Всему свой век

Мария Булгакова
Пусть мир огромный
Уже иной,
Но все, что помню,
Всегда со мной.

                Рута Марьяш


С приближением школьных каникул переживаний у пап и мам становилось выше головы: куда спровадить детей, чтобы всем было хорошо?
Один из самых подходящих способов оторвать любимое чадо от бесконечного сидения в застывшей позе за компьютером, от пугающих родителей компьютерных игр, сомнительных виртуальных знакомств, от “сексуального просвещения” и пр. – это отправить ребенка в путешествие, где он не только мог бы находиться под присмотром сопровождающих и отвечающих за детей представителей экскурсионного бюро, но еще и увидел бы и узнал много нового.

Рижское бюро путешествий и экскурсий поддерживало добрые отношения и сотрудничество с Черноморским пассажирским портом в Одессе и не раз в весенне-зимние каникулы отправляло свои группы покачаться на  волнах Черного моря, подышать ядреным морским воздухом и познакомиться с новыми для ребят местами.
Пределом родительских мечтаний было устроить детей на круизное пассажирское судно, дизель-электроход “Россию”, о которой среди любителей морских путешествий ходила добрая слава.
Впервые я шла на этом судне в весенние каникулы – с 4 по 17 апреля в команде работников бюро, которую возглавлял Николай Георгиевич Шабанов (вечная ему память!), надежный, опытный, веселый и, как никто другой, умеющий работать с ребятами.
Поездка наша началась нестандартно: из-за каникул все билеты в кассах Аэрофлота были распроданы, и нам пришлось поездом везти ребят до Киева, где на привокзальной площади нас ожидали автобусы с киевскими экскурсоводами. С ними мы и отправились в Одессу.
Я впервые ехала по Южной Украине, и она поразила меня однообразием степных пейзажей: все ровно, плоско, монотонно. Пушкин в главе “Путешествия Онегина” много писал об Одессе, но не обошел вниманием и степи:

Но степь нагая там кругом;
Кой-где недавний труд заставил
Младые ветви в знойный день
Давать насильственную тень.

Киевский экскурсовод Настя оказалась немногословной, не утомляла ребят чрезмерной информацией, говорила кратко, ясно:
– Херсонские и Одесские степи – это житница Украины. Тут прекрасные плодородные почвы. Посмотрите в окна, какие озимые поднялись, зеленеют, как ковёр, которому не видно ни конца, ни края. Села тут богатые. Растет все. А какие помидоры вызревают! Вы таких не ели и не видели. Разломишь, а сок не течет, одна мякоть. Вкусно! Это все от южного солнышка. Сейчас еще только апрель, а оно раскалило наш автобус так, что дышать трудно. Ну, потерпите еще немножко. Скоро Одесса, а там свежий ветер с моря. Сразу оживете.      
И вот мы в огромном, очень красивом городе – в Одессе и направляемся прямо к пассажирскому порту, где стоит наша “Россия”. Когда издали мы увидели судно, все – и дети, и взрослые – в едином порыве гаркнули ура! с такой силой, что зазвенели стекла. Автобус остановился, мы поблагодарили Настю, шоферов и, вывалившись на причал, ринулись к трапу, чтобы скорее очутиться на судне.
Но не тут-то было! У входа на трап стояли два крепких, подтянутых, красивых, будто сошедших с картинки матроса и сдерживали напор рвущихся на судно ребят. Тут появился наш чудесный директор Шабанчик (так, любя, все его звали), поговорил с дежурными о порядке посадки. И, на удивление и радость, наши ребята спокойно, дисциплинированно стали подниматься по трапу до следующих дежурных, которые, взглянув на путевку и увидев номер каюты, направляли их в нужную сторону. Через полчаса все угомонились и разошлись по каютам. Мальчишки, зайдя в каюту, плашмя падали на постели, чтоб почувствовать, что такое морская койка, и с восторгом выдыхали: ух! Здорово! Потом забрасывали свои рюкзаки в стенной шкаф и пулей вылетали на палубу пробежаться, сделать круг почета, оглядеть соседние суда и снова заорать, что было мочи:
– А наша “Россия” лучше всех! Ура!

