ХХ- Про креативный развод

Марк Сандомирский
Концепция "Креативного развода"

Термин "Креативный развод" предложен О. Бутман, автором одноименного арт-проекта
В данном тексте он описан в аспекте социально-психологическом.

1. Вначале - об очевидном: социальный аспект

Развод - актуальная проблема для многих. Даже когда он неизбежен, часто супруги (особенно женщины) долго не могут на него решиться, а решившись, длительное время страдают от  продолжающихся негативных эмоций.  Отношения и после развода не становятся завершенными, бывшие супруги продолжают их "выяснять", предъявляя взаимные претензии. При этом часто страдают дети, становящиеся заложниками подобной ситуации. Все описанное является отражением кризиса семьи в современном обществе.

2.Социально-психологический аспект

Основное противоречие проблемной ситуации в том, что развод "внешний" не переходит в развод "внутренний": бывшие супруги не могут "простить и отпустить" друг друга, порой им долго не удается заново найти себя и вернуться к нормальной жизни.
Причины этого противоречия кроются в сочетании, переплетении "корней" социальных и психологических:
-устаревших общественных стереотипов семейных отношений;
-влиянии семейного сценария, которому участники слепо подчиняются, поскольку не осознают его;
-отсутствии в обществе культуры чувств, понимаемой как набор практических жизненных навыков преодоления негативных эмоций;
-социальной разобщенности.

3. Креативный аспект

Новый подход  к решению проблемы - креативность, не только в плане высоком (искусство), но и житейско-практическом, как поиск новых оригинальных решений в повседневной жизни. Разбудить в себе ресурсы креативности означает взглянуть иначе на себя и отношения (как супружеские, так и родительские), и тем действительно, а не на словах преодолеть негативные переживания  и начать выстраивать жизнь по-новому.
Тем самым освободиться от прошлого, продолжающего омрачать жизнь в настоящем и препятствовать строительству будущего; от "диворсификации" жизни, когда ее смыслом становится развод и его последствия, перейти к ее диверсификации.

Научиться этому могут все желающие - с одной стороны, креативным образом решать личные проблемы самостоятельно, с другой - обмениваться опытом и опираться на взаимную поддержку)