Александр Дольский

Майя Уздина
Вторая редакция.

Какой прекрасный, душевный вечер устроила я себе. Прежде, чем читать свою старую  публикацию, хочется оживить в памяти автора, о котором я пишу, свои впечатления от его  исполнения. Вот я  и слушала песни Александра Дольского. Настроение совершенно поменялось. Лирика исполнения захватила меня. Последней песней была :  «Одиночество прекрасней». Устройте себе такой праздник. Это так просто  сейчас сделать. https://www.youtube.com/watch?v=iarmqU4ysSw

Александр Александрович Дольский - поэт, актер театра Аркадия Райкина, музыкант, виртуозно владеющий гитарой. Родился 7 июня 1938 года в городе Свердловске.
Отец - Дольский Александр Викторович Заслуженный артист России, мать - Дольская Елизавета Александровна, балерина, выпускница Ленинградского академического хореографического училища имени А.Я. Вагановой. Супруга - Дольская Надежда Александровна. Воспитывает 3-х сыновей. Живет в Санкт-Петербурге.

После школы работал слесарем. Окончил строительный факультет Уральского политехнического института им. С. М. Кирова в 1963 году, аспирантуру на инженерно-экономическом факультете и музыкальное училище по классу гитары (1963).
Игре на гитаре Александр учился у знаменитого педагога-гитариста Л.А. Воинова. Услышав игру начинающего музыканта, влюбленный в гитару Лев Алексеевич, сам предложил с ним заниматься и несколько лет отдавал Дольскому не только время, но и душу. Он не щадил своего ученика, ставил перед ним сложные профессиональные задачи, заставлял играть классику: Э. Гранадоса, И. Альбениса, Э. Вилу-Лобоса, Тарреги, переложенные для гитары, европейских классиков - Моцарта, Баха, Мендельсона, Бетховена, Чайковского, произведения русских композиторов 19-20 веков, написанные для гитары.

В 50-е годы Дольский -  лауреат первого послевоенного конкурса артистов эстрады как гитарист (2-е место).

В 1961 году был приглашен для участия в первом послевоенном Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Участвовал в третьем туре в Москве и стал дипломантом конкурса. После чего получил аттестационное удостоверение артиста филармонии по специальности солиста-инструменталиста (гитара).

Работал в НИИ градостроительства, с осени 1979 года по приглашению Аркадия Райкина был актером Ленинградского театра миниатюр, через год стал солистом эстрады.

Победитель 6-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
Поэт, заслуженный артист России. Член Союза драматургов. Есть у А. Дольского песни на стихи французских, английских, американских и российских поэтов.

Поэт и исполнитель находит свою творческую манеру - его песни начинают отличаться подлинной поэтичностью, насыщаются неброской, не парадной романтикой, в них проступает какая-то особенная, светлая грусть, мелодии его пленяют акварельной прозрачностью.

В 1970-е годы песни Александра Дольского становятся известными во всей стране, но содержание их, столь близкое публике,  остается под запретом цензуры - как и все в литературе и театре, что было чуждо официальному, партией разрешенному искусству.

Часть его многочисленных песен принадлежит в это время культуре андерграунда, но и здесь они разнятся от песен других авторов: их отличает высокая музыкальность, виртуозность исполнения и высокий поэтический смысл.

Начиная с 1980 года он вновь переходит в новое качество, став, как принято говорить, "свободным художником". В том же году выходит его первая пластинка-гигант "Звезда на ладони".

«С 1989 года начались активные поездки А.Дольского с творческими выступлениями по России, Германии, США, Израилю, Австралии, Чехословакии, Сербии, Франции, Голландии, Великобритании. Пластинки Александра Дольского, выпущенные миллионными тиражами, распроданы полностью, его концертов ожидают во всех концах бывшего Советского Союза, и они собирают даже тысячные аудитории".(Из рецензии)

Многие его песни стали в полном смысле слова народными, семейными и передаются от родителей к детям. Его творчество изучается в школах и в гуманитарных вузах.  Юмор стиха - яркий, сочный, без тени опошливания. Мелодии - хороши, голос - в полной гармонии с душой. Его выступление превращается в театр одного актера, в своеобразный спектакль, где перед зрителями проходит целая галерея персонажей - от романтика, влюбленного в свой город, до озорного шутника.