Но в это время по радио раздалось приглашение на обед. Директор весело предупредил, что с немытыми руками никого не пропустит. Быстро приводите себя в порядок и не опаздывайте, обед через десять минут.
В просторном ресторане расселись по группам и наступила тишина. Обед показался таким вкусным, что на шалости, разговоры времени не хватало.
Зашел в зал помощник капитана, который отвечал за работу с туристами, и сказал, что на судне положено представлять туристам капитана:
– Через полчаса вам надо собраться в холле, где у нас бывают собрания, кино, концерты, танцы. Там вы все поместитесь. Приходите.

Ребята расселись и затихли. Первым представился капитан – высокий, стройный, красивый, такой, каким нам хотелось видеть капитана.
Он  говорил коротко, веско и серьезно:
– На море, ребята, свои порядки и строгая дисциплина, которой подчиняются все – и команда, и пассажиры. На две недели  это судно становится вашим домом. Прошу его любить и жаловать. Мой помощник будет все дни с вами. Он расскажет вам о нашей “России” всё, о ней есть что рассказать. Вот теперь я и передам бразды правления в его руки.

Капитан попрощался  и ушел, а помощник капитана с ходу сообщил нам, что первоначальное название “России”  –  “Patria” (что по-русски “Отчизна”). Она была построена немцами в Гамбурге за год, а проектные работы вела фирма “Гамбург – Америка” пять лет. В 1938-м  году корабль был спущен на воду и ушел в свой первый рейс Гамбург – Южная Америка.
–  Ребята, надеюсь, что вы знаете, что военные суда – это корабли, а в гражданском флоте – суда. Все они идут, а не плывут по морю. Вот, к примеру, в стихотворении Блока:

Ты помнишь? В нашей бухте сонной
Спала зеленая вода,
Когда кильватерной колонной
Вошли военные суда.

Четыре – серых. И вопросы
Нас волновали битый час,
И загорелые матросы
Ходили важно мимо нас.

“Patria” была первым в мире дизель-электроходом. На ней есть шесть дизелей, которые работают на электростанцию. Собственного электричества на корабле хватает на все, в том числе и на то, чтобы “Россия” шла со скоростью пятнадцать узлов. Вот, ребята, новое для вас понятие – узел. Слово это имеет два значения: например, говорят: завязать, развязать, затянуть узел, а второе значение – это мера скорости судна на море. Один узел равняется одной морской миле в час, а морская миля – это 1852 метра. Значит, скорость “Патрии” 28 км/час.
Думаю, морских премудростей на сегодня вам достаточно. Я еще много всего буду рассказывать вам, используя каждую возможность. Биография “Patria” –  “России” очень интересна, вам повезло, что вы попали на такое замечательное судно. 
Советую перед сном принять душ и лечь спать пораньше, чтобы завтра вы были свежи и бодры. После завтрака вам предстоит приятная и интересная прогулка по Приморскому бульвару. А сейчас вы свободны. Хорошего отдыха!


*   *   * 

Ночь прошла тихо и спокойно: ни шалостей, ни болтовни, ни смешков – ничего. Все как провалились в сон, а утром после душа и завтрака стали совсем другими. Мы глазам не верили, так посвежели и похорошели наши подопечные после глубокого сна! Групповоды пересчитали своих ребят, и группа за группой стали выходить на причал, где их ждала  экскурсовод Стелла, молодая, загорелая до черноты одесситка. Она поставила ребят полукругом так, чтобы они хорошо видели “Россию”, и сказала, что о судне нам будет рассказывать помкапитана по работе с туристами, а ее задача – назвать основные характеристики, уж больно хорошо отсюда она смотрится.
– Так вот, ребята, длина судна 182,1м , ширина – 22,6м , высота – 27м (это высота девятиэтажного дома), осадка – 7,1м , водоизмещение 20 тыс. тонн , скорость хода – 15 узлов. Если что-то из сказанного мною вам не очень понятно, спросите во время беседы у помкапа. А сейчас давайте погуляем по Приморскому бульвару до Потемкинской лестницы и побеседуем.
–  Оглянитесь вокруг, порадуйтесь красоте и выразительности всего. Сразу ясно, что это морской город, а этот чудесный бульвар – излюбленное место прогулок всех одесситов, всех приезжих. Кто только тут не гулял! Вы уже учили биографию Пушкина и должны знать, что в 1820 году Пушкин был сослан в южную ссылку (к счастью, не в Сибирь) за то, что, как выразился шеф жандармов Бенкендорф, он “наводнил Россию возмутительными стихами”. И Пушкин оставил нам бесценное сокровище поэзии – главу из романа в стихах “Евгений Онегин” – “Отрывки из путешествия Онегина”. Для экскурсоводов по Одессе это почти готовая экскурсия, бесценный материал. Вот послушайте:

Я жил тогда в Одессе пыльной...
Там долго ясны небеса,
Там хлопотливо торг обильный
Свои подъемлет паруса;
Там все Европой дышит, веет,
Все блещет югом и пестреет
Разнообразностью живой.
Язык Италии златой
Звучит по улице веселой,
Где ходит гордый славянин,
Француз, испанец, армянин,
И грек, и молдаван тяжелый,
И сын египетской земли,
Корсар в отставке, Морали.


Тут в разговор вступила я:
– Ребята, мы договорились со Стеллой, что будем работать с вами сегодня вдвоем – она и я, рижский экскурсовод Мария Ивановна. Мне хочется помочь моей коллеге, потому что знаю по опыту, что во время каникул туристов так много, что экскурсоводы очень устают. Мы попробуем сегодня работать попеременно: то Стелла, то я. Я продолжу Стеллу стихами из “Евгения Онегина”. Пушкин по утрам после купания в море и завтрака любил прогуляться по бульвару, по городу, и вот как он пишет об этом:
Иду гулять. Уж благосклонный
Открыт Casino; чашек звон
Там раздается; на балкон
Маркер выходит полусонный
С метлой в руках, и у крыльца
Уже сошлися два купца.
    *  *  *
Глядишь – и площадь запестрела.
Все оживилось; здесь и там
Бегут за делом и без дела,
Однако больше по делам.
Дитя расчета и отваги,
Идет купец взглянуть на флаги,
Проведать, шлют ли небеса
Ему знакомы паруса,
Какие новые товары
Вступили нынче в карантин?
Пришли ли бочки жданных вин?
И что чума? И где пожары?
И нет ли голода, войны
Или подобной новизны?
 
Ну, разве это не чудо? Как живая картина торгового города у художника!
Когда вернетесь домой, обязательно возьмите в библиотеке (если нет дома) “Евгения Онегина” и попробуйте выучить наизусть “Отрывки из путешествий Онегина”, посвященные Одессе. Не пугайтесь! Это всего 10 строф по 14 строчек в каждой. Запоминаются легко, а когда одолеете их, сразу почувствуете себя счастливыми и поумневшими. Попробуйте! Этой радости вам хватит на всю жизнь.

