тот, кто сказал: Господи, если Ты можешь меня очистить – не был отвергнут Христом, как неверующий, но он получил благой ответ: хочу, очистись (Мтф.8.3). Так что каждый бедный грешник, что приходит ко Христу как Тому, Кто достаточен для его спасения, верит, что Христос, и только Он, может очистить его от всякого греха и спасти. Бог принимает истинную, хотя и несовершенную веру как достаточную основу для спасения. Есть много истинно верующих людей, чья вера еще не может подняться так высоко, чтобы остановиться и упокоиться в благой воле и любви Иисуса Христа лично к ним; но такие души могут верить, что Христос достаточен для них, и что только Он Спаситель, и они могут прийти к Богу во Христе и ценить эту возможность превыше всего, как величайшее из всех благ, и таким образом их вера, хотя она еще не достигла того, чтобы упокоиться в любви Христа, для Него есть истинная вера, которую Он не будет презирать.
Во-вторых, это намерение Христа умереть за весь мир, в смысле за всякого рода грешников в этом мире, и поэтому каждый бедный грешник может отнести это намерение к самому себе. Вот это и есть универсальное поощрение на истинном и реальном основании, исходящем из воли и намерения, а также из власти и самодостаточности Христа, ибо из Писания я знаю, что Он умер за всякого рода людей, и в этом смысле никто не исключен: «Который предал Себя во искупление всех» и «хочет, чтобы все (всякие) люди спаслись» (1 Тим.2.6). То, что имеются в виду всякого рода люди, а не вообще все люди, вытекает из того, что «все» у апостола не может быть по объему больше, чем «многие» у Самого Христа (Мтф.20.28). Сын Человеческий пришел, чтобы отдать душу Свою для искупления многих" – этот текст проливает свет на все, тем более если мы сопоставим его с контекстом у Павла, который призывает молиться за всякого рода людей. Арминиане говорят, что все означает именно все, а не просто всякого рода люди, поэтому и молиться в этом смысле мы должны за всех, а не за всякого рода людей; но этот аргумент на самом деле доказывает только обратное. Мы не находим, чтобы нам повелевалось во всех случаях молиться за спасение всех людей. Иеремии было запрещено молиться и ходатайствовать за упорно неисправимых евреев (Иер.7.16, 11.14, 14.11). Бог повелел Самуилу не скорбеть о Сауле после того, как Он отверг его (1 Цар.16.1). Мы не должны молиться за тех, кто грешит к смерти, то есть хулит Духа Святого (1 Иоан.5.16). Павел был так далек от молитвы за Александра медника, что призвал на него Божие возмездие (2 Тим.4.14). Мы не можем молиться за папу, потому что он есть антихрист и сын погибели, и не можем молиться за Вавилон, в особенности после того как народ Божий выйдет из него. Нам повелевается молиться за своих врагов, но не за злых, неисправимых врагов Христа. Итак, когда апостол призывает молиться за всех людей, его мысль состоит в том, что мы не должны исключать какой-либо род людей, большой или малый, евреев или язычников, рабов или свободных, и поэтому он разъясняет этот вопрос в следующих словах: «за царей и всех начальствующих». Он не говорит обо всех царях, но не исключает из наших молитв царей и королей как таковых, а также подчиненных им правителей. Когда же он говорит обо всех начальствующих, он имеет в виду любую законную власть, ибо мы не можем молиться за власть незаконную или за узурпаторов, а также за архиепископов, епископов, деканов и тому подобных людей, которые восхитили себе власть в Церкви. Я не говорю, что мы не можем молиться за какого-либо епископа лично, но мы не можем молиться за него как за отправителя своих полномочий, потому что нам повелевается молиться за царей и начальствующих с тем, чтобы нам проводить жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте. Так что король или император в своей власти не могут быть исключены из наших молитв, но если мы посмотрим на каждого отдельного короля, то не может быть справедливо, чтобы мы молились вообще за всех, кто находится во власти, в противном случае древняя Церковь была бы обязана молиться за Юлиана Отступника.
