В реке времени. 2. Вардан

Генадий Бехтгольд
            2.   Вардан


    -Во имя Отца, и Сына, и Святого духа...
    -Амен! - прозвучал под низким сводом пещерного храма ответ трёх десятков голосов. Служба закончилась. Вардан вышел вместе с братьями и сёстрами во Христе на солнечный свет. Сестёр было явно больше,чем братьев. Во все времена мужчины гибли чаще, чем женщины. И в мирной благодатной Каппадокии тоже. Прихожане, в основном молодые, возвращались к своим повседневным делам, а на их лицах отражалось спокойное умиротворение, пришедшее кним в храме.
    Мягкие разноцветные скалы горной Каппадокии, изрытые естественными и рукотворными полостями, были издавна обжиты людьми. Трудно было придумать более уютное и надёжное жилище. Проходившие время от времени через Каппадокию армии завоевателей не задерживались здесь. Городов, которые можно было разграбить, не было, а соваться в тёмные незнакомые глубины подземных поселений было боязно, потерять там можно было больше,чем найти.
    Заканчивался весенний месяц Нисан. Под высоким синем небом паслись на сочной свежей траве между скал козы и овцы. Воздух над травой был наполнен запахами весенних цветов и жужжанием пчёл и шмелей.
    Вардан поднялся с травы. Пастушок, сидевший у входа в пещерный храм, заиграл на дудуке переливчатую мелодию, Когда Вардан приблизился к входу. Это
был условный сигнал. И сигнал был услышан. За поворотом туннеля из богового хода выступил ладно сложенный мужчина в коротком плаще и спросил: 
    -Что ты здесь ищешь, человек?
    -Я ищу ищущих.               
    Услышав правильный ответ,страж снял со стены факел:
    -Я тебя провожу.

   
    Августин, прозванный блаженным, беседовал в небольшой каменной камере с двумя своими учениками, готовящимися к Посвящению. Он молча указал вошедшему Вардану на свободную скамью и продолжил разговор.
    -Ты прав, Эвтим. Не каждому дано за короткую человеческую жизнь одухотворить свою бренную плоть. Но стремиться к этому тебе никто и ничто не может помешать, разве что внезапная смерть. Сила живущего в нас божественного духа может одухотворить нашу жизнь и нашу плоть. Для этого нам необходимо духовное, душевное и телесное взаимное действие. А твёрдая вера делает возможным невозможное. Взаимодействие духа, души и тела приводит эти три субстанции к равновесию. Есть символ, способствующий этому равновесию, Звезда Давида. Пользоваться этим символом необязательно, но знать его лучше,чем не знать. Tantum possimus quantum scimus.
    Августин взял берёзовый уголёк и нарисовал на крашеной белой доске треугольник вершиной вверх.
    -Это живущий в нас божественный дух, стремящийся вверх к своему началу, пребывающему в Боге.
Поверх треугольника он нарисовал другой, вершиной вниз.
    -Это наше плотское естество, терзаемое желаниями, влекущими нас вниз, в пучину страданий. вызванных неосуществлёнными желаниями. Как видите, два треугольника сложились в шестилучевую звезду. В ней один треугольник уравновешивает другой. Этот символ равновесия называется "щит Давида", создал его Соломон, сын Давида. Я прошу нашего сегодняшнего гостя показать вам, как оживить этот символ. Это будет началом вашего посвящения.
    Вардан подошёл к доске с нарисованной звездой и улыбнулся поднявшимся ученикам. 
    -Рад приветствовать ищущих. Моё имя Вардан.
он кивнул смуглому крепышу с блестящими как маслины глазами:
    -Ты Эвтим.
Перевёл взгляд на розовощёкого рыжеволосого юношу:
    -Ты Михаил. Прошу вашего внимания.Чтобы оживить этот знак, надо поставить в центр звезды точку. Действующие символы создаются силой намерения и веры,
руководимых духом. Надо полностью сосредоточиться на процессе. Сила, создающая знак, выходит невидимым лучом из середины ладони. Смотрите и запоминайте движение руки.
    Вардан повернулся к пустой стене и вытянул вперёд руку. В воздухе появились еле заметные мерцающие линии, оставленные его ладонью. Точка в центре мерцающей звезды засветилась голубовато-белым, и звезда начала вращение вокруг светящейся точки, убыстряя движение и превращаясь в диск, растворяющийся в воздухе. В камере стало легче дышать.
    Вардан подошёл к ученикам.
    -Я намеренно сделал знак видимым, чтобы вы знали, как он выглядит, когда оживает. В повседневной жизни лучше, когда он невидим. Не к чему привлекать к себе внимание. А сейчас повторите то, что я вам показал. Сосредоточьтесь на намерении. Начали...


