А. Г. Венецианов. Роковая поездка

Голиков Альберт Александрович
Статья обновлена в феврале 2024 г.

Автопортрет, 1811.

Венецианов Алексей Гаврилович (1780 г. - 1847 г.) - классик русского изобразительного искусства, утвердивший бытовой жанр в качестве равноправной области отечественной живописи.

Родился 7 февраля 1780 года в Москве. По семейному преданию корни рода Венециано происходили из Греции. Отец Алексея Гавриловича достаточно широко занимался огородничеством и вместе с тем продавал картины. Очевидно, данное обстоятельство подтолкнуло будущего художника к выбору дальнейшего жизненного пути.

Сведения о первоначальном образовании Венецианова крайне скудны. Известно, что, обучаясь в частном пансионе в Москве, юный Алексей проявлял большие способности к рисованию. Его первым художественным наставником являлся некий Прохорыч (Пахомыч), под руководством которого Венецианов писал картины преимущественно в технике пастели, проявляя особый интерес к жанру портрета.

Однако занятия живописью в это время для молодого человека являлись скорее увлечением. По настоянию отца юноша определился чертёжником в землемерное управление.

В 1807 году Венецианов перебирается в Петербург. Здесь он поступает на службу в почтовую канцелярию. Знакомство с Эрмитажем и столичными художниками заставляет молодого человека принять решение всецело посвятить себя изобразительному искусству. Он был представлен знаменитому живописцу В.Л.Боровиковскому, который сыграл заметную роль в дальнейшем становлении художника.

В это же время Венецианов принимает активное участие в издании нового сатирического "Журнала карикатур". На страницах издания поднимались острые проблемы социального и нравственного характера современного общества. Однако проблемы с цензурой привели к закрытию журнала в январе 1809 года.

Разочарованный молодой человек оставляет почтовую канцелярию и переходит на должность землемера в Лесной департамент Ведомства государственных имуществ.
Вместе с тем Венецианов решает получить официальное звание художника. Он представляет на конкурс Императорской Академии свой Автопортрет (1811 г.). Картина по достоинству была оценена Советом учебного заведения и Алексей Гаврилович получает звание "назначенного", а также задание написать портрет преподавателя Академии. Живописец с успехом справился с поставленной задачей. За "Портрет К.И.Головаческого, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками" он был удостоен звания академика живописи.

Во время войны 1812 года в творчество Венецианова вновь входит сатира. Он выпускает офорты, в которых высмеивает увлечение высшего русского общества всем французским.

В 1815 году Венецианов женится на Марфе Афанасьевне Азарьевой. Вскоре (1819 г.) Алексей Гаврилович оставляет службу и уезжает вместе с семьёй в имение Сафонково Тверской губернии.

Сельская жизнь вдохнула новую струю в творчество Венецианова. Художник обращается в своих произведениях к окружающей действительности. Его картины отражают быт простых крестьян. Необходимо отметить, что согласно академическим установкам в это время не приветствовалось изображение простолюдин. Однако живописец отступил от общепринятых норм.

1 сентября 1824 года открылась Академическая выставка. Среди прочих работ Венецианова экспонировались картины "Гумно", "Утро помещицы". Произведения художника вызвали живой интерес публики, получили положительный отзыв критиков. Успех утвердил мастера в верности выбранного направления, у него появились влиятельные и известные знакомые.

Пора 20-х годов оказалась периодом расцвета творческой деятельности Алексея Гавриловича Венецианова. В это время им были созданы такие замечательные полотна как "На пашне. Весна", "На жатве. Лето" и др.

Довольно часто художник обращался к детской теме. Такие картины как "Вот-те и батькин обед!", "Захарка", "Спящий пастушок" составляют заметную часть его творческого наследия. Трогательные, поэтичные детские образы проникновенно с любовью написаны мастером.

