Русская История 1. Введение

Виталий Голышев
(Предыдущая:http://www.proza.ru/2014/05/16/1127)


ПОПОВ Флегонт Петрович.

г. Кишинев, 1986 год.


ВВЕДЕНИЕ.

       «Се повести времянных лет, откуду есть пошла руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду русская земля стала есть».

       Так составитель древнейшей русской летописи «Повесть временных лет» начал своё повествование. В ней он рассказывает о возникновении «земли русской», откуда она пошла, началась, кто были наши предки, и кто на первых порах нами правил. Интерес к истории нашего народа и его славному прошлому заставил первых русских летописцев, начиная со времени Ярослава Мудрого, приняться за составление начальных летописей.

       Они пытались понять исторический процесс развития русского народа, складывания государственности и его культуры. Византийские хроники, восточные и западные источники, народные предания и сказания, погодные записи очевидцев легли в основу первых летописей.

       Шли века… Создавались многочисленные местные летописи, складывались общерусские летописные своды. С гордостью говорили они о Руси и народе русском, о славном пути, пройденном им. Появились исторические повести: «История о великом князе Московском» князя Андрея Курбского, «Степенная книга», «Царственная книга», «Хронограф», увязавший историю Москвы с всемирной историей, складывались многочисленные «Повести», «Сказания» и «Временники».

       Хотя наивны и несовершенны методы первых исторических трудов, они свидетельствуют о патриотизме, о чувстве национальной гордости, об интересе к далёкому прошлому земли Русской.

       Всё умножающееся число всевозможного рода исторических произведений говорило о непрерывно растущем интересе к истории своего народа среди образованных людей древней Руси, а многочисленные былины и сказания, это история народа, рассказываемая им самим, свидетельствовали о стремлении широких народных масс сохранить предания родной старины и передать их своим далёким потомкам.

       Чувством величайшей гордости за своё прошлое, за свой народ, за его героические дела, за землю Русскую, веет от этих первых исторических произведений. Но когда для работы в организованной, по инициативе Петра Великого, Академии наук прибыли первые учёные немцы и взяли в свои руки дело изучения истории русского народа, эти самодовольные, смотревшие свысока на всё русское, немецкие «культуртрегеры» попытались немедленно по-своему осмыслить русский исторический процесс и место русского народа среди других народов Европы.

       Принеся методы научного исследования, используя легендарный рассказ летописца о призвании варягов, Байер, Шлецер и другие немецкие учёные, жившие и писавшие свои труды в России, привлекли на свою сторону и многих русских учёных и создали определённое направление в исторической науке – норманизм. Особенностью этого направления было, по сути дела, признание превосходства иноземного, в частности германского, над русским, хотя сторонниками этого направления зачастую были и патриотически настроенные историки (Карамзин, Погодин).

       Такого рода состояние исторической науки полностью соответствовало положению, занимаемому прибалтийскими и прочими немцами при дворе и вообще во всей политической жизни России 18-19 веков.

       Но уже тогда поднял свой голос в защиту национальной гордости русского народа «солнце науки русской» - Михайло Ломоносов. Он указал на внутренние силы, свойственные русскому народу, которые дали ему возможность без посторонней помощи подняться из «небытия» и встать во весь свой исполинский рост, на ошибочность норманистических предпосылок Байера и Миллера, построенных «на зыблющихся основаниях», на их рассуждения, «тёмной ночи подобные», и оскорбительные для чести русского народа. В Ломоносове говорил не только историк, но, прежде всего, патриот. Он отмечал, что у Миллера «на всякой почти странице русских бьют, грабят благополучно, скандинавы побеждают…». «Сие так чудно, - добавляет он, - что если бы Г.Миллер умел изображать живым штилем, то он бы Россию сделал столь бедным народом, каким ещё не один и самый подлый народ ни от какого писателя не представлен…».
Не менее резко отзывается он и о Шлецере, в те времена ещё только начинавшем свою деятельность и для Ломоносова остававшемся пришлым немцем.

       «Древняя российская история» Ломоносова была первым трудом антинорманиста, трудом борца за честь русского народа, за честь его культуры, языка, истории, трудом, направленным против теории немцев-историков России. Ломоносов пытался дать историю русского народа, показать его место среди других народов, великое международное значение древней Руси. Он знал прошлое Руси, верил в силы русского народа, в его светлое будущее.

       Ломоносов положил начало антинорманистскому направлению в русской исторической науке, заставил многих позднейших исследователей по-иному подойти к русскому историческому процессу, вырвать историческую науку из немецкого пленения.

       «Откуда есть пошла Русская земля...» Этот вопрос не может не интересовать каждого из нас, ибо этот вопрос о том, как начал складываться великий русский народ, прошедший многовековый славный и тернистый путь, путь испытаний и побед, народ, выдержавший, не склонив головы своей, и  все невзгоды: и германский «Drang nach Osten» (натиск на Восток), разбив немецких псов-рыцарей (К.Маркс) на льду Чудского озера, и татарское иго, сбросив его тяжкие цепи, и годы лихолетия «Смутного времени», времени польско-литовской интервенции, народ, уничтоживший вторгшихся в его землю солдат шведского короля Карла XII, и «непобедимую» армию Наполеона.

       «Нет, не завоевателями и грабителями выступают в истории политической русские, как гунны и монголы, а спасителями — спасителями и от ига монголо-татар, которое сдержали они на мощной вые своей, не допустив его до Европы, быв стеной ей».  (Н.Г.Чернышевский).

       «В истории человечества России определено лишь высокое предназначение»  (А.С.Пушкин).
 
       В дни величайших испытаний, в дни самой страшной опасности, которая когда-либо угрожала всему миру, когда по дорогам на запад, на юг и на восток двинулись на завоевание мирового господства фашистские полчища гитлеровской Германии, основную тяжесть борьбы с ними на свои могучие плечи принял русский народ. Потеряв в этой страшной войне 27 миллионов человеческих жизней и полностью разгромив фашистскую Германию, русский народ навсегда избавился от грозившей ему чудовищной опасности полного уничтожения, которое Гитлер хотел осуществить в случае его победы.

       Мы не можем безучастно относиться к вопросу о том, как складывались национальные черты русского народа, как формировалась и расцветала русская культура во всех её проявлениях, как создавалась русская государственность, давшая возможность нашим далёким предкам отстоять независимость земли Русской и завещать нам, своим далёким потомкам, веками накопленную мудрость, веками созидаемую духовную и материальную культуру, свои черты психического склада, которыми по праву может гордиться русский народ.

       Мы не можем быть безучастными к своей отечественной истории, к истории своей Родины, к истории своего народа. Мы гордимся славной историей своего народа, его великим «борением» за свою свободу и независимость, его достижениями в науке и искусстве, его успехами на поле брани, его революционной борьбой.

       «Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно нет!» - писал В.И.Ленин в своей статье «О национальной гордости великороссов», не случайно избрав для неё это название.
А чувство национальной гордости, чувство патриотизма воспитывается на отечественной истории, истории своего народа с самых древнейших времён.
И глубоко прав был известный русский историк  И.Е.Забелин, когда писал: «Действительно твёрдою опорою и непоколебимою почвою для  национального сознания и самосознания всегда служит национальная история...».
               
       Поэтому мы не можем быть безучастными к вопросу о том, «откуду есть пошла Руская земля».

(Продолжение:http://www.proza.ru/2014/05/17/320)