1. Диалектика - Наука о Мышлении

Николай Катаржнов
                Часть 1.  Что есть "Понятие" в гегелевской Диалектике?

1.  Диалектику Гегель понимал как  Науку о Мышлении.

2. Само слово "диалектика" ("диа"-два, "лектос" - течение), исходя из его внутреннего содержания, следует  воспринимать как "два течения едины".

3. Начальной и конечной Точкой "путешествия" текучей  Мысли  у Гегеля является его "Понятие".

4. Два течения Мысли проходят необычным "маршрутом" (диалектической Логики) и претерпевают при этом вполне определённые изменения.

Это меняющееся  Содержание  (одной и той же, необычно  «текущей», Мысли) вбирает в себя (как бы нанизывает на себя)  лишь ОДНО  гегелевское   чудо-изобретение под названием  «Понятие».

Это явление,  для лучшего представления и «наглядности», можно сравнить  с  «гардеробом» путешественницы-Мысли, которая сменяет свои формы (одежды).
И этот «гардероб одежд» как  форм Мыслей сопровождает «путешественницу»  от начала и до конца.

В результате (такого «путешествия» Мысли),  в конечной точке  заданного маршрута  движения,  Мысль  привносит в «Понятие» (как пчела в улей)  всё собранное ею,  и, тем самым,  наполняет  «Понятие» богатством  разнообразия, (уложенного в  «гардероб»), своего Содержания.
Особо привлекательным в таком  Логически  направленном  Мысле–путешествии (которое с полным правом можно назвать «диалектическим Методом Познания»)  оказывается  ТО, что гегелевское «Понятие», вмещающее в себя  текущее и меняющееся содержание Мысли, во время её «путешествия» , само также изменялось. (Как  ёмкая подвижная Форма, зависимая от своего внутреннего Содержания).
И при этом,  Изменение обязательно   должно доходить, и доходит,  до крайних пределов.

«Понятие» в этих изменениях выражает сначала одну крайность,  а затем другую, оставаясь целостным  и  единым в себе.  Это очень важно понять!
Именно в этом заключается главный секрет гегелевской Диалектики, здесь вся Суть диалектики  Понятия.

В силу важности  понимания этой Сути для всего дальнейшего хода исследования, пробежимся еще раз коротко по сказанному выше.

   Доведение Понятия «в-себе» (= в своем наполняющемся содержании)  до крайних пределов, в рассматриваемом  процессе, где они (эти «крайности») проявляют себя как  непримиримые противоположности, хотя  находятся  изначально в  единстве.  - Вот в чем заключается искусство премудрости  Логики, диалектически подвижной, живой человеческой Мысли.

Если коротко, то этот Процесс движения Мысли можно изобразить так: 
- взять простое и понятное «нечто»;
- развить  его, наполнив богатым содержанием;
- выбрать, выделить и показать  противоречивые   стороны  его;
- показать в них непримиримую противоположность в позиции  сторон;
- показывая противоположное в целом, указать  на пути преодоления  противоречия и снятия  противоборства, через движение и изменение к  другой форме этого целого.

Ценность правильного понимания при отслеживании  Логики движения Процесса Мыслью, позволяет увидеть, понять и  диалектически (т.е. через "движение")  «снять» убийственность самоуничтожения целого в непримиримой войне его сторон,  которое  возможно  на пути диалектического  Единства и разумного  разрешения в Развитии.

                Часть 2.  С чего начинается  гегелевская Диалектика?