Дольский поет песни политические и детские, песни, сочиненные на стихи английских, американских, французских авторов. Ряд вещей написан им в модных танцевальных ритмах,    они и  манера их исполнения чаще всего окрашены нотками некоторой пародийности.

Но главной в его творчестве остается тема лирическая. За кажущейся простотой, безыскусственностью многих его строчек стоит общечеловеческое, близкое каждому.

Он владеет инструментом виртуозно, любимая им гитара плачет и смеется, по его желанию может отозваться хрустальным звоном клавесина, рассыпаться трелью балалайки, простучать сухой дробью барабана.
И он с полным основанием включает в свои программы музыкальные пьесы, демонстрируя игру мастерскую, изящную, темпераментную.

В 1978 году Булат Окуджава задумал организовать секцию поющих поэтов при Союзе писателей СССР. Для представления жанра авторской песни он пригласил Александра Дольского. Вторым поэтом была Вероника Долина. Идея не была реализована по не зависящим от Б.Окуджавы и А.Дольского причинам.

В 1989 году А.Дольскому присвоено звание Заслуженного артиста России. За большой вклад в русскую культуру ему  присуждается Президентская стипендия. В 2002 году он удостоен Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы.

Тексты песен А.Дольского:


ДВЕ ЖЕНЩИНЫ.

Две женщины: одна стройна и величава,
другая - утонченна и смугла,
явились мне без зова для начала,
расстроив мои мысли и дела.
Какой прекрасный случай и печальный,
я недостоин ни одной их них,
их чистоты высокой изначальной,
но я люблю, и сразу их двоих.

Как юность нам с небрежной простотою
дарует единенье душ и тел!
Так зрелость уязвима красотою,
и чувствует сближению предел.
Ни слова лишнего, ни жеста, ни касанья,
а лишь случайный робкий взгляд стремглав
на темной пряди рифмы угасанье,
на светлой - гармоничных звуков сплав.

Что блага все, что вера и что слава?
Когда б на них двоих я променять все смог.
Двоих люблю, но разве это слабость?
И Зевс вот так страдал, а он был бог.
И стал я им служить, и жизнь я строю,
как их капризы мне велят порой.
Назвал я Музыку любимою сестрою,
Поэзию - любимейшей сестрой.

ЕСТЬ В МУЗЫКЕ ТАКАЯ СИЛА...

Есть в музыке такая сила,
такая тягостная власть,
что стоит под нее подпасть,
и жизнь покажется красивой.

Но музыканты, вот напасть,
порой горды невыносимо
и неоправданно спесивы,
что публике попали в масть.

Они забыли, что призванье,
не рента славы и утех,
и за таланты, как за грех,
грядет работы наказанье.

А музыка, живя в природе,
сама служителей находит.
1956
СМОТРЮ НА ТЕБЯ И НЕ ВЕРЮ.

Смотрю на тебя и не верю,
как может природа создать,
в такой ослепительной мере
такой красоты благодать,
как можно из атомов почвы
и легких молекул небес
слепить этот профиль неточный
и стан, отрицающий вес,
и речи, как скрипка с органом,
на фоне шумящих лесов,
и ум, ироничный и странный,
подвижный, как стрелка весов,
и руки, плывущие грустно,
по правилам северных птиц,
и губы, твердящие устно,
пробелы мудреных страниц.
Как жаль, что любые портреты
в движении сидя и в рост,
не смогут скопировать это,
оттенки и глаз, и волос,
а голос из света и влаги,
и музыки прежних времен,
значками на нотной бумаге
не может быть запечатлен.
Чисты, совершенны движенья,
как съемка замедленных крыл.
Я думаю, эти решенья
Господь не один находил.

