Феномен любви научным языком

Варвара Рычалова
ВВЕДЕНИЕ.

Среди многочисленных феноменов человеческого существования особое место занимает любовь. Находясь в центре жизненных потребностей и интересов человека, любовь задаёт его отношение к миру, формирует личность и является одной из  фундаментальных характеристик его бытия. В человеческом обществе любовь объединяет людей в их совместных мечтах, стремлениях, целях, и, следовательно, исполняет роль движущей силы жизни, придавая ей смысл, насыщенность и глубину.
Изучением этого великого вопроса человеческого существования, уходящего в глубину веков, занимались разные мыслители. Многовековая история человечества и его философская мысль представляет собой движение к идеалу любви. Платон, Аристотель, Спиноза, Кант, Фрейд, Фромм и многие другие утверждали в общественном сознании и межчеловеческих отношениях любовь.
В этой работе я попытаюсь провести философский анализ феномена любви, условий любви как человеческой способности, во все времена остающейся фундаментальной в разнообразных культурах и эпохах. Ещё одной целью работы является необходимость разобраться: то ли чувство вообще мы называем любовью? Чувство ли это, или нечто иное?
В древнейшей дошедшей до нас книге – Библии – любовь занимает главенствующее место: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.»
Таким образом, Библия учит нас, что любовь есть спасение и процветание души человека. Всё христианское учение пронизано мыслью о важности любви. Подавляющее большинство текстов Нового завета восхваляют, воспевают любовь. Апостол Павел считал, что любовь возможна только в браке. Обязательное условие любви к Богу – любовь к ближнему.
В Древней Греции также поднимался вопрос о сущности любви. Мнения мыслителей тех времен различались не меньше, чем сейчас. Диоген Синопский считал, что любовь – дело тех, кому нечем заняться, а у Эмпидокла любовь порождает гармонию и красоту. Платон видел в любви  силу, помогающую человеку совершенствоваться и стремиться к идеалу. Платона являлся первым, кто сделал попытку философски осмыслить «чистую» любовь, осознать и разобраться в том, что отличает её от простого инстинкта. Аристотель находит в любви пользу для всего сущего.  Плутарх видит в любви поэзию и пользу для общества, утверждая : «Любовь украшает и совершенствует человека …».
В античности считалось, что существует несколько видов любви. На первом месте стояли сила и красота Эрота. Такая любовь одновременно и страстная, и трепетная. Эротическая любовь в основном проявляется в межполовых отношениях. Она верховодит человеческими судьбами. Совершенно иначе представляется мыслителям древности  филос – духовная любовь. Она имеет множество значений: любовь к  мудрости, искусству, Богу, братская любовь.
Любовь — слово, выражающее практически абсолютную абстракцию. В это понятие разные люди разных времён и народов вкладывают совершенно разное значение. Однако она существует в нашем мире, как существуют различные психофизические субстанции под названием «чело¬век». Любовь является значимым событием, состоянием, про¬цессом в жизни человека. Любовь может приносить счастье, боль, может быть причиной девиантного поведения. Любовь может являться средством и самовыражения, и самопознания. Любовь может помочь человеку постигнуть себя, может запутать ещё сильнее, может подвигнуть на всякого рода поступки. 
Августин считал, что существует два вида любви: земная (плотская), а другая – святая любовь, возводящая человека к небу; при этом он говорил, что любовь должна составлять фундамент жизни всех людей.
У византийских мыслителей X – XII вв. наблюдается стремление достигнуть соединения человека с Богом. Для них любовь – «каритасе» – сострадание, милосердие, жалость. Что странно – христианство проклинает физический акт любви и благословляет деторождение. Отрицая половую любовь, христиане заявили, что она есть «вхождение в Бога».
В эпоху Возрождения любовь стала вездесущей космической силой, которая делает человека могущественным. Для Гегеля любовь является лишь формой привязанности двух индивидов.
И. Кант уверен, что любовь играет первостепенную роль в судьбе человека, т.к. «когда дело касается выполнения долга, а не просто представления о нем, когда речь идет о субъективной основе действия, в первую очередь определяющей, как поступит человек (в отличие от объективной стороны, диктующей, как он должен поступить), то именно любовь, свободно включающая волю другого в свои максимы, необходимо дополняет несовершенства человеческой натуры и принуждает к тому, что разум предписывает в качестве закона».
Мысль о том, что любовь представляет собой ответственность не только перед собой и за себя, но и перед другими и за других людей, пронизывает многие произведения философов XIX века.
Но особое звучание тема любви приобрела в русской философии.  Л.Н. Толстой, Ф.Достоевский, В. Соловьёв и другие ярко и своеобразно раскрыли многие, непознанные до них тайны любви. В своём творчестве они показали любовь как источник добра, красоты, бессмертия. Любовь в их понимании – это не только основа духовной жизни человека, но и та сила, которая объединяет людей в единое целое, ведёт их в божественное царство. Л. Н. Толстой полагал, что «Любовь есть единственная разумная деятельность человека».
Любовью жив человек – таков лейтмотив в русской философии, несмотря на её неоднозначность и противоречивость.
«Любовь – единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека», – говорит Э. Фромм.
Что же такое любовь? Достаточно четкого определения не удалось дать никому до сих пор. И трудности появляются прежде всего из-за многообразия форм и видов любви, ибо любовью отмечена вся человеческая деятельность во всех её проявлениях.
По большому счёту, любовь не имеет никаких внешних причин для своего существования, но присутствует в жизни человека с момента его рождения. Нет никаких биологических и физических оснований для возникновения любви. Получается, у любви есть метафизические основания. Метафизика — это раздел философии, исследующий природу реальности, мира и бытия.  Метафизическое сознание – это ощущение чего-то необъяснимого, неуловимого и, тем не менее, каким-то образом существующего. Также любовь — одна из основных тем в мировой культуре. Человек любит потому, что не может не любить.  Любовь – это что-то, что затрагивает практически каждого человека на земле, но, тем не менее – исток, сущность её до сих пор неясны.
Таким образом, на протяжении всей жизни человечества высказывались различные мнения относительно того, что же такое любовь и зачем она нужна. На этот вопрос даются самые разные ответы.
Сегодня, когда наше общество (и не только в России) переживает глубокий кризис, испытывает множество нравственных и моральных проблем, когда мир кишит войнами, насилием, когда всё – и даже человеческая жизнь – измеряется деньгами, вопрос о сущности и истинном назначении любви встаёт особо остро. Нахождение ответа необходимо для решения проблем духовного оздоровления личности, спасения человека, утверждения в нём человеколюбия и добра.

