Лев - Дама - Единорог

Марина Байрос-Боголюбова
«Дама с единорогом» - загадка замка Буссак. В музее Средневековья аббатства Клюни в Париже хранится серия гобеленов (шпалер), изображающих Даму и единорога. В некоем удивительном саду шесть раз предстает фигура стройной молодой женщины с благородной осанкой и задумчивым взглядом, каждый раз в иной позе и в ином костюме. На каждой шпалере рядом с Дамой лев и единорог.

 Единорог - символ чистоты и осторожности. Древние авторы описывали его как неукротимого зверя, умерщвлявшего каждого человека, но делавшегося ручным при встрече с невинными девушками, - он ложился к ним на колени и засыпал.
 
В энциклопедии символов: единорог – мифическое существо, представляющее лунный женский аспект. Атрибут всей евразийской рыцарской культуры, творчески преклонявшейся перед женским началом мира. В "ведах" является эмблемой меча или "слова Божия". В западной церкви известен как символ целомудрия. Используется как аллегория Благовещения и воплощения Христа. Входил в атрибутику Девы Марии, женщин-святых...

Будучи лунным знаком, в геральдике единорог часто уравновешивает солнечную силу льва - символа царственной власти. В Египте и Сирии лев был воплощением богинь - Тефнут, Хатор, Аллат и т.д. В Индии лев - воплощение Вишну, олицетворение витальной силы и мужества. В христианстве лев воплощал идею будущего воскресения. На раннехристианских погребениях льва изображали также как символ Воскресения. В этом видят связь со средневековыми представлениями, что львы рождаются мертвыми и оживают через три дня от дыхания родителей. Негативный аспект льва - эмблема Антихриста. Победа над князем тьмы интерпретировалась псалмопевцами как победа над львом и драконом. Для Юнга лев - символ скрытых страстей, тогда библейский лев, возлежащий рядом с овцой, - символ человека, трансформировавшего необузданную волю в мужество, а силу преобразившего в любовь. В антропософии лев - "Страж порога", встречающий каждого желающего постигнуть сверхчувственный мир.

Но что же означают эти шесть загадочных сцен на гобеленах?
Пять из них представляют аллегории пяти чувств, по которым они и получили свои названия. Шестой принято называть «? mon seule d?sir» («Мое единственное желание») — по вытканному на нем девизу. Кто и когда создал эти шпалеры, которые известны сегодня всему миру? В 1841 году их в подвалах замка Буссак в Крез нашла известная писательница Жорж Санд. Нижняя часть шпалер была испорчена от сырости, позже недостающие части дополнили — такими их можно увидеть сегодня в музее Клюни, куда они были привезены в 1882 году.

 Однако Жорж Санд утверждала, что гобеленов было не шесть, а восемь. По ее словам, на седьмом гобелене Дама была изображена сидящей на богато украшенном троне, а на восьмом — ласкающей двух белых единорогов. Что же символизируют изображения на гобеленах? Какой смысл имеют эти диковинные звери, цветы, птицы, о чем рассказывает образ загадочной Дамы между львом и единорогом?

На Востоке и Западе единорог всегда указывал на духовный смысл вещей, на путь к трансцендентному возвышению и был символом совершенной чистоты. Лев в геральдике представлял - материальную силу, а Дама в символической иконографии всегда олицетворяла душу, как одного человека, так и anima mundi, то есть мировую душу.
 
Дама-душа, находится между львом-материей и единорогом-духом, и, рассматривая гобелены, можно проследить путь души, прежде чем она сделает свой выбор и научится властвовать над материей - львом, с помощью духа - единорога. Поэтому последовательность расположения гобеленов непроизвольное, а соответствует тем шагам, которые должна сделать душа, чтобы возвыситься, подняться от самых материальных чувств - осязания и вкуса к зрению, способному видеть и материальное, и тонкое - духовное, и к самым тонким чувствам - обонянию и слуху. А три последние шпалеры рассказывают о победе души над материей.
 
Дама на гобеленах никогда не изображается в одном и том же наряде, меняются ее одежда, прическа и атрибуты. Как олицетворение души, она является осью, центром всей этой иконографии. Она главная героиня конфликта между материей и духом. Поэтому ее различные прически и головные уборы, а также разные платья и атрибуты имеют явное символическое значение, которое нелегко раскрыть, но можно связать с разными состояниями души, с этапами алхимического делания - преображения. Дама-душа - это еще и двойственность нашего разума: практического и чистого. Первый склоняется (по Канту) к гипотетическим императивам материального мира, а второй, наоборот, к категорическим императивам мира духовного.

 Аллегории пяти чувств как введение к трем последним сюжетам могут указывать на то, что душа должна научиться контролировать чувства, которые связаны с материей, и преобразовать их в атаноре сознания, чтобы через их тонкую противоположную сторону она получила возможность достичь освобождения и одержать победу над материей.

Первый гобелен - «Осязание»: решиться на борьбу. На этом гобелене Дама держит в правой руке четырехугольное знамя льва и смотрит на него, а левой рукой сжимает рог единорога. Некоторые исследователи видят в нем фаллический символ, однако здесь рог единорога указывает на силу, которая устремляет душу к высшему Духу. Взгляд Дамы суров и тверд, она полна решимости обрести власть над материей, несмотря на то что лев, у кого она вырвала знамя, силен, и, несмотря на тяжелые цепи, которые сковывают ее талию и символизируют путы материи. В такие же цепи закованы животные, изображенные на этом гобелене. Все, кроме птиц.
 