Опять же, если мы хотим понять, о чем говорится в этом отрывке, мы должны прочесть ст.8: «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения». Что это значит (;;;;;;;;;;;;;? Павел не имеет в виду каждого человека без исключения, для этого не было ни возможности, ибо есть много мест, где нет верующих и не может быть никакой молитвы, и это не означает, что мы должны молиться, воздевая руки, на каждой улице или рынке. Есть места, пригодные для общественных и частных молитв, и есть места, непригодные ни для общественной, ни для частной молитвы. Поэтому смысл в том, что сегодня в Новом Завете поклонение Богу не ограничивается Иерусалимом, но оно возможно в любом месте, которое является удобным и подходящим для молитвы, таковое место освящается самой молитвой, и молитвы, произносимые на нем, не менее приемлемы для Бога, чем произносимые в Иерусалимском храме.  Теперь почему бы нам не понять так же ст.4 (;;;;;;;;;;;;;;;;;;и ст.6 (;;;;;;;;;;;;;;ибо текст гласит: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех для которого я поставлен проповедником и Апостолом, - истину говорю во Христе, не лгу, - учителем язычников в вере и истине». Поэтому, когда апостол призывает молиться за весь мир, представляется, что он просто дает понять, что убрана разница между евреями и язычниками и что мы должны молиться за всякого рода людей, потому что Христос умер за всякого рода людей, и поклоняться Ему можно во всякой стране, которая есть под небом. Беза прекрасно пояснил это, говоря, что «все» (quibusvis в ст. 2, quosvis в ст.4 и  quovis в ст.8) здесь означает универсальность видов, а не отдельных лиц. Даже Гроций говорит, что такое словоупотребление встречается не только в Новом Завете, но и у Аристофана и Софокла. Наконец, я не вижу причин, почему тогда наши переводчики не используют того же значения применительно к «всякой болезни» (;;;;;;;;;;;;Мтф.4.23), «всякому греху» (Мтф.12.31) и «всякому зверю»(;;;;;;;;;;Деян.10.12).
В том же смысле я понимаю Евр.2.9: «дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех (;;;;;;;;;;;». Апостол обращается к евреям и имеет в виду общее среди них мнение,  что Мессия должен быть только их Спасителем, ибо по закону жертвы могут приноситься только за сынов Израилевых. Я могу прояснить этот текст так. Во-первых, как пишет и Тюрретен, ;;;;;;;;;;;;;;;;означает определенную группу людей, а не каждого вообще человека, то есть любого, еврея или язычника, из предопределенных к принятию детей, ибо все, за кого Христос вкусил смерть, далее названы «многими сыновьями» (ст.10) и «освящаемыми братьями» (ст.11). «Каждый огнем осолится» (Мк.9.49), т.е. каждый вступающий в вечную жизнь, учитывая ст.43-47. Когда говорится, что «о Димитрии засвидетельствовано всеми» (3 Иоан.12),  мы должны иметь в виду все братство и понять, что все люди в мире его не знали. Так же и в Лк.16.16: «с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;Ясно, что здесь не может иметься в виду большее количество людей, чем в остальных текстах. Во-вторых, речь может идти и о том, что Христос вкусил смерть за каждый народ (;;;;;;;;;;;;;;;;; или ;;;;;, ибо в Нем благословятся все племена и народы земные (Деян.3.25, Гал.3.8), то есть избранные из всех народов, которые и имеются в виду. Нигде не сказано, что Христос вкусил смерть за каждого человека (;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;что действительно означало бы нечто большее, чем «все» в Рим.5.18:  «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни». Такого смысла (;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;здесь нет, ибо «всех» не может быть больше, чем всех, кто во Христе, кто оправдан и возрожден Им, ибо под всеми людьми апостол понимает (если сопоставить этот стих с предыдущим) тех, кто «приемлет обилие благодати и дар праведности», и он добавляет, что «таковые   будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа». Сравнение Христа и Адама означает, что оба рассматриваются в своем статусе как представители. Все, кто в Адаме, фактически вовлечены  в состояние осуждения; все, кто во Христе, переводятся из состояния осуждения в состояние оправдания. Но я продолжу. 
Другое место Писания, которое понимают так, что Бог во Христе умер за всех людей, тогда как имеются в виду всякого рода люди, это 1 Иоан.2.2: И Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира". Имеется в виду, что через обетование Аврааму во Христе благословлены все племена и народы земли. Так же и в Откр.5.9: «Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени». Далее, после того, как говорится о 144 000 из всех колен Израиля, Иоанн добавляет: «и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр.7.9). Весть Спасителя называют благой вестью для всех людей и для каждого народа (Лк.2.10). Так апостол Иоанн, который из евреев, говорит нам, что Христос есть умилостивление не только за грехи тех представителей его народа, которые уверовали,  но также для избранных из всех народов и всех во всем мире.
Об этом же сказано в Иоан.3.16: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". Здесь ;;;;;;; не означает больше, чем ;;;;;;;;;;;Всякий значит отовсюду из мира. Те, кто считают, что здесь имеются в виду вообще все люди,  впадают в большую ошибку, ибо мир есть тоже некий род, который делится на верующих и неверующих, и что «всякий» означает не весь мир вообще, а только определенный род людей из него - верующих. Это не согласуется даже с принципами тех, кто считает, что Христос умер за всех, и чтобы для всех обрести жизнь на условии веры, ибо они все-таки верят в отделение верующих от мира. Этот текст должен быть понят конкретно: как я показал, имеется в виду не часть всякого рода людей, а все люди определенного рода, то есть те, которым дана вера. Мир разделен Богом на две стороны – верующих и неверующих, при том, что избранные есть во всех народах, среди евреев и язычников, варваров и скифов, рабов и свободных. Это апостол объясняет с помощью тех же слов: «Всякий верующий (;;;;;;;;;;в Него не постыдится. Здесь нет различия между эллином и иудеем, ибо один Господь у всех, богатый ко всем призывающим Его» (Рим.10.11-12, ср. Гал.3.28, Кол.3.11, Деян.10.34-35). И хотя некоторые презирают и ни во что не ставят выражение «избранные из всего мира», тем не менее нельзя объяснить иначе такие места, как Иоан.6.33, где сказано, что Христос пришел дать жизнь миру, Иоан.16.8, где говорится о Духе, пришедшем обличить мир о грехе, о правде и о суде, или Иоан.17.9, где Христос молится о верующих, а не обо всем мире, и Отец слышит Его молитву.