РАССМОТРЕНИЕ ЛЮБВИ (ЭРИХ ФРОММ)

Американский психолог и философ Эрих Фромм раскрывает, какое важное место отведено любви в жизни людей и насколько люди заблуждаются в своих размышлениях. В своей книге Эрих Фромм не даёт последовательной инструкции обучения искусству любви. Напротив, он говорит, что для каждого этот путь ещё должен быть найден и исследован, с самой первой строки задаваясь вопросом: действительно ли любовь – искусство? если да, то как научиться любить? если нет, то что же это?
Первоначально Фромм стоял на позициях ортодоксального фрейдизма, его ранние работы публиковались в солидных психоаналитических журналах. С Зигмундом Фрейдом он никогда не был лично знаком, но глубоко проникся духом его учения. Со временем, однако, приверженность фрейдистской доктрине стала ослабевать, и в итоге Фромм выступил одним из самых решительных ревизионистов психоанализа. Переосмысление  работ  Фрейда сделало Фромма одним из основателей современной гуманитарной науки – неофрейдизма. 
Фромм стремится перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы. В этом он, в частности, опирается на марксистскую концепцию отчуждения человека от своей сущности в процессе труда и жизнедеятельности, когда человек используется как средство, но не как цель.
Свою работу Эрих Фромм делит на две части: теория любви и практика любви. В этой части работы мы рассмотрим взгляды Эриха Фромма, посвященные проблеме любви, представленные в его работе «Искусство любить» (1956).

ТЕОРИЯ ЛЮБВИ. Заблуждения.

Чтобы понять причины заблуждений людей, необходимо сначала выявить их и понять, являются ли они заблуждениями.
Для большинства людей проблема любви, как таковой, состоит в том, чтобы вызвать нужное впечатление у противоположного пола (мужчины при этом делают упор на материальные блага, женщины – на внешнюю привлекательность), забывая при этом о самом содержимом, об Истине, Сути Любви. Любовь воспринимается, как половое удовлетворение и некий контракт. Как пишет Фромм: «В действительности большинство людей нашей культуры под способностью внушать любовь понимают некую смесь обаяния и сексуальной привлекательности (sex-appeal)», под понятием «нашей культуры» имеется в виду европейская система потребительства (о ней будет сказано позже).
Также Фромм видит разницу между проблемой объекта любви и проблемой способности. Принято считать, что любить – просто, а вот найти объект любви – нет. Психолог же допускает любовь к любому объекту, делая упор на сам процесс любви, как таковой. Появление этой тенденции он объясняет резким переходом к выбору объекта любви, произошедшим в XX столетии. Смысл данного явления в том, что до этого браки заключались из социальных соображений, считалось, что любовь появится позднее; но затем в западном мире начала преобладать идея «романтической любви», вследствие чего увеличилась значимость самого объекта. Также, на взгляд Фромма, современное общество – это общество потребления, направленное на получение благ и удовольствий, а влюблённость – не более, чем взаимовыгодная сделка, в которой люди смотрят друг на друга также, как на витрины магазина. Ещё один обман о любви, приводящий к тому, что её воспринимают, как приятное развлечение, состоит в том, что люди разделяют понятия «любить» и «влюбиться», воспринимая первое, как непосредственно сильнейшее чувство, к которому необходимо идти долгим путём, и второе, как нечто, что сваливается на человека внезапно. Почувствовав мимолётный порыв, люди бросаются в чувства с головой, а затем осознают, что повседневность и рутина убили то «невероятное», что было в самом начале отношений. Как пишет автор: «…на самом деле они принимают силу безрассудной страсти за доказательство силы своей любви, в то время как это свидетельствует лишь о том, насколько одиноки они были прежде».

Бегство от одиночества.

Эрих Фромм пишет, что, чтобы понять природу любви, нужно начать с понимания природы человека. Человек имеет разум, он отделился от своей естественной среды и вынужден искать гармонию в другом виде. Автор ссылается на библейский рассказ об Адаме и Еве, которые, вкусив от древа познания, поняли свои обособленность и различие. Фромм главной проблемой человека считает проблему одиночества, как раз-таки этой самой обособленности от мира.
Животное не имеет осознания своего «я», формулы «я-в-мире» для него просто не существует, для животного есть формула «я-мир». Животное не чувствует одиночества, потому что мир вокруг него един и является продолжением его самого. Для собаки потеря хозяина означает то же, что для человека – потеря руки, например, т.е. частицы его самого. Человек стал чувствовать одиночество с самого начала осознания себя, как индивида. Можно предположить, что это, хоть и более высокая и сложная эволюционная ступень развития, но всё же – более развитая, например, на первых порах в младенчестве ребёнок также не осознаёт себя, как отдельную личность, и тесно связан с матерью, и всё человечество в начале своей истории отождествляло себя с животными, делало тотемы и т.п.
Т.к. автор считает проблему отождествления своего «я» самой главной, он же выделяет способы эту проблему решить и одним из путей называет оргиастические состояния – т.е. состояния экстаза, такие, как от наркотиков, алкоголя и оргазма. Следует заметить, что для многих людей поиск сексуального удовлетворения носит главенствующую роль, тогда как на самом деле – это попытка через оргиастическое состояние слиться с миром и не чувствовать себя одиноким. Но состояние эйфории проходит и человек чувствует ещё большее одиночество, «половой акт без любви не может перекинуть мост через пропасть между людьми, разве что на одно мгновение».
Другой формой ухода от одиночества является принадлежность к группе, общине, секте – «Если я похож на любого другого, если у меня нет мыслей и чувств, которые отличали бы меня от других… - я в безопасности; я спасён…». Проблему Фромм видит в том, что в объединении толпы теряется индивидуальность; люди становятся одинаковыми, а не равными.
Третьим способом избежать одиночества является творчество. Человек объединяется с объектом своей работы и отдаёт всю деятельность души и тела ему, переставая быть собой. Он пишет: «…единство, достигнутое в плодотворном труде, не является межличностным».
Также автор предупреждает о различии психической любви и потребности в симбиотической связи, которой является связь зародыша и матери, оба поддерживают жизнь друг друга с физической точки зрения. Зрелая любовь не имеет ничего общего с симбиотической, т.к. предполагает соединение двух индивидов, не теряющих при этом своей индивидуальности: «Парадокс любви в том, что два существа составляют одно и то же целое и всё же остаются двумя существами». «Незрелая» форма любви в активной форме – садизм (склонность к насилию, получение удовольствия от унижения и мучения других), в пассивной – мазохизм (склонность к получению удовольствия от переносимого унижения и мучения).
Таким образом, все три способа – это лишь крохотные решения одной большой проблемы. Фромм считает, что существует 4варианта спасения от одиночества. Первый из них – психотропный, действующий слишком непродолжительное время. Второй и третий – возможность затеряться в толпе и творчестве, что не позволяет индивиду остаться целостной личностью. Четвёртый же способ есть любовь. Именно он, как считает Фромм, самый надёжный и плодотворный.

