Памяти отца

Елена Чернышева 4
   Папа- Копьев Вениамин Николаевич, родился 16 августа 1930 года на Алтае. Он был старшим сыном в семье. Учился папа в Бийском педагогическом училище, но не закончил его , а уехал из дома потому что поссорился с отцом. Нрав у Николая Петровича был суровый. Видимо папа не захотел находиться под его контролем . В то время он узнал о геологической партии- туда и пошел работать. Но учителем он успел попрактиковаться, так что педагогика его не миновала.

   В юности папу несколько раз забирали в армию, но всякий раз возвращали, так как он не проходил мед.комиссию по слуху. Он очень из-за этого расстраивался. Вообще он был человеком спортивным. Постоянно тренировался на перекладине, рассказывают, что свободно делал «флажок»- парни знают, что это такое. И силой папа обладал недюженной - мог ударом повалить лошадь!!!
   Так о нем тогда говорили, но я не представляю себе, что бы папа так сделал, потому что он очень любил лошадей , тому подтверждение- множество фотографий, где папа  с  лошадьми общается как с людьми- подкармливает их, гладит, улыбается… Так же он любил и собак, на протяжении всей жизни у папы были собаки: Тиран, Алгуй, Астра, Бимка, Флюк, и множество дворовых собак, которым он постоянно носил еду и они сворами за ним бегали, от этого даже принимали за свою - маму, хотя на всех посторонних, лаяли.

   Бог наделил папу множеством даров. Один из них - прекрасное владение инструментом - папа самоучкой обучился игре на баяне и всю жизнь до конца дней своих играл. Поэтому вокруг него всегда собирались веселые компании, в которых мама всегда была первой певуньей! Во всем в своей семье папа был первым. Он освоил технику фотосъемки и печати и всю свою семью постоянно фотографировал и делал большого формата портреты, а в последствии, многие ночные часы он проводил при красном фонаре, печатая целыми тазами фотографии и раздавал их всем, кого снимал. Меня(Лену) он тоже обучил этому, но было очень трудно называться его учеником - очень был требовательным к качеству, ни за что не мирился с халтурой и мы с ним не раз крепко ругались на этой почве.

   Первым в своей семье он построил дом, который (законченный сруб с крышей) отдал отцу с семьей, потому что деревня Каракол, где жили родители с еще маленькими детьми , полностью распалась- все ее покинули  в поисках лучшей жизни. В Междуреченске папа построил домик на даче, а здесь, в Казахстане- гараж( прекрасный 2-х этажый, на 2 этаже разместилась коптильня и там первое время собирался «кабачок 13 стульев»))).  Последнее сооружение было- сарай, который ему уже помогали строить внуки, подавая на верх по лесенке кирпичи… Мы шутили, что сарайчик получился как сказано: «Архитектура- это музыка, застывшая в камне!». В 70 лет, папа с мамой стали перестраивать этот сарайчик в баню, когда знакомые их всеми силами отговаривали, что в таком возрасте строить- не реально. Но банька вообще получилась славная и мы все мылись в ней несколько лет.

    У папы первого появилась машина, он был страстным автолюбителем. Все машины, которые у него были он знал до винтика  и мог отремонтировать все, что бы не сломалось. Эпопею с мотоциклами я не знаю- была маленькой, но мама рассказывала, что Вася(мой старший брат), когда слышал рыкающий звук, говорил: « О – это папа на "макитке" едет!!!». А машины были: Победа, Запорожец(новейшей модели с круглыми подфарниками)-«Красавчик», потом снова Победа, Волга- «Лебедушка» и уже в старости он поменялся на Москвич, потом продал его и купил Жигули.
   Вот что папа не был огородником-это факт. Постоянно они ругались с мамой о том как правильнее поливать арыком.В Саратовской области,  где росла мама- это практиковалось, а в папиных краях- Алтай, Сибирь- картошка поливалась обильными дождями…

     Папа обожал работать с деревом , видно было, как этот материал папе нравится, любое изделие(черенок для лопаты, топорище , дощечка для кухни или тщательно отшлифованная скалочка для теста)он доводил до совершенства, так же как и двери и рамы, которые ему старались заказывать люди даже когда он был уже стариком.
  Как замечательно папа организовывал выезды с семьей на пикники, это помнится еще с тех времен, когда мы жили в Междуреченске и выезжали с Каменьщиковыми, они приезжали к нам из Новокузнецка. Хотя я помню еще и лыжные прогулки всей семьей- на Сыркашинскую гору…когда мы с Васей были еще маленькими. И тем более в Алмате, где множество озер, рядом горы… Папа приобретал всевозможные  походные штучки для этого… портативный примус, сумка-холодильник, надувные матрасы, кстати- в Междуреченске у нас была своя лодка с мотором. А еда на природе- это отдельный разговор. Папа всегда очень аппетитно ел, поэтому мама всегда с удовольствием и большой выдумкой старалась готовить. Но папа и сам это делал блистательно. Единственное, что было ему «неподвластно»- мытье посуды- этого он не мог себе позволить делать))).

  Еще была одна особенность у папы- как он умел ухаживать!! Вначале он , видно, натренировался на маме, потом он ухаживал за нами, когда мы приезжали- готовил прекрасный чай по-казахски с молоком, делал такие деликатесные бутербродики, организовывал неожиданный десерт. А уж для внуков!!!!!Он был лучшим в мире дедом-в этом слове присутствует и слово «строгим», но его строгость точно пошла всем на пользу. Он был на 100 % уверен в своих внуках, а внуки беспрекословно подчинялись своему деду.

   О папиной профессиональной деятельности. После геологии, с которой началась наша семья, папа перешел работать в отделение милиции-участковым милиционером- мы переехали в Междуреченск и получили квартиру, причем, выделили нашей семье 3-х комнатную квартиру , а ко времени переезда умерла старенькая бабушка Анна- наша  пра-бабушка, и мама уговорила папу поменять  на 2-х комнатную- семья была 5 человек))). Помню как папа работал в шахте-проходчиком, его друг врач (лор) Каменьщиков Григорий Панкратьевич, делал ему фиктивные справки по слуху, что бы взяли на эту работу. Папа был помошником машиниста  Шагающего экскаватора, начальником отдела снабжения шахты им. Ленина, водителем «Белаза», был лучшим специалистом клепальщиком на монтажах экскаваторов(его обучил этому замечательный друг Шорохов Андрей Васильевич в Новокузнецке). И Уже перед отъездом в Алмату- папа с мамой вместе работали несколько лет в пожарной охране, мама-диспетчер, папа водитель.

   В Казахстане, начав работать автомехаником в ПМК, папа заработал заболевание-полеартрит. Тогда он закончил бухгалтерские курсы в 48 лет, перешел в бухгалтерию, после чего его назначили начальником отдела кадров ПМК(опыт кадровой работы у него был еще в геологии). На пенсию папу провожали  в должности прораба ПМК.
  Наш с Васей отец- дед наших сыновей-Копьев Вениамин Николаевич- был человеком большой ответственности! На праздновании 70-летия папы, мама сказала,: «Мне с ним было не легко и не просто, но всегда-НАДЕЖНО»!