Пятьдесят чаще уже не половина

Надежда Дмитриева-Бон
   
                Фото-коллаж авторский



   Период  активного  созидания  в  моей  судьбе,  я  так  думаю,  всё  же  прошёл.  Но  это,  не  повод, 
ни  для  тоски,  ни  для  удручающей  ностальгии  и  я  допускаю,  что  прелесть  жизни  можно  найти  просто 
в  её  созерцании,  а  созерцать,  как  и  всё  в  жизни,  надо  уметь.  При  этом  надо  расстаться  с  суетой, 
которая  присуща  периоду  молодости,  когда  работа  необходима:  и  от  физической  силы,  и  от  приобретённых 
знаний,  и  от  материальной  потребности  человека.  Человек  начинает  работать,  чтобы  состоялась  его 
карьера  и  этого,  по  началу,  хотят  многие,  но,  в  конечном  счёте,  это  не  у  всех  получается. 

   Понятно,  что  удачная  карьера  это  то,  что  приносит  не  доходы,  а  уже  нескромные  доходы  и  это  то, 
что  в  жизни  свершается  гораздо  реже,  и  только  с  избранными.  И  как  же  это  важно  вовремя  понять! 
А  время,  оно  идёт,  бежит  и  даже  скачет.  Вот  и  получается,  что  работа,  в  большинстве  своём  и  для 
большинства,  не  является   достижением  какой-либо  карьеры,  а  является  единственным  источником  добычи 
средств,  для  своего  существования.  Вот  в  большинстве  своём,  мы  всю  свою  жизнь  этим  и  занимаемся, 
а  от  того  сколько  нарабатываем   мы  так  и  живём:  отдыхаем,  мечтаем,  имеем  или  не  имеем,  свершаем  или  не  свершаем.

     От  своего  малого  свершения,  я  считаю,  что  живу  хорошо.  Мечтала  жить  совсем  не   так,  но 
моим  мечтам  не  суждено  было  исполниться.  Мечта  это,  в  общем-то,  твоя  мысль,  которой  нечем 
кормиться,  а  значит,  и  сбываться  ей  не  приходиться.  Но  я  научилась  мечтать  о  том,  что  имею,  и  это 
оказалось  жизнерадостное  умение,  жить  сейчас  важней  и  интересней  чем  завтра.  Потому,  что  завтра  ещё 
должно  наступить,  да  и  желания  на  завтра  всегда  значимей  сегодняшних  возможностей.

   За  прожитый  период  жизни,  я  научилась  иметь  свой  взгляд  на происходящие  вокруг, и  при  этом, 
я  научилась  уважать  мнение  и  образ  жизни  других  людей.  Поэтому,  у  меня  нет  никаких  оснований 
обижаться  на  судьбу.  Я  люблю  свою  жизнь,  я  счастлива,  и  рада  только  тем  счастьем,  которое  случилось. 
А  мои  мечты  они  остались,  они  не  досаждают,  они  мирно  украшают  жизнь  состоявшуюся.  Все  мы 
хорошо  знаем,  что  счастье  это  понятие  и  относительное  и  субъективное,  но  я  говорю  о  себе,  поэтому 
смею  так  говорить  и  писать,  а  пишу,  потому  что  хочется.  Пишу  для  того,  чтобы  понять,  что  же  я  думаю  о  своей  жизни. 

    Однажды,  я  узнала,  что  мысли,  попавшие  на  бумагу,  они  каким-то  непостижимым  образом  начинают 
систематизироваться,  и  выстраиваться  в  цепь  твоей  логической  линии.  Конечно,  трудно  не  признать,  что 
мешанина  мыслей  и  мысли  в  навал,  многим  из  нас,  не  мешают  жить,  но  когда  я  вдруг  подчинила  их 
бумаге,  это  дало  мне  малый  эффект  осознанной  успокоенности. 

