Айрис Мердок. Чёрный принц. Психологизм в романе

Наина
У Ахматовой.
 Я  на правую руку надела
 Перчатку с левой руки.
 Это  чистейшей воды психологизм.  То есть действие, которое  много говорит о психологическом состоянии героини в данный момент, о ее  сильнейшем душевном смятении.
 В  романе  Айрис Мердок " Черный принц" главный герой, он же повествователь, сам рассказывает о своем душевном состоянии. Полкниги. То есть действие идет как бы стороной, и вообще действие - не главное. Главное, что герой испытывает в тот или иной момент. Этакое скрупулезное, методичное, пунктуальное  исследование под микроскопом своих драгоценных переживаний.
Это раздражает невероятно. Начинаешь пропускать строчки, а потом и куски текста. Тем более при чтении в третий раз.
Понятно, конечно, что более всего на свете  человек любит самого себя. Но не до такой же степени.
 Самокопание до болезненности, ковыряние в малейших нюансах чувств и эмоций, расковыривание каких-то никчемных глубин психики. И конечно, в пользу героя, с целью , чтобы читатель поверил, что Бредли Пирсон- это какой-то  особенный человек.
 Что же в нем особенного?
 Роман носит многозначительное название" Черный принц".
То есть прямое обращение к шекспировскому " Гамлету". В котором писательница улавливает главное для нее- эту проклятую рефлексивную интеллигентность.
 Таков Бредли Пирсон.
 Что же в нем от Гамлета?
 Противопоставление  себя обществу, которое не понимает его писательского дара. А дар состоит в том, что он выпустил три тоненькие книжки. И , разумеется, мечтает о своей главной книге. Для чего собирается уехать из Лондона на снятую им дачу в Патаре.
 Все сложено и упаковано. Билет куплен. Остается только выйти из дома. Но ведь рефлексия.
 Поэтому   наш герой решает , по русской привычке, присесть перед отъездом.
 Как писательский прием  это превосходно. Потому что как раз тогда, когда он присел, и начинаются события. Вот если бы не присел, и романа бы не было. Отдаю должное писательнице.
 Потому что на голову Пирсона сваливаются сразу все.
 Присцилла, его родная сестра, ушедшая от мужа.
 Френсис Марло, родной брат его бывшей жены.
 И наконец сама бывшая жена Кристиан, которая вернулась в Лондон после смерти второго мужа.
 И все что-то требуют от Пирсона. А он не может отказать, потому что рефлексивен, как вы понимаете.
 Не может он отказать и Рейчел, жене его друга-писателя Арнольда Баффина.
 По третьему чтению я поняла, что главный герой в книге вовсе не Бредли Пирсон.
 Это Рейчел, стареющая жена успешного  писателя, выпускающего по одной книге в год. И возраст ее говорит сам за себя. Пятьдесят лет. А она с фингалом под глазом, который поставил ей муж, вся неудовлетворенная жизнью и ищущая , за что бы, вернее , за кого бы уцепиться. И она нашла  за кого. За старинного друга семьи, безответного Бредли, которому она признается в любви и затаскивает его в постель, где, впрочем , у него ничего не получается, но это и не главное для героини. Главвное- душа. Почему -то она решила, что у них совпадение, слияние.
 Вот эти метания стареющих дам в романе - это тоже одна из главных целей автора, на мой взгляд.
 Потому что Кристиан тоже  желает вернуться к Бредли, которого она, как выясняется, не переставала любить никогда, даже и в успешном втором браке.
 Вообще, эгоизм и цинизм этих трех пятидесятилетних женщин- Присциллы, Рэйчел и Кристиан - беспримерен.
 Присцилла на протяжении  всего романа воет , стенает и причитает о своей загубленной жизни.  Читать это невыносимо. Но она хотя бы в конечном счете убивает себя, выпив лошадиную дозу снотворного.
  Для Кристиан главное -чтобы было забавно. Для этого она флиртует с Арнольдом Баффином, но сначала,   втайне надеясь, а потом и откровенно, предлагает Бредли сойтись. При этом поощряя его любовь к Джулиан.
 Самая же соль заключается в Рейчел.
 Которая  ищет любви и дружбы  Пирсона, но не собирается уходить от Арнольда. А когда выясняется, что Арнольд влюблен в Кристиан- она убивает его. Кочергой. Которой Арнольд в начале романа   ударил ее в семейной склоке. И сваливает убийство на Бредли Пирсона.
  Вернемся к Черному принцу, то бишь к Шекспиру. Сами  мысли о Шекспире читатель узнает  из диалогов Бредли и Джулиан Баффин. Это любопытно по части бреда.
 Но речь идет о любви. Пятидесятивосьмилетнего мужчины к двадцатилетней девушке.
Писательница нарядила эту любовь в костюм Гамлета. Поскольку когда Бредли встречает Джулиан первый раз после многолетнего перерыва , она одета в черное трико, ослепительно белую рубашку, черную бархатную курточку, и на ней туфли с пряжками а ля Гамлет.
  И вот что же это?  Романтическая , внезапно вспыхнувшая любовь к юной дочери своих ближайших друзей? " О, как на склоне наших дней сильней мы любим и безнадежней"?
   Думается, все гораздо проще.
 Либидо, внезапно появившееся у героя.
 У него давно нет женщин. Да и с Рейчел две недели назад он не справился.
 А здесь жгучее желание, буквально вспарывающее живот. И получилось, правда, не с первого раза.
 А особенно хорошо получилось почему -то именно тогда, когда он узнает( будучи с Дждулиан в Патаре) от Френсиса Марло о смерти Присциллы.
 И он  бросается не в Лондон к  свершившемуся там несчастью с сестрой.
 А к Джулиан, которою овладевает с какой-то новой для него силой ( скрыв от нее несчастье с Присциллой)
 Кхе, кхе, какие нехорошие мысли   появляются в отношении героя. Нет ли здесь еще и какого-то особого извращения психики?
 А герой пострадал - да. Его посадили за не им совершенное убийство.
 Роман состоит из трех частей.
По-моему, писательница вполне могла бы обойтись одной- самой последней.
 Поскольку динамика появляется именно там. Действия следуют одно за другим . И какие действия.
 И , на мой взгляд, вполне можно было ужать первые две части до минимума, в результате чего могла бы появиться прекрасная , захватывающая книга.
 Поскольку  все-таки роман необычайно реалистичен.
 Особенно  это видно в четырех послесловиях к событиям: Рейчел, Кристиан, Френсис Марло и Джулиан.
  Из которых выясняется, что из всех, кто буквально гонялся за Бредли при его жизни, никто его не любил. Все четверо заявили, что именно его любил Бредли. В том числе и гомосек Френсис.
 Что же касается психологизма, он все-таки отдельными бликами в романе вспыхивает.
 Ну, например, когда Бредли наконец -то решительно спускает в унитаз обмылки, которые он ( опять же в силу своей рефлексии) никак не может выбросить.
Или в не совсем свежей бретельке , спадающей с плеча у Рейчел из-под платья.
 Или в выпирающем из рваных колготок теле у лежащей на кровати Бредли Присциллы.
 И что я заметила.
 Эту книгу очень любят психологи.