Как правильно произвести деловой фильм 2

Борис Васильев 2
Начало см. на  http://www.proza.ru/2014/05/27/1965

В хорошем сценарии фильма продолжительностью 7–20 мин. описывается содержание примерно 50–150 кадров. В дополнение к нему могут прилагаться сценарии эпизодов компьютерной графики и сценарии сложных постановочных эпизодов.

Как из этих 3–30 страниц понять, что фактически будет представлять собой фильм? Очень просто. Запросите-ка к тому диску с фильмами, что вам показывали еще во время тендера, сценарии размещенных на нем фильмов. Последовательно просматривая текстовые документы и фильмы уже на экране, сравнивая описание видеоряда и его воплощение на пленке, вы сможете лучше и точнее представить себе, как умозрительное рассмотрение авторами специфики предприятия, его рыночных потребностей постепенно переходит в понимание и превращается в ваш будущий инструмент работы. Одновременно вы получите ответы на такие интересные вопросы, как «Хорошо ли налажено делопроизводство у исполнителя» и «Не погиб ли в вас «Сам себе режиссер»?

Если вы обнаружили в себе задатки режиссера и вам самому захочется использовать эти пары (сценарии–готовые фильмы) как пособие по кинопроизводству (ведь так хочется, и так просто!), бойтесь данайцев, кино приносящих. Им бы только вас к себе заманить, а уж там сплошные соблазны: широкоплечие операторы-осветители (для дам), сладкоголосые сирены-дикторши да фотомодели (для кавалеров). Так что — тьфу-тьфу. Общение только по e-mail!

                Съемка

Нервы — на пределе. Чтобы минимизировать ступор на предприятии (телевизионщики приехали!) и сэкономить бюджет, заказчик и исполнитель стараются сократить число съемочных дней. Поэтому темп работы очень высокий. Самое главное и простое — снабдить съемочную группу едой и напитками (включая… + столько же в холодильник директора).

Часть второстепенных деталей, которые должны обеспечить и проконтролировать вы как заказчик:
• капремонт помещений и автомобилей руководства (некоторые обходятся «косметикой», но это неправильно — плохо сказывается на качестве фильма, хотя иногда несколько экономит бюджет);
• спецодежда для персонала (некоторые думают, что это только предлог для поездки директора в Париж за новой коллекцией костюмов, но это злопыхательство);
• логотипы на спецодежде (можно и на галстуках, но обычно страдают лишь «голубые воротнички»);
• дежурный электрик (необходимо убедиться, совмещаются ли вилки осветительного оборудования исполнителя и ваши розетки);
• наличие в нужном месте в нужное время всех людей, сырья, материалов, продукции и Сергея Петровича, у которого все ключи от всех помещений;
• если в сценарии есть, например, кисть руки Марии Варфоломеевны, которая любовно поглаживает готовое изделие, стоит обеспечить ей замену на случай болезни и не забыть отпустить обеих дам сделать маникюр.
 
Если вы предусмотрели в сценарии большое количество интервью и особенно если среди интервьюируемых не только ваши сотрудники (партнеры, клиенты, представители власти), необходимо особо проконтролировать:
• знают ли они, о чем говорить (лучше специально написать тексты, согласовать со сценаристом и с ними);
• одеты ли они благоприятно для цветопередачи (черное, белое, красное, клетчатое, полосатое не надевать!) и соответственно интерьеру, в котором будет проходить съемка;
• нужен ли им костюмер, парикмахер, визажист (или хотя бы компакт-пудра);
• прибудут ли они на место съемки в соответствии с графиком.

                Монтаж

После съемки происходит следующее:
• производство компьютерной графики (заставки, титры, субтитры);
• поиск и перезапись видеоархивов, оцифровка фотоархивов;
• окончательная доводка сценария с учетом реально отснятого материала;
• подбор (сочинение, исполнение) и запись музыки;
• озвучивание текста (дикторы);
• видеомонтаж (выбор из отснятого материала лучших кадров, определение их продолжительности и расположения в последовательности, основанной на сценарии, но учитывающей особенности каждого кадра по крупности, цвету, свету, темпу движения камеры и объектов и т.п.);
• разработка спецэффектов (зрелищные способы перехода от кадра к кадру, многослойное изображение и т.п.);
• сведение звука и т.п.
У вас может возникнуть искушение попроситься на монтаж (и, скорее всего, по договору у вас есть такое право!). Не поддавайтесь соблазну! Не используйте свое право! Лучше попросите копии исходных материалов, просмотрите их и обратите внимание режиссера на то, что считаете наиболее и наименее важным.
Ваше непосредственное присутствие на монтаже (участием это трудно назвать) может привести к срыву сроков, выставлению дополнительных счетов и расшатыванию нервной системы всех, включая вас. Так что не звоните продюсеру с вопросом: «Когда можно приехать? Посмотреть?» — чаще, чем раз в месяц. Творческих людей нельзя нервировать!!!

