Гора времени

Ирина Дегтеревская
ГОРА   ВРЕМЕНИ.
Ирина Бочарова.

1.  ПРО ЦАРЕЙ - ВЛАСТИТЕЛЕЙ ЗЕМЛИ.

Далеко-далёко, в сказочной Воздушной стране жил  да был царь со своею царицею. Жили они в хрустальном замке, что стоял на пышном белом облаке. Счастливо жили царь с царицею.  Была у них дочь-царевна красоты не описанной, доброты да кротости не виданной.
Воздушный царь, неземной государь владел несказанными богатствами. Свои богатства он не прятал в тяжёлые сундуки кованные, как это делали другие цари, а щедро дарил их Земле-матушке. Все, живущие на Земле, в том числе и люди, брали те богатства сколько пожелается, а добрый царь ничего от них в замен и не требовал. Сколько ни раздавал те дары несметные батюшка-царь жителям  Земли, не скудели они не таяли.
- Так не богатства это вовсе, - скажешь ты. Нет же, богатства и подлиннейшие! Названия их таковы: воздух чистый, ветры быстрые, облака лёгкие. Слышал когда-нибудь про такие сокровища? Нет. А попробуй  прожить без них! То-то и оно.
Властвовал Воздушный царь и  над птицами небесными. Его быстрокрылые подданные
свободны были, как ветры весенние. Они могли летать по  просторам воздушным,
ходить по земле, плавать по воде, вить гнёзда в листве деревьев зелёных, петь песни, и щебетать, сколько душе пожелается.
 
       Под голубым океаном неба высокого, раскинулся синий океан моря широкого. В этом водном океане, глубоко-преглубоко, куда и солнце-то в гости не хаживало, жил да был Морской  царь. Вокруг дворца его перламутрового, жемчугами цветными изукрашенного, росли сады невиданные из водорослей шелковых. По этим садам подводным любили прогуливаться три дочери царя грозного. Глянешь на них – красавицы. Да только отразились в их красоте подводные скалы холодные, морской водой источенные. Видать потому не приносила их красота радости, не зажигала сердца пламенем.
   Морской царь был тоже богат неслыханно. В его пещерах подводных хранилось видимо-невидимо и злата, и серебра, и каменьев самоцветных, и жемчугов скатных. В глубинах же бездонных укрывал он чудеса, про какие на земле слыхом не слыхивали. Свои сокровища он прятал в самой, что ни на есть пучине морской, чтобы люди о них ничего не проведали.
   Морскому царю грозному подчинялись все жители подводные, а жило их в глубине   океанской такое великое множество, что за всю жизнь не перечтёшь. Не пускал их Морской царь ни по земле походить, ни по воздуху полетать. Бывало, какая-нибудь рыбка изловчится, да из воды выпрыгнет, так он её тут же назад вернёт. А уж если её, бедную, шаловливая волна далеко от берега отбросит, так тут ей и смерть придёт. Всё это он придумал для того, чтобы не проговорились рыбы да твари морские, о его богатствах, да диковинах, что в безднах подводных таятся. Наперекор грозному царю научились люди по морю-океану на быстроходных кораблях плавать, да рыбу его сетями ловить. Тогда-то и порешил царь немилостивый всё живое под водой языка лишить. Онемело, затихло морское царство холодное.
   
