Идейные вожди ашкеназийского еврейства

Александр Вишневецкий
    Вскоре после смерти  рава Гершома, организатора внутренней жизни общин ашкеназского  субэтноса, на свет появился еще один гений еврейского народа - Раши (Рабби Шломо Бен-Ицхах, 1040-1105). Раши наполнил жизнь ашкеназов духовным содержанием, сделал доступными для них содержание Танаха и Талмуда, снабдив святые книги соответствующими комментариями. Как комментатор он стал общепризнанным  всем еврейским народом толкователем, его комментарии с тех пор стали неотъемлемой  частью этих священных книг.
Помимо комментариев, РАШИ является автором около 350 респонсов - ответов на вопросы по Галахе и законам еврейской жизни. Им также создан целый ряд религиозных поэтических произведений - от хвалебных гимнов до эпитафий и Песен плача. Песни плача были связаны с трагическими событиями того времени. Хотя Раши  родился во Франции в Труа и большую часть жизни прожил в этом городе (и там же умер), его жизнь тесно переплетена с территорией Ашкеназ (так в еврейских источниках IX- X веков именовали германские земли). Свое воспитание и образование он получил в важнейших ашкеназских центрах того времени - Вормсе и Майнце. В ешивах этих городов Раши и приобрел свои знания.
После смерти Раши осталась целая плеяда его учеников, которые продолжили писать комментарии, связанные с толкованием Талмуда. Среди них были мужья дочерей Раши - раби Йегуда Бен - Натан и Меир Бен - Шмуэль, их сыновья. Важнейшую роль в дальнейшем становлении и укреплении ашкеназского еврейства сыграл  рабби Яаков Бен-Меир (1100-1171), его называли также Рабейну Там(аббревиатура, обозначающая "наш праведный учитель"). Именно он унаследовал качества рава Гершома как разработчика установок по организации еврейской жизни и Раши как толкователя священных еврейских книг. В ешиве рабби Тама учились раввины из общин, расположенных на реке Рейн (Германия) и в Северной Франции.
После Первого крестового похода, принесшего страшные беды основным центрам ашкеназского еврейства (Шпрее, Вормс, Майнц), занятия проводились в ешиве "Рамеру" в провинции Шампань во Франции, где жил рабби Там. Его многочисленные ученики стали затем продолжателями дела их учителя в организации еврейской жизни, еврейском самоуправлении, проведении встреч руководителей еврейских общин.
Рабейну Там стал свидетелем страшных преступлений против евреев в период Второго крестового похода и сам едва не погиб от рук погромщиков. В 1147 году на его дом напали крестоносцы. Они разграбили жилище и намеревались убить Тама, мстя ему как еврейскому руководителю за "муки Христа". Тама спас рыцарь, которому он в свое время подарил лошадь. Испытания Первого и Второго крестовых походов показали необходимость более тесной связи между еврейскими общинами, в том числе находящимися  за пределами  германских земель. Да и внутри самих общин  понадобилась  более четкая организованность, связанная с созданием служб главы общины. В центре всей этой работы стоял Там, она опиралась на его установки. Согласно исследованиям знаменитого еврейского историка Шимона Дубнова, были три основные причины новых организационных мер, которые устанавливались повсеместно благодаря созывам еврейских съездов ВААДов (комитетов) еврейских общин. Это, прежде всего, необходимость восстановления еврейской жизни после погромов, связанных с крестовыми походами; затем - установление еврейского самоуправления в общинах по единым для всех порядкам, с определением прав раввинов и судей при вынесении ими решений; и последнее - важно было приспособить еврейские ритуалы к новым изменившимся условиям пребывания в странах с преимущественно христианским населением.
Именно в Труа (Северная Франция), где тогда проживал Там, между 1150 и 1170 годами проходили первые съезды общин с целью выработки новых установок. Среди важнейших решений этих форумов - постановление о том, что споры между евреями могут рассматриваться только в еврейском суде. Если же еврей обратится со своей жалобой в христианский суд, его исключат из общины, поскольку он своими действиями нарушит основные принципы еврейской автономии. И только в том случае, когда обе противостоящие еврейские стороны обратились в христианский суд, это не будет рассматриваться как нарушение, если свидетелями по делу выступают евреи.
Было установлено, что нельзя получить должность главы общины посредством вмешательства христианской власти. Не допускалось воздействие на руководство посредством запугиваний. Евреи, близкие к христианской власти, должны защищать неприкосновенность автономии общины, даже если им будет грозить наказание со стороны гоев.
