Сбой в программе

Лариса Вер
(для журнала "Психология для жизни")

«Оксана, привет! Мы решили собраться на нашей поляне остатками класса 2 мая. Ты же всегда бываешь на родине на майские. Ждем. Приедешь - созвонимся. Витя»

Настроение было испорчено на весь день… И дернуло же Оксанку ранним субботним утром разбудить себя заглядыванием в почту и социальные сети! Везде ее встретило послание от первой школьной любви – Виктора Сальцева, Витька, Витюшки…
Когда-то уже была такая встреча с одноклассниками в ее жизни, всего через три или четыре года после окончания школы. Это пронзило тогда мозг как удар молнии! Разорвало ее жизнь на две части – до и после. Такой униженной и никчемной она не чувствовала себя никогда! Хотя именно она приехала из столицы, именно она училась в престижном ВУЗе, именно она привезла похвастаться диплом о 2-ом месте в студенческой международной олимпиаде. Но выглядела на фоне успешных, хорошо одетых и при личных иномарках одноклассниках нелепо и по-деревенски: в старых джинсах, с дурацким хвостом на затылке, в сапогах со сломанной молнией.
 
После той зимней встряски Оксанка взялась за себя. На сон оставалось в сутках полтора или два часа всего, остальные драгоценные минуты бытия Оксана тратила непременно с пользой и очень экономно. Перед занятиями в институте надо было успеть или позаниматься в пустой (в пять-то утра!) учебной аудитории общежития французким на пару с магнитофоном или пулей промчаться в парикмахерскую на окраине города, или заняться маникюром. После семинаров и лекций в институте шатающуюся от недосыпания Оксану валило с ног, но чашка крепкого кофе немного приводила в чувство и бег продолжался! Театры, музеи, библиотеки, курсы французкого, танцевальная группа – все это было расписано по дням, часам и минутам. Не обладая от природы идеальной фигурой, она принялась лепить ее самостоятельно: зарядка или пробежка по утрам, ограничение в любимых булочках, игнорирование лифтов как факта…. Парень, который стал интересоваться занятной и хорошеющей на глазах провинциалкой, неожиданно напросился в общежитие в гости. И тут выяснилось, что готовить-то Оксана не умеет совсем. Даже салатик, и тот получился малосъедобным! Кулинарные книги были закуплены вместе с кастрюльками, венчиками и красивой посудой. Иногда головная боль пронзала уставную черепушку так, что встать с кровати утром было выше человеческих сил. Тогда она сдавалась: под уговоры подружек позволяла поваляться с мягкой постели еще часа три, обмотав голову полотенцем и выпив пару таблеток…

Диплом она получила легко, и поскольку на последнем курсе уже сотрудничала с раскучивающейся на российском рынке финской фирмой, после получения заветной корочки сразу имела хорошо оплачиваемое место под солнцем. В родной город ездила короткими бросками, когда были домашние важные события, но сознательно избегала одноклассников – тот позор подстегивал карабкаться все дальше, чтобы уж точно быть на голову выше и не сжиматься от собственной никчемности.

Перепрыгивая по карьерной лестнице со ступеньки на ступеньку, молодая и интересная женщина не прекращала заниматься самообразованием: курсы французского, занятия в бассейне для поддержания формы, курсы психоанализа и различные тренинги… Личная жизнь была, но какие-то мимолетные романы не успевали за скоростью жизни вчерашней провинциалки. Парни ретировались один за другим – обуздать этот вихрь по имени Оксана, да еще и соответствовать ее требованиям было выше их возможностей. Так зеленооокая брюнетка с шикарной фигуркой, обтянутой парижским модным костюмом встретила свое тридцатипятилетие…. Банкет, фуршет, охапки цветов, корзины подарков и такси до съемной комнаты в коммуналке. На собственное жилье денег никак не хватало. Ни один человек на службе не был в курсе ее жилого пространства. Сосед по квартире – благовоспитанный старичок - искусствовед часто напоминал: «Оксаночка, Вам бы замуж уже надо!» «Нет, Олег Николаевич, сначала надо на ноги встать прочно!» - отшучивалась топ - менеджер крупной косметической компании Оксана Фадеева.

Год назад преуспевающая бизнесвумен решила проложить тропку к друзьям детства. Лена, красавица и первая умница класса, вышла замуж и осела в подмосковном городке. Так настойчиво звала в гости, что Оксана решилась. Проблем с подарком для подруги не было – не зря же существовала косметическая линия, разработанная Фадеевой! И презент, и укол самолюбию обеспечен. Правда, пришлось еще искать подарок для сынишки Лены, а дети для Оксаны всегда были непонятными существами с другой планеты. С помощью продавца бродила по океанам игрушек, пока не остановилась на джипе с пультом управления.

И мир разорвался надвое еще раз:
- Тетя, а ты когда еще раз плиедешь? – Тонкие ручонки обвили Оксану за шею, серые глаза смотрели со всей доверчивостью маленького человечка. Где-то под ребрами рвануло, уши заложило как в самолете, и свой собственный голос слышался, будто через слой ваты.
- Антошик, я приеду еще, приеду! Ты меня зовешь в гости?
Из гостей Оксана вернулась в растрепанных чувствах и несколько дней места себе не находила. Пара часов в теплом облаке радости и счастья этой семьи резко обнажили собственное одиночество. Антошкин смех звенел в ушах, перепачканная мороженным мордашка снилась перед утром .....

Раньше Оксана не замечала, и даже сторонилась чумазых, вечно капризничающих карапузов, не знала, о чем говорить с теми, кто и буквы не различает, и элементарных законов природы не знает. В ранней юности ей вынесли приговор после неудачного аборта: «Вам нужно забеременеть в ближайшее время, потом может не получиться!»
 «Я должна! Я добьюсь своей цели! Я смогу!» - эти девизы стучали в висках, пока она строила карьеру, училась, развивалась…. Места материнству не было ни в двадцать, ни в тридцать лет. И вот теперь она увидела чудо: шестилетний Антошка рядом со своей красивой мамой, совмещающей материнство, замужнюю жизнь и работу! Лена занималась дизайном интерьеров, часть работы выполняя на домашнем компьютере. Ее жизнь была многогранна и переливалась радостными бликами. Убогой и тусклой показалось бизнесвумен свое существование в офисе и молчаливой комнате коммунальной квартиры. Теперь руки тянулись к каждому малышу, а сердце екало, если рядом раздавалось: «Мама!» Приходилось приказывать себе: «Не смотреть на девчушку! У тебя этого нет и не будет! Ты не станешь матерью! Работа и только работа - твой удел!». Все правильно: для малыша нужна семья – мама и папа, а все Оксанины кавалеры уже пообломали зубки о равнодушное сердце Фадеевой. Не светит ей семейное солнце. Надо смириться….

Оказалось, что на родине остатки класса всегда собираются семьями. И все дети, от мала до велика, носятся по поляне, пока их родители вспоминают свои школьные походы с классным руководителем на это традиционное место. Уже два года, как нет их любимой классной, но традиция собираться в мае на старом месте живет. Встречаться с бывшими однокашниками, чтобы продемонстрировать свою состоятельность – это одно, но смотреть на их семейную радость и умирать от зависти – совсем другое….

«Что же я сделала не так? Я столько лет себя лепила, строила, жила под девизом: Я ДОЛЖНА! Но что-то важное в этой гонке пропустила». Субботнее солнышко проглядывало сквозь тучи, но рассеять душевную тяжесть это никак не помогало….