Резчик

Сергей Одзелашвили
                Резчик.



Я  стоял  в  храме  у  алтаря.  Огромная  фигура  распятого  Спасителя  поражала  великолепием  исполненной  работы.  Эта  фигура  Христа  в  корне  отличалась  от  тех  работ,  которые  я  видел  воочию  и  во  всевозможных  каталогах. 


Муки  распятого  человека  были  так  натуралистичны,  что  вызывали  оторопь.  Но  при  этом,  это  не  был  голый  натурализм  распятого  тела.  Пластика  поражала,  от  тонких  вздувшихся  сосудов  на  ногах,  до  обвисшего  тела  удерживаемое  такими  выразительными  руками. 


Голова  Иисуса  в  терновом  венце,  была  до  жути  правдоподобна.  Колючки  тёрна  впились  в  кожу  головы  и  видно  было,  как  кожа  прогнулась  под  остриями  колючек. 
Онемевший  стоял,  смотря  на  это  поразительное  мастерство,  казалось,  по  лбу  потечёт  кровь. 


Моё  сердце  бешено  забилось,  мне  на  самом  деле  показалось,  как  струйка  крови  потекла  по  лбу,  стекая  с  брови  наклоненной  головы  и  капли  медленно,  словно  в  замедленной  киносъемке  падали  на  пол  алтаря.
Зажмурился,  приходя  в  себя.  Неужели  я  такой  впечатлительный.  Растёр  виски  и  только  после  этого  открыл  глаза. 
Я,  что  и  впрямь  хотел  увидеть  стекающую  кровь  Спасителя.  Это  всего  лишь  изумительно  вырезанная  и  тонированная  деревянная  скульптура  Иисуса  Христа.


Высокие  своды  пронизывали  тонкие  лучи  света,  пробивающиеся  сквозь  стёкла  витражей.  Храм  был  старый,  но  не  очень  большой,  да  иначе  и  быть  не  могло.  Храм  стоял  на  отшибе,  у  старой  римской  дороги  и  внешне  ничем  не  примечательный,  и  если  бы  не  это  распятие,  я  вряд  ли  сюда  бы  приехал.


Случайно  узнал  от  знакомых,  об  этой  невероятной  работе.  И  зная  высокие  требования  в  искусстве  моих  знакомых,  решил,  обязательно  посещу  этот  храм.  И  не  прогадал,  то,  что  я  увидел,  меня  чрезвычайно  поразило.


Храм  был  пуст,  где-то  сзади  меня  убирался  служка,  видел  его,  когда  входил  в  храм.  Хотел  расспросить  о  создателе  этой  работы.  К  сожалению,  мои  знакомые  так  и  не  смогли  ничего  узнать  об  авторе  этой  работы.


Я  повернулся,  ища  глазами  черную  сутану  служки.  И  тут  я  услышал  звук  упавшей  капли.  Акустика  под  сводами  храма  была  невероятная.  На  улице  жара,  где-то  за  тридцать,  не  единого  облачка.  Звук  упавшей  капли  я  слышал  отчётливо,  мне  это  не  показалось. 


Почему-то  вспомнилось,  как  с  водостока   моей  старенькой  дачи  под  Питером,  в  бочку  капала  дождевая  вода  после  прошедшей  летней  грозы.  Стояла  пронзительная  тишина,  и  упавшая  капля  воды  в  бочку  с  водой,  была  так  оглушительна  звуком  падения.


Безотчётно,  вновь  повернулся,  и  как  можно  ближе  подошёл  к  алтарю.  Я  замер,  моё  тело  сковало  от  увиденного.  Под  распятием  на  каменном  полу  виднелась  лужа  крови  и  она  только  что  образовалась.  Господи,  да,  что  же  это  такое,  этого  не  может  быть.  На  моих  глазах  лужица  крови  перелилась  с   возвышения  алтаря,  стекая  с  поребрика  на  пол  основного  зала. 


Меня  залихорадило,  поднял  голову,  смотря  на  Чело  Спасителя.  Ничего,  оно  было  чистым,  но  как  же  так,  под  распятием  на  полу  была  кровь  и  мне  это  не  кажется,  я  не  брежу  на  яву.  Кровь  уже  запекалась,  высыхая.  Растеряно  озираясь,  ища  хоть  кого-ни  будь.  Я,  что,  стал  свидетелем  чуда. 