Целый ряд решений съездов касался социального положения в общинах, защиты интересов семьи и женщин. Запрещалось приобретение каких-либо церковных христианских предметов. Все эти решения сыграли важную роль в дальнейшем развитии общин Шпрее, Вормса и Майнца.
Рабби Там скончался в 1171 году, пережив до этого одну из самых кровавых трагедий еврейского населения, произошедшую во французском городе Блуа. Вполне возможно, что это событие ускорило его смерть. Речь идет о кровавом навете, которые затем многократно случались в европейской диаспоре. Хроники того времени, как еврейские, так и христианские отразили это событие. В них говорится о том, что однажды вечером у реки столкнулись ехавшие на своих лошадях еврей и слуга одного христианина. Лошадь слуги с испуга встала на дыбы. Своему хозяину он изложил эту историю так: якобы еврей вез убитого ребенка, которого затем бросил в реку, что испугало и слугу, и его лошадь.
Хозяин слуги враждовал с одной очень энергичной еврейской женщиной, и он воспользовавшись этим наветом, передал его содержание главе города. Все евреи Блуа - около 40 человек, - были тут же брошены в тюрьму. Не тронули только эту женщину, но ее попытки освободить евреев ничего не дали. Далее местный священнослужитель посоветовал мэру города проверить правдивость показаний прислужника, бросив его в воду реки в глубоком месте. Если он сказал правду, то выплывет, в противном случае - утонет. Мэр потребовал у евреев выкупа за их спасение, и они согласились дать ему требуемую сумму. Но опять вмешался священнослужитель и потребовал не брать выкупа. После отказа евреев города спасти свою жизнь ценной принятия христианской веры их убили и затем сожгли.
Героизм евреев Блуа и их мученическая смерть побудил Тама установить в этот день (26 мая 1171 года по христианскому календарю) гражданский пост. Благодаря еврейским хронописцам, дата осталась в нашей памяти. Через несколько месяцев после этой трагедии рабби Там умер. Его ученики в общинах Франции и Германии, исполняя его установки, способствовали укреплению организации жизни ашкеназского еврейства.
Тяжелые и страшные испытания выпали на долю ашкеназов в XII столетии - их убивали, пытали, изгоняли, грабили, насиловали, сжигали. Была полностью нарушена жизнь общин. Эти потрясения привели к тому, что все ашкеназские общины стояли у края духовной пропасти, евреев охватили отчаяние и глубокий пессимизм. Страх повторения таких испытаний породил необходимость в успокоении путем ухода в мистику, обращения к потустороннему миру. И все это сочеталось с рациональным мышлением и верой в разум. Оба направления соответствовали той эпохе, способствуя укреплению духовного состояния народа. Именно в этот период появился новый лидер евреев Йегуда а-Хасид (1150- 1213), родившийся в Вормсе. Его происхождение связано с первыми поселенцами-раввинами, прибывшими в Ашкенназ.
Последующая жизнь будущего лидера, как и его отца - рава Шмуэля а-Хасида, - связана с Регенсбургом, куда Йегуда прибыл в 1195 году. Здесь он основал ешиву, которая стала центром обучения для десятков раввинов и организаторов еврейской духовной, общественной жизни. Ешива Регенсбурга продолжила дело ешив Вавилона, ашкеназских ешив Майнца и Труа. Рабби Йегуда а-Хасид написал пятнадцать книг, важнейшей из них стала "Книга хасидов". В ней нашли отражение настроения и духовное состояние евреев того времени, она стала любимой у простого народа.
Эта книга сыграла большую роль в развитии ашкеназского еврейства. Хотя авторство книги приписывается одному Йегуде а-Хасиду, на деле это коллективная работа, включившая в себя произведения ряда авторов 12-13 столетий, его последователей и учеников. На содержании книги очень сильно повлияло то обстоятельство, что ее авторы были свидетелями трагедии народа.
Одним из основных авторов книги помимо Йегуды был его отец Шмуэль. Название означало, что она создана хасидами для народа (слово "хасид" на иврите означает "благочестивый"). В книге содержатся указания по нормам поведения, законам, обычаям, нравам, этическим принципам и морали. Но в ней нашлось место и для историй о чертях, духах, потустороннем мире, изложены факты, граничащие с колдовством. В совокупности все это отражало мировоззрение людей того страшного времени.
