Разный Юго-Восток

Александра Днипренко
Как известно, Украина делится на две приблизительно равные части, условно называемые Юго-Востоком и Западом. Граница между ними обозначилась в 2004 году: тогда в одной части страны большинство поддержало Ющенко, в другой — Януковича. Области, отдавшие в 2004 году голоса Януковичу, голосовали преимущественно за него и за возглавляемую им Партию регионов и на всех последующих выборах; в этих же областях зимой 2013-2014 было сравнительно мало симпатиков Майдана. Там, где в 2004 году поддержали Ющенко, на последующих выборах голосовали в основном за «партии Майдана» («Наша Украина» Ющенко, Блок Юлии Тимошенко, на выборах 2012 года — УДАР Виталия Клычко) и за Тимошенко — на президентских выборах 2010 года; последний Майдан здесь вновь стал массовым. 

Дает ли это основание говорить о «расколе страны»?

Если присмотреться внимательнее к политической географии Украины, то можно заметить, что, да, разумеется, отличия по линии «Восток (Юго-Восток) — Запад» существуют, но, во-первых, именно такое деление, которое сложилось с середины «нулевых», не вечно, а, во-вторых, скорее можно говорить не о разделении на две равные части, а о двух полюсах, между которыми — несколько промежуточных ступеней.

Так, на президентских выборах в 1991-м и 1999-м годах вообще не было заметно отличий в голосовании между Центром и тем, что сейчас называется Юго-Восток. В первом случае все области, кроме трех западных поддержали первого секретаря ЦК КПУ Леонида Кравчука, во втором — все регионы, кроме опять-таки Запада голосовали в приблизительно равных долях за обоих кандидатов — за президента Леонида Кучму и за лидера Компартии Украины Петра Симоненко. На президентских выборах 1994 года  настроенные сейчас «прозападно» Полтавская , Сумская и Черниговская области поддержали преимущественно «восточного» Кучму. Причем, в Сумской области за него голосовали дружнее, чем в Одесской, Николаевской и Херсонской, а Николаевская поддержала тогда Кучму не так активно, как Януковича в 2004 и 2010 годах. (На Николаевщине в 1994 за Кучму проголосовало 52,8% избирателей, за Януковича в 2004  — 67,13%, в 2010 — 71,5%.)

(Результаты президентских выборов в Украине можно посмотреть здесь:
1991 http://commons.wikimedia.org/wiki/File:-uk.png?uselang=ru
1994  http://commons.wikimedia.org/wiki/File:-uk.png?uselang=ru
1999 http://commons.wikimedia.org/wiki/File:-uk.png?uselang=ru
2004 2010:  
ДОНБАСС — НЕ ВЕСЬ ЮГО-ВОСТОК

То, что неоднороден условный «Запад» — понятно: Галичина, Буковина и Закарпатье никогда не входили в состав Российской империи, в отличии от также голосующей сейчас «прозападно» Центральной Украины. Так называемый Юго-Восток при более внимательном рассмотрении тоже оказывается не монолитным. На общем «юго-восточном» фоне, кроме Крыма, чья особость и так очевидна, выделяется также Донбасс. Явных отличий в его исторических судьбе от соседних областей нет, но отличия в настроениях жителей — на лицо.

Донбасс наряду с Крымом еще в 1994 году на президентских выборах наболее активно поддержал «восточного» канидидата Кучму в противовес «западному» Кравчуку: за него проголосовало 88% населения Луганской области и 79% Донецкой (в Крыму почти 90%), при том, что в остальных — максимум 70-72%. Начиная с 2004 году эти две области были базовыми для Виктора Януковича и Партии регионов: на президентских выборах и 2004, и 2010 годов за Януковича здесь голосовало порядка 90% пришедших на выборы, в то время как в остальных юго-восточных областях (кроме Крыма) — 50-70%, а на парламентских выборах эти две две области неизменно давали и самый высокий процент за Партию регионов (в 2006 году более 70%).

Голосование за земляка и его партию можно объяснить симпатией к «своим с Донбасса». Но вместе с этим заметно, что в целом в Донецкой и Луганской областях наибольший процент тех, кто голосует за партии, которые ассоциируются с пророссийским вектором; в последнее время это были — Партия регионов и Компартия. За них на Донетчине и Луганщине голосовали суммарно около 80% избирателей, в остальных юго-восточных областях — порядка 50-60%.

Отличия Донбасса других областей Украины, относимых к Востоку проявляются и в результатах социологических исследований.