Мы переглянулись со Стеллой и улыбнулись. Я издали увидела скамью и, обрадованная, предложила Стелле:
– Садитесь, пожалуйста.
Она хмыкнула и ответила по-одесски задорно:
– Нет уж, пусть мои враги сядут, а я присяду.
Я  подмигнула ей и мы дружно рассмеялись. А тут ребята попросили разрешения пробежаться по Потемкинской лестнице. Быстро разделились на две группы и помчались вниз. А через мгновение победившая группа, запыхавшаяся, но радостная, уже стояла возле нас:
– Мы победили! Ура!
Тут подоспела и другая половина, и Стелла дала всем несколько минут отдышаться, а потом начала беседу.
Детвора окружила ее, с любопытством и вниманием ожидая начала.
И я вместе с ребятами с интересом слушала свою коллегу:
– Видите ли, ребята, – начала разговор Стелла, – если хорошенько подумать, то невольно начинаешь понимать, что в мире все переплетено и связано. Вы из Риги до Одессы проехали поездом и автобусом, подумать только, более полуторы тысячи километров. И вот нежданно-негаданно оказались на Приморском бульваре и даже пробежались вниз-вверх по лестнице, на которой снимал кадры своего бессмертного фильма “Броненосец Потёмкин” ваш земляк, гениальный кинорежиссер, рижанин по рождению, Сергей Эйзенштейн (1898 – 1948 годы). Ну, разве это не подтверждение того, что все в мире переплетено и связано? Тайна... чудо...
Сергея Эйзенштейна знают и ценят все любители киноискусства, ибо его фильмы “Стачка”, “Броненосец Потемкин”, “Октябрь”, “Александр Невский”, “Иван Грозный” – оказали огромное влияние на развитие всего мирового киноискусства.
– А моя коллега, ребята, Мария Ивановна, расскажет вам об отце Сергея Эйзенштейна. Пожалуйста, Мария! Вам слово, – обратилась ко мне Стелла.
И я, включившись в беседу Стеллы, продолжила:
– Отец кинорежиссера – Михаил Осипович Эйзенштейн (1867 – 1921 годы), тоже рижанин, был инженером-строителем, влюбленным в архитектуру. Пятнадцать многоквартирных доходных домов до сих пор украшают Ригу, и все туристы, приезжающие к нам, – рассказывала я, поглядывая то на Стеллу, то на ребят, – обязательно хотят побывать на улице Альберта, где почти все дома построены по проектам Михаила Осиповича Эйзенштейна в новом для начала XX века стиле декоративного модерна (югенда). Они очень нарядны, разнообразны и очень нравятся туристам.
– Мне , – весело вмешалась Стелла, – они тоже нравятся. Я была на экскурсии в Риге и ваш экскурсовод повезла нас посмотреть улицу Альберта. Чтобы повеселить нас, она рассказала то ли быль, то ли анекдот, как однажды богатый рижский купец пришел к Михаилу Эйзенштейну заказать для себя дом. Архитектор спросил его: “А в каком стиле вы хотели бы дом?” И рижский купец ответил, как мог бы ответить наш одессит: “Вали во всех стилях! Денег хватит.”
– Мы со Стеллой рассказываем для тех, кто, живя в Риге, может быть, ни разу не удосужился сходить посмотреть улицу Альберта. Теперь, надеемся, что у них проснется любопытство и они поймут, почему иностранные туристы хотят там побывать.
Стелла выразительно посмотрела на меня, мол, рассказывайте дальше.
И я продолжила:
– Один из первых домов на улице Альберта, 4 принадлежал богатому рижанину Лебединскому. Он уже умер, а некоторые рижане по-прежнему называют этот дом домом Лебединского. Этот дом, пожалуй, самый красивый, самый яркий образец декоративного модерна. Его обязательно надо посмотреть, ребята, и внешне, и зайти внутрь, ибо это украшение Риги, своеобразная жемчужинка.
К 100-летию со дня рождения талантливого писателя Николая Задорнова (1909 – 1992 г. г.) сын его, всем известный сатирик Михаил Задорнов почтил память отца открытием 5 декабря 2009 года в этом доме на Альберта, 4  библиотеки имени Николая Задорнова (в просторечье ее называют Библиотека Задорнова). Это было памятное культурное событие в жизни Риги, где с распадом СССР количество литературы на русском языке в библиотеках заметно уменьшилось. И вдруг открылась такая библиотека! Да еще в таком чудесном доме! Со всех сторон пошли поздравления, подарки: от посольства России, от друзей из Москвы, Санкт-Петербурга, от рижан. И теперь библиотека Задорнова живет полноценной жизнью. Она уже обслужила пять с половиной тысяч читателей. Там красиво, уютно, книги стоят на открытых полках. Все доступно, можно взять в руки книгу, полистать, прочитать одно-другое место, проконсультироваться с библиотекарем.
Библиотека делает все, чтобы вернуть читателя к книге, ведь от нашей былой славы самой читающей в мире страны мало что осталось. А это горько.
Вот видите, сколько интересного о Риге вы неожиданно узнали в Одессе от двух экскурсоводов! Это и для меня, и для Стеллы интересный эксперимент. Мы рады, что вы так внимательно слушали. Спасибо!
Стелла взглянула на часы и заторопилась:
– Мы, кажется, заговорились. Скоро обед. Пора возвращаться. А после отдыха помощник капитана хочет видеть вас в холле, чтобы продолжить рассказ о вашем удивительном плавучем доме.
Мы вернулись на “Россию”, где нас уже ожидал наш веселый Шабанчик,
и все пошло по плану.
В назначенное время ребята собрались в холле и помощник капитана сказал:
– Вы хорошо отдохнули ночью, с пользой и удовольствием прогулялись
по нашему Приморскому бульвару, посмотрели на одесскую пассажирскую флотилию, украшением которой является наша “Россия”. А теперь о ней. Но для этого мне предстоит вернуться к первой половине 20 века. К сожалению, без политики нам не обойтись.
I-ая мировая война (1914 – 1918 г.г.) закончилась поражением Германии, кризисом и приходом к власти в 1933 году Адольфа Гитлера. Германия, стремясь взять реванш за поражение, начала в бешеном темпе подготовку к новой войне.
Чтобы усыпить внимание Советского Союза к тому, что происходило в Германии, 23 августа 1939 г. был подписан Пакт о ненападении между СССР и Германией. Но это не остановило Гитлера: Германия строила огромное количество самолетов, танков, пушек, кораблей – подводных и надводных, проводила учение за учением и становилась с каждым днем все сильнее и опаснее. Наша разведка без устали доносила о том, что Пакт о ненападении не остановит Германию: война будет.
В 1938 году дизель-электроход “Patria” был спущен на воду и отправился в первый рейс из Гамбурга в Южную Америку.
А уже в 1939-м, вернувшись домой, “Patria” стала штабом подводного флота Германии, командовал которым гроссадмирал Дёниц, и гостиницей для высоких офицерских чинов. Поэтому внутреннее убранство корабля в высшей степени соответствовало положению хозяев.
Ребята, на пятилетнее проектирование первого в мире дизель-электрохода “Patria” и потом годичное строительство его потребовались колоссальные суммы денег, а на интерьер, то есть внутреннюю обстановку, убранство ушла половина этой суммы.
“Patria” внутри была аристократически роскошна и прекрасна: дорогие ковры на полах, на стенах; картины выдающихся художников мира, люстры, бра, зеркала, обшивка стен из редких пород дерева, совершенно уникальный бар с отделкой под чешую – настоящее произведение искусства. Танцевальный зал, свой камерный оркестр, библиотека с удобной мебелью, церковь (конечно, лютеранская).
Все соответствовало положению хозяев корабля; до мелочей были продуманы удобства в “люксе” начальника штаба германского флота, и в каютах первого класса на 320 человек для высоких офицерских чинов и гостей.
II-ой класс, туристический, на 100 человек. Обслуживающий персонал – 260 человек – вышколенный и высококвалифицированный.
Кроме пассажиров, “Patria” брала восемь тысяч тонн груза. В течение всей войны она использовалась как плавбаза германского военно-морского флота.
К концу войны весь уцелевший немецкий флот и “Patria” в том числе был собран в порту Фленсбург. Тут на борту дизель-электрохода “Patria” в мае 1945 года находилось Правительство адмирала Дёница, которому Гитлер перед самоубийством 30 апреля 1945-го передал свою власть над Германией.
В 1945-ом году войска 2-ого фронта (т.е. Англии и США) взяли Гамбург, Фленсбург со всем германским флотом. И в уникальном баре под чешую на дизель-электроходе “Patria” Дёниц подписал 7 мая 1945 г. односторонний Акт о капитуляции подводного флота Германии.
Но 10 мая 1945 г. во Фленсбург на “Патрию” прибыла контрольная комиссия от союзников, во всем разобралась, и 23 мая правительство Германии во главе с Дёницем было арестовано , Акт о капитуляции подводного флота Германии аннулирован.
Вот видите, ребята, какие важные для всего мира события происходили на корабле, на который посчастливилось вам попасть. Ваше путешествие вы будете помнить долго. Многие хотели бы быть на вашем месте.