Фундамент любви.

Эрих Фромм подразумевает под основной постройкой «любить» четыре фундаментальных ступени:
1. отдавать
2. заботиться, нести ответственность
3. уважать
4. знать.
Пойдём по порядку. Из сказанного выше о том, что современное общество – общество потребления, можно сделать вывод, что в наше время «брать» для человека главнее и приятнее, чем «давать», в то время как главное могущество любви в отдаче. «Когда я отдаю, я ощущаю свою силу, свою власть, своё богатство. Меня переполняет ощущение жизни… Отдавать много радостнее, чем получать, - не потому, что это лишение, а потому, что, отдавая, я ощущаю, что живу». Человек нуждается в самоотдаче, т.к. без этого не ощущает своей значимости, нужности, принадлежности миру. Человек, чья личность направлена лишь на потребление, на взятие чего-либо от других людей, обречён на столкновение с психологическими проблемами, чувством отчуждения и в ряде случаев нарциссизмом.
Далее. Любовь – это забота. Мать заботится о ребёнке, хозяин заботится о животном, садовник заботится о своих цветах. «Любят то, над чем трудятся, и трудятся над тем, что любят». Забота необходима для поддержания жизнедеятельности объекта любви и своей тоже. Забота является как средством самовыражения, так и средством самопознания – человек получает возможность понять, на что он способен, на что хватит его душевных сил.
Ещё одна составляющая любви – ответственность.  Ответственность –  добровольная обязанность отвечать за другого человека. Когда мы любим, мы искренне беспокоимся за благополучие того, на кого эта любовь направлена. Ответственность предполагает не навязчивое желание убедить человека действовать по назначенному плану, исключающему возникновение неблагополучных последствий, но желание исключить их возникновение без какого-либо давления на человека. По-моему, забота и ответственность во многом схожи, но ответственность также включает в себя и способность анализировать ситуацию, и, в случае негативных последствий, принимать на себя сторону того, кто их исправляет.
Также существует ещё один аспект – уважение. Без него ответственность скатилась бы к доминированию и подавлению воли другого человека. Уважать – значит принимать индивидуальность другого и помогать развивать её. Способность к уважению является ещё и анализатором ценностных качеств человека: завышенная самооценка  не позволит в полной мере уважать других людей, адекватно оценивать их действия и поступки.
Любить человека невозможно, не зная его, поэтому пятой составляющей частью любви становится знание. Это «деятельное проникновение в другое существо, в котором моя жажда познания утоляется путем соединения».
Проблема познания человека состоит в том, что люди пытаются охарактеризовать духовные процессы, установить рамки, формулы. То же самое в проблеме познания Бога – Западные теологи пытаются увидеть Бога разумом, а не душой, но чтобы понять истинную сущность Бога и Любви, необходимо раствориться в этом, отключить физические процессы, направив всю энергию на духовную деятельность. Главным условием познания (т.е. приобретения знания) является отбрасывание устаревших или устоявшихся соображений о том, в чём на данный момент собирается разобраться человек, ибо это может помешать приобретению персонального субъективного опыта.

Виды любви.

