Немного ретро. Потьма. Мордовия Ч-4

Алла Курмаева
Глава 7  Тургеневская барышня, или шекспировские страсти.

  Время летело быстро, как на невидимых крыльях. С той поры, как Алиса приехала по назначению на швейное производство в женской зоне, прошло несколько месяцев. Вот уже и август в разгаре. Девушка жадно впитывала впечатления от работы и знакомств с новыми людьми всеми фибрами своей юной доверчивой души.
Все механики на зоне работали дружно, если была необходимость, ходили помогать друг другу в соседние цеха. В перерывах Алиса и парни– механики вместе в мастерской отдыхали, разговаривали, шутили. Алиса рассказывала  о прочитанных книгах, о музыке, которая ей нравилась. Дома у нее было много пластинок и проигрыватель. Алиса музыкой дышала, жить без нее не могла. Механики слушали ее с интересом, не у всех были и радиоприемники. Новый человек принес новую волну в их своеобразный мир. В мастерской девушка повесила на окна занавески от яркого летнего солнца,  посадила цветы в горшочках, следила за чистотой. Теперь по просьбе Алисы, оберегая прохладный уют мастерской, ребята там не курили, а выходили на улицу. 
 Через несколько дней у Алисы разболелся зуб. Причин для этого могло быть несколько: и нервное напряжение в первые дни работы, и питание неважное, да и перемена климата могла повлиять. Зубного врача в поселке не было. Знакомая медсестра Люся, понаблюдав за мучениями Алисы, не выдержала, и отправила ее к зубному врачу, работающему на зоне.
 Доктор, симпатичная  женщина, была с Алисой обходительной.
 После осмотра Алиса обеспокоенно предположила: –Зуб вырывать будете?
– Удалять,- мягко поправила врач.
– Не бойся, я сделаю укол,- ласково успокоила она девушку.
  Алиса вспомнила  давнишние наставления Виктора, приятеля и объекта ее юношеской увлеченности в техникуме. Не плачь, не бойся, будь смелее…- говорил он  когда-то. Эти слова ей часто помогали в жизни…
– А я и не боюсь,- заверила девушка, и зажмурила глаза от страха. Открыла она их, когда врач уже все закончила, и  меняла ей ватный тампон. Алиса оценила спокойную уверенность движений зубного врача. И поблагодарив, вернулась на работу.
 Николай, взглянув на пришедшую в цех Алису, сдержанно ей посоветовал:- Иди, посиди в мастерской немного. Вслед за Алисой в мастерскую зашел и Леня Болдырев- неутомимый балагур и весельчак. Двое механиков занимались там работой : один ремонтировал швейную машину, другой  вытачивал какую-то деталь.
  Леня, понаблюдав за поникшей над столом Алисой, поинтересовался: -Что с тобой?
 Она поморщилась и промолчала, держась за щеку. Один из парней  ответил за нее : - Да не приставай с вопросами, ей зуб удалили. Но Лене это и надо было.
  – Эта врачиха- мастер! Чик! И готово!- Леня еле сдерживал смех. Алиса не понимала причину его веселья.
  – Знаешь, за что докторша сидит?- ухмыльнулся он. В его глазах плясали смешинки. Девушка  отрицательно мотнула головой. В присутствии Алисы механики никогда не сквернословили, и Леня некоторое время подбирал приличные слова.
 – Ей– это пару пустяков, если она у мужа член отрезала, то зуб щипцами – тем более легко…- выпалил он и захохотал.
 Алиса вспомнила окровавленный тампон. Голова ее закружилась, в глазах потемнело. Очнулась Алиса от резкого запаха нашатыря. Перед ней стоял фельдшер.
 За его спиной- спецмеханик Петр Ильич, старший по возрасту, высокий красивый мордвин, отчитывал Леню:- И зачем ты это брякнул, головой хоть думай! Прикуси язык свой, понял?
 - Это же– правда. За измену…- промямлил Леня. Петр Ильич  повернулся  к остальным механикам: -Так, открываем окно, и не шуметь,- распорядился он.
 Фельдшер склонился над бледной, как полотно, Алисой: - Обморок. Сейчас все пройдет, так бывает у девушек. Она у вас, как тургеневская барышня… Фельдшер был начитанным, образованным заключенным. Леня не понял выражения, но оно ему понравилось. Неловко переминаясь  в стоптанных кирзачах, он повторил его с легкой  укоризной: -Тургеневская барышня…
- Все выходим,- строго прервал его Петр Ильич.
 В этот день  Алису с работы отпустили. Дома она легла на кровать, и долго думала о происшедшем. Алиса находилась в глубоком смятении: - На вид такая приятная и культурная женщина. Это же надо, что ревность с людьми делает…
 Девушка поудобней устроилась на кровати и взяла томик Шекспира, недавно выданный ей в местной библиотеке на застенчивую просьбу: -Что-нибудь про любовь.