Венецианов Алексей Гаврилович в истории русской живописи оставил значительный след как педагог, создавший свою систему преподавания. На свои средства он открыл школу живописи, где обучались дети крепостных крестьян и прочих выходцев из несостоятельных семейств. Его заведение позволило вырасти таким заметным художникам как Григорий Сорока, Алексей Тыранов, Никифор Крылов, Сергей Зарянко и др.. К сожалению постоянного финансирования, со стороны государства или частных лиц Венецианову добиться не удалось. Постоянные материальные затруднения привели к тому, что в начале 40-х годов учеников у мастера практически не осталось.

Погиб Венецианов трагически. 4 декабря 1847 года художник направлялся на встречу с заказчиком. Неожиданно лошади понесли повозку, испугавшийся кучер выпрыгнул из саней. Алексей Гаврилович попытался остановить лошадей, но его выбросило из повозки и захлестнувшие руку поводья стали причиной смерти Венецианова.               

holst.od.ua›painters/?p_id=96


Загадочная смерть художника Венецианова до сих пор вызывает вопросы

Дорожно-транспортное происшествие

Обстоятельства смерти Венецианова описаны многократно. 4 декабря 1847 г. из своего имения Сафонково художник отправился в Тверь (написал эскизы икон для одной из местных церквей, собирался показать заказчику). Ехал в санях-возке, на облучке сидел венециановский крестьянин Агап Богданов (другие источники упоминают ещё кучера Григория Лаврентьева). Дорога была обледенелая, крутой спуск. Лошади вдруг понесли. Возок опрокинулся, лошади поволокли запутавшегося в вожжах Венецианова по дороге и притащили в соседнее село Поддубье уже мёртвым. Это общепринятая версия, описанная, например, Г. Леонтьевой в фундаментальной монографии «А.Г. Венецианов» (1988 г.).

Есть и более подробный рассказ. В воспоминаниях об отце дочери художника Александры гибель Алексея Гавриловича выглядит так: «Кучер потерял силы удерживать лошадей, его первого сбросило на дорогу, и он лёжа, видел, как повозку свалило на бок, и батюшка имел духу схватить вожжи, когда тройка неслась, потом сваливает батюшку не совсем на дорогу, но, волоча его и ударяя обо что встречалось, и, наконец, сбросив так, что он остался на дороге без дыхания».

К этому описанию мы ещё вернемся, а пока подчеркнём: обстоятельства происшествия известны только со слов Агапа Богданова. (Если был ещё и Лаврентьев, то он, получается, упал так, что ничего не видел.) С другой стороны - тройка, зимняя дорога, внезапно взбесившиеся кони... Что необычного? Очень русская смерть.

Заметим однако: сам характер происшествия (лошади волокли Венецианова, «ударяя обо что встречалось») особый. Он позволяет скрыть прижизненные травмы. Условно говоря: избей человека, ударь по голове, потом прихвати руки вожжами, хлестни лошадей, они протащат жертву несколько вёрст - и даже сегодня эксперты не разберут, был до этого смертельный удар или не было.

Но, простите, зачем венециановским дворовым убивать своего барина? Известно: художник был рачительным хозяином, крестьяне у него жили зажиточно, он открыл для них в имении склад-«магазин» с зерном на случай неурожая, «больничку»...


Скандал в имении

Венецианов был человеком благородным - это подчеркнём особо, поскольку дальше речь пойдет о вещах не идиллических. Помог вырваться из крепостной неволи Тарасу Шевченко. Отбирал по всей округе талантливых крестьянских подростков, открыл для них школу живописи; содержал, уговаривал соседей-помещиков давать ребятам вольные; иногда выкупал (школа лежала на его плечах тяжким бременем, Венецианов в итоге оказался вынужден заложить имение, работать для заработка).
После смерти жены сам поднимал двух маленьких дочерей. Но вместе с тем...

Снова обратимся к монографии Г. Леонтьевой.

Трагической гибели художника предшествовала громкая и неприятная история. Главными действующими лицами оказались помещик Венецианов, его приказчик Ларион Дмитриев и дворовая Елена Никитина.