Любовь подразумевает любить всё сущее, всё и всех. Объект в лице полового партнёра – это лишь один из проводников, через который я могу осуществлять свою любовь. Если же я говорю: «я люблю тебя, но не люблю остальных», это значит, что я лишь ублажаю свой эгоизм за счет партнёра и не люблю никого.
Не смотря на это, Эрих Фромм разделяет любовь по особенностям объекта:
1) Братская
2) Материнская
3) Эротическая
4) Любовь к себе
5) Любовь к Богу
Братская любовь является фундаментальным видом любви, включающей в себя четыре основных ступени и также сострадание по отношению к слабым, немощным и чужакам.
Материнская любовь безусловна,  она необходима каждому ребёнку и транслирует ему глубинное знание о ценности и радости жизни. Материнская любовь является первой, которую ощущает человек, именно поэтому она оказывает наиболее важное влияние на дальнейшее развитие человека.
Любовь к себе -  «возлюби ближнего как самого себя» - не имеет ничего общего с эгоизмом. Только любящий себя человек может испытывать любовь к другим, т.к. не имеет проблем с самовосприятием и самооценкой, кои приводят к потребности умалять важность других людей, искать подтверждения своей полноценности. В сущности, эгоизм является прямой противоположностью любви к себе – напряженным, ненасытным и в итоге безуспешном усилием получать удовольствия.
Любовь к Богу – та же потребность преодолеть одиночество. В христианстве любовь тождественна милосердию.
Автор отводит целую главу своей работы проблеме разложения любви в западном обществе. Даже не очень опытному наблюдателю ясно, что в современном мире (следует брать во внимание годы, в которые писал Фромм – начало второй половины XX века; с каждым годом проблемы, свойственные тому времени, лишь усугубляются). Любовь принято не то, что недооценивать – чаще всего за любовь принимают её нелепые оболочки, не вдаваясь в глубину этого чувства, искусства, этой деятельности. Фромм связывает это с появлением капиталистического строя, который регулирует все экономические и общественные отношения. Капитализм воспитывает народ, который считает себя свободным, но при этом ждёт указаний сверху; народ, идущий без цели, основной заботой которого является производство. Народ коллективистов, а не индивидуалистов. Последствия таковы: человек воспринимает себя и  окружающую реальность, как товар. В человеке воспитывается потребительское отношение к жизни, связям, товарам. Человек не способен преодолеть чувство одиночества и исполнить своё самое страстное и фундаментально желание – воссоединения. Счастье человека состоит в том, чтобы есть, спать, заниматься сексом, развлекаться, удовлетворять свои потребности, поглощать информацию, брать, брать, брать. «Мир – это один большой объект для удовлетворения нашего аппетита, гигантское яблоко, гигантская бутыль, гигантская материнская грудь; все мы – сосунки, вечно ждущие, вечно на что-то надеющиеся – и вечно разочаровывающиеся».
Такое отношение к жизни не может не сказаться и на любви. Фромм отчетливо указывает на проблему «командной» жизни – вместо того, чтобы любить, люди ищут тех, с кем наиболее хорошо сочетается набор их качеств, создавая при этом команду, в которой муж и жена выполняют некоторые обязанности, относятся друг к другу более-менее терпимо, доброжелательно, вежливо и в меру уважают личную территорию друг друга. По сути, это семья, в которой никто никому не мешает и держится на разумной дистанции. Такой брак называется «удачным». Стоит обратить внимание на то, что в годы после первой мировой войны считалось, что все проблемы во взаимоотношениях появляются исключительно из-за проблем в сексуальной сфере и, стоит лишь решить их, всё сразу встанет на свои места. Но Эрих Фромм, напротив, утверждает, что счастье в половой жизни напрямую зависит от любви. Это подтверждают многочисленные факты психоанализа.
Итак, «Любовь как взаимное половое удовлетворение и любовь как «работа в составе команды» и убежище от одиночества – вот две … формы разложения любви…».
Нельзя пропустить то, что Фромм отводит немалую часть работы аспекту материнской и отцовской любви.
Материнская любовь – безгранична и безусловна. Материнская любовь не зависит ни от каких факторов. Ребёнок должен осознавать: «Меня любят, потому что я есть», иначе отсутствие подобной установки сказывается на его будущем. Отцовская же любовь имеет совсем иной, разумный характер, в то время как материнская – только чувственный. Отцовскую любовь необходимо заслужить: «Меня любят за конкретные поступки». Отец доброжелателен и добр, если ребёнок оправдывает его ожидания и угождает ему. Огромную роль играет то, что необходимо с самого детства разграничивать и контролировать «дозу» обоих видов любви. Преобладание того или иного приводит к невротическим заболеваниям и тяжким последствиям для отношений. Например, если в детстве мать чрезмерно опекала ребёнка, модель такого поведения остаётся на всю жизнь – человек жаждет к себе абсолютной и бесспорной любви только за своё присутствие, хочет только получать и быть опекаемым. Или же если отец имел слишком большое влияние на ребёнка – формируется устойчивая модель «я сделал, я получил». Эти и подобные расстройства берут начало из детства.
Кроме этого, автор выделяет и другие формы невротических состояний:
• «Великая любовь» - идолопоклонническая, отождествление объекта любви с Богом, поклонение, благоговение и идеализирование качеств человека. Результат: рано или поздно реальность берёт своё и наступает разочарование.
• «Сентиментальная любовь» - переживание её происходит абстрактно, мысленно, где-то в мечтах (прошлом, будущем), а не с реальным индивидом в настоящий момент. При этом зачастую переживание за счастливую пару на экране телевизора оказывается сильнее, чем переживание за находящегося рядом человека.
• «Использование проективных механизмов» - когда модель поведения можно сравнить с социальным типом поведения – любая мельчайшая оплошность или недостаток раздуваются до невообразимых размеров и являются объектом издевательств и насмешек, злости, агрессии, при том, что свои собственные недостатки вовсе не замечаются тем же самым человеком.
Ещё одна сторона неверного понимания любви – то, что любовь исключает конфликты. Не стоит упускать тот факт, что для большинства людей «конфликт» - это лишь незначительное разногласие, в то время, как до глубинных конфликтов они просто не добираются по причине отсутствия этой глубины в любви. Но любовь – это труд, работа, движение; это вызов – побороть себя и своё одиночество или испытывать всяческие извращенные формы глубокой любви, оставаясь таким же, каким и был. И даже то, преобладают ли конфликты и раздоры или гармония и перемирие не так важно в сравнении с тем, что извлекают из себя люди, какие изменения претерпевают. Чтобы быть едиными в любви, необходимо быть едиными со своей собственной природой. «Возможно лишь одно доказательство присутствия любви – глубина взаимоотношений, жизненность и сила каждого из двоих…».
Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Любовью является не что иное, как глубинное понимание себя и своей сущности, сущности другого человека; отождествления себя, как отдельного индивида и желание ни при каких обстоятельствах не посягнуть на права другого человека; искреннее желание счастья, заинтересованность и самоотдача.


ПРАКТИКА ЛЮБВИ.

