Этика. 1. 3. Типология морали

Юрий Шпилькин
 
В истории этики сложилось несколько типологий морали. Выделяются типология по источнику и идеалу морали.
1.3.1. Типология по источнику морали.
По источнику морали выделяют концепции: натуралистические, социологические, антропологические, космологические и супранатуралистические. В натуралистических концепциях мораль – это результат развития природных закономерностей (Спенсер, Кропоткин). В социологических концепциях мораль -  это элемент общественной жизни, разновидность социальной дисциплины (Гоббс, Дж.Милль, Вебер, Дюркгейм, марксизм) или репрессии (Ницше, Фрейд). В антропологических концепциях мораль – качественная характеристика человека (Демокрит, Аристотель, Гельвеций, Сартр, Фромм). В космологических или супранатуралистических концепциях мораль обусловлена трансцендентным  источником (Гераклит, Платон), или как данный в откровении божественный завет (Августин, Фома Аквинский, русская религиозная философия, Тейяр  де Шарден).

1.3.2. Типология по идеалу.
От древности до наших дней в этике прослеживается две противоположные традиции: гедонистически-эвдемонистическая и ригористическая. В соответствии с трактовкой морального идеала выделяются следующие типы морали: гедонизм, утилитаризм, гуманизм. В гедонистических учениях высшей ценностью и целью является удовольствие (киренаики). В утилитаристских, или прагматических учениях морально ценным является то, что служит определенной цели (софисты, Милль, Франклин, Чернышевский, марксизм). В перфекционистских учениях высшей нравственной ценностью является совершенство (Платон, Августин, Спиноза, Соловьев, Бердяев). В гуманистических учениях высшей нравственной ценностью является человек (Шефтсбери, Шопенгауэр, Фромм).

1.4. Моральная деятельность. 
Моральная деятельность есть практическая реализация ценностей добра и зла, осознанных человеком. Значение направленности моральных ценностей состоит в том, что нравственное воспитание в силу идеальности, трансцендентности и интенциональности моральных ценностей не должно протекать стихийно, а должно включать в себя целенаправленную, содержательную и избирательную деятельность, учитывающую особенность субъектов, специфику их связей с миром добра и зла.
 
1.4.1. Нравственный поступок
Нравственный поступок – это действие, которое субъективно мотивировано, предполагает свободу выбора, имеет значение и поэтому вызывает к себе определённое отношение.
С одной стороны, не всякое действие человека является нравственным поступком, с другой - иногда бездействие человека предстаёт его важным нравственным поступком. Например, мужчина не вступается за женщину при её оскорблении или кто-то отмалчивается в ситуации, где надо высказать своё мнение, - все подобные бездействия являются отрицательными нравственными поступками. В целом можно не так уж много выделить действий человека, которые не являются нравственными поступками, а просто действиями-операциями.
Нравственный поступок предполагает свободу воли. Понятие «свобода воли» означает возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности. Свобода воли проявляется как внешняя свобода действий и как внутренняя свобода выбора между разными чувствами, идеями, оценками.  Именно там, где отсутствует свобода действий или свобода выбора, мы и имеем действия-операции, за которые человек не несёт нравственной ответственности. Если нет свободы действий или свободы выбора, то человек не несёт нравственной ответственности за свои поступки, хотя может эмоционально переживать их. Совокупность поступков - есть линия поведения, с которой связан образ жизни.  Данные отношения указывают на значения поступков для человека.  Так, ещё великий древнегреческий философ Платон учил: «Поступок не мелочь: посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку -  пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».

1.4.2. Мотивация нравственной деятельности.
 Основные средства воздействия на поведение личности существенно отличаются от других общественных норм. Эти отличия выражаются в следующих особенностях. 1. Идеальный характер санкций моральных норм. Исполнение нравственных норм не нуждается в деятельности специальных институтов. 2. Конфликт должного и сущего. Мораль обычно предъявляет человеку завышенные требования, которые не могут быть в полной мере реализованы в  действительности. Поэтому возникает желание социальных изменений. 3. Свобода выбора. Человек волен следовать или не следовать предписаниям морали. Безусловно, его выбор зависит от общественного мнения, но его действия осуществляются вне всякого внешнего контроля. 4. Всеобщность нравственного требования. Нравственное требование относится  ко всем людям, не зависимо от их национальности, классовой и сословной принадлежности. 5. Императивность моральных норм. Нормы морали обладают императивной (обязательной для исполнения) природой  .