Эбла взгляд сквозь тысячелетия

Александр Вишневецкий
    
 «Главная ценность архивов Эблы заключается в том, что они свидетельствуют о великом государстве, существовавшем в третьем тысячелетии до нашей эры, и раскрывают его административную, экономическую, социальную и религиозную структуру. Однако в более широком смысле мы здесь сталкиваемся с совершенно новым и незнакомым миром северо-западной семитской культуры…. Речь идет об империи, которая навсегда изменила наше восприятие древнейшей истории».
Итальянский археолог Паоло Маттие, первооткрыватель Эблы.
 
   Среди ряда ученых  существует мнение, что в период создания Святого писания (примерно 1400 год до нашей эры) у семитских племен, ставших обладателями этого документа, еще не было письменности. Но, что тогда сказать про город-государство Эблу, где за 1000 лет до появления ТАНАХа писались законы, описывались события, заключались письменные договора между странами, причем на языке, который можно назвать  протоивритом? 
Встречаются и утверждения, что во времена патриархов еще было невозможно создавать и развивать столь сложные законы и обряды из-за отсталости населения. Но документы Эблы  опровергают и это мнение.
Благодаря открытию древнейшего государственного образования - Эблы, - документальная история семитских племен повзрослела еще как минимум на три-пять столетий и составляет сейчас около 4500 лет. Причем речь идет о письменно подтвержденных датах существования могущественного государства древности со сложившейся экономикой и культурой.
 Открытие Эблы - одно из самых крупных археологических достижений 20 века, сопоставимое по значимости разве что c обнаружением знаменитых рукописей Мертвого моря или Каирской генизы. Полученные данные в совокупности с изучением текстов Танаха помогли глубже проникнуть в историю семитов в дотанахические и танахические времена. Найденные в Эбле клинописные таблички - это крупнейшее собрание текстов столь удаленного от нас исторического бронзового периода. Расшифрованные тексты табличек позволили выявить значительное число городов древнего Ближнего Востока, что свидетельствует о существовании мощной древней цивилизации в период, предшествующий дарованию Торы. Важно отметить, что эти города древнего мира поддерживали  между собой теснейшие экономические и политические связи.
         Начиная с 1964 года, велись археологические раскопки на кургане Тель-Мардих в районе сирийского города Алеппо, близ границы с Ираком. Благодаря этим раскопкам под руководством итальянского ученного Паоло Маттие из Римского университета в 1975 году  в северной Сирии был обнаружен древний город Эбла. Судя по результатам, этот город существовал как уже  обжитая территория в 4-м тысячелетии до нашей эры. Название «Эбла» означает «Белая скала», вероятно, из-за известняка, на котором был построен город. Он был столицей древнейшего богатого, процветающего и культурного одноименного государства  с общим населением около 300 тысяч человек, монопольно занимавшегося торговлей.
Паоло Маттие рассматривает Эблу времен 2400 г. до новой эры, как огромный по тем временам богатый полис. С началом археологических раскопок в Эбле были обнаружены многочисленные остатки жилищ, храмов, хранилищ воды. Цари Эблы того времени стали настолько могущественными, что конкурировали с Саргоном, царем Аккада и завоевателем Шумера, за господство в регионе. Эбла, как государство, достигшее расцвета за счет торговли, стремилась поставить под свой контроль важнейшие торговые пути.
Это был укрепленный город, окруженным внушительными крепостными стенами из каменных блоков с четырьмя воротами и акрополем ( центральной укреплённой частью на холме). Акрополь имел протяженность почти в километр. Он находился в центре города, возвышаясь над остальной его частью, построенной из необработанного кирпича. Акрополь объединял храмы и королевский дворец. Это был административный, финансовый и дипломатический центр государства. Численность прислуги во дворце достигала около 12 тысяч человек, в пределах городских стен жило около 50 тысяч человек, а в пригородах и ближайших поселениях проживало более двухсот тысяч человек. Правителями  этой страны могли стать люди, прошедшие через ряд ответственных постов - послов в других странах, руководителей городов. И только затем, если они справлялись с порученной им работой, им могли доверить правление страной - решение важных вопросов финансов, заключение договоров с другими странами.