Ступени овладения практикой любви.
И вот, наконец, Эрих Фромм подходит к такому важному и интересующему нас вопросу. Подготовившись теоретически, вооружившись знаниями, приходит пора переходить к практике. Жадный до информации читатель ждёт, что ему будет дана пошаговая инструкция, наподобие сборки стола и т.п. Но автор работы тут же предупреждает о возможных разочарованиях. Любовь – это личная работа человека для человека. Можно попробовать поговорить о практике любви, но все слова будут исчерпаны ещё до совершения первого шага.
Как и в любом искусстве, Эрих Фромм выделяет несколько основных фундаментальных ступеней, необходимых для овладения практикой любви:
1) Дисциплина
Невозможно мастерски овладеть делом, если вся работа делается «по настроению». Дисциплина поддерживается с помощью наказаний за её нарушение и поощрений за её соблюдение. Такая расстановка приводит к тому, что в современном западном обществе дисциплиной принято считать нечто тягостное , но в восточной философии присутствует другой принцип  –  то, что хорошо для человека, должно быть и приятно. Дисциплина должна приносить радость, т.к. она является средством, благодаря которому человек способен научиться любить. Дисциплина доступна внутренне гармоничным людям, способным грамотно распределять свои жизненные ресурсы, только такие люди способны в полной мере познать сущность любви.
2) Сосредоточенность
Умение быть сосредоточенным – значит, умение слышать и слушать человека, умение вникать в его и свою суть, поддерживать с ним связь. «Сосредоточиться – значит жить целиком и полностью в настоящем, здесь и сейчас…». Любящие люди должны быть близкими именно в настоящий момент. Умение сосредоточиться – это умение быть наедине с самим собой. «Нельзя научиться сосредотачиваться, не научившись чувствовать самого себя». В состоянии сосредоточенности сознание не подвержено хаосу. Сосредоточенность помогает саморегуляции.
3) Терпение
Терпение помогает сохранять энергию, не растрачивать лишние духовные силы на обиду, горечь, злость и другие негативные эмоции. Терпение помогает не терять из виду цель, сохранять мотивацию и способность быть уравновешенным, что, в свою очередь, ведёт к наиболее полному постижению любви.
4) Предельная заинтересованность
Далее необходимо рассмотреть качества, нужные именно для искусства любви. Чтобы реально воспринимать другого человека, необходимо иметь трезвый взгляд на вещи, другими словами – объективно судить реальность. Но все мы в той или иной степени  «нетрезвые» и имеем субъективное отношение и восприятие к людям и жизни в целом. Поскольку любовь зависит от относительного отсутствия эгоцентризма и нарциссизма, необходимо развивать разумную точку зрения. Стоит различать такие понятия, как «природа этого человека» и «моё отношение к природе этого человека», ибо из этого следует глубина  и объективность оценивания реальности.
Существует ещё один аспект – вера. Что есть вера? Вера – это нечто, что проводится нами в первую очередь на эмоциональном уровне. Пример, который приводит Фромм: как учёный приходит к своему открытию? Начинает ли он сразу непосредственно с опытов, собирания фактов? В основе всех его работ лежит непоколебимая вера, вера в свою правоту. За это был убит Бруно, отлучены Спиноза и Галилей... «Верить в человека» - не значит ждать, что он даст тебе нечто (извращённая версия любви к Богу), но верить в то, что он может; в его незыблемость, в самую его суть. Вера требует искренности, мужества и готовности к препятствиям.
Любить – это уметь принимать, не пытаясь изменить другого и себя, не издеваясь над природой, дать свободу себе и другому человеку быть собой и развиваться в своём направлении.  «Любить – значит принять на себя обязательства, не требуя гарантий, без остатка отдаться надежде, что ваша любовь породит любовь в любимом человеке. Любовь – это акт веры, и тот, кто слабо верит, тот слабо любит». Что ещё можно сказать о практике любви? Любовь – непрерывный акт, в ней нет места лени и бездействию. Любить – постоянно проявлять заинтересованность, внимание, бдительность, быть плодотворным и активным; если человек пассивен и холоден в жизни, он не может уметь любить.
Автор достаточно часто обвиняет капиталистический строй во многих проблемах современного человека, в том числе и в неумении любить. «Я даю тебе столько же, сколько ты даёшь мне» - один из фундаментально неверных принципов. Но если вся система нашего общества имеет под собой рыхлую почву, где же найти решение проблемы? Вряд ли кто-то захочет полностью отречься от современных благ и уйти в горы, подобно монахам. Есть и те люди, которые считают любовь в данных условиях невозможным социальным явлением в принципе (т.к. общество потребления и общественный строй вносит свои коррективы в человеческую личность, чувства и эмоции человека воспринимаются, как товар): «Все виды деятельности подчинены экономическим целям, средства становятся целями, человек является автоматом – хорошо накормленным, хорошо одетым, но без какого-либо высшего интереса к своим характерным человеческим качествам и функциям.»

Вывод.

Итак, какой же выход из всей этой сложившейся ситуации? Разумеется, без всеобщей или хотя бы преобладающей веры в истинную любовь, не может быть и речи о том, чтобы человечество вступило в следующую стадию своего развития – общества, наделённого высшими побуждениями и качествами, общество не рационалистов, а людей, склонных работать над самой сутью своего человеческого существа. «Общество должно быть устроено так, чтобы социальная, «любящая» сущность человека была неотделима от его жизни…».
Автор данной работы готов принять за веру то, что любовь действительно является движущей силой в человеке, силой, способной преодолеть одиночество и сложнейшие духовные проблемы личности «по той простой причине, что это разговор о наивысшей и реальной потребности, присущей каждому человеку. И то, что эта потребность скрыта, не значит, что она не существует». Способность к искренней, правильной любви является одной из основных черт сверхчеловека, который, в свою очередь, способен создавать лучший мир, являться членом «Здорового общества». Способность переживать любовь тесно связана с уровнем развития личности, ее зрелостью и созидательной ориентацией. Итак, первейшая установка книги состоит в том, что любовь не является чем-то легкодоступным и случайным. В то же время в современном обществе Э. Фромм видит прямо противоположное отношение к любви, люди стремятся как можно больше любви получить, но не отдать. В такой установке любовь из способности превращается в проблему поиска объекта, первостепенным оказывается нахождение достойного человека, а не собственная зрелость личности и готовность любить искренне и жертвенно. Книга Э. Фромма «Искусство любить» носит просветительский характер, она адресована человеку, который, не смотря на успехи наук и технологий, так и не смог преодолеть одиночество и забыл об истинно важных человеческих нуждах. Наиважнейшая идеея «Искусства любить» – вера в то, что человек способен любить, созревать и возможности для развития существуют, а препятствия преодолимы.

ЛЮБОВЬ В РАБОТАХ ДРУГИХ УЧЁНЫХ.

