Расплата за товарный кредит. Этюд первый

Олег Яненагорский
Из цикла «Этюды о бедности и богатстве, душевном и материальном»

Этюд первый


На консультации к юристу люди приходят с самыми разнообразными проблемами. И за годы работы я повидал и услыхал много всякого интересного. Но этот случай запомнился особо, хотя разговор начинался, как и сотни других…
История произошла во второй половине 90-х годов ХХ века. Молодой парень, тогда ему еще и двадцати лет не исполнилось, в магазине оформил кредит и купил «видеодвойку». Сейчас молодежь, увлеченная модными гаджетами, наверное, уже и не знает, что это такое. А это всего-навсего телевизор и видеомагнитофон. Наверное, в момент покупки, парню представлялось это очень крутым поступком. Ну, как же – «он может себе это позволить», он стал владельцем «видеодвойки»!
Из разговора я понял, что эта «видеодвойка» была обычным китайский или южнокорейским «ширпотребом», по сути стоившая гроши, но продавшаяся по несуразно задранным ценам.
И цена покупки для парня оказалась слишком высокой. В самых разных смыслах этого простого слова. Расплатиться за кредит он не смог, быстро надоевшую ему видеотехнику в магазине принимать отказались, с рук он ее продать не смог. И когда срок возврата  денег истек, к незадачливому должнику пришли хмурые выколачиватели долгов, очень специфической внешности… Сегодняшние коллекторы по сравнению с теми ребятами, наверное, выглядели бы как первоклассницы в воровском притоне. Встречались мне в судах и такие типы…
Крепко попрессовав паренька, хмурые ребята ушли, предупредив, что мол, «счетчик включен» и «ты сам смотри»…
Я выслушал эту историю, и стал изучать документы на покупку, кредитный договор и прочие бумаги. Замысел мой был в том, чтобы оспорить кредитный договор и не предусмотренную договором передачу задолженности третьему лицу, то есть фирме «хмурых коллекторов». А парень, тем временем, продолжал ныть, что не может устроиться на «хорошую» работу…
Профессиональные юристы умеют игнорировать эмоциональную сторону той или иной проблемы клиента, но парень начинал меня раздражать своей бестолковостью, инфантилизмом и нытьем. Изучая документы, мысленно я отвечал ему. В том смысле, что думать надо было не ложном престиже «крутого покупателя» якобы «крутой» видеотехники, а о том, как долги отдавать придется, и о том, что в отсутствии «хорошей» работы, пока можно устроиться на «плохую» и начать зарабатывать…
И вдруг прозвучала фраза, которая мгновенно прервала исследование документов и мой внутренний разговор.
- Может быть, мне почку свою продать, чтобы с долгами расплатиться?
Когда смысл фразы полностью дошел до моего сознания, я, кажется, оторопел.
- Что? Почку продать?
- Ну да, у меня же их две… Помогите найти покупателя…
Потом я долго размышлял над вопросами человеческих ценностей. В моей голове не укладывалось соотношение покупки дешевой видеотехники и готовностью расстаться с внутренним органом. Это как же надо к себе относиться, чтобы ради временного и призрачного удовольствия обладания какой-то вещью, жертвовать анатомической целостностью своего организма?
Паренек не видел иных путей решения проблемы выплаты долга: перезанять, подработать, в самом плохом варианте – украсть… Вот почку продать ему казалось хорошим вариантом… А о том, что впереди вся жизнь с ее многочисленными покупками, как-то ему не думалось…
Очень многие до конца своих дней не понимают истинной ценности жизни. Они не понимают, что в ней самое важное? Лучшую часть жизни они проводят в погоне за вещами, которые после приобретения быстро теряют ценность. Особо люди не задумываются, что жизнь одна, а покупок в этой жизни может быть много… Понимаю, что тяжело противостоять давлению окружения, большей части общества потребления. Но я понимаю, что надо осознавать и цену уступок желанию бездумно потреблять …
Даже если это цена всего лишь одной почки из двух, данных нам в момент рождения…