 Поскольку Диалектика (по Гегелю) есть Наука о Мышлении, то  само Мышление и должно быть положено в Начало  исследования.      В силу того, что  Мышление  при этом выступило  и как Предмет исследования - с одной стороны, и  как Инструмент  в таком исследовании – с другой стороны, то  возникла необходимость   разрешить возникшую  коллизию.
 И Гегель сумел  преодолеть  такое затруднение.   Он придумал и   разработал  свой  Особый,  универсальный   Метод  исследования Мышления  посредством   самого  же Мышления. 
 Им впервые  была применена  столь необычная Методика  в Процессе организации  научного Познания  через  Мышление, путем введения  в Познавательный Процесс  САМОРАЗВИВАЮЩЕГОСЯ   "Понятия".   
До такого  мог додуматься только  поистине  высокий гений!
.
Шаг №1.
Начальной  «точкой отсчета» Гегель взял  «Бытие»!
Что  такое  «бытие»  - вообще и, для Мышления, в частности?
«Бытие» происходит от слова «быть».
«Быть» как Общее в себе содержит: было, есть, будет.
В смысловом плане это означает  «текущий ПРОЦЕСС» (чего бы то ни было). В том числе  и Мышления! 
Так Гегель  обдуманно и с дальним прицелом   ввел Движение  в само  Начало.
Таким образом,  «Бытие» Гегель ввел в Мышление как  самый первый  и начальный Акт  рождения  «первой»  Мысли.
Результатом этого первого  шага является появление самого первого «Понятия» - «Бытие»!

Шаг №2.
Вносится  небольшое  (особое) добавление  к слову  «бытие», как  «приставка»  - «чистое». 
 В результате  этого (шага №2)  «Понятие» приобретает вид: «чистое бытие».
Что это дает? 
«Чистое бытие» в смысловом плане  это есть «ничем не замутненное», без каких-либо «примесей», т. е. абсолютно  «чистое»  (стерильно чистое)   «бытие»  и ничего более!

Шаг №3
  Определение (по Гегелю): «Чистое  бытие есть ничто!»
--------------------------------------
   С точки зрения «здравого рассудка»,  для которого  шаг №2 не внес ничего существенного, появление такого  «Определения» прозвучало как «гром средь ясного неба»!
Для рассудка  «Бытие» как «Понятие»  содержит всё, что нас окружает.
Потому, такое Определение  Гегеля, обычный рассудок  принять не может. У него сразу же возникает, помимо чувства негодования, острое подозрение ,  что здесь кроется обман!

Чтобы разобраться  в этом,  следует вернуться  на два шага назад и  более осмысленно попытаться для себя разобраться  в чем Суть дела.
Острое неприятие  рассудка  возникло из-за того, что он (рассудок) воспринял в определении Гегеля, не ТО, что строго и точно выражено: «чистое бытие есть ничто», а  СВОЁ  «бытие есть ничто!»
Произошла ПОДМЕНА  ПОНЯТИЙ!
Обычный Рассудочный Ум  («здравый смысл»)  не захотел (или не смог так быстро!?)   вникнуть в  Процесс  Образования Гегелевского  Понятия (Шаг №3).

Для оказания помощи  рассудку, чтобы понять Суть,  предлагаю обратиться к   образному Представлению.
1) Возьмем белый чистый лист  бумаги.
2)  Очертим на этом листе круг.
3)  Заглянем  ВНУТРЬ этого круга.  - Что мы там увидим?
Внутри круга, очерченного на чистой белой бумаге – НИЧЕГО  НЕТ!
Этот круг пуст, он чист! Не так ли?

Точно также обстоит  Суть дела и  с   первым «Понятием»  - «чистое бытие».
Гегель  дает Определение, относящееся к тому, что находится в  «чистом круге»  АБСТРАКТНОГО  МЫШЛЕНИЯ,  в котором  Гегель лишь «прочертил» свой 1 штрих – внес  туда  пустое  бессодержательное первое «Понятие», которое он к тому же «стерилизовал», очистил его (чтобы  ненароком там ничего случайно не оказалось, кем-то другим внесенным!).
Потому по Гегелю « чистое бытие» = «ничто»!
Гегель задумал  наполнить Содержанием это Понятие «чистого бытия», но  только строго под контролем Разума, отслеживая каждый шаг такого Процесса. 
Как и что  будет происходить  дальше – об этом  будет другое повествование.
А  ПОКА - на этом  поставим точку.

          Продолжение следует -   http://www.proza.ru/2014/05/12/275