Как водить автомобиль за границей? 2

Борис Васильев 2
Начало см. на  http://www.proza.ru/2014/05/30/2120

Как проехать три страны Европы за один день?
(берем машину в прокат вчера, катаемся сегодня, возвращаем её завтра, платим за аренду и страховку автомобиля за сутки) + французы: агрессивные и дружелюбные.

Обгорели мы в Испании с непривычки к солнцу в начале мая.
Официант, увидев нас вечером, так и воскликнул: Tomaatee!...
Мораль: солнцезащитные кремы – часть вашей медицинской безопасности…
Но сейчас – не об этом.

Берег-пляж-море-солнце оказались исключены из списка возможных развлечений на несколько дней. Пошли бродить по улицам. Стали присматриваться к прокатным конторкам. Машины – от 50 евро в сутки. И страховка. И бензин. И платные дороги. Заметная дыра в бюджете.
Смотрим – пара: муж с женой. Тоже мнутся в тех же конторках, что и мы. Прицениваются.
Разговорились. Им тоже хочется в Андорру съездить. Посмотреть на горы, на снег в мае, на водопады. По магазинам пройтись. И – тоже сомневаются по расходам.
И договорились – поехать вчетвером. Расходы – пополам. Уже легче. И тут у меня азарт спортивно-финансовый появился. Подошел я к наиболее симпатичному из владельцев контор (они там в 500х метров от берега – в ряд стоят). Говорю:
- Вот мы хотим выехать в 6 утра – можно?
- А приехать – в 12 ночи – можно?...
Владелец берет мои права, паспорт, смотрит в документы, в лицо, оглядывается зачем-то… Берет меня под локоть отводит символически в сторонку.
- Давай – говорит, - так договоримся: вы берете машину сегодня перед закрытием, едете к отелю ТИХОНЕЧКО (показал пальцами руки, как мы «на цыпочках» ехать будем), поскольку я за сегодня страховку не включу…
А когда вернетесь – подгоните машину к моему офису, сюда (показал место, которое он оставит свободным, отчертил ладонью в воздухе – и место, и наш с ним ДОГОВОР). Ключи бросите в этот ящик (показал крохотный почтовый ящичек на двери офиса). И – ВСЁ!
- А страховка автомобиля в течение поездки – будет ПОЛНАЯ? – спрашиваю.
Хозяин вздохнул устало, кивнул:
- Да, конечно!
- А километраж – без лимита?
- Да, конечно!
- А в Андорру на машине – можно поехать?
- Вообще- то нельзя… Но ВАМ – можно!
- А вернуться через Францию на машине – можно?
Хозяин вздохнул отчаянно, кивнул:
-Можно!...

Вечером поставили мы машину в непроезжем тупичке под окнами отеля. Договорились с партнерами по поездке, что они подойдут в 6 утра (они жили рядом). И утром выехали по графику.
Про испанские дороги рассказывать особо нечего – хорошие, давно и серьезно. Машин мало, указателей полно, карты почти не нужны, навигаторов тогда почти не было, через туннель ехать страшно как всегда. Посмотрели на пейзажи, поели в придорожном кафе. Часа три езды, и вот – останки от пограничного шлагбаума.
Андорра!
Вожделенные всеми четырьмя членами экипажа штампы в паспорте – ставить некому, так что посигналив символически «пересечению границы на машине», едем дальше. В столице крохотного государства разделились со спутниками на несколько часов – в соответствии с разными интересами; прошлись по магазинам – всё так же обычно: вкусно, красиво, для шопинга – дороговато (не торговая, а туристическая страна).

Дальше началось самое интересное! Дорога вилась между гор – всё выше и выше. Почти сразу похолодало. Я побаивался снижения атмосферного давления (прошло больше 30 лет со времени кручения «серпантинов» и игры в баскетбол в предгорьях Памира, рядом с известным высокогорным катком Медео), но ничего не почувствовал до самого перевала.
Сделали много снимков расщелин и ущелий, лыжников на заснеженных склонах, и сами поиграли в снежки - разваливающимся в руках крупнозернистым «теплым» снегом.
Особенно ярки и веселы снимки женщин, отчаянно хохочущих в летних прозрачных платьях на фоне снега и на ветру с брызгами от водопадов.
Но вот перевал. Спуск. Тут по-аккуратнее надо. Вот где пригодился опыт Крымских и Кипрских серпантинов. Тем более, хочется по-чаще останавливаться для фотосессий.
Наконец, дорога расширяется на десяток полос: въезд во Францию – здесь раньше был пограничный контроль. А сейчас (о горе путешествующим ради штампов!) – его опять нет.

