Было горе, будет горе, горю нет конца...

Ольга Голубь
       БЫЛО ГОРЕ, БУДЕТ ГОРЕ, ГОРЮ НЕТ КОНЦА…               


                Уложила сыночка кудрявого,
                И пошла на озеро по воду.
                Пела песни, была веселая,
                ……………………………………..
                Оглянулась, а дом в огне горит.
                А.Ахматова

     Ой, како горе, како горе –то- восклицала героиня фильма «Любовь и голуби», когда  узнала о похождениях мужа на курорте. Но это не горе- это лирика. Горе- это когда мать провожает сына в последний путь.
  Никто особенно не задает вопросов: зачем рвутся волосы на голове, сыпется пепел, раздираются в кровь лица, заламываются до боли руки? А ответ прост- утишить внутренюю боль, боль описать которую невозможно. Эта боль уже остается на всю жизнь. И можно ли пережить убийство  сына, веселого, доброго, красивого, ясноглазого мальчика, любимца всех девчонок в округе. Бессмысленое и жестокое. Продолжать жить с оледенелой душой. Я спрашиваю- можно? И не знаю ответа.

 - Сынок мой, Ванечка!  Иванко, шо ж они с тобой понаделали? Божечки мои! За что, за что? Ванечка, хлопчик мой золотой, открой глазочки. Открой! О-о-о! Горе, ведь это горе нам Ванечка!

В черной косынке, с опухшим от слез лицом Мать лежала на груди убитого сына, гладила его волосы, поправляла венчик на лбу и непрерывно говорила. Иногда заговаривалась. В гнетущей тишине, какая бывает при покойниках, всем было слышно каждое ее слово
-Ванечка, чем мы провинились? Скажи? Зачем они нас убивают? Хотели жить, как люди,все життя наше  прокляте робили, и шо? Ты ж сыночек мой, так мотоцикл хотел, а мы не купили. Все не было грошей. Прости нас , Ванечка, а теперь….

Вдруг она на мгновение ясно понимает, что никогда уже не купить ей мотоцикл для единственного сына, и это понимание наполняет ее душу таким холодом и ужасом, что она вскрикивает и потом ненадолго замолкает. Но это на минуту, ибо она все-равно не верит, что сын уже никогда не откроет глаз.
-Ванечка, а собачка наша, Алиска, вчера щенят привела. Пятеро. Рыжие все. А она рычит, не пускает…Защищает…А я? А я, Ванечка, любимый мой,  отпустила тебя к этим нелюдям. О-о-о.
Она роняет голову, обхватывает руками гроб и вздрагивая, рыдает.

- Иванко,   Иванко, сорочка вышиванка, открой глазочки. Сыночек мой, шо ж эти подлюки с тобой понаделали, А?

Ей приносят  воды, по комнате распостраняется запах валерианы и корвалола, она отталкивает стакан. Несколько капель проливается на руки убитого сына. Мать немедленно достает  носовой платок и вытирает. Платок мокрый от слез, но она не замечает, и руки , белые, холодные, бескровные начинают блестеть от влаги. Она  не видит, а вытирает, вытирает… вытирает в такт своим словам.
-А я , Ванечка,  теперь тоже вилки возьму и пойду на баррикады. Пойду, пойду. Сыночек мой, пусть мы сепаратисты, пускай как хотят обзывают, а мы ж у себя дома. Зачем они пришли нас убивать? Не дам, шо б еще наших детей убивали, тварюки, не дам, Ваня.

Рядом с Матерью в черной креповой косынке сидит красивая девушка, сестра убитого. У нее сухие злые глаза, она часто вглядывается в толпу,  заполнившую двор, как будто  выискивает  убийц брата. Когда в ее глазах мелькают отчаяние и страх, она становится похожа на  загнанного, испуганного зверька. Видеть это невыносимо.
-Мама, тише.
-Ни, пусть  поговорит последний раз. Ему там легче будет,- вступает старая седая бабка. У нее странно трясется голова, в мутных глазах стоят слезы, седые волосы выбились из под  платка, она поправляет их морщинистыми изработанными руками. А еще позавчера  она была вполне бодрая старуха, днями не выходившая с огорода.

-Ванюшенька, открой глазки! Открой! Ванечка! . А помнишь, как ты мне маленький сказал про депутатиков. Вот они шо с нами твои депутатики делают. Убивают нас.

( Однажды она пришла с работы  и спросила своего маленького сыночка- чем он занимался весь день. Глядя ясными глазами мальчик ответил
-Смотрел телевизор.
-И что ж ты там видел, Ванюшка, мультики?
-Видел заседание и там такие ма-а-ленькие (он показал, сложив два пальчика) депутатики сидят и все время ругаются и бьються.
-Мой ты, умничка, и про депутатиков знаешь, - она обнимала своего сына,  не подозревая какую судьбу ему приготовили «депутатики».)

Отец убитого сидел неподалеку, молчал, обхватив голову руками, и раскачивался.
-За что? За что?- без конца сверлило  и ныло в его оцепенелой  душе.
Он не читал Хэмингуэя, и не знал его слов: « война забирает все самое дорогое, самое любимое, самое лучшее…»
Он это сейчас понял сам.

А Мать все причитала и причитала, и ее не могли, когда уже нужно было выносить, оторвать от гроба…

                *   *   *

Весь поселок пришел прощаться с ее сыном. Он отказался стрелять в своих. К несчастью был авторитетным командиром, его послушали. А ночью его убили, и тоже свои. Так называемые «свои».

Я спрашиваю сама себя- что происходит на Украине? И Нет…и нет у меня ответа.

                02.05.14. О.Голубь.