О первичности и вторичности

Александр Ивашкевич
       Всё что есть - существует независимо от сознания человека.
       Всё, что есть для человека - есть только благодаря сознанию человека.
       Оба утверждения истинны в равной степени. Так устроен мир и человеческое восприятие и мышление. Это "реальность". А "действительность" - это иное...
       Без "мира - природы" не было бы и нас. Мы есть часть Природы. Когда-то на Земле не было ни растений, ни животных, ни людей. Так? И вас не было когда-то...
       Без нас нет  мира, о котором мы сейчас рассуждаем. Реально. Попробуйте мне доказать обратное.
       Можно принять ту или иную "альтернативную" точку зрения и исходя из неё построить мировоззрение. Получится либо "материализм" или "идеализм", или ещё какая хрень...
       А можно признать верными обе точки зрения. Только такой подход противоречит общепризнанному способу объяснения - формальной логике.
       Разделять всё  на две независимые и "противоположные" сущности - это особенность сложившегося человеческого способа восприятия мира и природы  и специфика  мышления.
       Камень есть, потому, что он есть для нас.
       Камень существует потому, что я его воспринимаю. "Существовать, значит быть воспринимаемым" - говорил мудрый философ-сенсуалист Беркли.
       "Мне"  никто и  никогда не докажет, что без "меня" останется этот камень... Это так. Если меня не будет, то как мне кто-то сможет что-то "доказать"?  А если я есть, то вы все существуете в моём сознании, поскольку я вас воспринимаю посредством органов чувств. Вы где-то вне меня и ещё не известно насколько вы реальны. А не моё восприятие.   Мол у каждого свой мир, находящийся в его ожущениях, восприятии, сознании, мышлении.  Не будет меня, не будет и моего мира, в котором есть вы...  А "твой" мир - это всего лишь моё представление о тебе и вера меня в тебя...  Останется ли "твой" мир или "его" мир, если "меня"  не будет - это рационально недоказуемый и  не решаемый вопрос... Вопрос веры!
       Доказать существование Бога столь же невозможно, как и доказать Его отсутствие. http://www.youtube.com/watch?v=iEFO3hHl3as
       Что есть"первично", а что есть"вторично" - любимая тема философствующих людей. Ленин безапелляционно заявил, что это "основной" вопрос философии - вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе или «Что первично, дух или материя?».
       Очевидно, что яйцо не может возникнуть без курицы.
       Понятно, что курица не может возникнуть без яйца.
       Оба утверждения совершенно справедливы! Но формальная логика требует признания чего-то одного. Может стоит что-то подправить в классической формальной логике?
       Квантовые физики так и поступили. Корпускулярно-волновой дуализм. Дополнительность взаимоисключающих утверждений для описания реальности. Принцип неопределённости. Вероятность нахождения объекта в данном месте.
       Если же мы признаем, что формальная логика - это всего лишь некий идеализированный набор  представлений, имеющих к действительности такое же отношение,  как идеальный газ к реальному или абсолютно твёрдое тело к реальному твёрдому телу,  то многие "парадоксы" перестанут быть таковыми.
       В Природе нет никакой "первичности" и "вторичности".
       В Природе всё возникло сразу. И "материя", и "сознание", и "дух". Вопрос состоит только как и когда во времени возник конкретный объект, каковы   пропорции и степени ПРОЯВЛЕНИЯ каждой сущности.
       И материя, и сознание, и дух были с самого начала возникновения  нашего мира. Они в разной пропорции и в разной степени реализовывались, проявлялись в конкретных объектах по мере эволюции мира. Но они неразделимы между собой и одно без другого быть не может. Они есть во всём, что есть. Одно во всём, всё в одном. Но в разных пропорциях и степенях проявления.  В одном объекте чего-то больше, а чего-то меньше, а в другом объекте - наоборот.
       В человеческом организме сознание и духовность вышли на актуальный уровень. Уровень реализации. Уровень управления.  И вся история развития человечества свидетельствует о том, что доля сознания и духовности постепенно возрастают как в отдельном  человеке, так и человечестве а целом.
       И совершенно понятно к чему это приведёт...
      
      "Что есть реальность?" http://proza.ru/2022/04/30/1648
      "Кто Я?"  http://proza.ru/2020/04/11/997
      "Тройственность мира"  http://proza.ru/2015/11/12/1322
      "Я - это нечто, то что..." http://proza.ru/2019/07/27/1537
      "Триадность устройства нашего мира. Факт!" http://proza.ru/2019/05/02/1219
      "Троица порождает кварту" http://proza.ru/2019/01/22/1805