    Отпустив учеников, Августин стёр с доски звезду.
    -Здешняя община предоставила мне чудесное жильё. Приглашаю тебя разделить со мной хлеб, посланный гостеприимными хозяевами.
Он снял со стены факел, зажёг его от лампады и передал Вардану.
    -Иди за мной.
    Прибежище Августина располагалось в верхней части массивной светло-жёлтой скалы. два прорубленных в мягком камне окна заполняли светом округлую камеру, вырубленную местными умельцами. Вардан заметил у входа в камеру медный кувшин на конце верёвки для подъёма воды у отверстия в каменном полу. Августин тяжело дышал.
    -Ты, Вардан, горец. Мне, равнинному червю, непривычно жить в этом орлином гнезде.
    Омыв руки в широкой глиняной чаше у входа, Августин с Варданом уселись на вытертый ковёр у низкого стола. Августин поднял и аккуратно сложил льняное полотно, покрывавшее принесённую им пищу: хлеб, сыр, холодное мясо, блюдо с сушёными финиками и перьями зелёного лука. Августин сложил ладони, прошептал молитву и разломил хлеб.
   -Ешь.
Вардан повёл носом.
    -Дай мне сначала надышаться этим. Настоящий пшеничный хлеб! А сыр, сыр пахнет лугом. Такой сыр надо запивать вином. У тебя дома не переводится вино, которое тебе присылают греки с Кипра. Позволь... Он взял за холодные шершавые бока кувшин с водой, закрыл глаза. Вскоре в воздухе запахло вином.
    -Готово. Твоё любимое, я его тоже охотно выпью.
Августин покачал головой, улыбнулся и подставил чашу под душистую струю. Сделав пробный глоток, выпил до дна.
    Очень похоже. Налей, пожалуйста, ещё.


    После трапезы Августин пригласил Вардана прогуляться. Солнце прогрело землю, и её испарения собирались в похожие на белых овечек облака. Небесное стадо в бездонной синеве медленно брело на запад, в сторону моря.
    Поравнявшись с россыпью каменных глыб, вросших в землю, Августин бросил свой длинный плащ на плоский камень и устроился на нём.
    -Здесь спокойное место и далеко видно. Люди здесь верят, что эти камни - обломки скалы, разбитой молнией громовержца Адада.
    Вардан осмотрел глыбы, некоторые потрогал, и сел на угловатый обломок, выступающий из травы.
    -Камни оплавлены. Вполне возможно, что это работа молнии Адада.
    Встретив внимательный взгляд Августина, Вардан насупился и надул губы, изображая обиженного ребёнка.
    -Считай, что твоя хитрость удалась.
    Августин был серьёзен.
    -У меня не было в мыслях проверять тебя. Я знаю тебя ещё с Карфагена. Ты приходил на мои проповеди, затем исчез. Ты помог мне в Александрии выкупить список с рукописи Платона. И опять исчез. Ты не раз помогал мне и исчезал. Я не спрашивал, куда ты уходишь и откуда приходишь. Я почти ничего о тебе не знаю. Кто ты? Почему помогаешь мне?
    Вардан оглянулся,уловив движение за спиной. Любопытный сурок с резким громким свистом юркнул в свою нору.
    -Я понимаю тебя. Твоя жизнь на виду у людей, а я то здесь, то там. Ты занимаешь в обществе определённое положение И исполняешь определённые твоим саном обязанности. А я неизвестно чем живу. Твоё сознание проникает в суть вещей, ты видишь меня насквозь и поэтому доверяешь мне. Я доверяю своей интуиции и своему опыту. Ты спросил, кто я. Я не могу ответить внятно на этот
вопрос себе. Попытаюсь ответить тебе.
    Поднявшись с камня, Вардан огляделся, принюхиваясь, и возвратился на своё место.
    -Ты молишься Богу-спасителю, веря свидетельствам, изложенным в евангелиях
учениками Бога- сына. А я видел Бога-отца и Бога-сына в их почти бессмертных телах. Так случилось, что я помню свою прошлую жизнь.
    Обветренное загорелое лицо Вардана окаменело и стало бледнеть. Его синие глаза с расширенными остановившимися зрачками смотрели в бесконечность.
    Через минуту он снова задышал, провёл ладонью по лбу. Лицу его вернулась привычная живость.
    -Прости. Выпал нечаянно из этой реальности в ту. В той я был начальником храмовой стражи в храме лунного бога Сина в Харране.
Вардан помолчал,посмотрел на Августина и улыбнулся.
    -Может, написать евангелие от Вардана? ...Нет, писать не буду, это долго.
лучше расскажу.