     В те же времена на Земле-матушке в глубине высоких гор крутосклонных жил-поживал Земной царь, своим богатствам государь. Сказочные  богатства хранил он в подземных своих кладовых. Людям царь те сокровища давал, да не больше, чем надобно. Был тот государь годами стар, головой сед, но по силе и мудрости равных ему не было.
   На радость батюшке царю выросли, поднялись, словно крепкие утёсы три его сына-богатыря. Все три статные и красивые, да нравом разные. Старшие сыновья каждому камушку цену знают, любой самоцвет умеют спрятать в горах надёжно и людям не показать. Младшенький же весь в покойную матушку свою: хоть смел да удал, но уж слишком добр и прямодушен. Наделила его матушка-царица чудесными дарами: всё живое на свете любить и понимать, красоту видеть, слабого не обидеть. Всех своих сыновей любил царь-батюшка. Старшими сынами он – гордился, младшим – любовался.
   Пришло время, почувствовал старый царь, что устал он от дел, что груз лет на плечи давит. Подумал, видно, смерть по близости ходит, его – царя ищет. Зовёт он тогда к себе сыновей своих любимых, да и молвит им таковы слова: «Сыны мои милые, сыны мои пригожие. Вот вам моё слово заветное. Много сокровищ храню я в кладовых своих необъятных, да только слыхал я от людей, что на свете самое дорогое - это Счастье. Всю жизнь искал я это Счастье неведомое в сокровищницах своих, да так и не нашёл. Как видно, нет его у меня под землёй. Поезжайте-ка по белу свету, расспросите у людей получше,  где оно, то Счастье, найдите, да и привезите поскорее его сюда. Хочу  перед смертью на него поглядеть. Да только возвращайтесь  не позднее, чем через 30 дней и 30 ночей, а то умру я, вас не повидавши. Тому, кто наказ мой исполнит, да в последний час на Счастье мне полюбоваться даст, тому и царём после меня быть» Сыновья батюшке поклонились, в дальний путь снарядились и отправились странствовать по белу свету.

2. ЗА СЧАСТЬЕМ.