 Найдя закладку, она вздохнула:- Шекспиру далеко до таких страстей.
 На следующий день в конце смены Алиса обратилась к Петру Ильичу:- Вот, Леня- уже немолодой и женатый человек. Но почему он всегда ведет себя как скоморох? 
 Петр Ильич, поворошив багаж жизненного опыта, спокойно ей объяснил:
- Не обижайся на него. У него жена очень строгая, держит его в ежовых рукавицах, и дочь- под стать ей. Зажали его дома, вот он на работе и отрывается на всю катушку. Не обращай внимания на его треп… Затем, поколебавшись, добавил: -Здесь всякое бывает…
 А Леня тут- как тут! Зашел в мастерскую, и сразу к Алисе- реабилитироваться:
  - Я  с хорошей новостью! Он быстро огляделся вокруг.
  - Как раз Кольки нет, вот и хорошо! Тут Леня на секунду замолчал, поняв, что сболтнул лишнее, и торопливо продолжил: -У меня в соседях семья живет, и приехал в отпуск их сын Володька! Был обычным парнишкой, а теперь с отличием окончил Военное училище. В форме приехал, лейтенант! Ну– красавец! Вот бы тебе, Алиса, с ним познакомиться!
 Ребята- механики  наперебой загалдели:– Опять ты к ней пристаешь! Да отвали от нее!
  Алиса промолчала. Она не придала этому разговору значения, лишь с осуждением хмыкнула:- Тоже мне сваха! 
 В определенные дни недели в специальном вагоне теплушки привозили новых заключенных. Выйдя из мастерской, Алиса заметила женщин-заключенных, взобравшихся на крышу ближнего к станции барака. Такого она еще не видывала.
 Радостными криками они приветствовали теплушку, пыхтящую паром и показавшуюся из-за поворота. Прибыл новый этап. Уже издали женщины узнавали знакомых и горланили что есть духу их имена и клички с такой радостью, как будто только и ждали их каждый день. Чтобы узнать, что же там на крыше все-таки происходит, по пути к проходной девушка зашла к знакомой начальнице отряда.
 -Да своих подельниц, или уже ранее отбывавших здесь наказание встречают,- устало процедила  она. На выходе  Алиса случайно заглянула в открытую дверь  жилого сектора: там было чисто, постели застелены. Кровати стояли двухэтажные, и почти на каждой- вышивки, красивые наволочки и полотенца с замысловатыми узорами. Алиса отогнала не ко времени нахлынувшие воспоминания о папе, который после войны провел несколько лет в лагерях, и о своей  школьной увлеченностью вышивкой. В голову пришла мысль о том, что некоторые судьбы странным образом перекликаются. Алиса искренне постаралась об этом не думать.
 - На зоне вообще много мастериц- вышивальшиц и вязальщиц крючком,- пробормотала она.
 В субботний вечер после фильма в клубе всегда были танцы. На втором этаже- в большом зале. Все рассаживались на стулья по  периметру зала, ожидая приглашения. Или разглядывая пришедших и наблюдая за танцующими парами. Ведь время, отпущенное для танцев, годится и для перемывания чужих косточек. Алиса встречалась с подругами в «своем» углу, там всегда собирались приезжие молодые специалисты. Стайка молодых и неопытных сверстниц  отличались  не только по прическам и по одежде от местной молодежи. Они были более непринужденными, их всегда приглашали, и чувствовали они себя практически звездами.
 На танцах появился сосед Лени Болдырева- Володя, симпатичный широкоплечий парень с обаятельной улыбкой. Алисе Володя понравился, она наблюдала за ним  через зал, и несколько раз они встретилась глазами. Сердце ее учащенно забилось.
 Лиля тоном профессионала с дипломом технолога- конструктора одежды дружелюбно подметила: -Ладно скроенный парень. Алиса улыбнулась и, затаив дыхание, ждала, когда он к ней подойдет. Однако, весь вечер незнакомец  приглашал  танцевать только немолодую учительницу, а потом, не дожидаясь окончания танцев, они вместе покинули клуб. Неожиданно Алисе захотелось непременно узнать, куда они ушли.
 Верная подруга Лиля, заметив настроение Алисы, не могла допустить, чтобы ушедшие исчезли в неизвестности, и предложила:- Давай пойдем домой, и заодно посмотрим, где они… Девчата удовлетворили свое любопытство: Володя расстался со своей спутницей на станции, проводив ее до теплушки.
 Как потом выяснилось, на танцах Алису Володя приметил. И решил познакомиться.