Считал  ли  я  себя  верующим,  сам  не  знаю.  Я  не  крещённый,  не  исповедовался,  не  причащался.  Но  это  всё  символы.  Вера  ведь  по  большому  счёту  не  в  символах  и  даже  не  в  церкви,  а  в  сознании.  Вере  не  научить,  не  передать,  она  или  есть,  или  её  нет. 


Меня  осуждали  за  безверие,  но  мне  претило  такое  отношение  к  Вере,  как  у  окружающих  меня  людей.  Оттого,  что  перекрестился  и  поставил  свечку,  светлее  не  станешь.  Если  Веруешь,  значит  надо  и  жить  по  Вере.  Но  я  таких  в  своей  жизни  не  видел.  Церковнослужителей  не  беру  в  расчёт.  По  большому  счёту,  это  их  профессия.


Но  сами  заповеди,  разве  они  не  притягательны,  разве  они  не  те  постулаты,  которым  мы  должны  следовать.
Всё  калейдоскопом  прокрутилось  в  голове.  Я  смотрел  на  запёкшуюся  кровь  с  гулко  бьющимся  сердцем. 
Чуть  не  подпрыгнул,  когда  на  моё  плечо  легла  ладонь. 


Услышал  обращение  к  себе  на  испанском. 
-Сын  мой,  что  с  вами,  вы  замерли  и  так  стоите  уже  полчаса.
Я  повернулся,  передо  мной  стоял  настоятель  храма.  Пожилой  человек  в  сутане  с  глубокими  морщинами  на  лице. 
Молча  указал  ему  на  запёкшуюся  кровь.  Преображение  настоятеля  было  разительным.  Мгновенно  бухнувшись  на  колени,  крестясь  и  читая  молитву,  он  неистово  кланялся. 


-На  колени  сын  мой,  на  колени.
И  меня  самого поразил  мой  поступок,  я  бухнулся  на  колени.  Воздух  вокруг  нас  сгустился,  я  его  ощущал,  как  видимую  субстанцию,  свет,  яркий  свет  возник  над  запёкшейся  лужицей  крови.


И  в  этот  момент  раздался  полуденный  перезвон  колоколов,  это  было  так  неожиданно,  моё  сердце  чуть  не  выпрыгнуло  из  груди.
Ощущение  чуда  пропало,  исчез  свет  над  пятном  под  распятием.  Странно,  мне  на  яву  грезится,  может,  я  перегрелся.
Почему  я  на  коленях,  а  рядом  со  мной  стоит  с  удивлением  на  меня  смотря,  пожилой  настоятель.  Он  обратился  ко  мне.


-Сын  мой,  что  с  вами?  Вы   уже  так  стоите  час,  ни  разу  не  пошевелились,  у  вас  горе,  поведайте.  Вам  станет  легче.
Ничего,  не  понимая,  встал  с  колен,  растеряно  смотря  на  то  место,  где  была  кровь.
Я  обратился  к  настоятелю. 


-Только  что,  под  распятием  была  кровь,  и  я  видел  как  со  лба  спасителя  текла  кровь.  Настоятель  оторопело,  смотря  на  меня,  троекратно  перекрестился.
-Сын  мой,  нет  никакой  крови,  вам  это,  наверное,  показалось. 


-Скажите  настоятель,  кто  автор  этой  работы,  она  уникальна,  я  не  такой  уж  знаток,  но  эта  работа  не  вписывается  в  религиозные  каноны  Испании,  это  уж  точно.
Вы  правы,  имя  автора  неизвестно,  но  работа  эта  современная.  Распятие  появилось  в  храме  ночью  в  позапрошлом  году.  Никто  не  знает,  откуда  оно  и  кто  его  создал.  Но  делал  это  распятие  уникальный  резчик.  Можно  сказать  гений. 


-Распятие  Спасителя  уникально.  Каждый,  кто  остаётся  с  распятием  наедине,  и  распятие  его  выбирает,  видит  ведения,  которые  так  реалистичны,  как  наверное,  сейчас  было  у  вас.  Но  то,  что  вы  видели  это  впервые,  видать  на  вас  Божья  Благодать.


-Молитесь  сын  мой,  вы  в  осиянии  Божьего  Света.
Настоятель  меня  перекрестил  и  направился  за  алтарь,  повернулся  сказав.
-На  обратной  стороне  распятие  написано  одно  слово.
-Резчик.

19  мая  2011