Когда всё началось - сказать сложно. Но в 1843 г. Ларион решился на отчаянный шаг - написал на хозяина жалобу тверскому губернатору. Он обвинял Никитину в том, что та состоит в недозволенной связи с барином (Венециановым, к тому времени вдовцом). Получив «доступ к телу», Елена стала третировать остальную дворню, в том числе и приказчика. Для Лариона всё закончилось плачевно. Губернатор отреагировал письмом на имя уездного предводителя дворянства, в котором были и такие слова: «При сём прошу не оставить и обратить внимание на поведение г. Венецианова относительно дворовой женщины Никитиной». Но в результате арестовали, конечно, Дмитриева. Заключили в острог, осудили «за бродяжничество и несправедливую жалобу на помещика своего». Ларион был приговорен к наказанию плетьми и возвращён обратно «в вотчину», другими словами - Венецианову. Последний избавился от бывшего приказчика радикальным способом - отдал в солдаты.
Есть в этой истории и довольно колоритные эпизоды. Например, замечательный художник, так поэтично увековечивший на своих полотнах простых крестьян, самолично в своём кабинете выпорол Лариона. То есть накал страстей был нешуточный.

Муза

Как выглядела Елена Никитина, мы не знаем. Но можем предположить. На нескольких венециановских картинах 1840-х годов («Крестьянка Тверской губернии», «Туалет Дианы», «Спящая девушка») у героинь - примерно схожие черты: овал лица, подбородок... Впервые этот тип лица угадывается в «Крестьянке с васильками» (1830), хотя изображена там девчушка-полуребёнок, застенчивая, милая. Но вот девочка выросла. С полотна «Крестьянки» молодая красавица смотрит чуть
насмешливо, словно зная себе цену. Муза художника?

Жена Венецианова, Марфа Афанасьевна, умерла в 1831-м. Художник прожил еще 16 лет. Ничего удивительного в том, что за эти годы, да и с учётом непростых семейных отношений, у него появилась другая женщина. В 1840-е годы в доме, похоже, воцарилась Елена Никитина.


Сельская месть

Теперь давайте забудем, что речь идет о замечательном живописце. Перед нами просто треугольник, нередкий в тогдашней России: помещик, дворня и фаворитка из крестьянок. Конфликты, как правило, возникали между дворней и фаворитками - тем более что прыгнувшие из грязи в князи девушки редко умели умно распорядиться влиянием и властью. Мы не знаем, что за характер был у Елены Никитиной (не поэтической героини с портретов, а реальной женщины), но её столкновение с Ларионом Дмитриевым налицо. Пострадал Дмитриев. Наверняка - к тихому возмущению прочего деревенского люда: Елена просто должна была в глазах односельчан восприниматься как выскочка, подмявшая под себя пожилого барина, и уже этим раздражать.

...Чем-то похожий сюжет известен в нашей истории. Настасья Минкина, любовница и домоправительница Аракчеева, тоже из крестьянских девушек, годами изводила дворню. Графские слуги собрали 500 рублей и подговорили повара Василия Антонова убить Настасью. Утром 10 сентября 1825 г. Василий забрался в барский дом и перерезал ей горло.


В декабре 1847 г. в имении Венецианова всё могло быть немного иначе. И не только Елена, но и сам хозяин стать объектом ненависти. Ведь Агап (и Григорий, если он причастен) не мог не знать Лариона Дмитриева. Возможно - дружили, состояли в родстве. А может, не только Дмитриев пострадал от хозяйской фаворитки, от барина, неизменно принимавшего её сторону, у других тоже были свои причины возненавидеть барина?

Конечно, это все лишь версии. Но ведь вопросы остаются. Почему спутник (или спутники) Венецианова «выпал» из саней - и остался жив, бросив хозяина? Почему лошади вдруг понесли? Как вышло, что Венецианов настолько запутался в вожжах, что не смог выпрыгнуть? Причём запутался так сильно, что лошади волокли его ещё несколько вёрст, даже когда выбросило из возка?

Вряд ли мы сегодня найдем ответы на эти вопросы. Но, если бы удалось - нам, возможно, предстала совсем другая картина гибели великого живописца. Пусть не слащавая. Но ведь жизнь и смерть настоящего художника - всегда драма?