ОБРАЩЕНИЕ К ДРУЗЬЯМ

Есть порой у нас забота -
отводить навет и ложь,
если стоишь ты чего-то,
без врагов не проживешь.
Различать врагов несложно,
так на свете повелось -
чем враги твои ничтожней,
тем безудержней их злость.
Ну что за жизнь, когда кругом
одни друзья и их не счесть...
Никто не стал твоим врагом,
не заслужил ты эту честь.
Оболгут твои дороги,
кто изустно, кто строкой,
будут все твои тревоги
им на радость и покой.
Нет, друзья мои, не нужно
обижаться (век учись) -
ваша лесть обезоружит,
злоба их - толкает ввысь.
Не вестник боли и беды,
а дум высоких верный знак,
и за последние труды
награда мне - мой новый враг.
Я врагов крупнее жажду
по зубам и по уму,
мне из них понятен каждый,
я неясен никому.
Я за ними наблюдаю,
изучаю каждый шаг.
Вы, друзья, мне много дали,
вдвое больше - каждый враг.
С друзьями сдержан я подчас
и снисходителен к врагам,
я с другом ссорился не раз -
но за него и жизнь отдам.
Если враг меня похвалит
и растопит старый лед,
значит, с другом прозевали
мы ошибку, недолет.
Враг меня работать учит
и спасает от тоски.
Нет друзей верней и лучше,
чем заклятые враги.
Среди сует и передряг
нас жизнь порою вознесет...
И верный друг, и верный враг,
как два крыла среди высот.
1981


ГОСПОДА ОФИЦЕРЫ.

Все идешь и идешь. И сжигаешь мосты.
Правда где, а где ложь? Слава где, а где стыд?
А Россия лежит в пыльных шрамах дорог.
Россия дрожит от копыт и сапог.

Господа офицеры, голубые князья.
Я конечно не первый, и последний не я.
Господа офицеры, я прошу вас учесть:
Кто сберег свои нервы, тот не спас свою честь.

Кто мне враг, кто мне брат, разберусь, как нибудь.
Я российский солдат, прям и верен мой путь.
Даже мать и отца, даже дом свой забыть,
Но в груди до свинца всю Россию хранить.

Господа офицеры, голубые князья.
Я конечно не первый, и последний не я.
Господа офицеры, я прошу вас учесть:
Кто сберег свои нервы, тот не спас свою честь.

Нет мне доли иной ни в любви, не в боях.
Только твой непокой - о Россия моя.
А Россия лежит в пыльных шрамах дорог.
А Россия дрожит от копыт и сапог.

Господа офицеры, голубые князья.
Я конечно не первый, и последний не я.
Суд людской или божий через тысячу лет
Господа офицеры, не спасет вас, о нет.
1962

ОДИНОЧЕСТВО ПРЕКРАСНЕЙ.

Холодный взгляд любовь таит
И красота гнетет и дразнит.
Прекрасны волосы твои,
Но одиночество - прекрасней.
Изящней рук на свете нет,
Туман зеленых глаз опасен.
В тебе все: музыка и свет,

Но одиночество, но одиночество,
Но одиночество прекрасней...

С тобою дни равны годам,
Ты утомляешь, словно праздник.
Я за тебя и жизнь отдам,
Но одиночество - прекрасней.
Тебе идет любой наряд,
Ты каждый день бываешь разной.
Счастливчик, люди говорят,

Но одиночество, но одиночество,
Но одиночество прекрасней...

Не видеть добрых глаз твоих
Нет для меня страшнее казни.
Мои печали на двоих,
Но одиночество - прекрасней.
Твоих речей виолончель
Во мне всегда звучит - не гаснет.
С тобою быть - вот жизни цель...