   Теперь  я  записываю  свои  чувства  совершенно  разные:  и  об  усталости,  и  о  радости,  записываю 
восклицания  сердца  и  вырывающиеся  из  души  чувства  и  записанные  они  доставляют  мне  радость. 
Порой  я  не  успеваю  их  донести  до  бумаги.  Они  овладевают  мной  в  ходьбе,  в  Метро,  в  разговоре 
с  другим  человеком.  Когда  я,  на  его  озвученные  проблемы,  вдруг  непроизвольно  начинаю  строить 
ответы,  наперёд  зная,  что  человеку  это  вовсе  не  нужно. 

    Я  давно  уверовала  в  то,  что  твой  совет  и  мнение,  по  большому  счёту,  бесполезен  потому, 
что  человек  вопрошающий,  всегда  желает  слышать  только  то,  что  он  хочет  услышать.  Ну,  а  я  невольно 
проживаю  услышанную  историю,  и  начинаю  её  думать.  Словом  мысли  в  моей  голове  живут  активно,  и 
как  оказалось,  они  хотят  ещё  и  какого-то  осмысления,  чтобы  потом  активно  встать  на  полки  моей  памяти. 

    Мысли,  они  как  падающие  звёзды,  осветили  и  погасли,  а  ночью  снова  зажглись.  Мысли,  они  как 
сорванные  осенью  листья,  кружатся,  дарят  красоту  золотого  листопада,  пока  не  коснутся  земли. 
А  там,  на  земле,  начинается  уже  тлен.  Тлен  для  опавших,  увидевших  свой  рассвет,  и  рождение  для 
других,  ещё  немудрых,  жаждущих  познаний,  рассвет  коих  ещё  только  зарождается.  Вот  эта 
череда,  где  покой,  рождает  не  покой  и  есть,  тайна  непрекращающейся  жизни.  Это  и  наводит  на 
одну  единственную  мысль,  что  наша  жизнь  и  многолика  и  быстротечна. 

    И  мной  овладевают  уже  новые  мысли,  новые  впечатления,  а  вместе  с  ними  возвращаются  и  старые 
переживания,  и  забытые  эпизоды  из  жизни.  И  случается  под  рукой  и  блокнот  и  ручка,  а  теперь  чаще 
–  клавиатура,  и  я  пишу…

   Жизнь,  как  мне  кажется,  даже  сквозь  все  трудности  и   неустроенность  человеческого  бытия, 
есть  интереснейшее  время  препровождение,  и  она  хороша  с  запасом.  С запасом  тишины  в  душе  и 
полного  отсутствия  знания,  что  же  там  впереди.  И  к  великому  нашему  неудовольствию,  время  жизни 
скоротечно  и  мы,  почти  все,  наивно  пытаемся  вечности  предъявить  свой  глупый  упрёк.  А  вечность, 
со  своего  вселенского  величия,  всегда  нам  отвечает,  что  время  –  это  грех  вечности,  в  котором 
она  кается,  но  лишь  потому,  что  в  грехах  надо  каяться,  а  изменить,  изменить  ничего  нельзя, 
время  для  человека  –  вечно  проходящее.

    Поэтому  и  получается,  что  жизнь  человека  –  это  вечность  в  миниатюре.  А  чтобы  сюжет  твоей 
миниатюры  состоялся,  для  этого,  он  должен  быть
первое:  кем-то  начат; 
второе:  тобой  наполнен  и  прожит;   
третье:  кем-то  завершён. 
И  получается,  что  у  человека  не  так  уж  и  много  забот  в  миниатюре  под  названием  "Жизнь", 
где  начало  и  конец,  как  мы  знаем,  увы,  не  в  нашей  власти. 