                Оценка готового продукта

Во время Первого Просмотра Первой Редакции Фильма попробуйте поставить себя на место человека, впервые столкнувшегося с вашим Предприятием и его Продукцией. Вы можете смело принимать фильм и зарабатывать с его помощью деньги для компании, если он:
• соответствует вашему техническому заданию (см. в начале);
• соответствует выделенному на производство фильма бюджету (см. в середине);
• отображает ваше личное видение конкретных черт вашего предприятия и его продукции (см. в конце);
• в значительной степени представляет интересы предприятия перед целевой аудиторией.

Если указанные признаки присутствуют, вы с честью выполнили обязанности заказчика. Смело требуйте включения своего имени (псевдонима) в заключительные титры!
Но кроме вас на упоминание в титрах могут претендовать и отдельные сотрудники исполнителя. А они-то за что?..
При производстве фильма они должны были использовать свою квалификацию и опыт, чтобы на вашу компанию в разных сочетаниях комплексно работали некоторые из следующих приемов и творческих подходов:

• Одновременное изложение текста (закадровый голос) и иллюстрация абстрактной мысли изображением реальных объектов или динамичными графиками, диаграммами, созданными с помощью компьютерной графики.
• Демонстрация технологии работы людей и механизмов в движении.
• Использование нескольких способов подачи информации (иногда одновременно):
   o содержательных (описание объекта закадровым текстом плюс его изображение в движении и/или с разных сторон);
   o эмоциональных (яркие краски, переменная скорость движения объекта, рассчитанные второстепенные объекты, музыка и звуки);
   o искусственных (компьютерная графика, анимация);
   o подсознательных;
   o юмор и/или ассоциативный подход в сообщении;
   o цветовое и композиционное построение кадров;
   o скорость и направление движения камеры;
   o частота смены планов и кадров;
   o пол, внешность, одежда и манеры действующих лиц;
   o пол диктора, тембр, интонации, паузы;
   o характер музыки и шумов.

• Передача эмоционального впечатления от характеристик объекта, доступных для видео-, аудиоформы (но недоступных, например, для полиграфии):
   o туман, выходящий из открытого морозильника;
   o луч света, естественный или компьютерный, динамично обрисовывающий основную часть объекта;
   o сильный звук, подчеркивающий мощь;
   o тихий звук, указывающий на современную технологию в отличие от предшествующей;
   o музыкальная фраза, эмоционально подчеркивающая важную часть процесса (скорость, эффективность, компактность, необычность и т.п.);
   o музыкальная фраза/отдельный звук, указывающие на завершение процесса.

• Создание конечного впечатления зрителя с учетом полного осознания объемов и пространства, не передаваемых плоским неподвижным изображением (пролет самолета под мостом, выход из маленького автомобиля большой группы людей).
• Демонстрация последовательных ускоренных изменений:
   o одного улучшаемого объекта (до и после похудения человека, до и после макияжа лица);
   o превращение одного объекта в другой в определенное время с определенной технологией (снос хижины и строительство на этом месте дворца без изменения пейзажа);
   o одновременный показ предмета со всех сторон (даже несколько его фотоснимков в разных ракурсах дадут менее полное представление о предмете, чем одно вращение в кадре).

• Подтверждение реализма или исторических фактов с показом конкретных людей, включая известных, и с учетом обстоятельств места и времени съемки; может быть полезно юридическое подтверждение иллюстрируемого факта.
Если фильм производит на вас (и на подвернувшихся под руку клиентов) запланированное маркетологами и концептуалистами впечатление, значит, многое из перечисленного в нем применено. Значит, ваши горести, связанные с производством, закончились, остались маленькими (см. в начале) и превратились в бесценный ОПЫТ. Значит, вы получили великолепный инструмент дополнительного развития вашего бизнеса. Он будет работать на вас одновременно в десятках мест: на сайте, на выставках, в офисах клиентов, дилеров, партнеров. Значит, можно завершать расчеты по договору, и пусть исполнители тоже порезвятся в титрах.

               Техническое задание (возможные важные детали)

Для составления сценарного плана фильма необходимы следующие сведения.
• Целевая аудитория (посетители выставок, клиенты/партнеры в офисе и др.).
• Желаемая продолжительность, мин.
• Местонахождение и количество объектов съемки (оборудование, процессы, задние планы и пр.);
• Количество рабочих мест, которые необходимо показать.
• Необходимы ли интервью с сотрудниками (количество человек), руководителями, специалистами, пользователями продукции/услуг (где будет проходить интервью), представителями власти (префектура, мэрия, другая администрация).
• Имеются ли объекты, требующие выезда в другие города (местоположение).

(Продолжение следует)