Любовь — часть жизни каждого из нас. Многие люди во все времена пытались объяснить феномен возникновения и вообще любви как таковой. Любовь старше философии, а давнее и исконное их родство подчеркивается определением последней, означающим по-древнегречески «любовь к мудрости». В разных религиях любовь между полами становилась в философии созидательницей мира, богом космического творчества, движущей силой биологической и общественной эволюции. Другие философские системы рассматривают любовь, как проблему.
Философия любви демонстрирует свое кровное родство то с биологией, то с психологией и социологией. Мнения и отношение людей к любви настолько разнообразны, что сложно даже представить, какой объём охватывают труды, посвященные этому феномену. Какие-то положения уходят на второй план, их заменяют новые. Необходимо заметить, что философия любви – настолько абстрактная и неопределённая вещь, что философские сочинения в одном отношении чрезвычайно похожи на произведения художественные, даже если не имеют с литературой прямого соприкосновения: в них отражается весь человек, а не толь¬ко система его общих взглядов на мир. Некоторые мысли, принимавшиеся современниками с восторгом или отвергавшиеся, время обратило в тривиальные истины. Во всяком случае, они не бывают ненужными.   

Платон.

В своей работе «Пир» Платон исследует важнейшие философские вопросы в художественной, иногда даже просто весёлой и непосредственной форме. На протяжении более двух с половиной тысяч лет «Пир» остается в центре внимания читателей и философов нашего времени. Животрепещущая тема любви обусловила великое значение «Пира» для западной и мировой  культур.
Персонаж диалога, Фериксимах, возмущается, почему никто не посвятил «такому могучему и  великому богу» Эроту ни одного похвального слова. Федр начинает речь и говорит, что Эрот – древнейший бог (т.е. что любовь является исконным составляющим жизни как таковой). Далее утверждаются такие положения:
1) любовь внушает человеку отвагу
2) для любимого человек старается предстать в лучшем свете
3) любящий способен к самопожертвованию (Алкестида решилась умереть за мужа)
Павсаний вступает в разговор и утверждает следующее:
1) «не всякий Эрот прекрасен  и достоин похвал, а  лишь тот, который побуждает прекрасно любить»
2) осуждает гомосексуальную любовь
3) осуждает любовь тела, а не души
4) произносит речи, в которых явно просматривается презрение к «любви за деньги» и стремлению к выгоде
5) утверждает, что любовь «требует заботы о нравственном совершенстве»
Вслед за ним Эриксимах говорит, что:
1) любовь присуща всему живому
2) любовь – не только духовное качество, но и физическое проявление
3) любовь есть гармония, созвучие
4) «угождать следует  людям умеренным,  заставляя  тех,  кто еще  не  отличается умеренностью,  стремиться  к ней,  и  что  любовь  умеренных, которую  нужно беречь,  - это прекрасная, небесная любовь»
Аристофан рассказывает историю, из которой следует вывод, что любовь -  «стремление человека к изначальной целостности» (об Эфиальте и Оте, бывшими двумя частями одного целого и являвшими собой могущественную силу, которую затем боги решили разделить).
Потом Агафон размышляет о том, что Эрот – самый красивый, милосердный, храбрый, мудрый, рассудительный из богов, благодаря ему среди них установился порядок.
После него Сократ (утверждавший в начале диалога, что он смыслит лишь о любви), начинает свои восхваляющие речи. В итоге всё приходит к тому, что «цель Эрота - овладение благом», а человек стремится к бессмертию, кое и есть благо, и потому рожает детей.
Платон практикует любовные переживания широко и объёмно как особую энергию, идущую из Космоса. Он понимает под ней напряженное и бесконечное стремление человека к возвышенному, к бессмертию. Благодаря любви разрешается величайшее противоречие между смертью человека и бессмертием рода человеческого и души. «Пир» – тот диалог Платона, где высказана эта мысль – самое знаменитое в истории философии сочинение о любви. Концепция любви у Платона стала первой попыткой философски осмыслить сущность «чистой» любви, понять и оценить то, что отличает эту сторону человеческой жизни от физиологического инстинкта или просто чувственного удовольствия.
Проанализировав все утверждения персонажей Платона, можно заметить прямую связь с утверждениями Эриха Фромма, что даже удивительно, ведь они были написаны более двух тысяч лет назад.
Можно определить, что каждый пункт относится к практически любому виду любви: самопожертвование и отвага свойственны и братской любви, и эротической, я думаю, это то, что Фромм назвал искренней заинтересованностью в объекте своей любви, способности поступиться своим эгоизмом ради блага другого. А.Ф.Лосев, комментируя Платона, пишет: "Любящий всегда гениален, так как открывает в предмете своей любви то, что скрыто от всякого нелюбящего...".
Эрих Фромм также считает гомосексуальную любовь отклонением, т.к. она не способна произвести потомство и служит лишь для удовлетворения физических потребностей. В своих диалогах Платон также осуждает любовь к телу вместо души – это то, что позднее Фромм будет считать «болезнью» капиталистического общества и проблемой общества потребления. Также как Фромм утверждал, что любовь есть свойство души и её направленная деятельность, и что не столько важен выбор объекта, сколько искусство любить, герой «Пира» Эриксимах говорит, что любовь присуща всему живому и не может быть направлена лишь на что-то одно. Он же выдвигает гипотезу о физическом аспекте любви (что позднее будет исследовать Фрейд). Любовь как гармония – это как раз то, что Фромм назвал умением быть одним целым, при этом не теряя своей индивидуальности. Я думаю, что умеренность, необходимая в любви, по Платону – то же самое, что сосредоточенность и терпение по Фромму. Эти качества необходимы  для адекватной оценки своих действий и своего Я, а также верного распределения энергии.

Подводя итог, можно сказать, что многие идеи, выдвинутые Платоном, позднее нашли своё продолжение в работах многих деятелей искусства, философов, психологов, включая и Эриха Фромма. Практически каждое выдвинутое Платоном суждение можно пересказать словами и определениями Фромма. Тема его работы и выдвигаемая в ней точка зрения актуальна и по сей день.

Таким образом, работы Платона «Пир» и Эриха Фромма «Искусство любить», несмотря на временной разрыв и различный стиль написания, можно назвать равными по количеству, глубине и значению утверждаемых в них тезисов.

Несколько слов о Зигмунде Фрейде.