Царь (маликум) опирался на совет старейшин, состоящий из самых богатых людей. Женщины играли заметную роль в жизни государства. Высокого развития достигли ремесла. Внутри огромной территории дворца находились мастерские ювелиров, гончаров, скульпторов, живописцев. Предметы, находимые в местах захоронения царей Эблы ,свидетельствуют о развитии технологий и наличия высокого художественного вкуса у жителей Эблы. Это   многочисленные предметы быта, статуи из многоцветных камней, красивая мебель из ценных пород дерева с украшениями, ожерелья, золотые браслеты и кольца из золота, базальтовые скульптуры божеств, камни с изображением процессий людей и фантастических животных.
   В социальном плане население Эблы делилось на привилегированных горожан и иноземцев. Горожане были представлены многочисленными ремесленниками. К иностранцам относились послы других стран, купцы, военнопленные, наемники и рабы. Собственного войска у Эблы не было, военные нанимались в случае необходимости. С помощью наемников захватывались города, с которых взималась дань и выкуп серебром и золотом. Религия была отделена от государства, хотя имелось значительное число храмов со служителями культа - жрецами и жрицами. Среди жрецов были пророки, пытавшиеся предсказать события.
Отмечались религиозные праздники, которые сопровождались ношением статуй богов. Многочисленным статуям богов приносились жертвы в виде овец, коз и другой живности, пива, хлеба, масла. Но были дары  из драгоценных металлов — золота и серебра: фигурки животных, миниатюрные колесницы и тележки, кубки, браслеты, кинжалы.
   Торговля в Эбле была главным ключевым моментом, она превратила государство в богатую и развитую по тем временам страну. Торговые связи Эблы доходили  до Кипра и Крита на Западе и до территории нынешнего Афганистана на Востоке, а область влияния  простиралась далеко на юг и охватывала всю территорию современной Сирии, Ливана, Израиля. Имелись постоянные торговые контакты с крупнейшими государственными образованиями того времени Аккадом, Шумером и Египтом . Эбла экспортировала шерстяные ткани в обмен на поставки меди, керамики, дерева, шкур и драгоценных камней (лазурь доставлялась из территории нынешнего Афганистана). Богатство Эблы основывалось также на производстве сельскохозяйственных продуктов - выращивании ячменя и изготовлении оливкового масла. Этими товарами Эбла тоже торговала.
  Древесину везли  из близлежащих гор, а также вероятно из присредиземноморских лесов Ливана (как позднее царь Соломон  при строительстве Первого храма). Металлы доставляли из Анатолии, оттуда вывозили дорогие пурпурные ткани с золотыми нитями. Такие ткани и сейчас производятся в этих краях местными мастерами. В годы своего расцвета Эбла контролировала значительные территории, вплоть до побережья Средиземного моря, и  все было связано в первую очередь с торговлей. Жители Эблы того времени владели 200 тысяч голов животных (овцы, козы и коровы).
   Торговля велась даже с удаленными территориями, и в этих случаях она осуществлялась поэтапно посредством нескольких торговцев из этих удаленных мест . Торговыми партнерами Эблы были города   Бейрут, Дамаск, Газа, Хацор, Лахиш, Магидо, Дор. Торговля требовала документального учета, и тем самым она способствовала развитию письменности.
   До открытия Эблы считалось, что этот регион был населен малограмотными кочующими племенами, но оказалось, что там находились развитые города и государства во главе с царями и грамотным населением. Отсюда следует очевидный вывод: Танах появился не на пустом и диком месте, как бы из ничего, а создавался, опираясь на технологичные и богатые цивилизации предшествующего времени. Скорей всего, Танах писался не только на основе легенд и устного творчества, передаваемого из поколения в поколение, но и на основе письменных документов, типа тех, что найдены в Эбле.
  Обнаружение архива дворца Эблы примерно с 17000 глиняных таблиц и фрагментов таблиц с текстами, написанными клинописью, 25-23 веков до новой эры позволило ученым довольно основательно изучить это древнее государство. Таблички царства Эблы стали также важной находкой для исследователей Танаха. Таблички царства Эблы подтверждают многое из описанного в Танахе. Потребуется много  времени до полного  исследования связей между царством Эбла и библейским миром, но уже сейчас найденные материалы стали важным вкладом в эти исследования.