Гобелен – «Вкус»: выбор сделан. На льве и единороге церемониальные плащи, они оба имеют знамена. Причем лев несет треугольный флаг единорога, а единорог - четырехугольный флаг льва. Возможно, это намек на путаницу и хаос, которые правят в материи. Дама приручила сокола и удерживает его на сокольничьей перчатке. Сокол представляет разум, которому свойственно наслаждаться вкусом вещей, но гобелен указывает, что Дама отказалась от вкуса: она смотрит на сокола и из Чаши Грааля, которую держит ее служанка, достает желуди и отдает их птице. Это говорит о том, что Дама пробует приучить разум наслаждаться более изысканными плодами, чем те, которыми он питался до сих пор.
 
Гобелен - «Зрение»: созерцать высшее. Лев рядом с Дамой держит свое знамя, но смотрит в другую сторону. Дама тоже не смотрит на льва, ее взгляд устремлен на единорога, отраженного в зеркале. Она отказалась смотреть на земное, светское, ибо увидела единорога, вернее - пока его отражение. Зеркало можно сравнить с сознанием, которое на предыдущем гобелене символизировала вода в Чаше, приведенная в движение, оттого что Дама доставала оттуда желуди для сокола. Теперь, когда волнение воды успокоилось, и она стала подобной зеркалу, в ней отражаются те высоты, которые до этого увидеть было нельзя. Сокол, машущий крыльями, олицетворяет разум в движении, а ровная поверхность зеркала - это сознание в состоянии покоя, которое теперь может отражать единорога - духовное.
 
Гобелен - «Обоняние»: отречься от материального. Дама плетет венок из цветов, но не наслаждается их ароматом - их нюхает обезьянка, сидящая в корзине слева от Дамы. Обезьянка наводит нас на мысль о Ханумане, персонаже индийского эпоса «Рамаяна». Царь обезьян Хануман помог Раме освободить Ситу (также символ души) из рук Раваны, который представляет материю. Кроме того, обезьянка была изображена на знамени Кришны в «Бхагавадгите». Она появляется каждый раз, когда надо принять великое решение - сражаться или отказаться от борьбы. Обезьянка может символизировать интуицию, последний мост, по которому нам остается пройти, чтобы достичь духа. Талию Дамы охватывает тонкая монашеская веревка, она указывает на ее решение отречься ото всего материального. Венок она плетет не для себя: мы ни разу не увидим ее в нем. Вероятно, это венец отречения. Лев и единорог со щитами, и снова держат не свои знамена. Снова борьба хаоса, а обезьянка вновь появляется в час выбора.
 
Гобелен - «Слух»: гармония духа. Лица Дамы и ее служанки - души и ее эго (витальных чувств) - умиротворены. В них отражается мир духа. Этот гобелен еще называют «музыкой сфер». Лев и единорог без щитов и без церемониальных плащей держат собственные знамена. Они также в состоянии умиротворения. Решение принято. Душа - Дама отдается духу. Все желания материи преодолены, у души остается единственное желание - достичь Мудрости и соединиться с Духом.

 Девиз «Мое единственное желание» написан на верхней части шатра, куда Дама сможет войти сразу, как только окончательно отречется от материи и сложит свои драгоценности в сундучок, который держит ее служанка. Там, в шатре, - а это символ все преобразующей алхимической печи, осуществится ее окончательное преображение. Лев и единорог вновь встают лицом к лицу, но у них нет щитов, они не сражаются, а вместе открывают полог шатра, чтобы Дама смогла войти в покои превращения. Весь шатер украшен многочисленными изображениями золотых язычков пламени очищения. Остроконечное украшение на головном уборе Дамы указывает на ее пробуждение во свете, который освещает ее спокойное лицо. На служанке похожий убор.

Два гобелена, которые были утеряны, но которые описала Жорж Санд, рассказывали о продолжении процесса восхождения души. Ни на одном из них лев уже не появляется, ибо свершилась окончательная победа духа над материей, света над тьмой. А Дама - душа, в атаноре шатра преобразилась теперь в Софию - саму Мудрость.
 
Дама, которая изображена на последнем гобелене, сидящей и гладящей двух единорогов, что стоят по обе стороны от нее, - символ единения Души человеческой с Вселенским Духом - цель длинного пути души к ее небесному истоку. Действие происходит на небольшом круглом острове, который утопает в цветах и буйной растительности; на нем живут рядом домашние и дикие животные, которые на первых коврах враждуют друг с другом, а на последних, когда Дама - душа овладевает своими чувствами, сосуществуют в мире и гармонии.

Серия гобеленов «Дама с единорогом» рассказывает о сакральной свадьбе души с духом, о небесной иерогамии и наводит на мысль о том, что такое объединение возможно и между людьми в обществе, и может быть сбудется старый александрийский сон об общности и единстве духа между Востоком и Западом. Проходят века, но Дама и единорог на старинных гобеленах продолжают хранить свою тайну. Тайну замысла, тайну происхождения, тайну символического смысла.