     Но,  даже  если  это  малое,  что  осталось,  нам  успеть,  то  по  жизни  своей  надо  как-то  умудриться 
тихо,  поспешать.  Наши  главные  этапы:  детство,  юность,  возраст  Христа,  зрелость,  они  незаметно 
приходят  на  смену  друг  другу  и  приносят  с  собой  всё  больше  и  больше  родственных  связей, 
дружеских  отношений  и  знакомств,  словом  всякого  рода  людских привязанностей.  Они 
поэтапно  наполняют  нашу  жизнь,  и  делают  её:  интересной,  многоликой  и  разнообразной.  Зрелость 
по  закону  жизни,  это  тот  рубеж,  у  которого  происходит  некое  осмысление  пройденного.  И  я  понимаю, 
что  в  пройдённом  этапе  жизни,  я  жила  активно,  открыто,  с  какой-то  постоянной  жаждой,  в  ней  были: 
и  тона  и  полутона,  но  в  основном,  я  жизни  выражала  восхищённое  –  ДА! Или  окончательное  –  НЕТ! 
Эмоции  моего  сердца  были  всегда  с  восклицательным  знаком.  Поэтому  мой  бодрый  восклицательный  знак 
в  лабиринтах  жизни,  попрыгав,  утомился,  и  превратился  в  знак  вопросительный.  И  вовсе  не  потому, 
что  вопросов  много,  а  просто  потому,  что  задор  ответов  кончается.  А  видимая,  на  первый  взгляд, 
его  скрученность  это  нестарая  тяжесть  прошедшего,  это  новая  суть  бытия  грядущего. 

     Сотворённый  Богом  человек  не  бессмертен  и  итогом  его  жизни  является  старость,  а  какой  она  к 
тебе  придёт  –   в  терновом  венце  или  в  нимбе,  опять  же,  предвидеть  нам,  не  дано.  В  старости, 
если  старость  ты  заслужил  у  жизни,  появляется  новый  смысл,  который  оживляет  состояние  твоего 
заката,  и  становится  ничем  иным,  как  развязыванием  нажитых  привязанностей.  Этим  новым  занятием 
человек  и  коротает  свою  старость. 

    Вот  скоро  и  я  этим  займусь.  Уповая  на  то,  что  я,  может,  и  не лишусь  возможности  общения. 
В  старости,  случившаяся  приятная  встреча  и  беседа,  это  редкая  возможность  для  человека 
взбодрить  своё  одиночество,  желанная  возможность  общения,  она  прекрасно  заменяет  неминуемо  наступающую  бездеятельность.
 
    Поэтому  поводу,  о  мудрости  бесед  с  человеком,  который  достиг   своего  созерцания.  Мне  хочется  вспомнить 
слова  моей  горячо  любимой  свекрови,  Марии  Михайловны.  Это  был  разговор  о  православной  вере  и 
её  традициях.  И  даже  тогда,  когда  я  была  далека  и  непросвещенна  в  вопросах  религии,  я  удивилась, 
насколько  в  коротком  её  выражении,  для  меня,  духовного  слепца,  всё   стало  ясно  и  понятно, 
от  её  простых  слов:  «Не  нами,  дочка,  придумано,  не  нам  и  отменять». 

    Вот  с  этой  житейской  мудростью  я  теперь  и  живу,  как  с  благословением.  А  то,  что  в  её 
словах  присутствовало  слово,  «придумано»,  оно  через годы  покорило  меня  ещё  больше.  Я,  в  своей  жизни, 
конечно,  маленькую  толику,  но  кое-что  прочитала.  И  согласна  с  тем,  если  предположить,  что  религия 
придумана,  и  она  уже  тысячи  лет  живёт,  не  исчезая  из  исторической  памяти  целых  народов,  испытывает  и  претерпевает  всяческие  болезни  неминуемой  цивилизации,  оставаясь  живой  и  востребованной, 
значит  правильно  придумано  –  навсегда,  и  этому,  пока,  нет  ничего  взамен.

    Человек  в  жизни  делает  выбор  раньше  или  позже,  но  каждый  из  нас  делает  свой  выбор,  выбор  своего 
пути,  и  нет  нужды   на  эту  тему  нам  иметь  согласие  или  не  иметь.  Пусть  в  жизни  каждого, 
сделанный  однажды  выбор,  окажется  для  него  единственно  правильным.

     Жизнь  моя  сложная,  но  мне,  она  доставляет  огромную  палитру  чувств  и  разнообразие  выводов, 
и  я  верю  в  то,  что  предначертанное  случится…


Всё  изложенное,  написано  мной  как  некое осмысление  к  моим  50-ти  годам.
Прошло  9  лет  к  моменту  этой  публикации,  и  так  удивительно,  будто  всё  это  было  вчера.