 На следующий день он пришел с   товарищем  в их общежитие. Володя был в новенькой лейтенантской форме, в губах– травинка, в руке- гитара.  Вначале  ребята пригласили девушек на фильм «Повесть о настоящем человеке», но в клуб они так они и не пошли. Воздух был полон августовской неги, и они остались гулять на улице. Сидели на скамеечках, шутили и пели. У Володи оказался очень приятный голос.
 Любовь их вспыхнула с первого взгляда. Весь отпуск они встречались: Володя часто ждал Алису с работы у проходной зоны, они гуляли по поселку дотемна, говоря о чем угодно… После прощальных объятий на крыльце общежития Алиса бежала к Лиле поделиться нахлынувшими чувствами. Девчата долго шептались и смеялись над всякой ерундой. Как всегда, отпуск заканчивается неожиданно. Володе нужно было уезжать на место службы –в Прибалтику. При расставании он обещал писать ей письма, и приехать в отпуск на  следующий год.
 – Если меня дождешься, то  через год поженимся,-шепнул ей Володя прямо в ухо.
 В этом шепоте Алиса уловила нежность и тон собственника. Она, обнимая его за шею упругими смуглыми руками и сияя от радости, поцеловала в щеку.
  - Буду ждать,-заверила счастливая Алиса и погладила по его коротко стриженному затылку. Володя  ответил солнечной улыбкой, и укатил по рельсам на запад страны. 
 Но Алиса поняла: сегодня в ее жизни случилось что-то важное: теперь их объединяет общая тайна.

Глава 8.    И смех… и слезы…

Год после отъезда Володи для Алисы был очень трудным. На работе все осложнилось: ее напарник Колька с ней не разговаривал, и даже не здоровался. Более того, иногда ей казалось, что он старался ей мстить и пакостить. На вызов к швейной машине он теперь не спешил, часто отлучался куда-то, то ли по делам, то ли в курилку, оставляя всю работу Алисе. Ей приходилось целыми днями работать одной на конвейере, переходя от машины к машине, почти без отдыха. Алиса пользовалась репутацией человека стеснительного, и видно не зря, у других механиков она не решилась попросить помощи. Через некоторое время эту ситуацию заметил Петр Ильич. По возможности он  старался помогать ей, и  однажды пригласил ее за новой швейной машиной для конвейера в Отдел главного механика.
 В отделе Эдуард Эдуардович  был занят наладкой нового полуавтомата– петельной машины.  Изучает и налаживает часами,- объяснил Петр Ильич Алисе. В его словах  почувствовалось нескрываемое уважение к главному механику- заключенному. Алиса заинтересовалась  и остановилась. Эдуард Эдуардович кивком головы пригласил Алису присесть. Девушка увлеченно наблюдала за его работой до тех пор, пока на отрезках ткани наконец не получились красивые и ровные петли. Алиса и Эдуард Эдуардович облегченно вздохнули. Обычно немногословный главный механик уронил: --Теперь можно ставить на конвейер. И замолчал. Чтобы загладить неловкость наступившего молчания, Алиса вежливо предложила:- У меня есть очень хорошая книга об оборудовании швейного производства. Вы не хотите ее посмотреть?
 Эстонец был приятно удивлен, но как всегда лаконичен и подчеркнуто вежлив:
 -С большим удовольствием. Принесите, пожалуйста.
 Вот  эта книга и перевернула еще одну страницу жизни Алисы. Все началось с того, что прочитав эту книгу, Эдуард Эдуардович решил наладить на швейной фабрике зоны планово-предупредительный ремонт оборудования всех цехов. Он стал часто приглашать Алису в свой отдел, делился планами предстоящих начинаний.
 Оборудование, в основном, было изношенным, и такой предупредительный ремонт, не дожидаясь поломки, начальство поддержало. И даже решило доплачивать за него механикам к зарплате. Эту новость механики  встретили с энтузиазмом. Чувствуя  поддержку не только Эдуарда Эдуардовича, но и остальных механиков, Алиса на Кольку старалась не обращать внимания. Всю осень она  работала с главным механиком: выполняла его поручения, составляла списки оборудования, расчерчивала графики ремонта и помогала механикам в них разобраться.
 Роман Алисы и Володи продолжался в письмах. Володя писал часто, письма были большие, написанные красивым бисерным почерком. Решительным, но понятным.
 Приближался Новый год. После неизгладимого впечатления от  фильма «Карнавальная ночь», Алиса и Лиля решили поучаствовать в подготовке новогоднего вечера в клубе. Девушки предложили поставить елку внизу, в зале кинотеатра, сдвинув стулья к стенкам. Это взяла на себя воинская часть. И зал подготовили, и елку поставили и нарядили, и духовой оркестр прислали. А столовая устроила небольшой буфет.