     Много путей-дорог изъездили, исходили братья – царевичи в поисках Счастья неведомого. Много людей разных на путях тех повстречали, только никто из них Счастья того в глаза не видывали, где искать его не сказывали. Стали сыновья на шумных ярмарках бывать, товары заморские смотреть, но и там не нашлось Счастье заветное. Долго бродили братья по дорогам и тропочкам, по городам и деревушкам. Счастье среди людей искали, искали, да так и не нашли. Рассудили они промеж собой, что нет его на Земле вовсе.
   Отправились тогда царевичи за Счастьем в море-океан. Снарядили они быстрый корабль и покинули берег Земли своей. Море бурливое корабль приняло, да и давай качать на волнах высоких, но стоило земле с глаз скрыться, как случилось что-то с водами морскими. Стихло бурное море, будто уснуло спокойным сном. Волны не плещут. Ветер не веет, но вот чудо, так чудо – корабль  сам по воде плывёт. На одиннадцатый день к вечеру остановился корабль посреди океана бескрайнего.
   Глядь, выходит из вод глубоких сам Морской царь. На голове его сияет корона жемчужная, одежда золотом расшитая в лучах закатного солнышка, словно жар горит. Ударил  царь-государь посохом самоцветным по водам морским, да и говорит: «Добро пожаловать, гости дорогие в моё царство бескрайнее. Может здесь, в глубинах морских как раз и найдётся то, что вы ищете. Идите за мной да не страшитесь!» Во второй раз царевичей не пришлось просить – не из робкого десятка были они.
Спрыгнули молодцы к Морскому царю на солёны волны, да не потонули, а остались стоять на воде, как на гладком полу. Ударил царь своим посохом дважды. Расступились воды морские, и открылась братьям дорога широкая в царство-государство подводное. Пошли юноши по тому пути за Морским царём. Спустились они на самое дно, ко дворцу подводному. А как трижды ударил царь посохом волшебным – исчезла дорога, и стало вокруг всё темным-темно, как в ночь перед грозой. Взяли сомнения Земных царевичей – стоило ли им в пучину морскую спускаться. Уж больно здесь без солнышка темно, холодно да не уютно. Откуда ни возьмись, засветились повсюду тысячи огоньков, словно звёзды на небо вышли. Это раскрылись диковинные раковины, полился из них свет и осветил морское царство холодное.
   Приглашает Морской царь – подводный государь гостей во дворец, в палаты просторные,  всевозможными разноцветными раковинами да кораллами разубранные. Уж он их угощает яствами, каких никто на земле не едал. Подносит братьям напитки, каких никто не пивал. Рыбки музыканты услаждают их слух музыкой, какой на земле никто не слыхал. Кормит, поит  царь Морской  юношей, а сам  выведывает, кто они, какого роду племени и куда по морю-океану путь держат. Всё рассказали царевичи без утайки: и, что отец их Земной царь, и что послал он их Счастье сыскать, и что на земле того счастья не нашлось, вот и плывут они по океану – Счастье ищут. Приказывает тогда Морской повелитель крабу быстроногому разузнать, где в его кладовых секретных есть Счастье искомое и немедля доложить, да чтоб за час уложиться с минутою. Исчез краб. Словно его волною смыло, а гости дальше отдыхают, вестей поджидают. Старшие братья пьют, едят, да веселятся на славушку, а младшему веселье на ум нейдёт. Он всё на корабль рвётся. Чует его сердце, что нет в темнице подводной того сокровища бесценного, которое батюшку порадовать может. Царь же Морской всё гостей угощает, да разговор с ними такой затевает:
- Есть у меня три дочери, три красавицы. Берите их в жёны. Я вам всё своё царство в придачу отдам. Сам я уже стар. Мне и отдохнуть пора. Вашего батюшку Земного царя я знаю. Он не то, что Воздушный царь, сокровища свои бережёт, людям без особого расчёту не даёт. Вот и пришла мне охота за вас дочерей своих отдать.
   Тут вошли в палаты царевны морские – красавицы неземные. Глаза у них чёрные, как ночь, губы красные, как кораллы, а волосы шёлковые, по станам их гибким до полу стелются. Платья у красавиц из лунного света сотканы, жемчугами скатными переливаются. Ох, понравились старшим братьям царевны морские. Младший же брат ничего вокруг себя не видит. Сидит он на мягком кресле, словно на иголках острых и на дверь глядит – не появится ли краб быстроногий, что пошёл про Счастье разузнать. Нет краба. Вот уж и впрямь в воду канул.
   Морской царь хитёр, ничего не скажешь, вмиг смекнул, почему старшие братья с его дочерей глаз не сводят. Ишь  ты, как залюбовались, аж рты раскрыли! Принялся он их дальше уговаривать. Не часто, ведь, именитые женихи в этакую пучину заглядывают.
 - Тому, - говорит,- кто старшую дочь замуж возьмёт, я отдам власть над стихиями морскими. Тому, кто среднюю дочь в жёны выберет – богатства подводные пожалую. Тот же, кто младшей дочке мужем станет – будет властвовать над всеми жителями морскими.
   По душе пришлось старшим братьям предложение царское. Решили они, не теряя времени, сей же час и свадьбы сыграть. А младшенький братец сидит, помалкивает, да на дверь поглядывает, краба быстроногого поджидает. 
-  Ну что ж, свадьбы, так свадьбы! Чтобы играть со всей пышностью! – повелел Морской царь. Вокруг все засуетились. Помчались морские царевны свадебные платья надевать. Бросились слуги царские угощения на пир собирать, юркие рыбки гостей созывать. Старшие братья к свадьбе наряжаются, а младший в своём углу сидит, не шелохнется – весточки ждёт.
   Вот уж готовы к свадьбе невесты, уж накрыты столы праздничные, а краба всё нет, как нет. Сели гости за столы бранные, пьют, едят, молодых величают. Младший же брат в тёмном углу на стульчике пристроился и никому на глаза не показывается. Подходит тогда к нему Морской царь – грозный государь, да и спрашивает: «Почему ты, царевич, за столом не сидишь, на невесту свою не глядишь? Аль не нравится тебе дочь моя младшая, иль не по сердцу тебе власть могучая в царстве моём бескрайнем?» Отвечал ему младший сын: «Красива твоя дочь – царевна подводная, да только красота её душу не веселит, а какая ж любовь может быть без радости? Не по сердцу мне власть могучая над рабами твоими бессловесными. Главное для меня  -  батюшкин наказ исполнить к сроку надобно. Сам видишь – не могу я остаться в царстве твоём.
   А тут, откуда ни возьмись, краб быстроногий бежит, спешит, торопится. Встал, отдышался маленько и докладывает: «Обежал я, ваше величество, всё, как есть, царство Морское. Во всех сокровищницах побывал. Могу сказать точно. Нет, царь-государь в подводных кладовых Счастья и, как хранители сказывали, никогда не было».


( продолжение  следует)