Основа

Сергей Ксенофонтов 0
      Весна! Земля матушка просыпается после зимнего отдыха, робко пробивается свежая травка, деревья, сладко потягиваясь, расправляют свои ветви, протягивая их к весеннему, щедрому солнцу. Всё вокруг пробуждается, в воздухе витает радость в предвкушении новых впечатлений.
 
      В монастыре, что стоит на возвышенности и словно маяк сверкает на солнце золотом своих куполов, начинается подготовка весенним работам. Братия рада каждому паломнику, приезжающему в монастырь отдохнуть душой, возвыситься в молитве да оказать посильную помощь. А приехали нынче учителя, один пожилой мужчина убелённый сединой и паренёк с девушкой, похожей на стройную березку.
 
     Настоятель монастыря отец Сергий, встретил гостей, разместил на ночлег и пригласил в трапезную покушать с дороги. Крынка с молоком, румяный каравай свежеиспечённого хлеба и глубокая деревянная чашка, доверху наполненная душистым, янтарным мёдом, вот такой натюрморт красовался на столе. Старец нарезал хлеб, разлил молоко по кружкам  и молча лишь одной улыбкой, которая стоила сотни слов, пригласил отведать угощения. Паломники замешкались, на столе не было ни одной ложки. Сергий отломил кусочек хлеба, бережно обмакнул его в мёд. Свершилось чудо хлеб и мёд соединились и засверкали. Вкушал настоятель, не спеша, глаза его лучились, приглашая гостей последовать его примеру.
     Покушали, обсудили, с чего начнётся завтрашний день, старец поднялся, чтобы уйти.
  - побудьте ещё немного с нами
робко попросила молоденькая учительница.
  - да, хотелось бы поговорить, посоветоваться
вторил ей пожилой мужчина.

   Так неспешно завязался разговор об учительстве, о трудностях в образовании в целом. Прошло совсем немного времени, а разговор постепенно превращался в монолог пожилого учителя. Говорил он много, не забыл упомянуть, что заслуженный. Речь его была напористой, перемежаясь обильными цитатами. Жаловался, что реформы не дают результата, мол, трудные дети пошли, и учителя сбились с ног в поисках ценностей, на которых построилось бы воспитание. Молодые учителя попытались, вставит слово, но тщетно, в словесном потоке не было ни единой щелочки. Только отец Сергий был тих и безмолвен.
  - вот что можно из таких детей сделать, одни компьютеры на уме да развлечения.
   Поставил жирную точку, заслуженный учитель, в своём спонтанном и бурном монологе.

  А ты себя - то сделал, мил человек?
Прозвучали, словно гром среди ясного неба, слова старца. Рот у мужчины открылся и замер в таком положении, а настоятель продолжил:
  - любое дело, нужно начинать с себя. В себе отыскать то универсальное, что есть у каждого и у малого, и у старого. Это совесть! В каждого человека Творец вложил её, как зерно, как основу роста, из которого со временем вырастет могучее дерево. Но посев пока ещё в земле, появляются лишь только редкие всходы.
  - вот ты, старец обратил свой взор к онемевшему мужчине, часто обращаешься к собственной совести.
   Щеки молодых учителей зарделись яркой краской, а заслуженный учитель  и не пытался даже, выдавить хоть одно слово из себя.
 
   Старец улыбнулся, тепло по отечески погладил по голове, словно нашалившего ребёнка, седовласого мужчину и тихо удалился.