Таблицы написаны на языке шумеров и неизвестном до времени открытия Эблы языке «эблаите». Благодаря исследованиям еще одного итальянского ученого Джованни Петтинато, главного ассиролога и шумеролога Римского университета,- были дешифрованы тексты на эблаитском языке. Оказалось, что эблаит принадлежит к семитской группе языков, он близок к древнему ивриту и финикийскому языку. Язык Эблы включает в  себя как элементы восточносемитского (аккадского), так и западносемитского (древнееврейского и арамейского) языков. Были обнаружены словари шумеро - эблаитские на 3000 слов, что также способствовало прочтению текстов на эблаите. Кстати, эти словари древнейшие в мире, и они дают возможность лучше понять и осмыслить развитие языка иврит.
Предполагается, что эблаит предшествовал языку древних ханаанцев, которые пришли на землю Израиля 1000 лет спустя. Эблаитский язык не был разговорным у населения Эблы, он выполнял функцию международного письменного языка региона Ближнего Востока того времени. Во дворце Эблы обучали писарей и чиновников, причем они должны были в равной мере владеть шумерским и эблаитским , чтобы  составлять документы на обоих языках. Эти тексты позволяют дополнить излагаемое в Танахе событиями предшествующих времен,  они подтверждают достоверность  Танаха в  описаниях уклада жизни, экономики, связей государств, истории и культуры того времени.
Архивы Эблы - уникальный материал для изучения истории человечества и, в частности, древнего Ближнего Востока. Расшифровка клинописей позволила познакомиться с политическим и государственным устройством Эблы, ее экономикой, торговлей и культурой, налоговой системой, с жизнью дворца, населения, жрецов, купцов и дипломатов населявших Эблу. Также мы узнаем о религии, исторических хрониках, о военных походах, международных договорах и соглашениях, о закупленных и проданных товарах, о переписке между чиновниками и правительственными учреждениями, о литературных произведениях. Есть сведения о пище, о животном мире, по географии, по истории, по управлению государством, по посланиям и древним танахическим городам региона.
В документах Эблы, как и позднее в Танахе, говорится об оплате за покупки серебром, что подтверждает правдивость Святого писания и в этом вопросе. Религия в таблицах Эблы дает нам представление о семитских, ургитских и шумерских божествах древней Эблы. Ценнейшей информацией является литературное творчество того времени в виде мифов, воспеваний божеств. В  таблицах Эблы приведены тексты о создании Земли и всего окружающего - неба, солнца, луны, и все это приписывается творению одного божества. Ниже приведен отрывок из стихотворного текста одной из таблиц:
"Властелин неба и земли
Земли не было, ты ее создал,
Не было дневного света, ты его создал,
Утреннего света не было, ты его создал".
Правда, число богов, которым поклонялись жители Эблы, составляет несколько сотен. Содержат глиняные таблицы и первый рассказ о потопе, его описание предшествует описанному в Торе. Подтверждается и древность слова «Ханаан», которое упоминается затем в Торе, хотя к моменту появления  Торы современники Авраама - хананеи- уже не жили в районе нынешней Сирии. Имена, встречаемые в Торе, за 1000 лет до этого использовали жители Эблы: Ми-ка-ил, Иш-ма-ил ,  Аврам, Ишраил, Даудум (Давид). Известно, что Микаил переводится с иврита как «Кто подобен Б-гу». Соответствует ли окончание – «ил» слову Б-г в эблаите, как это имеет место в иврите? Это утверждение оспаривается целым рядом ученых, которые утверждают, что окончание «ил» должно быть прочитано иначе и приводят соответствующие версии. 
Весьма интересным представляется и факт наличия у самого могущественного из царей Эблы имени Эврум, ассоциации возникают с двумя словами, одно - это имя праотца евреев, и другое «иври» (еврей). Но, царя Эблы от праотца евреев отделяет слишком большой временной интервал , чтобы говорить о тождественности. Также в текстах Эблы встречается слово "навитум" (нави на  иврите - "пророк"). В таком же смысле «пророк», как и в Торе, это слово было использовано в Эбле, что свидетельствует о том, что пророчество у семитов имело место намного раньше . Мир Торы, культура представленная в ней, тесно увязаны по многим данным с миром более древней Эблы.
 Удивительным является факт упоминания названий многих городов в архивах Эблы, которые затем мы находим в Торе: Ур, Иерусалим, Библ, Сидон, Газа, Акко и другие. Упоминание Иерусалима впервые встречается в документах Эблы. Области, упоминаемые в них, включали даже Лахиш, Содом и Гоммору в Ханаане, вблизи Мертвого моря. Упоминание Содома и Гоморры также перекликается с Торой. Эти два города упоминаются в таблицах Эблы, как существующие, а в Танахе уже- как погибшие в результате катастрофы, представленной как Б-жественное наказание. И то, что эти города не найдены до сих пор, уже не может являться свидетельством того, что они не существовали, т.к. они зафиксированы в документах Эблы.