После окончания войны, – продолжал рассказ помкапа, – “Patria” некоторое время находилась в руках англичан, которые на ней перевозили союзные войска в Норвегию и Африку.
Потом по жребию, как небольшая компенсация за огромные потери СССР в войну  “Patria” была передана Советскому Союзу и стала называться “Россия”. Местом ее приписки стала Одесса. Она ходила из Одессы в Нью-Йорк. Но в 1947 году по недоразумению была там арестована, вернулась в Одессу и какое-то время помогала сильно пострадавшей в войну Одессе тем, что давала городу электроэнергию от своей электростанции.
Но вот для “России” наступили новые времена – начались грандиозные работы по переделке корабля для других целей, чтобы “Россия” приносила доход Одесскому порту. Вся роскошь интерьера исчезла. Бар под чешую (он на “России” назывался Петровский бар) – исчез тоже. Ценнейшие гобелены (ковры), картины, бра и т. д. – все где-то растворилось.
Зато после перестройки “Россия” хорошо зарабатывала, ибо могла брать на борт 2 – 2,5 тыс. человек (с палубами). Она работала, главным образом, с туристами, студентами , паломниками в Палестину, Мекку. А студентов из Кубы, которые учились в Университете Дружбы Народов в Москве, отвозила на каникулы домой. Рейс до Кубы длился 2 месяца туда, 2 месяца обратно.
В 1978-ом году “Россия” перевозила участников Всемирного фестиваля молодежи студентов.