Георгий ДЕЖКИН
vsesmi.ru›news/2999666/

Как на самом деле погиб художник Алексей Венецианов?
TheQuestion.ru›questions/79254/kak-na-samom…pogib…

Смерть Венецианова: несчастный случай или убийство
tverlife.ru›Тверь новости›64939.html


 Задача  данной  статьи - выяснить,  как  заложена  трагическая  гибель  классика  русского  изобразительного  искусства  АЛЕКСЕЯ  ГАВРИЛОВИЧА  ВЕНЕЦИАНОВА  в  его  код  ПОЛНОГО  ИМЕНИ.

Следует  сразу  заметить,  что  никакой  тайны  в  гибели  художника  ВЕНЕЦИАНОВА  нет - это  несчастный  случай.
И  мы  сейчас  это  увидим.

                Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".  http://www.proza.ru/2012/03/16/1446

                Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ.

   3      9    23  29   52   62   63   77   92   95       96  108 114 125 143 149 159      163 164 167 184 194 206 221 224 234 258
   В     Е    Н    Е    Ц    И    А    Н    О     В        А    Л     Е    К    С     Е    Й          Г    А    В     Р     И    Л    О    В    И    Ч
 258 255 249 235 229 206 196 195 181 166     163 162 150 144 133 115 109       99   95   94    91   74   64   52  37   34   24


   1    13   19   30   48   54   64         68   69  72   89   99  111 126 129 139 163      166 172 186 192 215 225 226 240 255 258   
   А    Л     Е    К    С    Е     Й          Г    А    В    Р     И    Л    О     В    И    Ч          В    Е    Н     Е    Ц    И    А    Н     О    В
 258 257 245 239 228 210 204      194 190 189 186 169 159 147 132 129 119        95   92   86   72   66   43   33   32   18    3

                ВЕНЕЦИАНОВ  АЛЕКСЕЙ  ГАВРИЛОВИЧ  =  258.

"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:

  258 = В(н)Е(запный) (ко)НЕЦ + (травм)И(ров)АН(а) (гол)ОВ(а) + (к)АЛЕ(чение) + К(атастрофа) + С(мерт)Е(льно) (раненны)Й + Г(олова) (тр)АВ(ми)Р(ована) + И(з)Л(ияние) (кр)О(ви) В(нутр)ИЧ(ерепное).

  258 = В,,Е,,  ,,НЕЦ + ,,И,,АН,,  ,,ОВ,, + ,,АЛЕ,, + К,, + С,,Е,,  ,,Й + Г,,  ,,АВ,,Р,, + И,,Л,,  ,,О,,  В,,ИЧ,,.

               
Код  ДНЯ  ГИБЕЛИ:   116-ЧЕТВЁРТОЕ  +  74-ДЕКАБРЯ  =  190.

"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант:

  190 = (траги)ЧЕ(ское) (происшес)ТВ(ие) + (поврежд)Ё(н) (че)Р(еп) + (ос)Т(ан)О(влено)  (с)Е(р)Д(ц)Е + КА(тастрофа) + (ги)Б(ель) + Р(азбиваетс)Я.

  190 = ,,ЧЕ,,  ,,ТВ,, + ,,Ё,,  ,,Р,, + ,,Т,,О,,  ,,Е,,Д,,Е + КА,, + ,,Б,, + Р,,Я.


                258-код  ПОЛНОГО  ИМЕНИ  =  190-ЧЕТВЁРТОЕ  ДЕКАБРЯ  +  68-РАЗБИВАЕТ(ся).


Посмотрим,  что  нам  скажет  ПАМЯТЬ  ИНФОРМАЦИОННОГО  ПОЛЯ:   


              110-ПАМЯТЬ  +  201-ИНФОРМАЦИОННОГО  +  75-ПОЛЯ  =  386.


          386  -  258-(код  ПОЛНОГО  ИМЕНИ)  =  128  =  УБИТ  НА  ДОРОГЕ  =  (лишён)  ЖИЗНИ  НА  ДОРОГЕ.

    386  -  190-ЧЕТВЁРТОЕ  ДЕКАБРЯ  =  196  =  ЛИШЁН  ЖИЗНИ  НА  ДОРОГЕ.