 Упоминание городов Израиля в таблицах Эблы (что в принципе нуждается в дальнейших исследованиях) вызвало особо негативную реакцию в Сирии из-за связи истории Эблы с еврейской святыней - Торой. Сирийское правительство было "возмущено доминирующим акцентом на Западе о предполагаемом Библейском значении табличек". Сирия выступила против связи библейских патриархов с историей Эблы, расположенной на ее территории. Чтобы продолжить исследования,  ученым пришлось в угоду политическим амбициям Сирии объявить ряд дешифровок спорными. Это закончилось отставкой дешифровщика текстов Эблы Петтинато и его отказом подтвердить правильность многих переводов. Сделано это было не только ради необходимости более тщательного изучения текстов, но и ради того, чтобы итальянские ученые могли продолжить раскопки и изучение Эблы.
   Дошло до того, что вновь назначенный директор итальянских археологов, производящих раскопки в Эбле, заявил: «Эти утверждения (о связи табличек Эблы с Танахом) были распространены американскими сионистскими центрами, которые разрабатываются для гнусных целей доказательства экспансионизма и колониальных представлений лидеров сионизма". Тем не менее, понятно, что такое заявление не больше, чем политическая игра. Эблу, в любом случае, можно рассматривать как начало еврейской истории, документально подтвержденной, хотя эти доказательства оспариваются многими нашими недоброжелателями. По сути, ныне идет политическая возня на фоне фактов, и наука должна сказать свое веское,  правдивое слово.
Противостояние с Аккадом завершилось поражением Эблы. Город был сначала разгромлен и разграблен примерно в  2350 году  до новой  эры царем соседнего крупного аккадского государства, Саргоном.  Затем примерно в  2250 году  до новой зры. Нарамсин, внук Саргона, захватил  Эблу и сжег ее. Он повелел в честь этой победы воздвигнуть монумент с надписью: «Нарамсин, могущественный завоеватель Эблы, которую раньше никому не удавалось покорить». Огонь способствовал обжигу  глиняных табличек с клинописью  и сохранению их на  долгие  века. Второй расцвет Эблы приходится на период с 1850 до 1600 года до новой эры, затем  она была  разрушена хетами.
   Тесно перекликается с историей Эблы по времени найденная магическая надпись, выполненная иероглифами, обнаруженная в Египте в пирамиде фараона Униса, построенной в 24 веке до нашей эры. Эта надпись содержит заклинание против змей и написана она на семитском языке. Недавно ее удалось  дешифровать в иерусалимской Академии языка иврит профессору Моше Бар - Ашеру. Заклинание гласит: "Хлеб отца твоего – тебе, пусть атака твоя пройдет мимо цели". Заклинание было предназначено для отпугивания змей от мумий.
   Похоже, что древние египтяне верили в магические способности языка семитов. Эта надпись-свидетельство того, что семитские племена уже тогда находились на территории Египта. Упомянутая находка дополняет и расширяет наши представления о древних семитах, проживавших в то время на огромных территориях и обладающих  высокой по тем временам культурой и письменностью.
Гибель Эблы, с ее языком и культурой, не означала гибели ее культурного наследия. Оно прослеживается позднее не только у евреев (о чем свидетельствует Танах), но и в городской культуре соседних стран и городов как, например, в Угарите — портовом городе на берегу Средиземного моря, расцвет которого приходится на XIV век до новой эры. Что касается эблаитского языка, то он дает нам возможность более глубоко заглянуть  в истоки формирования языка Торы и современного иврита.
  Огромный временной отрезок отделяет нас от периода существования государства Эбла. Анализ текстов таблиц и их правильное толкование (особенно это касается названий городов и имен людей) представляет весьма сложную задачу и нуждается в дальнейших, длительных исследованиях и уточнениях. Поэтому утверждать, что все касающееся Эблы (в том числе и в данной публикации) можно рассматривать как абсолютно достоверный материал, было бы ошибочным. Представленный здесь материал отражает те взгляды, которые сложились у современных специалистов по этому вопросу при изучении материалов Эблы, и которые нашли широкое отражение в прессе и Интернете на разных языках.