Невозможно забыть о психоаналитической трактовке феномена любви. 3. Фрейдом, знаменитым австрийским психиатром. Он считал, что вся человеческая жизнь управляется двумя инстинктами – Эросом и Танатосом – инстинктом любви и инстинктом смерти. Эрос – главнейшая сила в человеке. Фрейд утверждает, что, как бы мы ни совершенствовали духовные качества, половая энергия всё равно играет главенствующую роль. По мнению Фрейда, всемирно известными личностями стали  те, которым удалость сублимировать свой мощнейший сексуальный потенциал в социально приемлемые формы. Более того, Фрейд считал, что вся культура направлена на обуздание нашей сущности путём запретов и установления моральных норм. 
Правда, и полная свобода, касающаяся половых отношений, не приводит к хорошим последствиям, т.к. чем доступнее акт, тем меньше удовольствия человек способен от него получить. Фрейд полагал, что люди специально создали запреты, чтобы получать больше наслаждения. Наибольшую ценность любви, согласно Фрейду, придало христианство, т.к. оно видит в любви высшую жизненную ценность.
Фрейд писал, что потребности человека не совпадают с общими культурными ценностями, и причиной тому то, что детородные органы в отличие от всего остального тела остались такими же, какими и были, и поэтому любовь тоже не приняла никакого нового значения. По Фрейду, культура и социум являются главными причинами человеческих болезней и расстройств, т.к. ограничивают природу человека. Но, как ни странно, это и является причиной развития человечества в целом, т.к. половая энергия принимает иные формы. Человек несчастен в своей скованности моральными правилами и нормами, и потому ищет другие пути для проявления себя.
Таким образом, любовь является движущей силой в человеке, как считал и Фромм. Эрос соединяет в себе всё присущее людям и образует человечество. Но не стоит забывать о второй изначальной силе – Танатосе – склонности к агрессии. Будущее человеческого рода зависит от того, удастся ли культуре усмирить стремление человека к самоуничтожению.
Возвращаясь к Фромму, необходимо вспомнить факт того, что он является одним из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма. Известно, что свою исследовательскую деятельность он начал, базируясь именно на идеях Фрейда, но затем отошел от них.
Честно говоря, я не считаю все идеи Фрейда глупостями, но и не позволю себе согласиться с ним полностью. В чём я согласна, так это в том, что легкодоступность полового акта (если речь идёт о «свободной любви» и сексуальных революциях) лишает его своей истинной прелести и важности, а также ведёт к упадку морального и умственного развития человека. В работах Фромма мне близко то, что он делает акцент именно на духовную, метафизическую составляющую человека, т.е. не сводит всю нашу деятельность к химическим процессам и половому влечению в принципе. Мне кажется, это обесценивает жизнь человека, получается, что все великие открытия и прекрасные произведения искусства появились лишь потому, что нам нужно удовлетворить инстинкт. Я не согласна с этим, но, тем не менее, Зигмунд Фрейд – известнейший психоаналитик в мире и его точку зрения нельзя было оставить в стороне.

Роберт Стернберг.

Роберт Стернберг  — американский исследователь, психолог, профессор психологии университета в Оклахоме (родился в 1949 году).
Его работой является «Трёхкомпонентная теория любви». Согласно данной теории, любовь включает в себя три составляющие: близость, страсть и обязательство. Они расположены на вершинах нарисованного треугольника.
Под близостью подразумевается тёплое чувство взаимной привязанности, тесные узы, возникающее между влюблёнными. Близкие люди вместе переживают свои успехи и неудачи, поддерживают друг друга, дорожат партнёром, уважают его.
Страсть понимается, как сексуальная привлекательность, половое возбуждение и стремление к физическому соединению. Страсть имеет как позитивный, так и негативный характер.
Обязательство в коротких пределах – решение остановиться в выборе партнёра, в долгосрочных – решение развиваться вместе с одним человеком, планирование жизни и совместных достижений. В начале отношений они не предполагают наличия обязательств, но чем ближе становятся партнёры, тем более важное место приобретает эта составляющая.
По мнению Стернберга, залог длительных и счастливых отношений – совпадение не реальных (тех, которые присутствуют на данный момент), а идеальных треугольников партнёров. Если идеальные треугольники не совпадают, людям  сложнее найти общий язык. Также порою вкусы и мировосприятие людей меняется, так что треугольники могут со временем меняться.
Любовь разделяется на разные формы, в зависимости от силы и сочетания составляющих.  Эти формы помещаются на рёбра треугольника.
1. Отсутствие любви – отсутствие всех трёх компонентов.
2. Симпатия – наличие близости и отсутствие страсти и каких-либо долгосрочных обязательств.
3. Влюблённость – наличие страсти и отсутствие обязательств и близости. Без дальнейшего появления двух других составляющих, исчезает быстро.
4. Пустая любовь – наличие обязательств.
Следующее: комбинации уже двух составляющих:
1. Романтическая любовь – близость плюс страсть. Духовная и физическая страсть без обязательств.
2. Дружеская любовь – более крепкий вариант симпатии, включающий в себя обязательства.
3. Роковая любовь – страсть и обязательство, не подкреплённые близостью. Одна из наиболее шатких форм, т.к. страсть возникает и потухает мгновенно, но для возникновения близости нужно время, что и приводит в большом кол-ве случаев к расставанию.
4. Совершенная любовь – наконец-таки включает в себя все три составляющие. Со временем, может переходить в другие формы любви[22]. 
Если сравнивать теорию Стернберга с мнением Фромма, высказанном в книге «Искусство любить», то можно заметить, что у них достаточно мало общего. Они оба разделяют любовь на формы и составляющие, но при этом я считаю теорию Стернберга недостаточно корректной или понятной. Во-первых, не всегда можно уловить, к какому типу принадлежит любовь, т.к. чётких границ человеческих чувств нет и быть не может. Во-вторых, не понятно, есть ли вообще надобность разделять любовь на именно такие типы, ведь Фромм преследовал конкретную цель – он искал выхода из проблемы одиночества и человеческой разобщённости, поэтому посмотрел в её корень, выявил разные виды любви и отклонения от них, обосновал, почему он считает это отклонением, пытался найти путь к решению проблем. Зачем Стернберг разделил любовь именно так, мне неясно, причём стоит заметить, что он брал во внимание только эротическую любовь (между мужчиной и женщиной ), игнорируя все остальные виды, если они вообще есть. По видимому, он создал именно такую систему для практики решения семейных проблем, психологических консультаций, но я всё-таки думаю, что идеи Фромма более полны и глубоки. 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Очень сложно подвести итог подобной работы. Сложностью является абстрактность самой темы, как таковой. Неопределённость и даже недоказанность существования такого феномена вообще. Мы разложили всё по полочкам: определили фундамент, виды, функции любви, отклонения и неправильные формы любви, рассмотрели её с разных сторон и позиций различных авторов.
Из всего этого вышло, что любовь бывает разной: братской, родительской, эротической и направленной на Высшие силы (Бога). Что в какое бы время и в каком стиле ни писали философы и психологи, важным в любви было есть и остаётся: искренность, отказ от эгоизма, заинтересованность в любимом человеке, умение жить ради него. Что над совершенствованием любви надо стараться, как над любым ремеслом, что, вырастая духовно, будет развиваться и возможность любить и дарить себя. Самое важное, что мы отметили, что любовь – это самоотдача.
И всё равно до сих пор неясно: любовь – чувство? явление природы? действие? способность? черта характера? Кому присуща любовь: только людям или животным тоже, или всему живому, что есть в природе, или никому вообще? И, всё-таки, что же она из себя представляет?
Мой итог: любить – нужно! Любовь – это необходимость. Любовь – не только одна из движущих сил в человеке, но и духовная и социальная потребность. Любовь поможет построить человека «будущего» и «здоровое общество». Я считаю, что если бы люди больше любили, меньше было бы войн и трагедий, т.к. люди больше заботились бы друг о друге.
Мой вердикт: любовь – не просто чувство, но действие, цель которого – обеспечение комфорта и вообще всего необходимого для того, на кого эта любовь направлена. Чувство приходит и уходит, но любовь знает слова «долг» и «ответственность», поэтому после того, как утихают чувства, остаётся нечто, что выше простых человеческих страстей. Это и есть любовь.
В заключение, мне стало интересно, что же в наши дни думают люди разных профессий и возрастов об этом странном и до сих пор непонятном феномене, практически  с самого начала истории человечества будоражащем людские души и умы. И, по видимому, никто и никогда так и не сможет до конца понять и в полной мере объяснить этот феномен, его сущность и значение в этом мире.