*    *    *

После ремонта и внутренней перестройки “Россия” стала такой, как мы ее увидели, очутившись здесь: удобные просторные каюты, вместительный ресторан с хорошими поварами, скромный бар, рядом сцена, танцевальный зал. На длинные рейсы всегда нанимался оркестр из профессионалов. Брали с собой много фильмов, ибо в кинозале была хорошая аппаратура. Каждодневно работала библиотека. На судне много всяких уголков для любителей уединенного отдыха. А палубы просто уникальны: широкие, просторные, покрытые досками из дорогих сортов дерева, поэтому почти не снашиваются, и даже слегка пружинят. Палубы надежно ограждены от моря, и руководителям групп не надо бояться за ребят. И везде идеальная чистота, ибо все работает на электричестве.

“Россия” и после перестройки осталась красивой какой-то особой благородной красотой, как бывают красивы аристократы в старости.
Она долго пользовалась у отдыхающих огромной популярностью на Крымско-Кавказской линии, часто брала на борт дополнительно до двухсот-трехсот человек (а при необходимости и пятьсот). Обслуживающий персонал (более двухсот человек) прекрасно справлялся со своими обязанностями, и всем было комфортно.
Отдыхающие, если не хватало кают, ночевали на прогулочных палубах в шезлонгах, закутываясь в пледы, прикрываясь одеялами (личные вещи сдавали в камеру хранения). Спать под мягкое покачивание теплого летнего моря, с звездным куполом  над головой – это романтично и радостно.
А утром на подходе к Ялте с борта “России” открывалась удивительная картина.
И тут без Пушкина никак не обойтись:

Прекрасны вы, брега Тавриды,
Когда вас видишь с корабля
При свете утренней Киприды,
Как вас впервой увидел я;
Вы мне предстали в блеске брачном:
На небе, синем и прозрачном,
Сияли груды ваших гор,
Долин, деревьев, сёл узор
Разостлан был передо мною.
А там, меж хижинок татар...
Какой во мне проснулся жар!
Какой волшебною тоскою
Стеснилась пламенная грудь!
Но, муза! прошлое забудь.    

Ну вот, основное я вам рассказал, – приветливо улыбаясь, обратился к ребятам помощник капитана. 