 Новогодний вечер 1959 года прошел замечательно: вначале был концерт силами местной художественной самодеятельности, а потом- танцы всю ночь вокруг елки. Танцевали все: и командир части, высокий красавец, с женой, тоже- красавицей, и старички и солдаты. Молодежь веселилась до утра, и еще долго потом вспоминала о вечере.
После Нового года механики стали работать по-новому, поломок стало меньше. Да и по первой зарплате механиков в новом году стало понятно, что работа была  проделана не зря. Алиса вернулась в цех, началась рутинная работа. Зимой, а она в Мордовии настоящая- с трескучими морозами и длинными темными вечерами, время тянулось. Подругам вдруг стало отчетливей заметна их оторванность от той далекой жизни страны, которая лишь иногда доносилась до них из громкоговорителя или  с экрана кинозала. В крохотном заснеженном мирке четкая грань между судьбами людей, как по ту, как и по эту сторону решетки, стиралась. Несмотря на веру девушек, что в скором времени они снимутся с места и вновь вернутся к прежней жизни и родителям, иногда им хотелось разреветься и выплакать все обиды в подушку!
 Накопив денег за несколько месяцев работы, после Нового года Алиса купила себе новенькую, пахнущую маслом, швейную машину. Сколько было радости от этой покупки! Теперь зимними вечерами она была занята делами. Шила себе обновки: блузку, платье и юбку- плиссе, очень модную в то время.
 – Приданое готовишь?- поддразнивала ее подружка Лиля. Алиса, подтверждая, кивала. Вскоре Алисе исполнился двадцать один год. От родителей она получила  посылку с подарком- связанный мамой белый свитер с оленями. Такие свитера были очень популярны  после показа трофейного фильма "Девушка моей мечты". Из репродуктора доносилась любимая песня Алисы в исполнении Клавдии Шульженко: «Поезд, оставив дымок, в дальние скрылся края, лишь промелькнул огонек, словно улыбка твоя…» Сердце почему то защемило, и из глаз девушки брызнули слезы…
 Наконец пришла долгожданная весна. На стажировку в близлежащие поселки  приехали курсанты. По выходным они собирались в их поселковом клубе на танцах. На одном из танцевальных вечеров Лиля познакомилась с одним из них, приятным,  высоким парнем, тоже- Володей. Что-то дрогнуло и в душе Лили. Рано или поздно это случается с каждой из девушек. Алиса очень радовалась за подругу, замечая в ее глазах  искорки счастья.  На танцах Лиля теперь танцевала со своим поклонником, а Алису стал часто приглашать  его товарищ Гена, такой же  курсант.
  Чтобы не было сплетен, зная  о возможных людских пересудах, Алиса сразу  предупредила его, что у нее есть парень, и  что она его ждет. А после и вовсе попросила больше не приглашать ее на танцах.
 В следующую субботу Гена к началу танцевального вечера не приехал, и Алиса успокоилась. Однако, через какое-то время он появился в зале. Выглядел Гена щеголем, в руке его была ветка сирени. Алиса замерла, боясь, что он сейчас снова  подойдет к ней под десятками любопытных взоров. Лиля танцевала с своим курсантом, бережно обнимающим ее за тонкий стан. И рядом с Алисой остался свободной стул. Гена направился прямо к нему. Испуганная Алиса отвернулась. Гена сел рядом, застыв в неудобной позе, и долго молчал, смотря прямо в зал. Кружились пары. Через несколько минут он, глядя прямо перед собой, незаметно постучал по коленке Алисы веткой сирени и тихо бросил:- Здравствуй! Пойдем, станцуем!
  Алиса поправила подол юбки-колокола и отрицательно покачала головой. Гена решительно встал перед ней и подал руку. Заскучавшие на стульях зрители оживились. Алисе пришлось пойти танцевать. Прошла вечность, пока музыка не закончилась. Курсанты проводили девушек до общежития. Лиля осталась на крылечке с Володей, а Алиса ушла. Получив окончательную отставку, Гена больше не приезжал. И они с Алисой не виделись. До праздника песни на Явасе.
 После песенного концерта курсанты пригласили Лилю и Алису на аттракционы. По простоте душевной Алиса не отдавала себе отчета в том, что это может стать пищей для местных сплетников. На карусели от большой скорости у Алисы захватило дух, она смеялась от волнения и восторга. Ее звонкий смех слышали и другие девушки.  По всей видимости, он разжег  сильное воображение у кого-то, кто впоследствии рассказал об этом родственникам Володи и  письменно сообщил ему самому. Писем от Володи больше не было. Тревога Алисы разрасталась. Счастье от подаренной судьбой встречи стало зыбким.