***

Я думаю, что любовь это когда, когда между двумя людьми будет взаимопонимания, верность, когда они вместе им ничего не страшно и вместе они могут преодолеть все.
Катя, 10 лет, гимназистка

***

Любовь это чувство когда ты не относителен к другому человеку и хочешь рассказать ему о чувствах, но так же это когда ты любишь и стесняешься или когда ты влюбился и подходишь к этому человеку и розовеешь как слоник и не можешь ничего сказать.
Данил, 10 лет, гимназист

***

Желание отдаваться полностью, доверие. Взаимопонимание и поддержка, возможность "расти" и развиваться вместе. Ну и желание быть с этим человеком, конечно.
Полина, 17 лет, гимназистка

***

Это когда встречаешь что-то, что совпадает с тобой, что звучит на той же ноте. Это должно быть твоим. Что это? Химия или психология или еще что? Думаю, психология, которая обусловлена чем угодно, лучше спросите ученых. Отличие любви от влюбленности то же, что и отличие песни, которую ты любишь, от просто классной песни. Пару месяцев крышу посносило и все. А вот любовь - это forever.
Вадим, 17 лет, гимназист

***

Любовь – это прекрасное чувство, которое дарит человеку счастье, благодаря любви человек чувствует подъем сил, обретает смысл жизни. Любовь это взаимопонимание и взаимоуважение, забота друг о друге. Любовь это чистое светлое чувство.
Ася, 24 года, молодая мама

***

Любовь, она, пожалуй, для каждого своя и у всех разная. Для меня, любовь, это уверенность. Уверенность в том что ты не останешься один никогда. Любовь - это компромисс. Любовь - это когда пересиливаешь себя и стараешься всё делать немножко лучше, потому что есть ради кого. Любовь это уют. Любовь - это труд. Каждый день пытаться сделать себя и окружающий мир чуть лучше для любимого человека это нелёгкий труд. И всё-таки это любовь. Выражаясь терминами Тома Сойера, любовь - это когда ты хочешь красить забор, но не для себя, а для любимого человека.

Александр, 24 года, специалист по компьютерной технике

***

Любовь - это чувство. Иногда кажется, что чувство это - глубокое и бесконечное, иногда - спонтанное и временное. Можно до бесконечности перечислять формы ее выражения и следствия... Она настолько эфемерна и неуправляема, настолько физична (это ведь какие-то там химические реакции), что, думается, ее и нет вовсе. Вот чувство голода. Хочешь есть, поел - и нет его, этого чувства. Так и любовь. Полюбил - и прошло.
Неля, 31 год, руководитель

***

5 максим – извольте: Вожделение, Романтика, Доверие и, главное, - Терпение до Жертвенности… Наверное это... А розовые слюни высыхают максимум через 1,5 года... У меня – так... Испытано Болью!
Митя, 37 лет, актёр

***

Любовь – это тот случай, когда мозг бессилен.
Светлана, 43 года, главный бухгалтер

***
Что такое любовь? Человеческим языком не выразишь все возникающие чувства при этом слове. Уважение, взаимопонимание, близость, симпатия, радость и боль, романтика... в общем, всё это, переживаемое любящими людьми вместе. В общем, это все!:

Я пришел к мудрецу и спросил у него:
"Что такое любовь? Он сказал "Ничего"
Но, я знаю, написано множество книг:
Вечность пишут одни, а другие – что миг...
То опалит огнем, то расплавит как снег,
Что такое любовь? "Это все человек!"
И тогда я взглянул ему прямо в лицо,
Как тебя мне понять? "Ничего или все?"
Он сказал улыбнувшись: "Ты сам дал ответ!:
"Ничего или все!",- середины здесь нет!"
Андрей, 45 лет, директор