Но одиночество, но одиночество,
Но одиночество прекрасней...

Дискография

К настоящему времени дискография Александра Дольского включает диски-гиганты, выпущенные фирмой «Мелодия»:

1979 — «Старинные часы»
1980 — «Звезда на ладони»
1981 — «Государство синих глаз»
1983 — «Ленинградские акварели»
1985 — «Тёплые звёзды»
1987 — «Прощай, XX век»
1987 — «Пейзаж в раме»
1988 — «Оглянись не во гневе»
1991 — «Музыка над моей головой»
1991 — «На круги своя»
1991 — «Тайная вечеря»
2000 — «Российские барды. А. Дольский»
А также компакт-диски:
1995 — «Возвращение в Петербург»
1995 — «Звезда на ладони»
1996 — «Ангел-хранитель»
1996 — «Недостреленная птица»
1997 — «Туманы и дожди»
1997 — «Русский вопрос»
1997 — «Трава и ветер»

С 1996 года вышли 10 компакт-дисков со старыми и новыми песнями:

«Старинные часы»
«Государство синих глаз»
«Ленинградские акварели»
«Теплые звезды»
«Прощай, XX век»
«Оглянись не во гневе»
«Пейзаж в раме»
«Музыка над моей головой»
«На круги своя»
«Тайная вечеря»

Фильмография

1971 — «Кочующий фронт» (Свердловская к/с) — эпизод
1979 — «Прощание с осенью» (музыкальный телефильм, Ленфильм) — исполнитель песен
1987—1988 — «Игра с неизвестным» (документальный, к/с им. Довженко)
1988 — «Два часа с бардами» (документальный, Мосфильм)
1990 — «Когда святые маршируют» (Ленфильм) — Виктор Иванович Кротов, грузчик в магазине
1990 — «Новая Шахерезада» (Ленфильм) — Сергей Алексеевич Воронцов, сосед
2007 — «Монологи на фоне красного кирпича, или 20 лет спустя» (документальный, «Киностудия ПС» (Санкт-Петербург))
Литература
«Пока живёшь». Библиотечка журнала «Огонёк», 1988
«Каменные песни». Художественная литература. Ленинградское отделение, 1990
«Синий автопортрет». 1991
«Четыре ангела». Харьков, 1991
«Благословение». 1993
«Я пришёл дать вам выпить, или Как я был Александром IV». 1994
«Песни Одиссея». Санкт-Петербург, 1998
«Свет небес». 1998
«Летейское вино». 1999
«Сонеты». Санкт-Петербург, 1999
«Александр Дольский. Сочинения. Стихотворения». Локид-Пресс, серия «Голоса. Век XX», 2001
«Беседы с Иисусом». Агентство «РДК — принт», 2001
«Сонеты». Санкт-Петербург, 2002
«Венки сонетов». Санкт-Петербург, 2003
Роман в стихах «Анна» (2005)

Награды, звания

Заслуженный артист России (1989)
Лауреат Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы (2002)
Член Российского Межрегионального союза писателей (РМСП) (2007)

Ссылки

Официальный сайт Александра Дольского
Дольский, Александр Александрович в библиотеке Максима Мошкова
Биография музыканта и поэта А. Дольского
Сайт творчества А. Дольского
Статья об А. Дольском в ЖЖ, к 69-летию
Статья «История и современность в стихах-песнях Александра Дольского о России»
Статья об А. Дольском, 1989 г.


Можно послушать автора:

http://www.youtube.com/watch?v=Zq2sjDADEDU
http://www.youtube.com/watch?v=DAhJFW3kopg
http://www.youtube.com/watch?v=nS90MLxXtrg
http://www.proza.ru/2012/12/14/1381
http://www.youtube.com/watch?v=Zq2sjDADEDU
http://www.youtube.com/watch?v=DAhJFW3kopg
http://www.youtube.com/watch?v=nS90MLxXtrg