А вот по Франции мы немножко заблудились. Но получали удовольствие от прекрасных видов окрестностей: недалекие горы на горизонте, с которых мы только что спустились, и зеленеющие, ухоженные поля по обочинам. Едем медленно, поскольку дорога захолустная, не совсем совпадающая с картой. Машин нет.
Вдруг впереди появляется автомобиль, несущийся со скоростью гораздо более 100 км/час. За сотню метров от нас он выскакивает на нашу полосу. Я жму на тормоз изо всех сил, руль прямо (дорога узкая, справа отвесный кювет). В десятке метров от нашего капота, встречная машина возвращается в свою полосу, её водитель хохочет во весь рот.
В Барселоне мне объяснили, что в пограничной полосе, да и вообще, многие французы недолюбливают испанцев, и это была просто реакция водителя-француза на испанские номера нашего автомобиля.
Но есть и прямо противоположные случаи, о явном дружелюбии французов по отношению к россиянам.
Мой приятель с женой, возвращаясь из Франции в Испанию, заблудился поздно вечером во французской глуши. Остановились в крохотной деревушке у бара. Зашли. Там все пьяные. Английского не знают. Объяснились жестами, пытались с картой – карту читать посетители отказались.
Один из них вдруг поднял руку, призвав к вниманию. Достал из кармана кости. По очереди все собутыльники сделали по броску. В результате все расхохотались: проиграл хозяин костей. Он улыбнулся, сделал гостям жест: ожидайте; показал на часы – 5 минут. Вышел пошатываясь, едва найдя дверь бара.

Через несколько минут раздался гудок. Все вышли на крыльцо. Проигравший сидел за рулем (не пытайтесь повторить!!!). Указал рукой: следуйте за мной!
Он проводил русских туристов лесной темной извилистой дорогой, около 30 км, до самой границы с Испанией. Помахал рукой и уехал.

Советы: На горных дорогах даже водитель со стажем может совершить немало ошибок. Ему придется забыть о красотах природы, коленях пассажирки и бутербродах на заднем сиденье: малейшая невнимательность может стоить очень дорого.

Шутка гида в автобусе на горной дороге в Болгарии по пути к «Памятнику на Шипке»: Тот, кто точнее сосчитает число поворотов – получит приз! Пассажиры автобуса начинают считать. У меня лично получилось 72. Перед выходом у памятника выясняется, что поворотов было всего два: левый и правый.

Двигаясь по серпантину, нужно обязательно снижать скорость в поворотах, чтобы не выехать на встречную полосу – ведь водитель едущей по ней машины тоже не может «заглянуть» за поворот. Усвойте правило опытных «горцев»: подавать перед «закрытым» поворотом короткий, но отчетливый звуковой сигнал (лучше пять раз нажать на звуковой сигнал, чем один раз на тормоз), а ночью – ещё и мигать дальним светом.

Спуск намного сложнее подъема – именно при движении вниз случается больше всего происшествий. Катиться вниз, удерживая машину одними только тормозами, нельзя. Во-первых, потому что перегревающиеся от длительной работы колодки теряют эффективность. Кроме того, тормозная жидкость нагревается в результате продолжительного контакта с горячими тормозными механизмами. Это может вызвать кипение «тормозухи». Пузырьки, которые при этом образуются, выводят из строя систему гидропривода тормозов, и они полностью теряют эффективность. При движении на спуске нужно тормозить двигателем, отпустив акселератор и включив одну из низших передач.
На тему вождения в горах – кое-что взято из (там ещё много полезного):
http://www.autoindex.ru/reviews/otpusk-vozjdenie-v-gorah

Собираетесь ехать на своей машине за границу, или брать  автомобиль в прокат в Европе?

(Продолжение следует)