"Книга хасидов" давала возможность евреям не бояться смерти, быть готовыми погибнуть во имя своей веры, она убеждала людей в существовании жизни после кончины, в бессмертии души. Эта книга о катастрофе евреев того времени, она содержит хронику страданий и документы о мученической гибели во имя веры. Это свидетельство высокой морали гонимых евреев - целых общин и отдельных личностей. В печатном (не рукописном) варианте книга была впервые издана в Болонье (Италия) в 1538 году. Но в государственной библиотеке Болоньи имеется рукопись книги более полного содержания, на ее основе полное издание было осуществлено в Берлине в 1983-1985 годах. В России книга была впервые издана также в сокращенном варианте.
 Последним из раввинов, которые с полным   правом носили титул «светоч галута» и по сути основателем ашкеназской общины был рабби Меир Бен-Борух из Ротенбурга (1215-1293) известный в еврейской истории как Махарам иэ Ротенбурга. Он родился в Вормсе, одной из колыбелей ашкеназского еврейства, через два года после смерти Йегуды а-Хасида. И если последний укрепил ашкеназский образ жизни в 12 столетии, то Махарам доминировал в ашкеназских общинах в следующем веке. Его отец был одним из наиболее почитаемых ученых в вопросах Галахи, Махарам воспитывался им, в затем учился в ешиве Вирцбурга у раввина Ицхака Бен-Моше из Вены. Потом поехал в Париж, где учился у местных комментаторов Торы.
В Париже ему довелось присутствовать при сжигании книг Талмуда. В повозках находились рукописные книги, отнятые в еврейских домах. Выдвинутое обвинение сводилось к тому, что из-за этих книг страдает христианская вера. Вокруг большого костра в центре Парижа христиане танцевали, видя, как эти книги сжигают. Махарам вскоре вновь уехал в Германию. Скоро он стал известным руководителем ашкеназов. Он был раввином и из-за гонений побывал в этой должности во многих общинах - в Костнице, Аугсбурге, Вирцбурге, Вормсе, Нюренберге, Майнце и Ронтенбурге. Больше всего он пробыл в Ротенбурге, где стал главой общины, отсюда приставка к его имени. Здесь он построил ешиву, куда приезжали ученики со всей Германии. Отсюда он посылал ответы на вопросы о социальной жизни и о еврейских церемониях. Меир Бен-Борух воспитал целую плеяду учеников, которые затем заняли ведущие места в ашкеназских общинах Германии и за ее пределами. Его ученики - авторы респонсов и многих книг по Галахе. К сожалению, ему - духовному руководителю всего ашкеназского еврейства, - не суждено было прожить долгие годы, отдавая себя подготовке последователей. Его история - это исключительно трагическая страница жизни нашего  народа, высветившая истинную картину положения евреев в Германии в то время.
К 13 столетию положение евреев было таково, что им уже не хватало утешительной морали "Книги хасидов" и необычных историй. Были приняты государственные законы в отношении евреев. В десятках городов Германии имелись еврейские общины, установлены государственные налоги, которые должны платить евреи. Евреи представляли собой "государство в государстве" со своими общественными структурами К тому же именно в этом столетии начинается распространение  ашкеназов и их образа жизни в Восточную Европу.
Власть в Германии того времени была раздроблена между феодалами,  религиозными служителями и городским населением. Появилась "королевская  защита" евреев, которая установилась после крестовых походов. Эта "защита" рассматривала евреев как собственность короля и обеспечивала их эксплуатацию и угнетение. Евреев можно было изгонять из страны. Немецкие короли, которые получили власть по наследству от Карла Великого, считали себя законными хозяевами и защитниками евреев находящихся на их территории Они брали на себя обязанность "защиты" иудеев от озлобленных христиан.  При этом евреи получили минимум прав и самоуправления в своих общинах. За такие льготы они должны были платить налоги. В раде мест функции сборщиков налогов были переданы местным правителям и феодалам, а также епископам. В свою очередь собиратели налогов платили часть собранных средств королю.
В результате функция "защиты" евреев перешла в руки тех, кто собирал у них налоги. Раздробленность сбора налогов в руках королевской администрации, герцогов, ландсграфов, епископов, городских органов власти приводила к стычкам, борьбе интересов, локальным войнам, и евреи всегда были жертвами. Во времена жизни Махарама властителем Германии был король Фридрих Второй, отличавшийся двуличностью. То он был сторонником еврейской философии, то проявлял себя как ярый фанатик католической церкви.
