Трудно быть богом. Фильм Германа

Павел Гашев
                Посмотрел  «Трудно быть богом»  Германа.
   Ждал  выход фильма на широкие экраны  долго. Очень долго.    До просмотра фильма «бесстрашно» прочитал  целое море рецензий и отзывов,  в которых творение Германа оценивалось  и «полным безумием»,  всех исполнителей которого «нужно отправить в психушку», и гениальным творением.  И вот три часа просмотра черно-белой   киноленты  позади. 
  Скажу сразу, что самые страшные предупреждения о «вреде» фильма, о безумном воздействии на неокрепшую психику взрослых людей и совершеннолетних не считаю обоснованными.   Да,  фильм тяжелый…   Но,  как ни странно, нет смакования насилия и грязи,  хотя ее в фильме предостаточно.  Все эти сцены вызывают отторжение,  как и должно быть в нормальной жизни и у нормальных людей, но многие наши зрители как раз привыкли к обратному:  им нравится, когда смерть преподнесена красиво,  со смаком,  не вызывает рвотных рефлексов  и вообще быстро забывается.  Таков наш современный кинематограф и  продвинутые  видеоигры. И, если вдуматься, именно поэтому фильм черно-белый.  И это правильно. Снимался не для забавы.
    А у Германа кругом грязь, вечный дождь, дерьмо и безнадега.  Хотя…  неправы те, кто писали,  что в  фильме полная безнадега.  Они невнимательно смотрели фильм или не досмотрели его до конца.  Вспомните,  как болотистую однообразную  низменность припорошило первым снегом,  и вся грязь и дерьмо, не уходившие из кадра ни на секунду в течение почти трех часов, разом  куда-то вдруг исчезли.  Появился проблеск надежды.  Это,  конечно, метафора, символ. Да и не может один человек, пусть даже он и дон Румата,  все и сразу исправить. Хотя всю местную человеческую «гниль» он в финале выпотрошил, не откладывая на потом. Но ведь до последнего терпел.  Всё так по-человечески…  Хочется верить, что Румата повернул  вектор жизни, смог  затормозить всеобщий процесс деградации. 
  Я боялся, что после просмотра изменю свое отношения к исполнителю главной роли Л. Ярмольнику,  но  и эти опасения не оправдались.  Он отличный актер и ни в чем не подвел зрителя. 
   Странно, что мой просмотр, как и просмотр многими русскими людьми этого кинофильма, совпал с катастрофическими  событиями на Украине, спровоцировавшими хаос и самоуничтожение целой страны, где к власти пришли "черные".  Финал этого фильма, как и сам сюжет,  так и напрашивается в реальную жизнь.   
   Теперь о самом просмотре.  Местами мне было интересно, местами хотел прокрутить «застывшие»   кадры  с крупными планами.  Но мысли,  что недосмотрю до конца, не было.   Примерно в середине фильма  я здорово устал от смакования деталей  быта «инопланетян» и их невнятных разговоров. Но они и не могли быть внятными: перед нами не совсем люди, точнее до людей им еще далеко.  Они лишь похожи на людей...  Имеют, так сказать,  человеческий облик.  Такие имеются  и среди нас.   
 Любить героев кинофильма сложно, почти невозможно.  Нет красоты ни  в них, ни в домах, где они живут.   Лишь Румата, соблюдающий элементарные правила гигиены (и то только на первых порах),  выглядит вначале среди серой массы инопланетян  белой вороной в своей белой пуленепробиваемой рубашке.   И именно этот «скафандр» пуленепробиваемости и дает ему возможность жить в жестоком мире инопланетян, где цена жизни – грош.
 А местные людишки все время «пробуют  его на зуб» копьем:  а вдруг получится проткнуть бога, пока он спит.  В этом арканарском мире презирают и ненавидят  красоту и ум.  Всё подобного рода уничтожается, если не умеет за себя постоять. 
  Что хотел сказать Герман?  Он показал нам мир, где нет красоты и человечности, где нет никакой тяги к саморазвитию, где нет места культуре.  Показал мир, в котором все держится на силе и власти.  Мир, где главным стремлением тех, кто обладает хоть каким-то интеллектом, является желание править этим человеческим муравейником.  И «из грязи» бытия подобные правители  никого вытягивать не хотят.  Рабы выгодны.
  Чтобы что-то  изменить  на чужой планете, нужно стать одним из них, одним из грязного муравейника. Нужно биться за  них, похожих на червей,  нужно гореть их желаниями,   нужно их любить.  А не проводить эксперименты.  А Румата вначале   наблюдает «сверху».
  В финале фильма он не отличим от приспешников,  он свой среди них, потому что благородный дон  потерял близкого человека.  Девчонку-замарашку, которой он уже успел придать некоторый человеческий вид,  убили неожиданно, некрасиво, без всяких объяснений и предупреждений.    А этот небольшой, близкий дону человечек был одной крови с теми, с кем Румата и остался.   Герман  закончил фильм неожиданно.  Это уже совсем не Стругацкие.  И концовка Германа мне понятна. Потому что я, наверное, тоже человек.  А Антон в повести  Стругацких  завершает свою карьеру наблюдателя совсем по-другому.
 Тем, кто не читал, романа Стругацких,  не стоит и смотреть фильм Германа:  сюжет очень размыт, невнятен и теряется среди крупных планов и говорящих деталей из жизни инопланетников. Герман, конечно, рассчитывал на подготовленную аудиторию. И пренебрег  сюжетом во имя создания атмосферы, в которой бог не может остаться богом. Он хотел произвести эмоциональный эффект отторжения увиденного. И, по моему мнению,  этого достиг.   Является ли фильм шедевром?  По моему мнению,  однозначно незауряден.  Остается в голове. Сожалений из-за того, что я посмотрел его, нет.

 И фильм не  для тех, кто смотрит только американские киноленты.  Это не упрек подобным зрителям, это констатация очевидного факта. Здесь не будет острого сюжета, не будет ошеломляющих спецэффектов  и   красивых, вроде как помогающих людям  суперменов.  Но будут ошеломляющие картины деструкции и разложения,  бессмысленности и ничтожности существования тех, кто за собственным бытием не видит ничего возвышенного и ни к чему, несущему развития, не тянется.  А потому занят развлечениями по разнообразию уничтожения себе подобных.   Казни и пытки, как оказывается, и в нашем мире все еще «живут» и тоже  «пытаются  пробить себе дорогу». 

За окном уже двадцать первый век,  выгляните в «окно»!