Так, к примеру, Социологическая группа «Рейтинг» (http://ratinggroup.com.ua/ru/), которая регулярно проводит опросы общественного мнения по различным вопросам, выделила Донбасс (Донецкую и Луганскую области) в качестве особого макрорегиона, отличного от соседних областей (Харьковской, Днепропетровской, Запорожской), которые при публикации данных обозначила как «Восток». (В макрорегион «Юг» она включили три южные области — Херсонскую, Николаевскую и Одесскую, а также Крым. Усредненные данные по этим четырем субъектам слабо отражают картину по каждому в отдельности из-за специфичности Крыма. Замечу, что в целом три причерноморские области ближе всего к трем «восточным».)

Все опросы, проводившиеся на протяжении нескольких лет, неизменно показывали, что Донбасс отличается от остального Востока, не меньше, если не больше, чем Восток отличается от Центра (Винницкая, Кировоградская, Полтавская, Хмельницкая и Черкасская области). Так, к примеру, согласно опросу проведенному в январе 2011 года, по поводу распада СССР о своем сожалении по этому поводу сообщили 65% населения Донбасса, 55% — Востока и 45% — Центра. Согласно данным опроса, проведенного в апреле 2014 года, жалели о распаде Союза 61% населения Донбасса, 47% — Востока и 31% — Центра.

Евроинтеграцию на Востоке, согласно опросам, проводившимся в 2011 — 2013 годах, поддерживали около половины населения и около трети не поддерживали. (Интересно, что приблизительно столько же поддерживало и идею присоединения Украины к Союзному государству России и Беларуси, причем многие как на Востоке, так и в Центре поддерживали обе эти идеи одновременно.) На Донбассе сторонников евроинтеграции фиксировалось — около трети, и чуть более половины — противники. Согласно данным опроса, проведенного в апреле 2014 года Киевским международным институтом социологии (КМИС) в случае, если бы сейчас проходил референдум по вопросу о том, куда вступать Украине — в Европейский Союз или в Таможенный Союз с Россией, Беларусью и Казахстаном, то только на Донбассе сторонников вступления в ЕС было бы ничтожно мало (около 10%), в остальных областях настроение оказались разными: от 46% за ТС и 26% за ЕС в Харьковской области до 40% «европейцев» и 22% «евразийцев» в Николаевской.

На Востоке также стабильно несколько больше, чем на Донбассе сторонников вступления Украины в НАТО и несколько меньше — противников. (Данная идея была до недавних пор малопопулярной и в целом по Украине: за НАТО выступало порядка 20%, против — 60-70%. Даже на Западе тех, кто поддерживал вступление в Альянс до последнего момента было меньше половины. После последних событий Запад и Центр настроены проНАТОвски, на Юге и Востоке количество сторонников НАТО тоже увеличилось.)

Сходная ситуация и с вопросом о предоставлении русскому языку статуса второго государственного: на Донбассе за второй государственный высказывались порядка 75%, на Востоке — за чуть более половины и около трети — против. В ходе одного из опросов был задан вопрос о том, какой язык — русский или украинский нуждается в защите; на Донбассе только 7% опрошенных заявили о необходимости защиты украинского, а 45% - о защите русского, на Востоке на необходимость защиты украинского тогда указали 34%, русского — 21%. (30.07.2012

Последние политические события также, как показывают опросы, по-разному оцениваются на Донбассе и в остальных областях Юго-Востока. Так, в Киевский международный институт социологии 8-16 апреля 2014 года провел иследование на тему "Мнения и взгляды населения Юго-востока Украины: Апрель 2014 года". Согласно этому опросу, однозначно негативно относятся к Майдану и считают его «государственным вооруженным переворотом, организованным оппозицией с помощью Запада» только в Донецкой и Луганской областях, где такой точки зрения придерживают 70,5  и 61,3% населения, соответственно. В остальных юго-востных областях тех, кто считает его «протестом граждан против коррупции и произвола диктатуры Януковича», больше чем тех, кто считает его «военным переворотом» (в Днепропетровской, Николаевской и Херсонской областях «протестом граждан» считают его больше половины опрошенных). (Замечу, что те, кто считают Майдан народным протестом вовсе не обязательно поддерживают все методы, которые использовались протестующими; почти во всех областях Юго-Востока свыше 80%  сказали, что не поддерживают использование протестующими оружия.) Аналогичная картина и в ответах на вопросы о том, должен ли был Янукович разогнать Майдан силой или кто несет ответственность за смерти на Майдане: за пределами Донбасса преобладают «промайдановские» варианты ответов (например, что за смерти несет ответственность Янукович и/или Партия регионов), в Донецкой и Луганской областях — «антимайдановские» (за смерти ответственны оппозиция и Запад). О том, что на Донбассе и на остальном Юго-Востоке по-разному относились к Майдану можно судить не только по данным соцопросов, но, и к примеру, по анализу подписчиков пабликов Евромайдана и Антимайдана в соцсетях в областных центрах. Как видно из приведенной по ссылке графики, только в Донецке и Луганске (а также, разумеется, в Симферополе) подписчиков Антимайдана было больше, чем Евромайдана (свыше 20 тысяч «антимайдановцев» против 4,5 тысяч «майдановцев» в Донецке и 7,4 тысяч против 1,9 тысяч в Луганске). В остальных преобладали подписчики Евромайдана: Харькове — с небольшим перевесом, в прочих центрах — с существенным. Разумеется, данные говорят только о настроениях определенной группы населения, кроме того можно сделать поправку на меньшую «раскрученность» сайта Антимайдана, но все равно они дают определенное представление о настроениях в областных центрах.

Только в Донецкой, Луганской, а также Харьковской областях тех, кто считает нынешнюю власть незаконной явно больше, чем тех, кто согласен признать ее законность; как правило, относительное большинство населения областей Юго-Востока считает нынешних представителей власти легитимными. В Донецкой и Луганской областях также сравнительно много — около 30% — тех, кто считает Януковича законным президентом Украины, в остальных юго-востных регионах этого мнения придерживаются не более 15-16%. (Замечу, что во всех регионах, включая Донбасс, его  НЕ считают законным президентом больше половины населения.)

В Донецкой и Луганской областях также меньше всего тех, кто заявляет о готовности прийти на назначенные на 25 мая выборы президента Украины. Согласно исследованию группы «Рейтинг», проведенному в конце апреля, на Донбассе о намерении принять участие в выборах заявили 42% опрошенных (18% не определились, не намерены идти — 40%), на Востоке — 74%, на Юге (на этот раз Крым не включили в исследование) — 62%. 

Всплывшую в последнее время на повестку дня идею федерализации поддерживают главным образом опять-таки на Донбассе  Так, согласно опросу «Рейтинг», проведенному в марте 2014 года, только на Донбассе большинство — 59% — высказалось за федеративное устройство Украины, в других регионах сторонников унитарного государства оказалось больше, чем сторонников федерализации.  По данным апрельского опроса КМИСа, в Донецкой и Луганской областях считают, что Украина должна стать федерацией около 40% населения, в Харьковской области сторонников федерализации — 31% , в остальных от 7 до 17%; причем сторонников унитарного государства, согласно данного опроса, больше даже на Донбассе.

Сходная картины вырисовывается и в оценке нынешних украино-российских отношений. По данным КМИСа, во всех областях, кроме Донецкой и Луганской, больше половины опрошенных согласны с тем, что Россия незаконно вмешивается во внутренние дела Украины и НЕ согласны с тем, что Россия «справедливо защищает интересы русскоязычных граждан на Юго-Востоке». Опрос группы «Рейтинг», проведенный во второй половине апреля показал, что только на Донбассе к президенту РФ Путину большинство (66% от общего числа респондентов) относится положительно, в остальных регионах симпатизируют ему не более 20%, а относятся отрицательно — свыше 60%.

Таким образом, СУДИТЬ ПО ДОНБАССУ ОБО ВСЕМ ЮГО-ВОСТОКЕ БЫЛО БЫ ОШИБКОЙ.

НА ПРИ ЭТОМ СТОИТ УЧИТЫВАТЬ, ЧТО:
1. Даже на Донбассе большинство, по данным опросов, поддерживает единство Украины. Данные опроса «Рейтинга», проведенного в марте 2014 года показали, что на тот момент только 30% населения Донбасса поддержали идею отделения своего региона от Украины, и 56% — не поддержали. По апрельским данным КМИСа около 30% населения Донецкой и Луганской областей хотели бы присоединения своего региона к России, а свыше 50% — высказались против этого. В большинстве же юго-восточных областей желающих присодениться к России — менее 10%, а против этого — более 80%.
Замечу, что нежелание присоединяться к России вовсе не обязательно означает враждебное отношение; в частности, в большинстве областей Юго-Востока Украины, по данным КМИСа, порядка 70% населения высказались за то, чтобы Украина и Россия были «независимыми, но дружественными государствами – с открытыми границами, без виз».

Согласно апрельским данным КМИСа:
2. Более половины населения всех юго-востных областей НЕ поддерживает вооруженные захваты административных зданий в своих областях. (Поддерживают 11,7% в среднем по Юго-Востоку; в Донецкой и Луганской областях доля тех, кто симпатизирует им выше, чем в других областях.)

3. Более половины населения всех областей, включая Донецкую и Луганскую высказались против введения российских войск на территорию Украины, и даже на Донбассе есть те, кто изъявил готовность в случае российской интервенции оказать вооруженное сопротивление.