Ватикан в лице папы Грегора Девятого обвинил церкви Германию в 1233 году в обеспечении евреев слишком многими свободами. Это привело к разжиганию ненависти и наветов, дальнейшему ограничению прав иудеев. В 1235 году по Германии прокатилась волна кровавых наветов с обвинениями в  осквернении евреями "святого хлеба" и убийства христианских детей. К 1273 году относится дальнейшее нарастание волны ненависти к евреям - это связано с приходом к власти короля Рудольфа из Гамбурга. Налогообложение растет и следствием этого становится эмиграция евреев в Польшу или на юг, в сторону моря. В результате падает число налогоплательщиков. В ответ на это король Рудольф издает приказ о конфискации всего имущества в царскую казну для тех, кто оставляет страну без разрешения.
В этих условиях Махарам будучи уже в возрасте около 60 лет, решает покинуть Германию и перебраться в Эрец Исраэль Он вместе с семьей и близкими тайно приезжает из Ротенбурга в Ломбардию, чтобы отплыть на судне. Он ждет еще одну группу своих учеников, которые хотели уехать вместе с ним. К его несчастью, внезапно в Ломбардию прибыл эпископ Базеля, возвращающийся из Рима. Вместе с эпископом находился выкрест Книпс. Он узнал Махарама и сообщил о нем эпископу, что дало возможность властителю города арестовать мудреца. Это произошло в 1286 году. Пленника передали королю Рудольфу фон Габсбургу, и Махарам затем умер в тюрьме Энзисхайма в Эльзасе. Только в 1307 году тело умершего праведника было выдано еврейской общине и похоронено в Вормсе. Это стало возможным благодаря большому выкупу, который внес член общины, состоятельный еврей Александр Зискин Вимпен.
После ареста Махарама еврейские общины пытались заплатить за него выкуп, была даже установлена сумма в 20 тысяч серебряных марок, по тем временам очень крупная. Конечно, Махарам мечтал выйти из тюрьмы, быть со своей семьей, со своими учениками. Но воспротивился, пригрозив проклятьем, если евреи заплатят за него деньги. Он мотивировал это тем, что такая плата откроет путь преднамеренным арестам авторитетных еврейских руководителей, чтобы брать за них выкуп. В итоге он провел в тюрьме долгих семь лет вплоть до своей смерти в 1293 году. Из тюрьмы он писал письма, отвечая на посланные ему вопросы. Даже после его кончины евреи не были уверены, действенно ли еще проклятие, которое издал рабби Меир. Прошло еще 14 лет, прежде чем тело праведника было выкуплено евреем, не побоявшегося проклятия. В благодарность за это выкупивший его тело Вимпен был похоронен рядом с могилой Махарама.
О евреях Германии того времени и организации их жизни можно получить довольно полное представление по респонсам Махарама, которых было тысячи. Изданы четыре сборника его ответов на вопросы как от общин ашкеназских, так и от общин вне Германии - из Венгрии, Польши, России. Один из его учеников Шимшон Бар-Цедек проникал в тюрьму Энзисхейма и выносил ответы Махарама на письма. По его респонсам мы узнаем о еврейском самоуправлении, автономной организации общин. Мы видим в них как были реализованы идеи раби Гершома и раби ТАМа. узнаем, какие организации и функционирующие общественные строения были у евреев - школы, синагоги, купальни с миквами, дома свадеб, дома ремесленников, госпитали, кладбища. Махарам рекомендовал, чтобы в каждом доме и синагоге была определенная часть стены без побелки как напоминания о трагических моментах в жизни народа. Синагоги были не только местом молитв, но и народными домами собраний, где обсуждались дела по управлению общинами, здесь произносились клятвы, отчуждения и проклятия, организовывалась помощь бедным и нуждающимся. В домах свадеб отмечались также общественные и частные праздники. Госпиталями пользовались как местные евреи, так и соплеменники из других мест, где не было таких заведений.
То, что Махарам принес себя в жертву ради интересов общины, является проявлением высшей степени мученичества. Неудивительно, что этой жизненной драме был посвящен  целый ряд произведений еврейском литературы, в том числе и рассказ Шолома Аша. Махарам по праву считается национальным героем. Его жизнь, деятельность, как и его смерть. укрепили создание ашкеназского еврейства. Он завершил формирование субэтноса, начатое его знаменитыми  предшественниками- раввинами Гершомом, Раши, Таммом, а-Хасидом в самые страшные годы огромных испытаний и трагедий еврейского народа  на территории Германии.