    За две с половиной тысячи лет до нашего сегодняшнего разговора я жил в славном городе Харране. Должность начальника храмовой стражи дала мне возможность быть свидетелем момента, описанного в ветхом завете. Я видел, как прорицатель храма Фарра провожал своего сына Аврама в Ханаан. Имя Аврам переводится как "любимец отца". А на следующий день в город пришли с караваном два жреца из Египта. Фарра создал с помощью этих жрецов тайную школу внутри храмовой школы боевого искусства. Я был принят в эту школу и проучился в ней семь лет. Первые три года мы учились управлять своим дыханием, затем с помощью дыхания управлять небесными и земными потоками силы, проходящими сквозь тело. Следующие три года нас учили пользоваться появившимися у нас способностями.
    -У вас была школа братства Гора?
    -Не совсем. Школа братства Гора готовила учеников к вознесению, а Фарре не нужны были вознёсшиеся. Ему были нужны умелые защитники и терпеливые собиратели знаний, которыми боги поделились с людьми.
    Через двадцать лет в Ханаане разразилась "война царей". Авраам выполнил задание богов. Во главе двух сотен всадников на верблюдах он закрыл армиям трёх царей дорогу на Синай и позже гнал эти армии до Дамаска, отбил всю их добычу и племянника Лота, взятого в плен. Ветхий завет почему-то молчит о мужестве Аврама.
    В это время Набу, сын Мардука, перебрался в страну хеттов, поближе к отцу. Первый раз я увидел его, когда он пророчествовал в Дамаске. Он был на три головы выше окружавших его людей. Его слова и сила, исходящая от него, Вдохновляли людей. Он действовал в интересах своего отца, а люди верили ,что он заботится и о них, и шли за пламенным пророком. Боги, не желавшие допустить Мардука к власти, применили против его сторонников древнее оружие.разразилась катастрофа. Убийственный ветер, порождённый этим оружием, неожиданно понёсся на Шумер. И всё население южнее Вавилона погибло. Погибла богиня Бау, пытавшаяся спасти людей. Часть людей была выведена и спасена старым богом Энки. Боги покинули Шумер. А Мардук вошёл в Вавилон и объявил себя царём богов.
    Я видел Мардука вместе с сыном в Вавилоне на ступенях храма Мардука. Отец Мардука Энки говорил с народом в пользу своего сына. Огромный грузный Мардук вызывал у людей страх и трепет. Мне тоже хотелось убраться куда подальше.
    К тому времени я оставил службу и занялся торговлей. Это помогало мне передвигаться из страны в страну и налаживать связи с братствами посвящённых, 
собиравших знания, которые боги успели передать людям в разные времена в разных царствах. Та моя жизнь закончилась в Египте в окрестностях Мемфиса.
    К богу-отцу у меня сложные чувства. Он ушёл из жизни в Вавилоне, свергнутый с престола лунным богом Сином и пребывает в высоких небесных сферах. А его сын, закончивший жизнь в безвестности, вернулся в наш мир в человеческом теле, и своею жизнью и мученической смертью показал путь к истине. 
    Я помогаю тебе, когда имею возможность, потому, что ты служишь людям спасительным светом в обманчивых сумерках заблуждений.
    -Ты озадачил меня, мой друг.
    Августин обернулся к Вардану, но того уже не было рядом.




На кресте
акварель моя