Третье основание прийти ко Христу то, что Христос умер как за всякого рода людей, так и для искупления всякого вида грехов, и Бог явно заверил нас, что «всякий грех и хула простятся людям» (Мтф.12.13), исключая только один грех – хулу на Святого Духа. Там, где делается лишь единственное исключение (exceptio regulam firmat), ясно имеется в виду, что все виды греха и даже кощунства могут быть прощены. Ясно также, что имеется в виду даже не всякое кощунство.
1. Хула на Святого Духа - это именно грех первой скрижали.
2. Не каждое богохульство имеется в виду под непростительным грехом. Речь идет об умышленном богохульстве, после того как человек получил просвещение Духом и познание истины (Евр.6.4, 10.26). Павел грешил, когда хулил Христа, но он не совершил хулы на Духа Святого. Если бы Петр согрешил этим грехом, он не был бы прощен, но тогда он не имел тогда определенного знания и просвещения, которое сделало бы его грех непростительным (1 Тим.1.13).
3. Не каждая хула есть хула на Духа, но такая, которая связана с ненавистью ко Христу до такой степени, что она жаждет, если бы это было возможно, изгнать Христа с Небес и распять Его снова. Есть милосердие для тех, кто распял Христа по неведению, но не будет никакой пощады тем, кто ненавидит Его сознательно. Кроме того, поскольку они не могут распять Его снова, они злословят, ненавидят, позорят и гонят Его члены, служителей, постановления, причиняя им всякое зло и бесчестие. Есть два рода хулителей Духа Святого. Некоторые явно и сознательно отвергают Христа и Его Евангелие, злословят и преследуют. Фарисеи, говорившие, что во Христе бес, хулили Духа Святого (Мк.3.28-30). Другие же исповедуют Христа и Его Евангелие, но враждуют и вредят; таков был Иуда, и есть все основания думать, что он хулил Духа Святого, хотя бы и раскаялся в этом. В Писании нет ничего против возможности раскаяться для хулителей Духа, кроме того, что они никогда не могут покаяться, чтобы быть восстановленными (Евр.6.6).
Все грехи (1 Иоан.1.7), то есть всякий грех, удаляются Кровью Христа, и искупление существует для всякого рода грешников, как Христос исцелял всякого рода болезни (Мтф.4.23), а в видении Петра были всякого рода четвероногие звери, пресмыкающиеся и птицы, опускающиеся с неба на полотне, которых ему было велено заколоть и есть (Деян.1.11-12). Так что обетование милости и благодати свободно приходит не только к каждому народу и к людям всякого рода и состояния, и к целым семьям, но и в отношении всякого рода греха, и оно может быть дано грешникам всякого рода и даже таким грешникам, как ты и я.
В-четвертых, Христос принимает всех, кто приходит к Нему, тогда как неверие само исключает себя (Иоан.6.37).
В-пятых, Он побуждает верить потому, что нам повелевается верить:  «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам» (1 Иоан.3.23). Отметим, что Тот же, Кто повелел нам любить друг друга, повелевает и верить во Христа.
Но если нам скажут: «Я не могу поверить, у меня нет ни сил, ни благодати, чтобы верить!» - я отвечу так. Бог говорит, что Он есть Даритель веры (Еф.2.8, Фил.1.29), а Сын Его – Начальник (англ. автор) и Устроитель веры (Евр.12.2). Ты скажешь: я знаю, что Бог творит веру только в избранных, но я не знаю, избран я или нет. Я отвечаю: если так, то  ты во всяком случае призван и избран тайным указом Бога, которому ты должен подчиниться, как сказано: «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое – нам и нашим детям, чтобы мы исполняли слова закона сего» (Втор.29.29 ЕМВ). И это значит, что Бог повелевает верить потому, что Он есть Начальник и Устроитель веры.  Помолимся же вместе с Августином и апостолами: «Господи, умножь в нас веру» (Лк.17.5), и с человеком из Евангелия: «Верую, Господи, помоги моему неверию» (Мк.9.4), и будем просить, чтобы Он дал дух благодати и умиления, чтобы мы воззрели на Того, Которого пронзили (Зах.12.10), чтобы нам не уснуть смертным сном (Пс.13.3), ибо взирать на Христа, как обетовал Захария, есть не что иное как верить в Него. Как медный змий был прообразом Христа (Иоан.3.14-15, Чис.21.8), так да воззрим мы на Самого Христа, Который есть сам Образ.   

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn