Николай ибн Михаил аль Агаповка

Саша Тумп
             – Пашка, пойдем к деду Володе, поздравим с праздником, – дед Пашки – Николай протянул руку, приглашая внука с собой.
             – Потом, – тот спрятал свои руки за спину.
             – «Потом» надо будет опять надевать кроссовки, куртку… – хитро прищурившись, дед, зная, что Пашка не любит одеваться, смотрел на того, не убирая руку.
             Пашка, подумав секунду, хлопнул ладошкой по руке деда.
             – Куда? – Надежда – жена Николая строго глянула на него. – С ребенком идешь. Помнишь ли?
             – Ага! Через хребет собрались. К соседу через забор дойти – заблудимся, – огрызнулся Николай и подмигнул Пашке.
             – Я не про «заблудимся»… – начала было Надежда, но махнула рукой.
             Сосед – ровесник  Николая – для Пашки – «дед Володя», для Николая – «друган»,  для всего села – «Муромец», сидел на крыльце бани, закрыв глаза и подставив лицо солнцу.
             – Принимай гостей, москаль, – Николай присел рядом, толкнув соседа плечом.
             – Садись, коль не шутишь, – тот открыл глаза и сел поплотнее к стене бани. – О, Павел! С приездом! Как жизнь молодая? Растешь, что тальник по весне. В корень пошел. Только не такой бы глупый, как дед, вырос бы.
             Он развернулся к Николаю: – Курить с собой есть? Лень подниматься.
             Чтой-то ты лаяться начал? Давно по «тыкве» не получал? Не посмотрю, что внук рядом.
             – На! – Николай выложил пачку «Примы», сверху прижав её коробком спичек. – Так сразу и «лаяться»… Я вот давеча подумал: «А ведь то, что капыэсэс годами старались сделать, соседи за квартал осилили!» Помнишь, все звенело в ушах – «новая общность людей – советский народ», «советский – вот наша национальность…» помнишь?
             – Ну. И что? – дед Володя, закурив, прищурившись, смотрел на редкие облачка на небе.
             – Лапти гну. Не прижилось! А тут всех подровняли – «москаль». Мне нравится!
             «Москвичи» – не в суть, а «москаль» – очень даже в тему. А?
             – В смысле? – дед Володя, затушив сигарету, подтянул к себе Пашку, усадил его на колено и повернулся к соседу.
             – Ты, чё?.. Тупишь? Я говорю, что всех подравняли – «москаль». И ты москаль, и я москаль, и Наиль – москаль, и президент москаль, и министр обороны… Теперь вроде как мы все – земляки. А?..
             – Тебе кепка не велика стала? Говорят, что к старости ум ссыхается и голова меньше становится. Чё городишь?
             – А как по другому-то? «Россиянин» не прижилось! Нет! А как-то надо всех подравнять? Надо! Меж собой мы как-нибудь разберемся, а для других? А?.. Кто мы для других-то? А?..  «Москаль» – очень даже хорошо! Я так думаю! Ну, придумай как! О!..
             Не так просто!
             Я с Наилем говорил… Про само слово-то, про «москаль-то...» Он говорит, что если с арабского, то правильнее «аль – моск…». Ну, там что-нибудь с столицей связано… По-ихнему это получится – «это или этот связан с Москвой». А что не так? Откуда соседям знать арабский? Переставили все с ног на голову. Им в первой что-ли? Как не крути, а мы к арабам ближе, чем немцы? Так ли? Вот и получилось у них, но не турки же они, «моск – аль...».   Наиль говорит, что если меня по арабски назвать, то я буду – «Николай ибн Михаил аль – Агаповка», что есть – «Николай – сын Михаила из Агаповки»… Вот!  Батька твой был «аль – Муром»… Секёшь? А?..
             Ну, перепутали малость.  Ну, засунули не туда это «аль». Да и хай с ними! А по сути-то… «Москаль» – хорошо! И по сути верно!
             Николай потянулся за пачкой сигарет.
             – Так ты не ответил: кепка не велика ли стала? С Наилем он говорил…
             По-ихнему тогда ничего не понять бы было, когда наши-то приехали завод строить. Со всего Союза наехало-то… «аль – Муром»… Муромский батька был. И я значит муромский.
             – Какой ты, на хрен, муромский, если здесь родился? «Муромский» он…
             «Аль – Агаповка»! Повыше – «аль – Магнитка», ещё выше – «аль – Урал», а ещё выше – «москаль»… Муромский он… И муромские все – москали… Понял ли?
             – Ага! А  Людка  – «аль – Фершампенуаз»  да?  А  Максим – «аль – Чесма», а вон… вон… а Петруха «аль – Карталы».
             Вы, блин, с Наилем чё тут воду мутите?
             Уральские мы! Понял?
             – Понял! Это для своих. А для… Вот для негров ты кто? Они про Урал-то и не слышали. А? Ну, не русские же? Ну, какой Наиль русский? А? Москаль! Самый настоящий москаль. Это для негров. А для нас-то ясно – татарин. Так это для нас. А для негров?
             – Колька! Я ведь и вправду по «тыкве» дам! Сидел тут… Солнышко…
             Приперся! На тебе: Наиль, негры…
             Батьку вспоминал, твоего тоже. Завтра 9 мая! Думал, как угол у оградки поднять. Провалилась. Думал домкратом приподнять… А он тут… «Аль – Каида». Наиль. Негры! Москалем обзывает.
             – Вовк! Да почему обзывает-то? Нормально всё – москаль. Ну, перепутали! Ну, нравится им так! И пусть! Наилю вот нравится…
             – Ты блин, чё тут мне про Наиля… Мне тоже тюбетейку надеть? Зеленую? Да?.. С золотистыми этими… как их… загогулинами… Да?
             А зимой я буду носить, как Алим, малахай, да? Да? Молчи, Колька… Молчи!
             Пашка встал, подошел к деду: – Дед! Я пойду домой?
             – Иди Паша! Спросят – скажешь, что я сейчас приду, – Николай поправил на мальчишке задравшуюся сзади курточку. – Иди! Я сейчас приду.
             – Все, Колька, ни про москалей, ни про Наиля… Ни слова. Понял?
             – Понял! Но ты не прав!
             – Про «неправ» – можно. Про «аль» – нельзя! Понял?
             – Понял!
             …Ты во сколько пойдешь? Возьми из машины мишкин домкрат – он маленький. А то «зиловский» переть в такую даль. Вдвоем поправим. Быстро.
             …А что вдруг просела-то нога-то?
             – А хрен её знает. Еще прошлый год хотел поправить… Да все как-то… Картошку-то когда сажать будете? Я тоже все вспахал. Снег этот… Вот сдурел… Вроде так и не было никогда.
             С другой стороны – неплохо. Хоть какая-то вода. Сухо. Земля, как камень.
             А так хоть немного глотнет. Похоже, сушь в этом году будет. Что-то мне так кажется.
             – Де-е-е-д! – Пашка появился откуда не возьмись. – Я бабушке сказал, что вы с дедом Володей опять ругаетесь, она сказала, что «я им поругаюсь». Сказала, чтоб «не больше рюмки, а то она вас знает…» Сказала, что «завтра ещё день будет». 
             Деды примолкли.
             – А ведь, Надька-то у тебя голова! Я вот ещё с утра думал, что-то как-то знобит. Вот и сел на солнышко… Тут ты… На ловца… это… А и то…
             Ты, Пашка, беги отсель. Скажи, что дед скоро придет. Придет скоро. У папки спроси про домкрат. Маленький – он знает. Беги, сынок, бабушке привет от меня передай. Ага… Беги…
             Дед Володя повернулся к Николаю: – Голова, Надюха-то!
             А я еще пошел из дома-то, а рука, как сама, вроде, хвать кусок колбасы и полбулки городской. Машка-то: – Куда! А я: – Мож пригодится. А она: – Знаю вас.
             Уже раза два выглядывала. А мы и сидим, как люди… А?..
             В баньке-то есть у меня. Ты сиди, как сидел – не дергайся. Я туда – там замахну и тебе вынесу. Голова – Надюха-то…
             Через минуту дед Володя вышел из бани, довольно улыбаясь, что-то держа в огромной ладони, спрятанной за полу фуфайки.
             – На! Ты вроде как закашляйся и отвернись. Вдруг Машка выглянет… А и выглянет – скажем Надюха сказала, чтоб по рюмке… А? С Надюхой-то они уж зубатиться не будут. А?..
             Дед Коля, задумчиво посмотрел на облака, закурил, закашлялся, отвернулся, прикрывая себя полой такой же, как у друга, фуфайки, опрокинул в рот содержимое стакана...
             – Ну, как?.. – дед Володя, тоже закурил и посмотрел на облака.
             – Нормально! А я, вот, ничего сегодня и не планировал…
             …Ты, это... не шуми.
              Вот, Вовк, говорят – «колорад», «колорад»… А ведь слово-то хорошее! Да! Хорошее. «Коло» – это ведь по-нашенски – «солнышко». Да! Вот ведь как!
             А «рад» – это, брат, «род». Так что получается, что «род солнца», а если совсем по–нашему, то ведь – «солнечные люди»… О, как!
             – По–вашему, это по-москальски, что ли? – вздохнул дед Володя.
             – А хоть как!  «Коло» – солнце. «Рад» – от слова радость, род.
             – Наиль сказал?
             – Нет. Это я сам придумал!
             – Да, и хрен с тобой!
             Это ты хорошо подсказал – маленький домкрат взять. Поправим!
             …Да, картошку рано сажать.
             Красивые они, конечно, но… подлые… Подлые, блин! Но, красивые!
             А я ведь помню ещё время, когда их вообще не было. Красивые…
             ... Вот ведь грех какой - красивые, а подлые...
             – А чё им?.. У них на родине тоже горы. И у нас тоже. И не надо было приспосабливаться… А картошка у нас вкуснее. А так бы чё они в такую даль собрались?
             Там у них все модифицировано… Жук-то тоже не дурак – понимает, что есть-то лучше.
             Вот яблоко возьми…
             – Давай, добъем её! Слышь – стоит в предбаннике и орёт. Опять же булку доедать надо. Не на землю же бросать. А?..
             – Давай! Скажем, что с одной рюмки так повело. А что? Очень даже может быть. Не молодые чай?
             – Ну, ты это… Не такие уж и старые. Я вот… Не старые, не старые…
             У нас на Урале все знаешь какие… О!..
             Теперь ты иди, там под лавкой, а я прикрою…
             «…Голова – Надюха-то. А и в правду, маленький-то полегче будет…
             …Но подлые…»
             Эй, москаль, ну, ты, чё там?.. Заблудился что ли?
             Тут люди ждут...