*    *    *

Последующие дни нашего путешествия на “России” познакомили нас с приморскими курортными городами: Ялтой, Сочи, Сухуми, Батуми. Местные экскурсоводы рассказывали ребятам много интересного о них, заводили группы в ботанические сады, гуляли с ребятами по центру, помогали найти фрукты, – хотя в апреле выбор их был еще невелик. Но сушеный инжир, вяленую на солнце хурму все попробовали и оценили. Их можно было купить и для подарков папам и мамам: вкусно и легко довезти.   
В Сочинском порту, недалеко от нашего причала мы впервые увидели безлистную магнолию, усыпанную крупными белоснежными цветами. Это было так красиво, что мы не могли оторваться от нее, ходили как завороженные вокруг и ахали от восторга.
Впечатлений от путешествия было масса.
А в Батуми нас застало начало шторма, и мы прервали экскурсию, с возможной осторожностью и быстротой отошли от причала и вышли в открытое бушующее море, где двое суток оно что хотело, то и творило с нами.
Бедные наши зеленые детки! Они пластом лежали в каютах и о еде подумать даже не могли. Только с тоской спрашивали у взрослых из обслуживающего персонала:   
– Когда же оно смилостивится над нами и успокоится? В первые дни оно было таким ласковым, таким тихим, а на прощанье решило показать свой истинный характер. Нет, теперь, наверное, сто раз подумаем, прежде чем решиться на морское путешествие.

Матросы успокаивали ребят, говорили, что не надо переживать: “Вы же должны проверить себя в разных обстоятельствах. Иначе, как вы поймете, стоит ли идти учиться в морскую школу?”   

Но так страдали от качки не все. Некоторые ребята ее просто не замечали. Наоборот, у них просыпался зверский аппетит, они шли в ресторан и наедались до отвала, и им было хорошо. Правда, таких счастливчиков оказалось немного.

  Я, к сожалению, к этой категории не отношусь. Как только началась качка, я добралась до каюты и легла, стараясь не шевелиться и не выпускать из рук пакет. Вдруг кто-то постучал в дверь. Вошел молодой стройный одессит с подносом в руках и белым полотенцем, перекинутым через руку. Вошел, несмело улыбнулся и приветливо сказал:
– Как ви себя имеете? Посмотрите, что я вам принес. Вот тут у меня на подносе есть все то, что вы обязательно сможете покушать. Ну, не отворачивайтесь же, посмотрите: вот кружочки сервелата, лимона, вот соленые огурчики и бутерброд с килечкой и яичком. Попробуйте, все вкусно, а главное, что после этого вам сразу захочется пойти пообедать. Я знаю, о чем говорю, у меня большой опыт.

Я лежала и внутренне улыбалась. Это же надо так спросить: “Как ви себя имеете?” (т.е. как вы себя чувствуете?)
Молодцы одесситы! От этих слов сразу стало хорошо.


*  *  *

“Patria” – “Россия” верой и правдой прослужила людям сорок семь лет и в 1985 году была выведена из состава флота.
Как грустно звучит эта фраза! Будто сказано о человеке, отдавшем все силы делу и услышавшему от хозяина, что он больше не нужен.

Но напоследок еще в мае 1982 года мы с Шабанановым и теперь уже другими ребятами успели пройти на “России” по Черному морю в последний раз.
На судне, как и прежде, был порядок, сохранялась вышколенная команда, но что-то новое, тревожное, едва уловимое витало в воздухе, настораживало и тревожило: предчувствие конца? Да, наверно. И вскоре все узнали, что Япония купила дизель-электроход “Россию”, чтобы разрезать на металлолом. Что ж, одна обшивка корабля “Patria” из лучших сортов стали толщиной 22 мм чего стоила! А шесть дизелей, электростанция и т. д. – металла, да еще высочайшей пробы было немало. Хозяйственная, экономная Япония не просчиталась.
А пассажирская флотилия Одессы лишилась, к великому сожалению, своего украшения, привлекательности для туристов.

«Sic transit gloria mundi» (так проходит мирская слава) – говорили древние римляне.

Да, воистину всему свой век...  Грустно, но факт...




13 августа 2013 г.   Рига.
То дождь, то солнышко
t около 21 – 23 градусов
Зацветшие далии, флоксы,
гладиолусы напоминают:
осень не за горами...